Социально-культурные права и свободы
Ресурсы
Как всякая власть одних людей над другими, политическая власть может иметь различные источники, ресурсы, трактуемые обычно как совокупность средств, использование которых обеспечивает субъекту доминирование над объектом. Существуют различные подходы к их классификации, в том числе – по сферам общественной жизнедеятельности, содержащим соответствующие ресурсы: экономическим, социальным, культурно-информационным, силовым, демографическим. Инструментальный подход позволяет структурировать сами средства подчинения.
Не располагая никаким специфическим ресурсом, политическая власть способна через государство интегрировать и задействовать все другие, что конкурировать с ней никакая иная власть не в состоянии. За счет этого она выполняет свои основные функции.
Методы: 1.принуждение (субъект властных отношений угрожает объекту применением силы в случае неповиновения), 2.применение силы, 3.убеждение (посредством пропаганды), 4.манипулирование информацией, 5.побуждение (субъект предлагает объекту некое вознаграждение за подчинение), 6.применение авторитета
8. Легитимность власти.
Политическая легитимность – это признание обществом данной власти и ее права на управление. Власть легитимна, когда общество добровольно принимает конкретные формы правления того или иного класса. В основе легитимности лежит взаимное согласие управляющих и управляемых: первые знают, что осуществляют управление на законных основаниях, вторые признают их притязания. Легитимность власти может иметь закрепление в различных источниках:
– в древних традициях, обычаях (например, наследование власти в монархии);
– действующем зак-тве (конституция, НПА);
– революционной харизме (власть как результат радикальных преобразований)
Легитимность зависит от наличия или отсутствия у данной власти реального авторитета и доверия народа. Изменение авторитета ведет к уменьшению или увеличению легитимности.
Легитимность является понятием относительным, так как имеет свои степени, границы и не выражает единодушия граждан в одобрении той или иной власти. В любой стране мира всегда есть политическая оппозиция, протестующие против режима субкультуры, аполитичные слои и граждане, убежденные в легитимности власти.
Типологию легитимности разработал М. Вебер. Он выделил 3 основных типа легитимности.
1. Традиционная легитимность, основанная на вере, обычаях и традициях. Напр., абсолютные монархии, где механизм управления ясен и понятен: один управляет, остальные подчиняются.
2. Рационально-легальная легитимность - признаваемые народом з-ны. Напр., современные констит. гос-ва, где власть основана на народном волеизъявлении, выраженном в зак-ве.
3. Харизматическая легитимность, основанна на признании авторитета и популярности политического деятеля. Авторитет может быть приобретен в результате проведения полит.реформ. Выделяют 3 уровня легитимности власти:
– легитимность народная – признание об-вом права власти правящих кругов;
– легитимность внешняя – признание власти со стороны др. гос-в, международных организаций и влиятельных кругов, формирующих общественное мнение;
– легитимность индивидуальная – представления правящих кругов о своих властных полномочиях и действия по их удержанию.
Делегитимность – утрата доверия к власти, лишение ее поддержки общества. Возможна в результате ее неэффективности, коррумпированности, неспособности оградить от криминальных проявлений, бюрократизации.
9. Политическая социализация личности.
Социализация - процесс приобщения индивидов к существующим социальным нормам и культурным ценностям.
Политическая социализация – процесс усвоения определенных полит. знаний, ценностей и норм, передачи и приобретения политического опыта, накопленного предшествующими поколениями людей, позволяющих личности стать полноправным участником полит. жизни общества, ориентироваться в сложных общественных процессах, делать сознательный выбор в политике. Процесс полит. социализации протекает на протяжении всей жизни индивидуума.
Политическая социализация - становление политического сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности.
Основные задачи процесса политической социализации:
– передача новым членам общества политической культуры и сознания;
– создание благоприятных условий для накопления необходимого политического опыта;
Факторы, влияющие на процесс политической социализации:
– учреждения (семья, школа, институт, предприятие);
– группы общения (родственники, знакомые, группы по интересам);
– СМИ (печать, радио, телевидение);
–тип гос. устройства, политические институты, партии и движения;
– культура, наука, искусство;
Наиболее оптимальным является такой тип отношений человека с политической властью, когда через традиции, исторический опыт он связан с прошлым; с помощью норм, институтов, ценностей настоящего и прошлого активно воздействует на способы реализации политической власти, а через цели, политические организации влияет на будущие политические события и процессы.
