Политическое прогнозирование

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Политология - это наука о политической власти и управлении, о закономерностях развития политических отношений и процессов, функционирования политических систем и институтов, политического поведения и деятельности людей.

политическое прогнозирование - student2.ru

ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ

Познавательная функция признана познавать политическую реальность и давать знания о природе и источниках властных отношений, способах их рациональной организации.   Инструменталистская функция призвана использовать научные выводы в политической правтике, государственном управлении, партийной стратегии и тактике, в процессах принятия решений и технологиях их реализации.
.   .
Воспитательно-социализационная - призвана формировать демократическую политическую культуру граждан, воспитывать индивида как гражданина своей страны и как вообще "политического человека".   Диагностическая функция призвана определять соответствие программ политических курсов как тенденциям социального прогресса, так и реальным возможностям и состоянию развития конкретного общества.
.   .
Функция политической рефлексии призвана вырабатывать способность рационально-критически оценивать политические процессы, свободно самоопределяться в политической жизни.   Прогностическая функция признана разрабатывать желаемые и возможные варианты развития политических процессов, учитывая действие различных факторов.

политическое прогнозирование - student2.ru

политическое прогнозирование - student2.ru

МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ

Методы политологии На чем акцентируют внимание Как изучают политику
Институциональный На функционировании и взаимодействии политических институтов: права, государства, политических партий и движений и т.д. Анализ официальных структур и формальных правил принятия решений
Исторический На политических явлениях и процессах во времени и пространстве Анализ изменений политических норм, отношений, институтов в контексте связи прошлого, настоящего и будущего
Социологический На зависимости политики от социальных факторов: экономики, социальной структуры, культуры и т.д. Анализ политики как сферы целенаправленных взаимодействий социальных групп, преследующих свои интересы
Бихевиористский На личностном измерении политики, поведении отдельного человека Анализ систематически наблюдаемого поведения индивида, возможность измерения его мотивации
Психологический На субъективных механизмах политического поведения: побуждения, желания, страсти и т.д. Анализ индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, влияющих на политическое поведение
Системный На целостности политики и характере ее взаимоотношений с внешней средой Анализ характера внутренних связей между составляющими политику элементами


ПОЛИТИКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Политика - многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций, взглядов социальных (этнических) групп, выражающих их интересы, политических организаций, институтов, движений, лидеров по поводу власти и управления обществом.

политическое прогнозирование - student2.ru

политическое прогнозирование - student2.ru

Политика как деятельность охватывает комплекс взаимосвязанных явлений и процессов:

· организованные действия социаль-ных групп и представляющих их учреждений власти по управлению общественной жизнью;

· общественные отношения между социальными группами и сообществами людей по поводу государственной власти, её завоевания, удержания и использования;

· научно обоснованную теорию, ориентирующую политику, определяющую её цели, стратегию, тактику;

· политическую идеологию, совокуп-ность идеологических ценностей и норм;

· профессиональное политическое руководство.

Подходы к анализу политики как общественного явления:

· политика - как деятельность. Главное внимание уделяется политической практике, деятельности политических институтов, отдельных социальных групп;

· политика - как наука включает в себя прежде всего теоретические разработки, различного рода политические документы, методологические основы политики;

· политика - как искусство - искусство управления, осуществления власти.

ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ

Интеграция различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности и стабильности общества. Выражение интересов социальных групп и слоев общества, отдельных граждан.
Управление и руководство политическими и общественными процессами в интересах наиболее влиятельных слоев и групп населения и (или) общества в целом. Обнаружение и рассмотрение социально-политических конфликтов, разрешение их цивилизованными способами и методами.
Социализация личности, включение ее в сложный мир общественных отношений. Обеспечение преемственности и обновления развития общества и человека.


ВЛАСТЬ

Власть:
  1. способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, принуждения;
  2. политическое господство над людьми;
  3. система государственных органов;
  4. лица, органы, облеченные соответствующими государствен- ными, административными полномочиями.

СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

· суверенитет, что означает независимость и неделимость власти.

· авторитетность власти, т.е. общепризнанное влияние субъекта власти во всех сферах жизнедеятельности общества;

· волевой характер власти предполагает наличие осознанной политической программы, цели и готовности её выполнять;

· принудительный характер власти (убеждение, подчинение, приказание, господство, насилие);

· всеобщность власти, которая означает функционирование власти во всех сферах общественных отношений и политических процессах.

