Понятие «форма государства» и его составляющие
Форма государства- это способ осуществления политического управления обществом. Она включает следующие понятия: форма правления, форма государственного устройства, политический режим.
Форма правленияхарактеризует источник власти, организацию и порядок образования высших органов власти. Принято выделять две формы правления: монархию и республику.
При монархии верховная власть передается по наследству I полностью или частично сосредоточена в руках монарха (от греч monarchia - единовластие). В монархии формальным источником власти является одно лицо. Монархия - форма государственного правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках одного лица - главы государства, как правило, наследственного правителя.
Монархии делятся на: абсолютные и конституционные. В абсолютной монархии существует всевластие одного лица - монарха. Людовик XIV утверждал: «Государство - это я» (Оман, Саудовская Аравия, Катар). В конституционных монархиях полномочия монарха ограничены конституцией.
В свою очередь конституционные монархии подразделяются на дуалистические, в которых монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично - законодательной (Иордания, Кувейт, Марокко); парламентские, в которых власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной - правительством. Монарх, хотя и является главой государства, фактически обладает представительскими и частично исполнительными функциями. Правительство формируется партией или блоком партий, которые победили на выборах. Правительство подотчетно не монарху, а парламенту. Подавляющее большинство современных конституционных монархий относится к парламентским монархиям (Великобритания, Дания, Бельгия, Швеция, Нидерланды, Норвегия, Испания, Япония, Монако, Люксембург, Лихтенштейн). В современном мире существуют и нетипичные формы монархии. Например, выборная монархия в Малайзии, где король избирается на 5 лет из числа наследственных султанов 9 штатов (выборным был король в Речи Посполитой середине XVI - конце XVIII вв.), коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах (полномочия монарха принадлежат Совету эмиров семи эмиратов); патриархальная монархия в Свазиленде, где король по существу вождь племени; теократическая монархия, где высшая власть сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является светским главой государства (Ватикан).
Монархия была господствующей формой правления на протяжении тясячелетий. По состоянию на 2008 г. в мире остается 28 монархий. Во второй половине XX в. монархии упразднены в Болгарии, Румынии, Греции, Италии, Египте, Иране, Афганистане, Эфиопии и других странах. В 2008 г. ликвидирована монархия в Непале. В 1993 г. референдум в Бразилии отверг восстановление монархии. В 1975 г. была восстановлена королевская власть в Испании. Отдельно выделяют доминионы (королевства Содружества) - монархии в бывших английских колониях, где главой государства является королева (король) Великобритании (к примеру, Барбадос, Гренада, Соломоновы острова).
Республика - форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок (от лат. res publica - общественное дело). Источником власти является народ (народное большинство). Это форма правления, при которой высшая власть принадлежит выборным представительным органам, а глава государства выбирается гражданами или представительным органом. Республики делятся на парламентские, президентские, смешанные (полупрезидентские).
Парламентская республика. Ведущая роль принадлежит парламенту, который формирует правительство. Оно несет ответственность перед парламентом. Правительство - это исполнительная власть. Правительство формирует та партия, которая победила на выборах, ее лидер и становится главой правительства. Президент (не во всех парламентских республиках этот пост существует), как правило, избирается парламентом. Президент в парламентской республике не обладает большой властью. Он символизирует суверенитет страны и величие государства, это Церемониальный руководитель. Главную роль играет глава правительства (премьер-министр, канцлер). Президент осуществляет свои полномочия по совету и с согласия правительства, т.е. посредством института контрассигнатуры (акты президента действуют только в том случае, если они скреплены подписью премьер-министра, реже – министров. министра, реже - министров). Примеры парламентских республик - ФРГ, Италия, Турция, Индия, Израиль, Чехия, Венгрия, Молдова, Латвия, Эстония. Правительства в таких странах в условиях многопартийности могут отличаться нестабильностью, v примеру, за полвека после Второй мировой войны в Италии сменилось около 50 правительств.