Типы политической социализации:
– гармонический – порождающий рациональное и уважительное отношение к правопорядку, гос-ву, гражданским обязанностям;
– гегемонистский – характеризующийся негативным отношением человека к любым социальным и политическим системам, кроме «своей»;
– плюралистский – свидетельствующий о признании человеком равноправия с др. гражданами и характеризующий его способность менять свои полит. пристрастия, переходить к иным ценностным ориентирам.
10. Конституция РБ о правах и свободах личности.
Личность — понятие, означающее в праве человека как активного субъекта общественных отношений, члена общества. В контексте конституционных, гражданских и уголовных правовых норм о защите достоинства личности, личной неприкосновенности под личностью следует понимать не всякое физическое лицо, а лишь обладающее достаточно развитым самосознанием.
Конституционные права и свободы можно определить как закрепленные в Конституции и гарантированные государством юридические возможности пользоваться определенными благами. В любом случае эти возможности закреплены государством в Основном Законе.
В литературе часто используются выражения «права и свободы человека» и «права и свободы гражданина». Содержание этих понятий несколько различается. Права и свободы гражданина предопределены государственно-правовой принадлежностью соответствующего лица к государству - Республике Беларусь. Права и свободы человека предполагают их естественное происхождение вне зависимости от государства.
Обеспечение прав и свобод граждан РБ объявляется высшей целью гос-а. Другим принципиальным положением является признание равенства всех перед з-ом и права каждого без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст. 22). Права и свободы личности могут быть ограничены только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты морали, здоровья населения, прав и свобод др. лиц.
Гражданские права и свободы:
• право на жизнь (ст. 24)
• обеспечение государством свободы, неприкосновенности и достоинства личности (ст. 25)
• право на презумпцию невиновности (ст. 26)
• никто не должен принуждаться давать показания и объяснения против самого себя, членов семьи, близких родственников (ст. 27)
• право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, в том числе от повягательств на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на честь и достоинство (ст. 28)
• право на неприкосновенность жилища и других законных владений (ст. 29)
• право свободно передвигаться и выбирать местожительство в пределах Республики Беларусь, покидать её и беспрепятственно возвращаться назад (ст. 30)
Политические права и свободы. Каждому гарантируется свобода взглядов, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принуждён к высказыванию своих убеждений или отказу от них.
• свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций не нарушающих правопорядка и прав др.граждан
• право на свободу объединений (ст. 36)
• избирать и быть избранными в гос. органы на основе всеобщего равного, прямого избир. права при тайном голосовании
Социально-экономические права и свободы:
• право на труд; право на защиту своих эконом. и социальных интересов, заключение коллективных договоров и право на забастовку (ст. 41)
• право трудящихся на отдых (ст. 43)
• право на собственность (ст. 44)
• право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учрежденияхздравоохранения (ст. 45)
• право на благоприятную окружающую среду (ст. 46)
• право на жильё (ст. 48)
Генеральная Ассамблея
Каждое государство-участник может иметь в Генеральной Ассамблее не более 5 представителей, пяти заместителей и необходимого количества советников и экспертов. При голосовании имеют один голос.
Компетенция :«уполномочивается обсуждать любые вопросы или дела в пределах настоящего Устава или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов, предусмотренных настоящим Уставом, и … делать рекомендации членам ООН или Совету Безопасности или членам ООН и Совету Безопасности по любым таким вопросам и делам».
Совет Безопасности
Ответствечает за поддержание международного мира и безопасности. Является постоянно действующим органом.
