Понятие, признаки и значение системы уголовных наказаний
Разнообразие охраняемых уголовным правом общественных отношений, посягающих на них общественно опасных деяний, а также свойств личности преступников обусловливают необходимость строгой индивидуализации наказаний. Непременным условием этого является установление в законе широкого перечня разных по карательным, воспитательным и предупредительным возможностям видов уголовных наказаний. Не случайно поэтому в уголовном законодательстве РФ (ст. 44 УК) предусматривается перечень, включающий 13 видов наказаний: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чипа и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; принудительные работы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь. Все эти виды наказаний различны по своему характеру, строгости и возможностям воздействия на осужденных, что позволяет суду в каждом конкретном случае назначать справедливую и наиболее целесообразную меру наказания лицу, виновному в совершении преступления.Закрепление разнообразных видов наказаний в законе — один из важнейших признаков перечня уголовных наказаний.
Другим его важнейшим признаком являетсяисчерпывающая определенность в уголовном законе. В соответствии с классическим принципом«nullum crimen, nulla poena sine lege» («нет преступления и нет наказания без указания о том в законе»), воплощенном в принципе законности (ст. 3 УК), суд может назначить осужденному лишь тот вид наказания, который указан в данном перечне, определенном уголовным законом. Никакую другую меру государственного воздействия в качестве уголовного наказания суд применить к виновному не может, сколь бы эффективной эта мера не представлялась суду. В этом заключается важная законодательная гарантия прав осужденных от произвола.
Еще одним признаком предусмотренного законом перечня наказаний является егоупорядоченность: все виды наказаний расположены в нем в соответствии с принципом «от менее строгого к более строгому», образуя «лестницу наказаний». Этот признак имеет важное практическое значение. Во-первых, он показывает, как оценивает законодатель соотносительную степень строгости отдельных видов наказаний, что важно для назначения судом справедливого наказания осужденному, например, при избрании более мягкого наказания, чем предусмотрено законом (ст. 64 УК), при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК) и в других случаях. Во-вторых, психологически ориентирует суды на экономик) мер уголовно-правовой репрессии, «работая» на выраженную в ч. 1 ст. 60 УК гуманную идею, согласно которой «более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случаях, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания». Эта же идея и указанный принцип лежат в основе построения альтернативных санкций статей Особенной части УК.
Важный признак перечня наказаний — егообязательность для суда. Обязательным для суда является как сам установленный законом исчерпывающий перечень видов наказаний, так и установленное законом соотношение степени строгости отдельных видов наказаний, а также их пределы, условия и порядок назначения и т.д.
В теории уголовного права перечень уголовных наказаний, обладающий отмеченными признаками, стало привычным именовать «системой наказаний», а последнюю определять как «установленный уголовным законом и обязательный для суда исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке с учетом их характера и сравнительной тяжести».
Но подобные определения, сводящие понятие системы наказаний к простому перечислению их в законе, являются поверхностными и в принципе неправильными. Система — это не любое, а только особое состояние определенного множества: чтобы некое множество могло быть наделено статусом системы, недостаточно, чтобы составляющие его элементы были просто перечислены, необходима достаточная совокупность системообразующих признаков. Понятие «система наказаний» богаче по содержанию, чем понятие «перечень наказаний». Наряду с отмеченными выше признаками перечня наказаний, свойственными и системе наказаний, последняя обладает еще таким отличительным признаком, как функциональность: система — это не «мертвый», статичный перечень, а «живое» динамичное явление; перечень — это лишь «технологический» метод изложения се в законе (A.JT. Цвстипович). Имеется и другое — формальное отличие системы наказаний от перечня наказаний: если последнему посвящена единственная ст. 44 УК, то вопросам построения и функционирования системы наказаний — весь комплекс уголовно-правовых норм, регулирующих институт наказания и его назначения, включая и систему санкций статей Особенной части УК.
Система уголовных наказаний создается государством, т.е. волей людей. Однако она не является чем-то надуманным, искусственным: своим возникновением и существованием она обязана породившей ее необходимости, она социально обусловлена. Появление и функционирование системы наказаний предопределяется рядом объективных и субъективных факторов: системы наказаний требует системность общественных отношений; система наказаний призвана содействовать работе законодателя и правоприменительных органов, облегчить изучение и определение эффективности составляющих ее элементов. Исходя из всего изложенного, представляется более точным и правильным определитьсистему наказанийкак социально обусловленную целостную совокупность взаимодействующих видов уголовных наказаний, установленную законом в форме исчерпывающего перечня с учетом их сравнительной тяжести.