Права человека – это совокупность норм и принципов, которые закрепляют систему политических отношений, гарантирующих предоставление индивиду определенных свобод и социальных благ.
Формирование отношения людей к себе как к полноценным гражданам, требующих уважения их прав и достоинства, является общемировым процессом.
«Вирджинский билль о правах» (1776 г.) и «Декларация прав человека и гражданина» (1789 г.) были первыми политико-правовыми документами, заявившими о неотчуждаемых правах человека, к которым относились равное право на свободу, на наслаждение жизнью, на собственность, на стремление к счастью и безопасности, на борьбу против угнетения. На сегодня права человека зафиксированы в ряде международных и государственных документов. Это прежде всего «Всеобщая Декларация прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Она является 1-ой частью «Международного билля о правах человека» принятого в 1966 году. Существует множество общемировых и региональных документов, касающихся прав в какой-либо отдельной сфере (например, трудовой) или применительно к отдельным группам людей (женщинам, инвалидам, беженцам и т.п.).
В Конституции Российской Федерации правам человека посвящена 2-ая глава (статьи 17-64). Её название – «Права и свободы человека и гражданина». Во 2-й статье Конституции РФ заявляется, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
Классификация прав человека проводится по разным основаниям. Так выделяются существенные и несущественные права, права человека и права гражданина, негативные и позитивные права и др.
Наиболее часто используется типология прав человека, где права человека подразделяются на гражданские, политические, экономические, социальные, культурные и экологические права.
Гражданские права – это права на жизнь, свободу, равенство, личную неприкосновенность, свобода от рабства, пыток, свобода от произвольного вмешательства в личную жизнь, свобода передвижения и выбора места жительства и т.п.
Политические права. Они определяют отношения между личностью и властью. Это избирательные права (право избирать и право избираться), свобода слова, получения информации, право занимать государственные должности, право создания политических организаций и др.
Экономические права – право частной собственности, свобода предпринимательства, свобода распоряжения собственной рабочей силой.
Социальные права – право на труд, отдых, социальное обеспечение, достойный человека уровень жизни.
Культурные права - право на образование, участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям, на свободу художественного, научного, технического творчества, свобода преподавания, право на сохранение национальной принадлежности (свобода указания или не указания национальной принадлежности) и др.
Экологические права – право на благоприятную окружающую среду.
В современном мире еще нередки случаи нарушения прав человека. С учетом мирового опыта, можно выделить следующие нарушения прав человека со стороны государства и отдельных политических сил: геноцид и этнические «чистки», гражданские войны, политический терроризм; ограничение политических прав гражданина; уничтожение окружающей природы, введение ограничений на получение информации, сокращение доступа к культурным ценностям и др.
На сегодняшний день в международной практике права человека стоят вышек принципа суверенитета государства. Поэтому мировое сообщество осуждает политическое руководство тех стран, где эти права нарушаются, и накладывает на эти страны определенные санкции, чаще всего экономического характера. Страны, по отношению к которым эти санкции производятся, говорят о недопустимости вмешательства в их внутренние дела и часто они бывают правы, ибо порою при наложении санкций не учитываются особенности той или иной страны. Часто внедрение в развивающиеся страны политических прав по западному образцу приводит там к дестабилизации обстановки.
Ссылка на нарушения права человека используется странами Запада для демагогического обоснования своего вмешательства во внутренние дела других стран. Конечной целью при этом является не забота о гражданах страны, куда происходит вмешательство, а реализация экономических и политических интересов стран, которые вмешиваются. Так это было при агрессии стран НАТО по отношению к Сербии, при вторжении США в Ирак. Под предлогом нарушения политических и культурных прав человека в Беларуси на нее накладываются санкции экономического и политического характера. Главная цель – дестабилизация в Беларуси политической обстановки и отстранение от власти популярного у народа президента А.Лукашенко. Часто под предлогом защиты прав человека Запад препятствует России в обеспечении конституционного порядка в Чечне. Чеченские бандиты объявляются там борцами за свободу. Страны Запада достаточно жестко борются с террористами у себя, но в борьбе с террористами в России они часто видят нарушение прав человека. Здесь мы видим беспринципную, нечестную и своекорыстную (стремление перенести центр активности исламских фанатиков в Россию) политику двойных стандартов.
7. Современные глобальные проблемы и международные отношения
Глобальными считаются такие проблемы, которые касаются всего человечества и ставят под угрозу его существование.
К числу важнейших из этих проблем можно отнести следующие:
- угроза термоядерной войны, в ходе которой возможно уничтожение человечества;
- экологическая проблема, выраженная в прогрессирующем загрязнении окружающей среды и истощении природных ресурсов;
- чрезмерно быстрый рост населения земли, опережающий рост запасов продовольствия и превышающий способности планеты к такой антропологической нагрузке;
- растущее неравенство между богатым Севером и бедным Югом;
- универсализация культуры человечества, в ходе которой исчезает культурное своеобразие многих народов и регионов планеты.
В качестве глобальных называются также проблемы международного терроризма, распространения СПИДа. Так по некоторым прогнозам в ближайшие 20 лет от СПИДа умрут 68 млн. человек, в то время как во время второй мировой войны погибло 50 млн. человек, это говорит о масштабе проблемы. Перечень глобальных проблем расширяется.
Глобальные проблемы неизбежно вызывают столкновения интересов различных стран, классов, социальных групп, политических партий, общественных движений и т.д. Они все больше приобретают ярко выраженную политическую окраску, и их решение в значительной мере перемещается в сферу политики.
Научные знания позволяют сегодня предложить техническую сторону решения практически любой самой сложной проблемы, с которой столкнулось человечество. Однако практическая реализация зависит, прежде всего, от социально-политических условий, политической воли от того или иного государства. Решение глобальных проблем предполагает объединенные усилия всего человечества. Некоторые исследователи говорят даже о глобальном управлении планетой или даже о глобальном правительстве. Однако на сегодняшний день наиболее реально ожидать решения глобальных проблем под руководством ООН, при координации других международных организаций, путем многосторонних встреч, конференций, где бы принимались скоординированные планы действий, взаимные обязательства.
На сегодняшний день, однако, уровень координации стран в решении глобальных проблем явно недостаточен. Многие страны склонны действовать, исходя только из своих интересов, не считаясь с последствиями этих действий для других стран, для мира в целом. Особенно эгоистично ведут себя США. Примером может быть поведение США в отношении решения проблемы потепления климата планеты, что грозит наводнениями и засухами. Это потепление, как считают ученые, провоцируется выбросами в атмосферу углекислого газа. США основной загрязнитель атмосферы этим газом, но они отказываются подписывать Киотский протокол, согласно которому вводятся ограничения на выброс углекислого газа в атмосферу. Ссылаясь на нужды своего производства и на необходимость повышения благосостояния своих граждан, США даже увеличивают выбросы этого газа.
Своим стремлением играть роль мирового полицейского США побуждают также другие страны в их стремлении предотвратить возможную интервенцию со стороны США, к разработке ядерного оружия. Круг стран, обладающих ядерным оружием, расширятся, что существенно увеличивает угрозу возникновения ядерной войны.
За последние годы пал и авторитет ООН как главного координатора действий мирового сообщества. В целом можно сделать вывод, что человечество в политическом отношении не готово к решению глобальных проблем, что является оснований для пессимизма по поводу его будущего.