Состав: состоит из 15 членов: 5 постоянных (Россия, Франция, Великобритания, Китай, США) и 10 непостоянных. Статус постоянных был предоставлен Уставом государствам, способным в силу своего преобладающего экономического и политического веса, влияния на развитие международных отношений нести главную ответственность за поддержание мира и безопасности. Непостоянные члены избираются Генеральной Ассамблеей в соответствии с принципом справедливого географического распределения и учетом степени их участия в поддержании международного мира и безопасности, в достижении др. целей.
Международный Суд
Находящийся в Гааге (Нидерланды), является главным судебным органом ООН. Состав. Состоит из 15 судей. Судьи избираются сроком на 10 лет независимо от своего гражданства из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах к назначенным на высшие судейские должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. Суда формируется с учетом принципа справедливого географического распределения и основных существующих правовых систем. В составе Суда не может быть 2 судей, являющихся гражданами одного гос-ва.
Компетенция: Рассматривает юр. споры между гос-ми и дает консультативные заключения. Решение Суда по рассматриваемому спору обязательно для участвующих в деле сторон. За консультативным заключением по юридическим вопросам к Суду может обратиться Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности
Совет по Опеке.
Состоит из 5 постоянных членов Совета Безопасности – Китая, Франции, РФ, Великобритании и США.
Функции: Наблюдение за управлением подопечными территориями, включенными в международную систему опеки. Цели заключались в том, чтобы способствовать прогрессу населения 11 территорий, первоначально входивших в систему опеки, его прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению и независимости. Цели были достигнуты. Совет по Опеке отныне собирается по мере необходимости.
Секретариат
Состоит из Генерального Секретаря и персонала, который может потребоваться для Организации.
Генеральный Секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на 5 лет и может быть назначен вновь. Ежегодно Генеральный Секретарь представляет отчет о работе организации Генеральной Ассамблее.
Сотрудники Секретариата должны иметь высокий уровень компетентности, работоспособности и добросовестности.
Персонал Секретариата осуществляет обзор мировых экономических тенденций и проблем; проводит исследования в таких областях, как права человека и устойчивое развитие; организует международные конференции по вопросам, вызывающим озабоченность во всемирном масштабе; контролирует выполнение решений, принятых органами ООН; осуществляет устный перевод выступлений и перевод документов на официальные языки ООН; распространяет сведения о деятельности Организации через СМИ.
39. Республики Беларусь в международных политических организациях и движениях.
РБ с 2007 года является членом Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС).
Беларусь вошла в число стран — лидеров борьбы с одной из самых острых современных проблем – торговлей людьми. В 2007 году в Минске открыт Международный учебный центр подготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми.
В стране функционирует 11 представительств программ, агентств и организаций системы ООН. Среди них: Программа развития ООН (ПРООН), ЮНЕСКО, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев, Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу. Помимо системы ООН государство представлено в таких международных организациях, как Всемирная организация здравоохранения, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Всемирная таможенная организация, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др. Беларусь является добросовестным участником 6 основных международных договоров в области прав человека и восьми основополагающих конвенций Международной организации труда.
Беларусь – соучредитель крупной региональной организации – Содружества Независимых Государств (СНГ), в которую входят 11 стран бывшего Советского Союза. 10 октября 2000 года президенты Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), тем самым развив ранее заключенные этими странами договоры о формировании таможенного союза и единого экономического пространства. Приоритетными направлениями в деятельности ЕврАзЭС являются обеспечение полноценного функционирования зоны свободной торговли государств-членов, выработка и проведение единой торговой политики в отношении третьих стран, упрощение таможенных процедур, создание единой таможенной территории с единой конкурентной средой.
Беларусь является членом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) с 1992 года. При вступлении в организацию наша страна присоединилась к таким основополагающим документам, как Хельсинкский заключительный акт 1975 года и Парижская хартия для новой Европы 1990 года.Беларусь принимает активное участие в выработке важнейших документов и решений ОБСЕ, вносит свой вклад в развитие общеевропейского диалога по вопросам безопасности. Страна участвует в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), а также в деятельности Консультативной комиссии по открытому небу. Беларусь первой из государств — участников ОБСЕ ратифицировала Соглашение об адаптации ДОВСЕ.
