Трактовки демократии. Современные модели демократии
На протяжении веков в понимании демократии сложилось два подхода: ценностный (нормативный) и процедурный. Исторически первым был нормативный подход, когда демократия рассматривалась как политическая конструкция, в основе которой лежат высшие социальные ценности. Как писал Авраам Линкольн, это власть народа, для народа и посредством самого народа. В Древней Греции в качестве ценностей выступали идеи отождествления государства с обществом, признания прав гражданина.
В Новое время после эпохи Средневековья возрождается интерес к демократии и возникают либеральная и коллективистская трактовки демократии. Первая идет от идей Дж. Локка, вторая - от идей Ж.-Ж. Руссо. Для Ж.-Ж. Руссо демократия - это форма выражения всевластия суверенного народа, который как политическое целое отрицает значение индивидуальных прав личности. Всевластие народного суверена основано на использовании форм прямого народного волеизъявления. Руссо заложил основы коллективистской теории демократии. Эту теорию развивали марксисты, настаивая на идеях отчуждения прав индивида в пользу коллектива, делая упор на классовые ценности пролетариата.
Дж. Локк, а затем Т. Джефферсон, будучи идеологами либерализма, заложили основы классической либеральной модели демократии. Главная ценность - индивид, наделенный внутренним миром, обладающий естественными правами на жизнь, свободу и собственность.
Таким образом, в рамках ценностного подхода различают либерально-демократическую и коллективистскую (идентитарную, радикально-демократическую) теории демократии.
По мере развития буржуазной демократии в Западной Европе и США обнаруживается ограниченность ценностно-нормативного понимания демократии. Формируется рационально-процедурный подход: демократия возможна лишь в условиях, когда распространение ресурсов власти в обществе приобретает столь широкий характер, что ни одна общественная группа не в состоянии подавить своих соперников или сохранить властную гегемонию. Наиболее рациональным выходом в такой ситуации является достижение компромисса и взаимное разделение функций и полномочий обусловливающих чередование групп у власти. Эти процедуры и технологии выражают существо демократии. Демократия – это совокупность процедур избрания, смены и реализации власти.
Ценностный подход
Либерально-демократическая теория | Коллективистская теория |
Приоритет индивидуальной свободы Суверенитет личности Плюрализм интересов Верховенство права (закона) Первенство прав человека Представительная демократия Разделение властей Подчинение меньшинства большинству с защитой прав меньшинства | Социальный человек Суверенитет народа как единого целого Единство интересов Первенство общего блага Единство прав и обязанностей Непосредственная демократия Разделение функций Подчинение меньшинства большинству |
Одним из первых процедурное понимание демократии начал развивать М. Вебер в плебисцитарно-вождистской теории демократии. Демократия - это средство властвования, обесценивающее понятия «народный суверенитет», «общая воля». Прямое политическое участие возможно лишь в ограниченных формах. Организация форм представительства интересов граждан в сложных обществах неминуемо связана с вытеснением форм прямой демократии. Особую роль в сложно организованных обществах получает бюрократия. По Веберу, для защиты своих интересов от бюрократии граждане передают свое право контроля над властью и аппаратом управления всенародно избранному харизматическому лидеру. Плебисцитарно-вождистская демократия - это совокупность процедур, соглашений.
В рамках процедурного подхода развились идеи партисипаторной демократии. Согласно этой модели сущность политической организации заключается в обязательном исполнении всеми гражданами функций по управлению государством на всех уровняхполитической системы. Исключается право индивида на уклонение от политического участия, так как это подрывает базовые
основы демократии. Партисипаторная модель демократии уравнивает ответственность профессионалов и непрофессионалов управлении государством.
Процедурный подход
- Партисипаторная модель демократии | "I |
- Элитарная модель демократии | |
- Плюралистическая модель демократии | |
- Co-общественная модель демократии | |
- Рыночная модель демократии | |
- Электронная демократия |
Британский политолог Джон Лукас в книге «Демократия участия» (1975 г.) писал, что народовластие предполагает определенную процедуру принятия решений, когда, во-первых, сам народ, а не квалифицированные профессионалы, участвовал бы в принятии политических решений; во-вторых, чтобы решения вырабатывались путем дискуссий, критики, достижения компромиссов; в-третьих, чтобы учитывались интересы различных групп общества.
Элитарная теория демократии была разработана Иозефом Шумпетером («Капитализм, социализм, демократия»). Ее истоки восходят к плебисцитарной теории демократии М. Вебера, трудам Г. Моска, В. Парето, М. Острогорского. Шумпетер трактовал демократию как конкуренцию между двумя и более группами элит за власть на регулярных выборах. Демократия - это конкуренция партий и элит и ее главная проблема - отбор квалифицированных политиков.
Свободный суверенный народ обладает в политике весьма ограниченными функциями. Рядовые граждане лишь избирают промежуточный институт, который впоследствии формирует правительство, а затем полностью устраняется от управления. Главным критерием демократии Шумпетер считал процедуру, суть которой состоит в реальной власти людей назначать, формировать правительство. Власть народа заменяется властью элиты.
Элиты соревнуются за поддержку и голоса избирателей. Политика является не процессом формирования «общей воли» народа, а конкурентной борьбой групповых интересов, представляемых лидерами.