РЕСУРСЫ ВЛАСТИ

Ресурсы власти - средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта

Экономические:
  • материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления;
  • деньги;
  • плодородные земли;
  • полезные ископаемые и т.п.
Социально-политические:
  • численность населения, его качество;
  • социальное единство;
  • социальная стабильность и порядок;
  • демократизм общественных отношений;
  • участие населения в политике;
  • патриотизм гражданского общества и т.п.
Морально-идеологические:
  • идеалы, интересы, убеждения людей;
  • идеология, вера, доверие, общественное настроение;
  • чувства (патриотические, национальные, религиозные),
  • эмоции людей и т.п.
Информационно-культурные:
  • знания и информация;
  • институты науки и образования;
  • язык;
  • пропаганда во всех её формах;
  • средства массовой информации и т.п.
Силовые:
  • оружие и аппарат физического принуждения (армия, милиция, службы безопас- ности, суд, прокуратура)

МОТИВЫ МЕХАНИЗМА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ

· Господство, т.е. подчинение одних социальных групп другим, что закрепляется в государственных нормативно-правовых актах.

· Руководство, т.е. определение и законодательное закрепление стратегии развития общества, политической системы, выбор средств осуществления основных задач и целей.

· Управление и организация, т.е. принятие конкретных управленческих решений, согласование, упорядочивание деятельности различных социальных групп, личностей, действий политических и неполитических организаций и учреждений.

· Контроль как обратная связь, с помощью которой власть следит за тем, какие результаты имеют те или иные управленческие решения.

ТИПЫ ЛЕГИТИМНОСТИ ВЛАСТИ

Легитимность власти - соответствие власти законно установленным нормам, а также основополагающим целям государств и общепринятым принципам и ценностям.

· Легальный - власть узаконена нормами права, основана на признанных обществом конституционных принципах государства.

· Идеологическая легитимность - власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены.

· Традиционная легитимность - власть признается легитимной, поскольку она действует по правилам, закрепленным в традициях, и соответствует традиционным ценностям масс.

· Структурная легитимность - правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур норм, регулирующих политические отношения.

· Харизматическая легитимность - признание власти основывается на вере масс в особые способности политического лидера, вождя.

ПРЕДПОСЫЛКИ ПОДДЕРЖАНИЯ
ЛЕГИТИМНОСТИ ВЛАСТИ

Совершенствование законодательства и государственного управления в соответствии с новыми требованиями. Создание такой политической cсистемы, легитимность которой основана на традициях населения, и потому не только более стабильна, но и косвенно влияет на поведение граждан.
Личные харизматические черты политического лидера. Успешное осуществление государствен- ной политики, поддержание законности и правопорядка.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

политическое прогнозирование - student2.ru

ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВА

политическое прогнозирование - student2.ru

ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ

По политическому режиму   По административно- территориальному устройству
  • тоталитарное;
  • авторитарное;
  • демократическое.
 
  • унитарное;
  • федерация;
  • конфедерация.
По форме правления   По социально-классовым отношениям (К.Маркс)
Монархия:
  • абсолютная;
  • конституционная.
Республика:
  • президентская;
  • парламентская;
  • смешанная.
 
  • рабовладельческое;
  • феодальное;
  • буржуазное;
  • социалистическое.
Дополнительно выделяют:
  • стабильные и нестабильные государства;
  • военные и правовые государства;
  • социальное государство.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Внутренние:   Внешние:
  • законотворческая;
  • экономическая (государство- предприниматель, координирующий экономический процесс);
  • социальная (организация социальной жизни);
  • обеспечение правопорядка;
  • защита существующего общественного строя от внутренних деструктивных сил;
  • культурно-воспитательная, пропагандистская.
 
  • обеспечение внешней безопасности и целостности государства, его независимости;
  • сотрудничество с другими государствами;
  • участие в решении глобальных проблем.

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

Политические партии - организации, выражающие политические интересы, цели и идеалы социальных групп, состоящие из их наиболее активных представителей и руководящие ими в процессе завоевания и использования государственной власти в обществе.

Признаки политических партий   Функции политических партий
  • Организация, т.е. относительно продолжительное во времени объединение людей.
  • Существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством.
  • Цели партии - завоевание и осуществление власти.
  • Стремление обеспечить себе поддержку народа с помощью выборов или других способов.
  • Партия - носитель определенной идеологии, мировосприятия.
 