Беларусь поддерживает закрепленную в Хартии европейской безопасности приоритетную роль ОБСЕ в вопросах безопасности на основе уважения суверенитета и территориальной целостности государств, добивается равенства безопасности государств.
Беларусь входит в Центральноевропейскую инициативу (ЦЕИ) с 1996 года и выступает за развитие многостороннего экономического сотрудничества, преодолению разделительных барьеров и стимулированию интеграционных процессов на пространстве Центральной и Восточной Европы.
С 2005 года Беларусь в качестве наблюдателя участвует в деятельности Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС).
Беларусь единственная из европейских стран является членом Движения неприсоединения. Членство в ДН не только укрепляет авторитет Беларуси в странах третьего мира, но и открывает доп. возможности для координации позиций Беларуси в междунар. отношениях с большим количеством государств. Кроме того, Движение неприсоединения интересно для Беларуси и в торгово-экономическом плане, ведь страны — участницы ДН – это огромные перспективные рынки. Белорусская дипломатия рассматривает работу с ДН с точки зрения перспективы формирования ведущими странами — участницами Движения нового центра силы на международной арене.
40. Понятие, сущность и функции политической идеологии. Уровни функционирования идеологических систем.
Идеология – это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определённых социальных слоёв, организаций, наций, гос-в.
Политическая идеология - это совокупность идей, теорий, взглядов, которые отражают политические интересы определённых социальных общностей и политических групп, выражают их притязания на власть. Таким образом, ориентация на власть – специфика политической идеологии.
Поскольку современное общество состоит из большого числа социальных и политических групп с различными интересами, постольку в нём постоянно происходит идеологическая борьба.
Идеология включает в себя 3 уровня:
1) научно-теоретический(идеи, взгляды, нормативы);
2) эмоционально-чувственный (ценности, убеждения, оценки,лозунги, символы, вера, симпатии и антипатии);
3) идеологическая деятельность (учреждения, организации, идеологические процессы).
Функции идеологии:1. Сплачивает и объединяет людей. 2. Оценивает и объясняет происходящие события; даёт ориентиры социально-политического поведения и действия. 3. Мобилизует и подталкивает к действию большие массы людей. 4. Содержит элемент прогноза. 5. Формирует и развивает политическое сознание людей. 6. Служит закреплению или изменению общественных явлений.
К ведущим современным идеологиям относятся – либерализм, консерватизм и социализм. Они отражают интересы различных социальных и политических сил, отличаются по степени популярности, распространённости, возрасту, характеру идеалов, по влиянию на ход общественных процессов.
41. Внешнеполитические ориентиры Республики Беларусь (газ. «Сов. Белоруссия» от 22 апреля 2011 г.). ?????????
42. Понятие полит. режима. Основные признаки авторитарного режима.
Политический (государственный) режим - это совокупность приёмов и методов, при помощи которых осуществляется государственная (политическая) власть. Политический режим характеризуется, в частности, соотношением государства со всеми иными элементами политической системы.
Политический режим каждой страны во многом уникален. Всё – от величины территории до характера политического лидера – накладывает неповторимый отпечаток на течение политической жизни. Но всё же в ней есть и повторяющиеся черты. Собрав их воедино, можно получить некоторые, наиболее часто встречающиеся типы политических режимов. Это: тоталитарный, авторитарный и демократический.
Авторитарный режим –политический режим,основу которого составляет сильная личная диктатура, близок по своему характеру тоталитарному. Характеризуется значительным ограничением прав человека, роли представительных органов власти и оппозиции. Возможен отказ от тотального регулирования некоторых областей общественной жизни, допускаются некоторые элементы демократии. Отличаются от тоталитарных большей устойчивостью, иногда успешно сочетая экономическое процветание с политической стабильностью.
Авторитарный режим является как бы промежуточным, он определяется тем, что во главе государства стоит лицо, обладающее очень широкими, (часто практически неограниченными) полномочиями. Вместе с тем, это не сопровождается прямым подавлением личности и произволом властей. Такой режим характерен, например, для африканских государств, где именно он органически соответствует национальным и историческим особенностям, уровню политической культуры и общественного сознания.
