Особенности мирового политического процесса

В период существования СССР человечество было поделено на три части. Речь шла о трёх мирах: первый – мир развитого капитализма, куда относились все страны Запада. Второй – мир социализма. Лидером этого второго мира был Советский Союз, ядром которого являлась Россия. Третий мир – это развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки, многие из которых еще недавно были колониями стран первого мира. В основе деления человечества на три мира лежали идеологические признаки. В этих условиях СССР проводил самостоятельную независимую политику, которая в значительной мере состояла в противостоянии первому миру, миру идеологического противника, системе капитализма. Система социализма включала в себя около полутора десятка стран, в том числе такого гиганта как Китай, также ряд стран Восточной Европы (Польшу, Венгрию, Румынию, Болгарию, ГДР, Чехословакию). Среди других стран нужно назвать Кубу, Вьетнам, Северную Корею, Монголию. Система социализма производила примерно 1/3 мирового валового продукта. В политическом отношении мир был двухполюсным, страны третьего мира придерживались ориентации на один из двух полюсов: в третьем мире было около двух десятков стран социалистической ориентации. Взаимодействие этих двух полюсов определяло всю динамику международных отношений и протекание мирового политического процесса. Они взаимно уравновешивали и сдерживали друг друга, что придавало мировому политическому процессу стабильный предсказуемый характер.

В начале 90-х годов система социализма перестала существовать и конфигурация человечества существенно изменилась. Мир, по существу, стал однополюсным, когда единственным полюсом силы является объединившийся Запад – США и его союзники, другие индустриально развитые страны. Запад в своей политике не имел каких-либо существенных ограничителей, что позволяло ему действовать исходя только из собственных интересов, не считаясь с интересами других стран, исходя из своих представлений о мировом порядке. Так, Запад полагал возможным вмешиваться во внутренние дела других стран под предлогом защиты прав человека. Примером этого являлась позиция Запада по отношению действий России в Чечне. Потерял свое значение контроль мирового сообщества в лице ООН, что показали акции НАТО в Югославии, вторжение США в Ирак, что было сделано без одобрения со стороны ООН.

Переход к однополюсному миру привел к нарастанию конфликтности во взаимоотношениях между странами и нестабильности в международных отношениях. Это связано не только с бесконтрольностью действий Запада, но и непредсказуемой реакцией населения других стран мира, которые раньше согласовывали свои действия с одним из двух полюсов политической силы.

Некоторые исследователи видят причину всплеска международного терроризма в том, что население бедных стран видит причину своих бедствий – отсталости, нищеты, отсутствия перспективы на достойную жизнь – в эгоизме богатых стран. Это вызывает у наиболее активной, склонной к экстремизму части населения бедных стран неадекватную реакцию в виде террористических актов. Поэтому искоренение терроризма предполагает не только разрушение баз терроризма, но и помощь богатых стран бедным, ликвидацию зон нищеты. Свою безопасность Запад может обеспечить только при учете интересов населения других стран. Военного насилия здесь недостаточно.

То, что Запад встречает сопротивление и во многих случаях не может достичь своих целей (ярким примером является ситуация в Ираке), говорит о том, что его возможности не безграничны, что модель однополюсного мира исчерпала свой потенциал. Мир нуждается и в других полюсах силы, которые созревают, и в ближайшее время будут сопоставимы по своему влиянию с ныне доминирующим полюсом, представленным Западом. Речь идет о Китае, Индии, да и о восстанавливающей свое влияние на мировую политику России. Можно согласиться с мнением, что США надорвались в роли единственного гегемона силы и что они нуждаются в помощи, в том числе и со стороны России. При этом Россия не должна безоглядно бросаться на ее призыв о помощи. Она должна действовать, исходя из своих интересов (Быков П. От империи к глобальному кондоминиуму // Эксперт . – 2006 . – № 43. – С.48-54.) Существенно подорвал авторитет США и экономический кризис начавшийся во второй половине 2008 г., причиной которого была безответственная эгоистическая политика США.