Элитистские теории распространились в XX в. в трудах Б.Бахраха, Дж. Сартори, X. Кене. Эти мыслители полагали, что « самоуправляющийся народ - это миф». Народ склонен к политическому насилию, что представляет угрозу общественным интересам. Д. Хелд в книге «Модели демократии» писал, что элитарная модель демократии характерна для политической системы индустриального общества с фрагментированной структурой политичного конфликта, неполной информированностью электората, толерантностью политической культуры и развитой стратой технически подготовленных экспертов и менеджеров.
Значительный вклад в теорию демократии вснесли сторонники плюрализма. Термин «плюрализм» был введен X. Вольфоном (1679-1754). Но теория плюрализма получила развитие в первой половине XX в. в работах Г. Ласки, Д. Трумена, Р. Даля. В этой теории демократия рассматривается как тип организации власти в условиях ее распыления между различными силами. Демократия понимается как свободная игра, соревнование различных групп, объединенных интересами. Она способствует поддержанию динамического равновесия конкурирующих за власть политических сил. Как показал практический опыт, распространение такой модели возможно лишь в случае существования в обществе единых, базовых для всех групп населения идеалов и ценностей.
Выделяют также консоциалъную ( или со-общественную) модель демократии А. Лейпхарта. Им была развита концепция «разделения властей», которая предусматривает обеспечение представительства интересов меньшинства, лишенного доступа к рычагам власти. Лейпхарт выделяет механизмы, которые могут обеспечить подобный доступ к власти. Во-первых, создание коалиционного правительства с участием партий, представляющих основные слои общества. Во-вторых, пропорциональное представительство. В-третьих, обеспечение децентрализации и максимальной автономии групп в решении ими собственных вопросов (в форме федерализма или культурной автономии). В-четвертых, представление парламентским группам права вето при принятии окончательных Решений (не простым, а квалифицированным большинством).
Модель со-общественной демократии, или модель соучастия, вправлена против оттеснения меньшинств на политическую периферию. Она применима лишь в случае, если группы имеют свою политическую организацию и способны на проведение относительно самостоятельной политики.
Такая модель может использоваться в глубоко разделенных обществах (например, в Северной Ирландии).
Широкое распространение получили также теории рыночной демократии, представляющие власть как аналог экономической системы, в которой происходит обмен «товарами» т.е. политическими идеями, программами, имиджем лидеров. Продавцы – субъекты власти, которые меняют свои ресурсы, статусы, привилегии на поддержку избирателей, покупатели - электорат. Таким образом, под политическим действием понимается только электоральное поведение, а акт голосования трактуется как «покупка» или «инвестиция».
Основы рыночной модели демократии были заложены в работе Энтони Даунса «Экономическая теория демократии» (1957 г.). Данная модель является результатом распространения экономических методов (теории рационального выбора) на политическую науку.
Базовые понятия, используемые Даунсом: поведение избирателей (электоральное поведение), обмен в политике, партийное поведение, максимизация результата политического действия, информация о выгодности действия. Рациональность политического поведения означает, что каждый политический субъект стремится получить максимальный результат при наименьших затратах. Рациональное поведение является предсказуемым, делает возможным упорядочение предпочтений. Главный двигатель политического выбора - экономический интерес, выгода, прибыль. Субъект может действовать альтруистически, но даже при такой модели поведения не исключена личная заинтересованность. Условием рационального выбора является информированность избирателя. На практике он может действовать как на основе определенной и полной информации, так и исходя из неполной, неточной информации.
В современной литературе выделяют также модель теледемократии (электронной демократии), ядром которой является виртуализация политики, основанная на новых информационно-коммуникативных технологиях (ИКТ). Возможность использования информационных сетей и систем создает для каждого гражданина принципиальную возможность непосредственного участия в политическом волеизъявлении. Это большое преимущество информационного века, но оно ставит под вопрос сам принцип репрезентативной (представительной) демократии. Осознавая это, необходимо создать условия для того, чтобы оправдавшие себя традиционные демократические институты не были заменены на политическую дискуссию, значительно усложняющую процесс принятия решений. Вовлечение населения в использование ИКТ и большая доступность политических деятелей, становящаяся возможной благодаря развитию интерактивного взаимодействия, влекут за собой существенные изменения в демократическом процессе. Последние, однако, должны рассматриваться не столько как гласность, сколько как новый шанс усилить политическую активность и политическую ответственность населения.
Создание основ теледемократии предполагает: постоянное информирование населения через официальные веб-сайты о деятельности органов власти; публичный доступ к официальным документам-законам и нормативным актам; обеспечение прямого участия граждан в выработке решений по конкретным вопросам, затрагивающим их интересы; проведение опросов жителей, не имеющих обязательной силы для органов власти, но результаты которых должны анализироваться и учитываться последними; организацию регулярного интерактивного взаимодействия избирателей с депутатами, жителей - с представителями исполнительной власти.
Теледемократия ставит проблемы обеспечения интеграции общества, меняет формы контроля власти за общественностью, снимает ряд ограничений на политическое участие.
Итак,демократия - это форма организации политической системы на основах конкурентного выбора населением той или иной альтернативы общественного развития.
Демократия сочетает представительство интересов, политический плюрализм и конкуренцию, гарантии права граждан на участие в политике, просвещенный выбор, взаимную ответственность власти и народа.