43. Тоталитаризм как феномен XX века.
Еще в 50-е годы появилась аналитическая концепция тоталитаризма, обобщающая политическую практику нацистской Германии, фашистской Италии и СССР времен И. Сталина и жестко противопоставляющая западной демократии.
Тоталитарный режима характеризуется тем, что:
1) есть массовая партия, которая осуществляет власть;
2) власть организована недемократическим способом, она выстраивается в жесткую иерархию и замыкается на лидера режима.;
3) доминирующую роль играет официальная идеология, являющаяся инструментом навязывания одного и единственного видения мира. Тоталитарный режим — обязательно идеологический режим. Причем роль главного идеолога играет сам лидер режима, только ему принадлежит право менять положения «священной идеологии».;
4) тоталитаризм — это политический режим, беспредельно расширяющий свое вмешательство в жизнь граждан, включающий всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования. Самодеятельность граждан не нужна и даже вредна, а свобода граждан опасна и нетерпима;
5) тоталитаризм — это и всеобъемлющий террористический полицейский контроль над обществом, призванный пресекать любые проявления инакомыслия;
6) государственный монопольный контроль за СМИ.
По Фридриху и Бжезинскому, главное в тоталитаризме —возможности контроля со стороны тоталитарного государства. Тоталитарная система не может изменяться изнутри и потому ее можно разрушить только извне.
Большое внимание уделялось сравнительному изучению коммунистических режимов.
В частности, некоторые западные исследователи отмечали, что советское общество могло выжить лишь за счет включенности его членов в социальные самовоспроизводящиеся сети личных взаимоотношений. Соответственно теория социальных сетей исходит из предположения, что все социальные действия должны объясняться на основе социальных диспозиций (взаимоотношений). Элементом этих социальных диспозиций являются, в частности, ожидания по поводу поведения других. Таким образом, социальные сети порождают наборы нормативных, символических и культурных стандартов, определяющих индивидуальное поведение (Р. Барт). Кроме того, социальные сети задают объемы информации, необходимые и доступные индивидам при принятии решений. Чем «гуще» социальная сеть, тем более, политически однородны принадлежащие к ней индивиды.
44. Основы конституционного строя РБ.
Понятие общественный строй и конституционный строй неодинаковы. Общественный строй в отличие от конституционного имеется в каждом государстве и является понятием более широким. Конституционный строй – это форма или способ организации гос-ва, при котором обеспечено подчинение государства праву.
Конституционный строй – такой государственный и общественный строй, который определен демократической Конституцией как основным з-ом страны и для которого в силу демократизма характерны: 1)подчинение государства праву, признание и гарантированность неотъемлемых прав человека, разделение властей, система сдержек и противовесов, многообразие форм собственности, политический плюрализм (т.е. многообразие мнений, взглядов), наличие гражданского общества (т.е. система общественных институтов, действующих в государстве, но не зависимых от него)
Наличие в гос-ве Конституции не дает основания считать государство конституционным, необходимо, чтобы было обеспечено подчинение гос-ва праву, а также реализация всех остальных признаков конституционного строя. Элементы конституционного строя основаны на элементах общественного строя.
Элементы конституц. строя: 1) политическая система 2) экономическая система 3) социальная структура общества. В РБ между социальными общностями отношения строятся на основе равенства, взаимного доверия, уважения прав и законных интересов. 4) Внешняя политика (Принципы: равенства государств, нерушимости границ, неприменения силы, как средства достижения гос.власти, невмешательства во внутренние дела др. гос-в) 5) Защита государства. Согласно ст.57 К. защита гос-ва является обязанностью и священным долгом гражданина РБ.
Основы всего конституционного строя является принцип о человеке, его правах и свободах, гарантиях их реализации; идея народного суверенитета. Именно народ является единственным источником гос.власти.
45. Президент Республики Беларусь.