Президентская республика - это форма правления, при которой президент, как и парламент, избирается народом. Классический пример - США, страны Латинской Америки - Мексика, Аргентина, Бразилия. В США президент одновременно является главой государства и главой правительства (т.е. исполнительной власти).
Президент руководит внешней и внутренней политикой государства, является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент (в США с одобрения сената) назначает министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом. Президент не может распустить парламент, а парламент не может выразить недоверие правительству. Возможна процедура импичмента -досрочного отстранения президента от власти, хотя эта процедура затруднена.
В США взаимоотношения между президентом, Конгрессом, Верховным судом строятся по принципу сдержек и противовесов. Президент избирается без участия Конгресса косвенными выборами на 4 года. Конгресс избирается на основе всеобщих, равных и прямых выборов. Депутаты палаты представителей избираются по одномандатным округам на 2 года. Каждый штат избирает двух своих сенаторов на 6 лет. Сенат обновляется через два года на одну треть. Члены Верховного суда назначаются президентом по совету и с согласия Сената и пребывают в должности, пока ведут себя безупречно, т.е. пожизненно.
Президент в США лишен права законодательной инициативы, не имеет права роспуска парламента. Но президент «сдерживает» Конгресс правом вето в отношении законов, принятых Конгрессом. При возвращении закона в Конгресс вето может быть преодолено двумя третями голосов в каждой палате (что крайне затруднительно). Однако, выступая с ежегодными посланиями в парламенте, президент США практически очерчивает круг законотворческой деятельности.
Современные президентские республики могут иметь свои специфические отличия в сравнении с классической моделью. Однако главное - ведущая роль президентской власти. Так, в Республике Беларусь Президент занимает особое место в системе государственных органов. Согласно ст. 79 Конституции Республики Беларусь Президент - Глава государства, гарант Конституции республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию 3сновных направлений внутренней и внешней политики, предъявляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти.
Смешанная, президентско-парламентская республика сочетает в себе черты президентской и парламентской республик. Глава государства - президент. Непосредственный глава исполнительной власти - премьер-министр. Правительство несет двойную ответственность - и перед президентом, и перед парламентом. У президента сильная власть. Президент является главой государства и верховным главнокомандующим, выполняет объединительные и арбитражные функции. Правительство формируется из представителей победившей партии или блока партий, но президент назначает главу правительства (премьер-министра) и вместе с ним формирует правительство. Парламент может вынести правительству вотум недоверия, президент может распустить парламент и назначить досрочные выборы (например, Франция, Австрия, Ирландия, Португалия, Польша, Финляндия).
Форма государственного устройства - способ административно-территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между центральными и местными органами власти. Выделяются три формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация.
Унитарное - простое, единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований, обладающих политической самостоятельностью. Унитарное устройство имеют Дания, Швеция, Польша, Франция, Япония, Великобритания, Беларусь. Территория унитарного государства делится на административно-территориальные единицы, которые не обладают какой-либо политической самостоятельностью. Гражданство унитарного государства единое, функционирует и единая система права, одна конституция. Местные органы обязаны применять все нормативные акты, принимаемые центральными органами власти. Их собственные нормы носят сугубо подчиненный характер и распространяются лишь на соответствующую территорию. Налоги поступают в центр, а оттуда распределяются по регионам.
Унитарное государство, на территории которого проживают этнические меньшинства, допускает образование автономий. Автономия - внутреннее самоуправление регионов государства, отличающихся географическими, национальными, культурными особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции, Азорские острова в Португалии). Там, где национальности проживают не компактно, а разрозненно, создаются национально-культурные автономии.