  • Представительство интересов социальных групп и слоев общества.
  • Борьба за обладание государственной властью, за политическое руководство или упрочение своего руководящего положения.
  • Идеологическая (деятельночть, направленная на производство идей и политическая социализация личности).
  • Разработка и осуществление политического курса.
  • Организаторская (деятельность по подбору, расстановке кадров в самой партии и в других государственных и общественных организациях).
  • Обеспечение связи масс с государственными структурами, институализация политического участия граждан.
  • Интеграционная (сглаживание конфликтов, согласование интересов борющихся сил, политическая стабилизация общества).

ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА

политическое прогнозирование - student2.ru

ПРЕДПОСЫЛКИ И ХАРАКТЕР ВКЛЮЧЕНИЯ
ЛИЧНОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Материальные предпосылки
  • чем богаче общество, тем более оно открыто демократическим формам вовлечения личности в политику;
  • уровень благосостояния оказывает влияние на политические убеждения и ориентации человека (более обеспеченные слои общества являются более либеральными, а более бедные - нетерпимыми).
Социально-культурные предпосылки
  • Социальная среда формирует основы мировоззрения личности, определенные ценностные ориентации, систему идеалов и норм поведения.
  • Образование. Чем выше уровень образования личности, тем более она политически ориентирована, предрасположена к использованию демократических, легитимных форм политического участия. Участие политически неграмотного человека обычно протекает в экстремальных формах или же он становится объектом манипулирования.
Политико-правовые предпосылки
  • определенный политический режим;
  • доминирующая в обществе политическая культура;
  • правовая обеспеченность демократических процедур формирования власти;
  • гарантированность политических прав личности.

ФАКТОРЫ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

1. Уровень научности политического сознания и зрелость политической культуры, благодаря чему человек имеет определенное представление о власти и путях влияния на нее, осознает свое место как субъекта политического процесса.

2. Сформированность интереса и потребности как важнейших стимулов политической деятельности, реализации гражданских прав, свобод и обязанностей.

3. Приобретение навыков политической деятельности, что позволяет анализировать политическую ситуацию, избирать наиболее целесообразные формы и методы политического участия.

4. Эмоционально-волевые качества, создающие определенный настрой, придающие поведению устремленность к достижению цели, способствующие проявлению гражданского долга и мужества.

ТИПЫ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

1. Личность свысокой политической активностью,принимающая постоянное участие в политической жизни:

· лица, профессионально занимающиеся политикой (политические лидеры, профессиональные политики, для которых политика стала не только профессией, источником существования, но и главным смыслом жизни;

· лица, не занимающие ответственных постов в политических учреждениях или организациях. Это так называемая политическая деятельность “по совместительству”.

2. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике (выборы, референдумы, выдача наказов и т.п.).

3. Личность, проявляющая интерес к политике, но лично практически не участвующая в ней.

4. Личность пассивная к политике.

5. Аполитичная и отчужденная личность, негативно относящаяся к своему участию в политике.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

Политическое лидерство личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей, обусловленная системой социально-политических и психологических взаимоотношений и ориентации в группе, организации, обществе.

Современные концепции лидерства:

1. “Теория черт”.Лидерство - феномен, порождаемый особыми чертами лидера (ум, волевые качества, энергия и т.д.).

2. “Ситуативная теория”. Лидерство - функция ситуации, сложившейся обстановки. Не отрицая значения черт, отдается предпочтение условиям, принижается активность личности.

3. Психологические концепции (напр. по З.Фрейду) в основе лидерства лежит преимущественно бессознательное влечение сексуального характера.

4. Теория конституентов. Лидерство - функция от ожидания ведомых, принимающих или отвергающих лидера последователей.

5. Интегративный анализ - попытка осуществить комплексное исследование лидерства, используя все его компоненты.

ВЕДУЩИЕ ПРИЗНАКИ И СУЩЕСТВЕННЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА

· Наличие собственной политической программы или новаторской стратегии и политики.

· Способность выражать и отстаивать интересы той или иной социальной группы.

· Определенные черты характера, проявляющиеся в деятельности по реализации программы и объединении своих сторонников (настойчивость, воля, мужество, гибкость, коммуникабельность и др.).

· Необходимый уровень политической культуры.

· Имидж руководителя, отвечающий нормам морали, принятым в данном обществе, группе.

