Политическая система и государственная политика
Государственная политика – это выражение целей политической системы и средств, с помощью которых они достигаются. Традиционно государственную политику делят на внутреннюю и внешнюю. Если за основу берут сферу политико-властного воздействия, то выделяют экономическую, аграрную, экологическую политику, политику в области здравоохранения, образования, государственного строительства и т.п. Системный подход позволяет усилить понимание политики как выражения общественных целей, реализуемых на государственном уровне. Поскольку политическая система принимает авторитетно-властные решения, связанные с распределением ценностей в обществе, то государственная политика в первую очередь должна быть направлена на добывание необходимых ресурсов. Это экстракционная политика. Она включает в себя налогообложение, призыв граждан на государственную службу (военную и гражданскую), приобретение государственной собственности и другие меры, направленные на приобретение материальных и человеческих ресурсов. Только при наличии определенных ресурсов политическая система может выполнить функцию целедостижения.
Дистрибутивная политика связана с распределением материальных и нематериальных ценностей в обществе. С ее помощью достигается определенный баланс интересов, а также может происходить перераспределение ценностей. Налоговые меры могут иметь своей целью укрепление слоя крупных собственников, а могут быть направлены на перераспределение доходов от более зажиточной части общества к бедным. Социальные программы и меры по защите гражданских прав способствуют формированию равенства возможностей. Курс на приватизацию создает перспективу для возникновения слоя собственников как массового, но может превратиться в практику ограбления народа, ведущую к маргинализации общества.
Политика– это не только принятие властных решений, определение целей общественного развития, но и организация эффективного коллективного действия для достижения общих целей. Поэтому регулирующая политика, призванная регулировать, контролировать, влиять на поведение отдельных людей, групп в обществе, является важнейшей для решения насущных и перспективных общественных проблем. Регулирующая политика, если она эффективна, снижает общественные издержки принимаемых решений.
Процедурная политика определяет структуры, связанные с государственным управлением и политической системой. Процедурная политика устанавливает полномочия "ветвей власти", механизм избрания и назначения должностных лиц, определяет властные взаимоотношения между различными уровнями и отраслями государственного управления, создает новые бюрократические структуры, реорганизует политические институты. Эта политика акцентирует внимание на том, кто и как принимает политическое решение, каковы процедуры контроля, вырабатывает меры по укреплению центров власти, реализующих государственную политику.
Жизнестойкость политической системы зависит от ее способности изменяться в соответствии с новыми общественными процессами, формировать сплоченное общество, реальное единство интересов и целей государства и народа. Эффективность ее функционирования зависит от типа политического режима, от того, какое отношение общества складывается к его политическому устройству. Глубокие преобразования материальной и духовной жизни современного человечества ведут к образованию нового динамичного типа политической системы – общества с более свободными отношениями между государством и гражданами, с социальным контролем за политической жизнью, действующими демократическими правовыми нормами.
Контрольные вопросы и задания по лекции №2:
1. В чем отличие системного подхода к изучению политических систем от институционального?
2. Дайте определение политической системы и охарактеризуйте ее предназначение.
3. Каковы основные компоненты политической системы?
4. Перечислите и охарактеризуйте элементы модели политической системы; предложенной Д.Истоном.
5. Какие импульсы поступают на "вход" политической системы"?
6. Какие функции выполняются на "входе" и "выходе" политической системы?
7. Назовите основные элементы политической системы Республики Беларусь.
Литература
[5; 10; 12; 13; 29; 43; 59; 83]