Политическое прогнозирование, методы.
Ответ:
Политическое прогнозирование – пр-сс разработки научно обоснованного суждения о возможном варианте развития политич. событий в будущем, альтернативных путях и сроках его осуществления, а также опред-ие конкретных рекомендаций для практической деятельности в условиях настоящей действительности. Поисковый и нормативный прогнозы.
Поисковый прогноз направлен на опред-ие будущего состояния явления или процесса путем экстраполяции присущих этому явлению тенденций с учетом историч. опыта и управляющего воздействия. Нормативный прогноз – также направлен на определение будущего состояния процесса или явления, но при этом цели, нормы, идеалы и средства достижения задаются заранее.
Осущ-ие политич. прогнозов позволяет быть в курсе политич. изменений в общ-ве, направлений этих изменений, своевременной реагировать на них или упреждать неблагоприятное развитие политич. процессов. Достоверность прогноза зависит от знания и тщательного анализа присущих явлению или поцессу тенденций, глубины прогноза по времени, знания закономерностей общественного развития, достоверности и полноты используемой информации.
При составлении прогнозов используются следующие методы:
1. метод экстраполяции (для осуществления прогноза используется минувшие и нынешние тенденции, присущие явлениям, процессам. На основе анализа этих тенденций и учета других факторов реализуется прогноз. При этом данный метод применяется для тех процессов, тенденции которых имеют непрерывный характер. Считается, что чем больший временной промежуток исследуется при этом прогнозе, тем более достоверным получается прогноз исследуемого процесса)
2. метод экспертных оценок (основан на использовании интуиции и опыта профессионалов в определенной области. Для прогноза используются экспертные оценки как индивидуальные, так и групповые. Наиболее распространенным является метод Дельфи. Сущность его заключается в том, что для осуществления прогноза отбирается группа экспертов и им предлагается сделать самостоятельный прогноз в определенной области. Полученные данные обобщаются и доводятся до каждого эксперта)
3. разработка сценариев (применяется в случаях, когда исследуются процессы и явления, в которых отсутствует непрерывность. Этот метод дает возможность представить наглядно весь процесс и учесть при этом основные и дополнительные факторы. Он позволяет определить вероятные направления развития процесса)
4. моделирование (Модель- это условный образ какого-либо объекта или системы объектов. Они создаются, чтобы предсказать новые явления в политических процессах или выявить новые свойства и отношения в самом политическом событии. Модели бывают двух типов - статистические и динамические. Статистические модели основаны на предположении, что меняются только несколько переменных, остальные остаются постоянными. Главное при исследовании этого типа моделей - определение отношений между переменными, в этом случае модель позволяет предсказать последствия политических изменений. Трудности при моделировании заключаются в выборе показателей, в математическом описании моделей и выборе критериев оценки различных вариантов)
5. исторические аналогии (используется в случаях, когда при сравнении двух исторических событий предполагается определенное сходство исторических условий, их вызвавших. В этом случае результаты политического развития могут быть тождественны)
6. морфологический анализ (заключается в том, что берется какой-либо объект (событие, явление) в целом. Он делится на отдельные составляющие его элементы по их функциям. Затем определяются альтернативы этим элементам, как существующим, так и гипотетическим. В заключение рассматриваются изменения в объекте при различных переменах в отдельных элементах).
Однако, независимо от от метода всегда необходимо учитывать политический риск - влияние факторов, которые могут изменить или препятствовать достижению поставленных целей: стабильность и законность правительства, политический плюрализм, уровень этнических и религиозных потиворечий, уровень коррумпированности правительственных чиновников.