При пропорциональной системе распределение мандатов происходит пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными блоками.
И та, и другая система обладают как своими достоинствами, так и недостатками. Главным достоинством мажоритарной системы является учет мнения большинства избирателей. Выборы по мажоритарной системе предопределяют господство нескольких крупных партий, что обеспечивает стабильность политической системы. Недостатком ее является продолжение ее достоинств. Эта система не полностью учитывает мнение населения. Так, по существу, при формировании органов власти, может быть не учтено мнение 49% избирателей. Пропорциональная система позволяет более точно учитывать мнение избирателей, она стимулирует многопартийность. Основным недостатком этой системы является то, что в условиях многопартийности понижается стабильность политической системы, порою трудно бывает сформировать правительство.
Часто используется смешанная система, сочетающая элементы мажоритарной и пропорциональной системы. Так, в России одна половина депутатов в Государственную Думу избирается по мажоритарной системе относительного большинства, другая половина – по пропорциональной. Для преодоления возможной чрезмерной фрагментации выборных органов при использовании пропорциональной системы вводится определенный процентный порог: партия должна набрать определенное количество процентов голосов избирателей, чтобы быть представленной в выборный законодательный орган. В разных странах – этот процентный барьер различен. В России на выборах в Государственную думу он составил на прошедших выборах 5%, на следующих выборах поднимется до 7%. В Украине он составляет 4%. Есть страны, где как необходимый минимум законодательно закреплены 3 и 2 процента голосов избирателей. Для того, чтобы преодолеть процентный барьер, партии создают избирательные блоки. Примерами таких блоков на выборах в Государственную Думу в 2003 году были блок Партии возрождения России (лидер Г.Селезнев) с Партией Жизни (лидер С.Миронов), блок Партии справедливости с Партией пенсионеров. В избирательные блоки могут входить и представители различных общественных организаций.
На выборах в Государственную думу РФ в декабре 2003 года лишь 3 партии и одно избирательное объединение преодолели 5-процентный барьер: Единая Россия – 37,57% (в Белгородской области за неё проголосовали 33,54%), КПРФ – 12,61% (в Белгородской области – 15,64%), ЛДПР –11,45% (в Белгородской области – 11,54%), избирательный блок «Родина» - 9,02% (в Белгородской области – 9,99%). Две партии представленные в ГД в 1999-2003 гг. на последних выборах не преодолели 5-процентный барьер. Это «Яблоко» с 4,3% (в Белгородской области – 2,82%) и СПС с 3,97% (в Белгородской области – 1,64%). Аграрная партия России в Белгородской области получила голоса 5,65% участвовавших выборах, но на федеральном уровне она имела 3,7%, что не позволило ей пройти в ГД. 4,7% избирателей, участвовавших в выборах, проголосовали против всех. В выборах прияло участие 60,7 млн. избирателей, это составляет 55,75% избирателей, включенных в списки для голосования. Исходя из результатов выборов по федеральным спискам «Единая Россия» получает 120 депутатских мандатов, КПРФ – 40, ЛДПР –36, а блок «Родина» – 29.
По одномандатным округам в Белгородском округе № 64 избран депутатом ГД Г.Г.Голиков, получивший 65,28% голосов (второй результат у В.П.Алтухова – 18,24%). В Новооскольском округе депутатом ГД был вновь избран А.В.Скоч, которому оказали доверие 71,37% избирателей (второй результат у О.С.Кулишова – 12,63%).
Смешанная избирательная система вводится в России и при выборах региональных законодательных собраний. Это делается для того, чтобы стимулировать партийное строительство на уровне регионов и для структурирования этих законодательных собраний (образования фракций). Если в предыдущей областной думе Белгородской области была фракция компартии, то в нынешней думе нет ни одной фракции. Но после ближайших выборов в 2005 году эти партийные фракции должны появиться.
Партии играют важную роль при формировании выборных органов власти. Но, на сегодняшний день победу на выборах чаще обеспечивает доступ к средствам массовой информации, а не численность партийных организаций. Борьба за власть смещается в область информационных технологий. В наши дни никакая идея и программа не будут иметь почти никакого значения, если они не транслируются СМИ.
Растет также значение денег на выборах. Деньги нужны и для проведения избирательной компании, и как гарантия возможности оказания помощи жителям региона, где избирается депутат или будущий руководитель региона. Типичным примером этого является выборы губернатором Чукотки российского миллиардера Р. Абрамовича.
Очень велика роль так называемого административного ресурса, то есть влияния на ход выборов действующих органов власти. Эти органы власти могут оказывать скрытую поддержку одним кандидатам (партия) и оказывать противодействие другим.
Основными стадиями избирательного процесса являются:
1)выдвижение кандидатов; 2)агитационная кампания; 3)голосование; 4)подведение итогов.