Пока же система международных отношений построена в интересах Запада, что позволяет богатым странам использовать природные, финансовые, людские и др. ресурсы бедных стран в своих собственных интересах, нанося ущерб бедным странам. По данным ООН, в 90-х гг. богатые страны потребляли непропорционально большую часть мировых ресурсов: около 70% мировой электроэнергии и металлов, 60% продовольствия. С 1960 по 1989 гг. богатые страны с 20% населения планеты увеличили свою долю в мировом ВНП с 70,2% до 82,75. А самые бедные страны с 20% населения снизили свою долю с 2,3% до 1,45%. И этот разрыв не уменьшается. Свои экономические интересы Запад защищает в политических акциях, навязывая свою волю остальной части планеты. Подобный диктат силы вызывает протест других стран. Россия также выступает против однополюсного устройства мира, отстаивая идею его многополюсного устройства. С этой целью она активно взаимодействует с такими влиятельными странами незападного мира, как Китай и Индия.

Важной проблемой в мировой политике остается проблема разоружения, несмотря на то, что противостояние двух ядерных сверхдержав – СССР и США – ушло в прошлое. Россия, как и большинство стран мира, выступает за нераспространение ядерного оружия и сокращение его имеющихся запасов, поэтому руководство страны не одобрило выход США из договора ПРО (противоракетная оборона), справедливо полагая, что это вызовет у других стран стремление к наращиванию ядерных запасов. Для России попытки США укрепить свою противоракетную оборону не представляют опасности, ибо у России достаточный ракетный потенциал, чтобы прорвать любую систему противоракетной обороны.

Политическое руководство России не считает сейчас возможным отказаться от ядерного оружия. В условиях экономического спада у России уменьшились возможности поддерживать обычные вооруженные силы. Сейчас расходы на армию примерно в 5 раз меньше, нежели в советский период. Военный бюджет России более чем в 20 раз меньше бюджета США. В расчете на одного военнослужащего в России тратится средств в 50 раз меньше чем в США – это касается и вооружения и вещевого довольствия, условий проживания, зарплаты и т.п. Если расходы США на одного военнослужащего составляют 190 тыс. долларов, Великобритании 170 тыс., Турции 12,7 тыс., то в России лишь 3,8 тыс. долларов. В нынешних вооруженных силах России – устаревшая техника и недостаточно обученный контингент. Армия не в состоянии решать сколько-нибудь масштабные задачи. На западном направлении у России в 10 раз меньше развернутых дивизий, чем у блока НАТО. На Дальнем Востоке соотношение еще более неблагоприятное. В этих условиях ядерный щит России, созданный в советский период, единственно реальный заслон от угрозы внешнего нападения.

В целом разоружение, сокращение военных расходов способствовало бы решению многих острых проблем. Сейчас в мире на каждого солдата расходуется в 60 раз больше средств, чем на образование одного ребенка. На военные нужды ежегодно тратится примерно десятая часть ценнейших видов используемого сырья, более 5% потребляемой нефти, около 1,5 триллиона долл. США. Рост военных расходов разоряет человечество. ЗаЗа последнее десятилетие затраты мирового сообщества в военной сфере выросли на 45% и составляют 2,4% мирового ВВП. Особо велико бремя военных расходов для развивающихся стран, где они растут в два раза быстрее, чем экономика этих стран. Доля военных расходов в ВВП африканских государств колеблется в интервале от 5 до 44 процентов, тогда как в Европе не превосходит 2,3 процента[5]. Это становится непреодолимым препятствием на пути развития этих стран, преодоления отставания от индустриально развитых стран. Однако реальное разоружение возможно лишь в том случае, когда будет в значительной мере уменьшена угроза внешней агрессии. Это требует создание атмосферы взаимного доверия между странами, что является целью мирового сообщества.

При этом ведущие страны мира расходы на военные нужды не снижают. Лидером являются США, где подобные расходы составили в 2008 г. 607 млрд. долларов – 41% от мировых затрат. За США следует Китай, выделивший в 2008 г. на оборону 84,9 млрд долларов, что составляет 6% от общемировых затрат. Россия также как и Китай утроила за последнее десятилетие военные расходы. По ним с 58,6 млрд. долларов она находится на пятом месте в мире ( 4% от общемировых затрат). 2 июня 2010 года Стокгольмский международный институт исследования мира (SIPRI) обнародовал отчет, согласно которому военные расходы России в прошлом году составили 53 миллиарда долларов. По этому показателю Россия оказалась на пятом месте в мире после США, Китая, Франции и Великобритании. США и Россия в 2004-2008 годах оставались крупнейшими мировыми экспортерами вооружений, занимая на рынке 31% и 25% соответственно.

Наши рекомендации