Особенности мирового политического процесса
За последние полтора десятилетия мировой политический процесс существенным образом изменился. Ещё в недавнем прошлом человечество было поделено на три части. Речь шла о трёх мирах: первый мир - мир развитого капитализма, куда относились все страны Запада. Второй мир – мир социализма. Лидером этого второго мира, системы социализма был Советский Союз, ядром которого являлась Россия. Третий мир - это развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки, многие из которых еще недавно были колониями стран первого мира. В основе деления человечества на три мира лежали идеологические признаки. В этих условиях СССР проводил самостоятельную независимую политику, которая в значительной мере состояла в противостоянии первому миру, миру идеологического противника, системе капитализма. В политическом отношении мир был двухполюсным, страны третьего мира придерживались ориентаций на один из двух полюсов: так в третьем мире было около двух десятков стран социалистической ориентации. Взаимодействие этих двух полюсов определяло всю динамику международных отношений и протекание мирового политического процесса. Они взаимно уравновешивали и сдерживали друг друга, что придавало мировому политическому процессу стабильный предсказуемый характер.
В начале 90-х годов система социализма перестала существовать и конфигурация человечества существенно изменилась. Мир, по существу, стал однополюсным, когда единственным полюсом силы является объединившийся Запад – США и его союзники, другие индустриально развитые страны. Запад в своей политике не имеет в настоящее время каких либо существенных ограничителей, что позволяет ему действовать исходя только из собственных интересов, не считаясь с интересами других стран, исходя из своих представлений о мировом порядке. Так, Запад полагает возможным вмешиваться во внутренние дела других стран под предлогом защиты прав человека. Примером этого являлась позиция Запада по отношению действий России в Чечне. Теряет свое значение контроль мирового сообщества в лице ООН, что показали акции НАТО в Югославии, вторжение США в Ирак что было сделано без одобрения со стороны ООН.
Переход к однополюсному миру привел к нарастанию конфликтности во взаимоотношениях между странами и нестабильности в международных отношениях. Это связано не только с бесконтрольностью действий Запада, но и непредсказуемой реакцией населения других стран мира, которые раньше согласовывали свои действия с одним из двух полюсов политической силы.
Некоторые исследователи видят причину всплеска международного терроризма в том, что население бедных стран видит причину своих бедствий - отсталости, нищеты, отсутствия перспективы на достойную жизнь – в эгоизме богатых стран. Это вызывает у наиболее активной, склонной к экстремизму части населения бедных стран неадекватную реакцию в виде террористических актов. Поэтому искоренение терроризма предполагает не только разрушение баз терроризма, но и помощь богатых стран бедным, ликвидацию зон нищеты. Свою безопасность Запад может обеспечить только при учете интересов населения других стран. Военного насилия здесь недостаточно.
Пока же система международных отношений построена в интересах Запада, что позволяет богатым странам использовать природные, финансовые, людские и др. ресурсы бедных стран в своих собственных интересах, нанося ущерб бедным странам. По данным ООН в 90-х гг. богатые страны потребляли непропорционально большую часть мировых ресурсов: около 70% мировой электроэнергии и металлов, 60% продовольствия. С 1960 по 1989 г. богатые страны с 20% населения планеты увеличили свою долю в мировом ВНП с 70,2% до 82,75. А самые бедные страны с 20% населения снизили свою долю с 2,3% до 1,45%. И этот разрыв не уменьшается. Свои экономические интересы Запад защищает в политических акциях, навязывая свою волю остальной части планеты. Подобный диктат силы вызывает протест других стран. Россия также выступает против однополюсного устройства мира, отстаивая идею его многополюсного устройства. С этой целью она активно взаимодействует с такими влиятельными странами незападного мира как Китай и Индия.
Важной проблемой в мировой политике остается проблема разоружения, несмотря на то, что противостояние двух ядерных сверхдержав СССР и США ушло в прошлое. Россия, как и большинство стран мира, выступает за нераспространение ядерного оружия и сокращение его имеющихся запасов, поэтому руководство страны не одобрило выход США из договора ПРО (противоракетной обороне), справедливо полагая, что это вызовет у других стран стремление к наращиванию ядерных запасов. Для России попытки США укрепить свою противоракетную оборону не представляют опасность, ибо у России достаточный ракетный потенциал, чтобы прорвать любую систему противоракетной обороны.
Политическое руководство России не считает сейчас возможным отказаться от ядерного оружия. В условиях экономического спада у России уменьшились возможности поддерживать обычные вооруженные силы. Сейчас расходы на армию примерно в 5 раз меньше, нежели в советский период. Военный бюджет России в 35 раз меньше бюджета США. В нынешних вооруженных силах России устаревшая техника и недостаточно обученный контингент. Армия не в состоянии решать сколько-нибудь масштабные задачи. В этих условиях ядерный щит России, созданный в советский период, единственно реальный заслон от угрозы внешнего нападения.
В целом разоружение, сокращение военных расходов способствовало бы решению многих острых проблем. Сейчас в мире на каждого солдата расходуется в 60 раз больше средств, чем на образование одного ребенка. На военные нужды ежегодно тратится примерно десятая часть ценнейших видов используемого сырья, более 5% потребляемой нефти, более 1 триллиона долл. США. Рост военных расходов разоряет человечество. Особо велико бремя военных расходов для развивающихся стран, где они растут в два раза быстрее, чем экономика этих стран. доля военных расходов в ВВП африканских государств колеблется в интервале от 5 до 44 процентов, тогда как в Европе не превосходит 2,3 процента (см.: Иноземцев В. О призраках и реальности // Свободная мысль. – 2003. - № 4.- с.47.)Это становится непреодолимым препятствием на пути развития этих стран, преодоления отставания от индустриально развитых стран. Однако реальное разоружение возможно лишь в том случае, когда будет в значительной мере уменьшена угроза внешней агрессии. Это требует создание атмосферы взаимного доверия между странами, что является целью мирового сообщества.