Президент РБ занимает особое место в системе государственных органов. Он является Главой гос-ва, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, принимает меры по охране суверенитета. К какой бы политической группировке президент не принадлежал, после избрания на этот пост, он, как правило, приостанавливает свою деятельность в тех или иных партиях, становится над политическими страстями и битвами. Это позволяет ему быть беспристрастным в отправлении своих полномочий.
Его полномочия регламентируются Конституцией Беларуси и законом «О Президенте Республики Беларусь».
Нынешним президентом Беларуси является Александр Лукашенко. Он избран на эту должность в 1994 году и находится на этом посту четвертый срок.
Президент избирается непосредственно народом Беларуси на 5 лет.
Кандидат в президенты должен: быть гражданином РБ, не моложе 35 лет, проживать в РБ не менее 10 лет,
Президент отвечает за: суверенитет РБ, национальную безопасность, территориальную целостность, политическую и экономическую стабильность.
Помимо главы государства Президент РБ является: 1.главнокомандующим Вооруженными Силами РБ, 2. главой Совета Безопасности.
В компетенцию Президента входит:
- реализация основных направлений внутренней и внешней политики
- представление белорусского государства на международной арене
- назначение очередных и внеочередных выборов парламента
- назначение премьер-министра и председателей важнейших судов Беларуси
- подписание законов
- помилование осужденных
- награждение государственными наградами, присвоение званий и чинов
Согласно Конституции Президент РБ обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.
46. Парламент Республики Беларусь – Национальное собрание.
В РБ парламент называется Национальным Собранием и состоит из ПП и СР. Состав ПП — 110 депутатов. Избрание депутатов осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Верхняя палата – СР – формируется по принципу территориального представительства (по 8 человек от каждой области и г. Минска и 8 человек назначает президент). Численность Национального собрания РБ – 174 человека (110 – ПП, 64 – СР). Парламент принимает законы при наличии 2/3 депутатов.
Законотворческая работа требует от членов парламента высокого уровня образованности, профессионализма.
Выборы нового состава палат Парламента назначаются не позднее четырёх месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва.
Внеочередные выборы палат Парламента проводятся в течение 3 месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента.
Срок полномочий Парламента — 4года. Полномочия Парламента могут быть продлены на основании закона только в случае войны.
Полномочия ПП могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. Полномочия ПП либо СР могут быть досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции.
Палаты не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние 6 месяцев полномочий Президента, в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности.
Не допускается роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний.
ПП избирает из своего состава Председателя ПП и его заместителя. СР избирает из своего состава Председателя и его заместителя.
ПП и СР из своего состава избирают постоянные комиссии и иные органы для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат.
Основные функции парламента. 1) законотворческая, в которой выделяются следующие стадии: обсуждение, принятие поправок, согласование интересов различных группировок и партийных фракций, подписание законопроекта главой исполнительной власти. 2) представительская, которая означает, что избранные в парламент депутаты должны представлять и защищать интересы своих избирателей. 3) формирование бюджета – плана доходов и расходов государства; 4) внешнеполитические функции – определение основных направлений внешней политики государства.
ПП: 1) рассматривает проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции и др., 2) назначает выборы Президента;3) дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра, 4)принимает отставку Президента; 5) отменяет распоряжения Председателя ПП, 6) выражает вотум недоверия Правительству
СР: 1) одобряет или отклоняет принятые ПП проекты з-ов, 2) даёт согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей ВХС, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка; 3) избирает 6 судей КС; 4) отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие зак-ву; 5) рассматривает выдвинутое ПП обвинение против Президента в совершении гос. измены или тяжкого преступления.
47. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь.
Правительство - это центральный коллегиальный орган гос. управления, осуществляющий исполнительную власть и руководство системой подчинённых ему органов гос. управления и других органов исполнительной власти.
Правительство вступает в тесные взаимоотношения с др. органами гос.власти: всего с Президентом и Парламентом. Правительство состоит из нескольких министров и возглавляется, как правило, премьер-министром.В РБ Правительство имеет название - Совет Министров -высший орган исполнительной власти, осуществляющий руководство системой подчиненных ему республиканских органов гос. управления и иных гос. организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов в Беларуси.
