Конституционное право – это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в тих целях определенную систему государственной власти.

Система конституционного (государственного) права.

Система конституционного права – это совокупность государственно-правовых норм, сгруппированных и расположенных в определенной последовательности в зависимости от содержания, характера регулируемых ими общественных отношений и значения самих норм. К основным элементам системы конституционного права относят такие понятия как принципы конституционного права, конституционно-правовые институты и нормы конституционного права.

Под принципами понимаются основополагающие идеи, начала, которые определяют суть и характеристику данной отрасли права. Самые общие принципы закрепляются в Конституции. Например, народный суверенитет, народное представительство, принцип верховенства права, принцип разделения властей, принцип свободы личности, принцип судебной защиты прав и свобод, равноправие граждан. Эти принципы записаны в первых статьях конституции (ст.ст.2-9,18 Конституции Республики Беларусь).

Институты конституционного права – это определенная совокупность норм, регулирующая сходные, смежные, однородные общественные отношения, т.е. такие отношения, которые можно обозначить одним общим понятием.

Структура Конституции и есть перечисление важнейших институтов конституционного права. Это институт правового статуса личности, институт гражданства, институт парламента, президента, правительства, избирательное право и т.д. В конституционном праве различают крупные институты и субинституты, являющиеся частью первых. Например, институт правового статуса личности, включает институт гражданства, институт политических прав.

Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства. Нормы имеют структуру: гипотеза, диспозиция и санкция. Однако в конституционном праве нормы не соответствуют классическому делению. Как правило, вся норма представляет собой диспозицию. Санкция бывает перенесена в другую отрасль права.

Как и в других отраслях права, по характеру предписания конституционно-правовые нормы бывают:

· императивными, в которых правило поведения не оставляет субъекту свободы выбора, а четко предписывает поступать с указанием. Например, ст.106. Конституции Республики Беларусь «Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь».

· диспозитивными, в которых субъекту предоставляется возможность воспользоваться или не воспользоваться своим правом действовать, Как правило, такая норма выражена словами «может». Например, ст.106 Конституции Республики Беларусь « Премьер-министр может поставить перед Палатой Представителей вопрос о доверии правительству…».

По функциональной направленности: нормы регулятивные и охранительные. К регулятивным относится большинство норм, и они непосредственно направлены на регулирование общественных отношений. Охранительные нормы часто представляют собой запреты. Например, ст.86 Конституции Республики Беларусь «Президент не может занимать другие должности», ст.94 «Палаты не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения».

По характеру регулируемых отношений: нормы материальные и процессуальные т.е. составляющие материальное и процессуальное право. Например, к материальным нормам относятся нормы регулирующие имущественные, трудовые, семейные отношения и т.д. Процессуальные нормы устанавливают порядок производства, деятельности какого либо института, например, ст.95.Конституции Республики Беларусь «Палаты собираются на две очередные сессии в году».

По действию во времени: нормы постоянные, временные и исключительные. Большинство норм постоянные, т.е. срок действия не определяется. Временные нормы содержатся в переходных положениях, которые регулируют переход от состояния до вступления в силу данного нормативного акта к состоянию, предусмотренному этим актом. Исключительные устанавливаются на случай чрезвычайных обстоятельств; такие нормы приостанавливают на это время действие отдельных постоянных норм и предусматривают возможность временного правового регулирования (ч.4 ст.94 Конституции Республики Беларусь: «Палаты не могут быть распущены в последние шесть месяцев полномочий Президента…».

По территории действия : нормы республиканские и местные. К числу первых относятся нормы, устанавливаемые высшими органами государственной власти, к числу вторых, нормы действующие в пределах административно-территориальной единицы и устанавливаются местными органами.

Таким образом, система конституционного права Республики Беларусь представляет собой:

· основы конституционного строя;

· основные права и свободы человека и гражданина;

· избирательная система ( избирательное право);

· президентская власть;

· законодательная власть;

· исполнительная власть;

· судебная власть;

· местное управление и самоуправление;

· порядок внесения поправок и пересмотр Конституции.

Наши рекомендации