Федерация - сложное союзное государство, включающее государственные образования (субъекты федерации), которые обладают относительной политической самостоятельностью. Это форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований (субъектов федерации) образуют одно государство. При этом они значительную часть полномочий передают центральным федеральным органам власти. Субъектами федерации могут быть отдельные земли, штаты, кантоны, регионы. Субъекты федерации могут иметь свою конституцию, свои законодательные и исполнительные органы власти. Члены федерации, как правило, не обладают самостоятельным государственным суверенитетом и правом одностороннего выхода из федерации. Федеральные власти могут вмешиваться в дела субъектов федерации в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций. Субъекты федерации должны подчиняться решениям центра. Законодательство субъектов федерации не может противоречить по главным вопросам Федеральной Конституции (например, Российская Федерация, США, ФРГ, Мексика, Канада, Индия, Австралия, Пакистан). Среди федеративных государств выделяют национально-государственные и административно-территориальные. Первые обычно являются многонациональными государствами, где субъекты федерации образуются по национально-территориальному признаку (частично в Российской Федерации). В основе административно-территориальной федерации, как правило, лежат экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы (ФРГ, США).
Конфедерация - союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо совместных целей. Формально она не явится государством, не имеет собственной территории, а состоит я территорий входящих в ее состав государств. Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из ее состава. Конфедерация образует центральные органы, решения которых осуществляются только с согласия соответствующих государств, их парламентов. Гражданство конфедерации отсутствует: каждое государство, входящее в состав, имеет свое гражданство. Нет единой судебной системы, налогов. Чаще всего государства объединяют усилия для военной и внешнеполитической деятельности. Входящие в состав конфедерации государства сохраняют свой суверенитет и имеют свои органы государственной власти.
Конфедерации не отличаются устойчивостью, они рано или поздно трансформируются в федерацию или распадаются. Так, США возникали в 1776-1787 гг. как конфедерация. Это было связано с войной за независимость, которую вели североамериканские колонии против Великобритании. Но затем США превратились в федерацию. Швейцария возникала как конфедерация в 1291 г., как союз трех кантонов для защиты от империи Габсбургов, но с середины XIX в. Швейцария становится федерацией. Последней конфедерацией была Сенегамбия в 1981-1988 гг. В последние десятилетия в мире возникло много форм экономического, политического и иного объединения государств: содружество, сообщество. К их числу относятся Европейский союз, эволюционирующий в сторону конфедерации, СНГ, Британское Содружество наций, в которое входят Англия и ее бывшие колонии.
Институт главы государства
Вершину пирамиды власти представляет собой институт главы государства. В современных государствах роль главы государства может исполнять монарх, президент, премьер-министр.
Глава государства - это политическая фигура, выступающая верховным носителем власти. Но глава государства может выступать не только единоличным правителем, но и как коллегиальный орган.
• Монарх бывает наследным, назначенным (или избираемыми старейшинами правящей династии (Саудовская Аравия, Ката Свазиленд); избираемый другими монархами, которые возглавляют субъекты федерации (в Малайзии монарх - глава монархической федерации).
• Президент может избираться народом, парламентом или специальными коллегиями из членов парламента, и представителей органов местной власти. Полномочия президента различаются в президентских, парламентских и смешанных республиках. Впервые пост президента был учрежден конституцией США в 1787 г. первым президентом стал Джордж Вашингтон. Сегодня пост президента существует примерно в 150 странах мира (в том числе в парламентских республиках). В ряде стран президент избирается на длительный срок: на 7 лет - в Италии, Ирландии, на 6 - в Бразилии, Мексике, Финляндии, на 5 - в Республике Беларусь, Германии, Франции, Индии, на 4 года - в Аргентине, США, Колумбии, Коста-Рике, на 1 год - в Швейцарии. Президентские выборы в Республике Беларусь проходили в 1994, 2001, 2006 гг.
• Глава государства выступает как коллегиальный орган, избираемый на определенный срок («коллегиальный монарх» в ОАЭ, «коллегиальный президент» избирался Президиумом Верховного Совета в СССР, государственными (революционными) советами).
• Глава правительства - премьер-министр, канцлер.
• Генерал-губернатор - представитель британской монархии в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, на Барбадосе.
Законодательная власть
Парламент (от фр. parler - говорить) - общегосударственный высший выборный законодательный и представительный орган страны, осуществляющий представительство интересов различных социальных групп населения.
