Основные теории происхождения государства.

- 1. Теологическая (божественная) теория происхождениягосударства и права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологическихпредставлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеютбожественное происхождение. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274).

2. Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюсясемью, также опекающую своих подданных, как отец- своих детей. Государственная власть, в соответствиис патриархальной теорией, является как бы продолжателем отцовской власти, т.е. власть монарха,государя для народа - это как власть отца в семье.

3. Договорная теория, или теория договорного происхождения государства и права, возникшая в ДревнейГреции (софисты, Эпикур, Гиппий - V-IV вв. до н.э.), была возрождена и переосмыслена в период кризисафеодализма в интересах формировавшегося в то время класса буржуазии. Ее представители (Дж. Лильберн,Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев и др.) рассматривали государство и право какпродукт человеческого разума, а не божественной воли. Люди, выйдя из "естественного" (догосударственного) состояния, объединялись в государство на определенных условиях, оговоренных взаключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре. Важнейшими из этихусловий признавались охрана государством частной собственности и обеспечение безопасностизаключивших договор индивидов. Если правители нарушают заключенный между ними и гражданами договор, то они могут быть лишены власти.

4. Органическая теория представляет государство как некое подобие человеческого организма.Древнегреческий мыслитель Платон, например, сравнивал структуру и функции государства соспособностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношенияхнапоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существованиячеловека вне государства. Как руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельнофункционировать, так и человек не может существовать без государства. Крупнейший представитель этойтеории Г. Спенсер утверждал, что государство является общественным организмом, состоящим изотдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоров, то клетки егофункционируют нормально. Если клетки больны, то они снижают эффективность функционирования всегоорганизма, т.е. государства. Государство и право есть продукт органической эволюции. Как в природевыживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе войн и завоеваний происходитестественный отбор наиболее приспособленных государств, функционирующих в соответствии с закономорганической эволюции.

5. Теория насилия. Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л.Гумпловича, К. Каутского и др. В соответствии с этой теорией государство есть результат насилия, вражды,завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права. Побежденноеплемя превращается в рабов, а победитель в господствующий класс, появляется частная собственность,победители создают принудительный аппарат для управления побежденными, который превращается вгосударство. В истории известны реальные факты существования государств в результате завоевания однихнародов другими (например, Золотая Орда).

6. Психологическая теория сводит основные причины возникновения государства и права к тем или инымсвойствам психики людей, к биопсихическим инстинктам и т.д. Суть данной теории состоит в утверждениипсихологической высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.

7. Материалистическая (марксистская) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, всилу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затемраскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. На смену родоплеменнойорганизации приходит государство, а на смену родовым обычаям - право. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и органами, постояннозанимающимися управлением, сдерживает противоборство классов, обеспечивая преимущественноинтересы экономически господствующего класса.

Наши рекомендации