Его полномочия: 1) разработка программ экономического и социального развития общества; 2) подготовка проекта гос. бюджета, а после утверждения парламентом -
обеспечение его выполнения; 3) руководство отдельными отраслями хозяйства, а также наукой, культурой, образованием; 4)ведение международных переговоров и заключение договоров.
Главой Совета Министров является Премьер-министр, который назначается Президентом РБ с согласия ПП. В своей деятельности подотчётен Президенту и ответствен перед НС РБ.
Состав Совмина: 1.Премьер-министр РБ, 2.Заместители Премьер-министра, 3.Глава Администрации Президента, 4.Председатель Правления Национального банка 5.министры,председатели государственных комитетов и др.
48. Судебная власть в РБ.
Судебная власть является одной из ветвей власти в любом современном демократическом государстве. Cудебная власть в РБ принадлежит судам.
Именно посредством судебной деятельности обеспечивается верховенство права, верховенство Конституции. Если действие Конституционного суда распространяется на всю территорию Республики Беларусь, то в системе общих и хозяйственных судов действия определяются территориальным уровнем судов.
Систкма судов строится на принципах территориальности и специализации.
Систему общих судов составляют: Верховный Суд, областные, минский городской, районные (городские) суды. Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды.
Систему хозяйственных судов - Высший Хозяйственный Суд, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд г. Минска.
Конституционный Суд Республики Беларусьосуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве.
Правовую основу составляют Конституция, Кодекс о судоустройстве и статусе судей, З-н «О НПА РБ», Регламент КС РБ и др.Акты судебной власти, которые носят нормативный характер, являются обязательными для исполнения всеми гражданами и государственными органами.
Высшие органы судебной власти могут вносить в правотворческие органы предложения о совершенствовании зак-ва. Имеют право участия председатели КС, ВС, ВХС в заседаниях Палат Парламента, давать пояснения, выступать с предложениями, отвечать на вопросы депутатов. Но не обладает правом законодательной инициативы и не вносит в установленном порядке законопроекты.
Органы судебной власти также наделены функцией проверки на соответствие Конституции НПА. В случае признания акта неконституционным он утрачивает юридическую силу и на него нельзя ссылаться при разрешении правовых споров, но Конституционный Суд не отменяет нормативные правовые акты. Все суды изучают и обобщают судебную практику, ведут судебную статистику. Данные материалы учитываются при планировании правотворческой деятельности.
Органы судебной власти в пределах своей компетенции взаимодействует с органами законодательной и исполнительной власти.
Ресурсы
Как всякая власть одних людей над другими, политическая власть может иметь различные источники, ресурсы, трактуемые обычно как совокупность средств, использование которых обеспечивает субъекту доминирование над объектом. Существуют различные подходы к их классификации, в том числе – по сферам общественной жизнедеятельности, содержащим соответствующие ресурсы: экономическим, социальным, культурно-информационным, силовым, демографическим. Инструментальный подход позволяет структурировать сами средства подчинения.
Не располагая никаким специфическим ресурсом, политическая власть способна через государство интегрировать и задействовать все другие, что конкурировать с ней никакая иная власть не в состоянии. За счет этого она выполняет свои основные функции.
Методы: 1.принуждение (субъект властных отношений угрожает объекту применением силы в случае неповиновения), 2.применение силы, 3.убеждение (посредством пропаганды), 4.манипулирование информацией, 5.побуждение (субъект предлагает объекту некое вознаграждение за подчинение), 6.применение авторитета
8. Легитимность власти.
Политическая легитимность – это признание обществом данной власти и ее права на управление. Власть легитимна, когда общество добровольно принимает конкретные формы правления того или иного класса. В основе легитимности лежит взаимное согласие управляющих и управляемых: первые знают, что осуществляют управление на законных основаниях, вторые признают их притязания. Легитимность власти может иметь закрепление в различных источниках:
– в древних традициях, обычаях (например, наследование