В литературе чаще всего отмечается, что первый парламент появился в Англии в XIII в. (1215 г.), когда по требованию восставших феодалов английский король Иоанн Безземельный подписал Великую хартию вольностей, а в 1265 г. лидер мелких феодалов (рыцарей) и городской верхушки Симон де Монфор в поисках союзника для борьбы с баронской олигархией собрал парламент. Система парламентаризма в Англии складывается позднее, лишь с XVI в. Свидетельством является принятие Билля о правах (1689 г.), закрепившего прераготиву английского парламента над короной. Итак, в XIII-XVI вв. парламент стал сословно-представительным органом власти.
К наиболее древним парламентам относят Испанские Кортесы, Вальный Сойм Великого княжества Литовского (1492 г.). Сойм ВКЛ с XVI в. стал наивысшим государственным законодательным контролирующим органом. Статуты 1529, 1566, 1588 гг. содержали нормы конституционного права. Исландцы также утверждают, что у древних викингов уже был парламент - Альтинг. Первым парламентом Российской империи стала Государственная пума (1906-1917 гг.). Учредительное собрание, избранное в ноябре 1917 г., проработав один день, было распущено. Верховный Совет СССР по Конституции СССР 1936 г. состоял из двух палат -Совета Союза и Совета национальностей.
Названия парламента отличаются в разных странах. К примеру, название «конгресс» используют в США и Латинской Америке (Конгресс в Венесуэле, Национальный конгресс в Чили), название «Национальное собрание» - в Беларуси, Португалии, Иордании, Южной Корее, Панаме, Пакистане; название «Федеральное собрание» - в федеративных государствах).
Парламент - Национальное Собрание Республики Беларусь состоит из Палаты представителей и Совета республики. Полномочия палат Парламента закреплены в ст.ст. 97 и 98 Конституции. Основными функциями Парламента являются представительная (представительство интересов) и законотворческая (подготовка и принятие законов).
Значимое положение парламента в системе государственной власти и управления называется парламентаризмом. Парламентаризм - система государственного управления обществом, характеризующаяся четким распределением законодательных и исполнительных функций власти, профессиональным характером Деятельности депутатов парламента, особой системой обычаев и традиций парламентской деятельности, а также развитой политической культурой граждан страны, признающих высокую роль парламента в общественной жизни и обладающих опытом участия в серии свободных выборов.
В XIX в. в большинстве европейских стран парламент становится центральным институтом в системе разделения властей, источником законодательства. В XX в. расширяются внешнеполитические и внешнеэкономические аспекты парламентской деятельности.
В структуру парламентов входят: высшие должностные лица (спикер, иногда - уполномоченный по правам человека - омбудсмен), комитеты и комиссии, партийные фракции, территориальные объединения депутатов.
Рассмотрим виды парламентов. Парламенты делятся на однопалатные (монокамеральные) и двухпалатные (бикамеральные). Однопалатными являются парламенты Финляндии, Дании, Швеции, Сенегала, Алжира, Мадагаскара, двухпалатными - Великобритании, США, Италии, России, Беларуси.
Если сложился двухпалатный парламент, то основные решения принимает орган второго уровня. Исторически двухпалатный парламент существовал для раздельного представительства сословий. В современном мире двухпалатность чаще всего играет функцию обеспечения влияния субъектов федерации.
В 1980-е гг. (во время апартеида) в ЮАР действовал трехпалатный парламент, в Югославии в 1960-70-е гг. было учреждено шесть палат парламента (для представительства республик, входящих в СФРЮ).
Статус и функции парламента не всегда одинаковы. В ряде стран основную нагрузку в законодательной работе при решении повседневных вопросов политической жизни несет нижняя палата парламента, а верхняя палата лишь утверждает (либо отвергает) предложенный проект закона. Верхняя палата может выступать в роли эксперта по отношению к нижней. В некоторых странах верхняя палата сохраняется как дань традиции, наделена контрольными полномочиями (Палата Лордов Великобритании).
Однопалатные парламенты и нижние палаты парламента формируются путем прямых выборов. Верхние палаты могут формироваться по принципу наследования (Великобритания), на основе частичного или полного назначения (Канада, Россия, Беларусь) либо посредством избрания (США).
Рассмотрим четыре модели парламентов в зависимости от формы правления.
Первая модель характерна для парламентских республик или парламентских монархий (Нидерланды, Италия, Германия, Австрия, Бельгия, Венгрия и др.). Главный признак этой модели - институт политической ответственности правительства перед парламентом. Парламентам предоставлено право вотума недоверия правительству, право отправлять правительство в отставку.
Вторая модель парламента характерна для стран с президентской формой правления, где существует жесткое разделение властей. Исполнительная власть обладает правом вето на законы парламента, законодательная - правом использовать импичмент (США).
Третья модель парламента существует в странах со смешанной формой правления. Классический пример - Франция. Парламент наделен правом вотума недоверия, действует реальный институт парламентской ответственности правительства. Однако в этой модели ряд функций законодателя принадлежат президенту. Президент имеет право роспуска парламента.
Четвертая модель сложилась в странах, где парламенты играют декоративную роль. Иногда их называют «консультативными парламентами». В Катаре это название официально применяется. Консультативная роль парламентов конституционно закреплена в Кувейте, Бахрейне, ОАЭ. К этой группе можно отнести парламенты бывшего СССР, КНДР.
Функциями парламента являются нижеследующие:
• представительная - представительство интересов различных социальных групп. Парламент - официальный орган народного представительства, формируемый посредством выборов, осуществляющий связь власти с народом, с нацией. Благодаря деятельности парламентариев социальные интересы и проблемы получают политическое выражение, становятся объектом открытой публичной дискуссии и законотворчества;
• властная функция - формирование народного волеизъявления и создание законодательной основы для жизни общества. Законодательство, принимаемое парламентом, устанавливает систему органов власти, сферу их деятельности, объем компетенции, порядок взаимодействия, правовое регулирование институтов гражданского общества и т.д;
• законодательная функция. Если две первые функции описывают предназначение и сущность парламента как политического института, то законодательная функция определяет особенности работы данного органа: подготовка, обсуждение и принятие законов, других нормативных правовых актов;
• финансово-бюджетная функция - утверждение госбюджета контроль за тем, чтобы выделенные средства расходовались целенаправленно; разработка и утверждение налогового и банковского законодательства;
• контрольная функция - реализуется в различных формах парламентского контроля. Объектом контроля чаще всего выступает правительство, а также деятельность главы государства, судебной власти, местного управления, государственных и частных предприятий. Формы парламентского контроля: отчеты правительства, парламентские слушания, выражение вотума недоверия правительству. В английском парламенте - это прямые вопросы задаваемые премьер-министру и членам кабинета, в США - расследования парламентских комитетов.
Политико-правовой статус депутата предполагает наличие определенных прав и ограничений в депутатской деятельности. Депутаты, как правило, обладают особыми гарантиями неприкосновенности. Депутат может иметь свободный или императивный мандаты, различающиеся по степени ответственности депутата перед избирателями. Императивный мандат означает обязанность следовать своим предвыборным обещаниям, наказам избирателей; депутат может быть досрочно отозван. Свободный мандат предполагает, что депутат представляет не просто жителей какого-то округа, а всех граждан страны. Обещания депутата не имеют юридически обязывающего значения.
Рассмотрим варианты роли депутата. В качестве наиболее распространенных концепций, взглядов на роль депутата можно назвать следующие:
• депутат представляет в парламенте партию, защищает и разъясняет ее политическую программу;
• депутат представляет прежде всего тех избирателей, которые голосовали за него и его программу;
• депутат представляет в парламенте всех избирателей своего округа, в том числе и тех, кто голосовал против или воздержался. Он защищает общие социальные, экономические и политические интересы округа;
. -депутат на всех уровнях выражает и защищает интересы нации, страны в целом, каждой социальной группы.
Высококвалифицированная, честная работа народных предателей на всех уровнях управления позволяет нейтрализовать негативные аспекты избирательной системы.