· Популярность, ораторские способности.

· Наличие “команды” помощников и исполнителей.

· Наличие поддержки со стороны народных масс, властных структур

· Умение быть подобным своим сторонникам или избирателям.

ТИПОЛОГИЯ
ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА

По типу авторитета:
  • традиционное;
  • тралиционно-легальное;
  • харизматическое.
По характеру влияния:
  • конструктивное;
  • деструктивное.
По стилю руководства:
  • авторитарное;
  • демократическое.
По форме влияния:
  • формальное;
  • неформальное.
В зависимости от имиджа лидера:
  • лидер-знаменосец;
  • лидер-служитель;
  • лидер-торговец;
  • лидер-пожарный.

ФУНКЦИИ
ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА

· Интегративная: объединение и согласование различных групп и интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных обществом.

· Ориентационная: выработка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения.

· Инструментальная: определение способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач.

· Мобилизационная: инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения.

· Коммуникативная: поддержание связей власти и масс с целью предупреждения отчуждения граждан от власти.

· Гаранта справедливости, законности и порядка.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

политическое прогнозирование - student2.ru

КОМПОНЕНТЫ
ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Психологические: совокупность чувств, переживаний, умонастроений и ориентаций, связанных с политической деятельностью и отношениями. Менталитет: устойчивые эмоции, настроения, установки и связанные с ними модели политического поведения, имеющие религиозные и национальные особенности.
Идеолого-теоретические: система знаний, представлений, оценок, понятий, теорий, принципов, идеалов.

УРОВНИ
ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

С точки зрения субъекта   По глубине отражения действительности
Массовое Реально действующее политическое сознание массовой общности. Групповое Сознание больших и малых групп: классов, политической элиты, связанных с политикой Индивидуальное Система мотивации и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики.   Обыденное Формируется на базе жизненного опыта человека. Научное Формируется социальными группами на основе исследования политических процессов.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

Политическая идеология форма политического сознания, определенная доктрина, содержащая теоретическое осмысление политического бытия с точки зрения интересов, целей и идеалов определенных социальных групп и слоев, национальных образований.

Функции политической идеологии:

· Легитимация власти определенных политических сил и режимов.

· Мобилизующая и интеграционная.

· Критическая.

· Когнитивная.

· Нормативная.

· Компенсаторная.

ЛИБЕРАЛИЗМ

идейно-политическое движение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского строя, выступающих против любых форм контроля за его экономической и духовной деятельностью со стороны светской и церковной власти.

Ведущие идеологи классического либерализма:

· Д.Локк (1632-1704 гг.);

· А.Смитт (1723-1790 гг.);

· Ш.Л.Монтескье (1689-1755 гг.);

· И.Кант (1724-1804 гг.);

· А. де Токвиль (1805-1859 гг.);

· Г.Джефферсон (1743-1826 гг.).

НЕОЛИБЕРАЛИЗМ

Целью общества провозглашается прогресс человечества на основе конституционного закона и порядка. Признание допустимости и необходимости вмешательства государства в экономическую сферу.
Расширение деятельности государства в социальной сфере. Особое внимание уделяется правам и свободам человека, а в государственном устройстве - принципу разделения властей.
Поддерживается многообразие интересов и плюрализм мнений, реализуемых через многопартийность. В то же время равенство и участие рассматриваются не как императив, а только как возможность, реализуемая при наличии благоприятных условий, в целом же приоритет отдается компетентности.

КОНСЕРВАТИЗМ

политическая идеология, выступающая за сохранение традиций и устоев государственного и общественного устройства.

Основоположники консерватизма:

· Э. Берк (1729-1797 гг.);

· Ж. де Местр (1754-1821 гг.);

· Л. де Бональд (1754-1840 гг.).

НЕОКОНСЕРВАТИЗМ

политическое течение, в основе которого лежат идеи консерватизма, приспособление к новым условиям общественного развития.

Видные идеологи неоконсерватизма:

· Дж. Белл (США);

· Р. Гелен, Э. Юнгер (ФРГ);

· Р. Арон, А. де Бенуа (Франция) и др.

В мировом плане:   В политической сфере:
  • приоритетность принципа свободы над принципом равенства. Равенство возможно только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов;
  • защищая идею свободы и прав человека, акцентирует внимание и на обязанностях человека перед самим собой и перед обществом.
 
  • функционирование политических институтов представительной демократии;
  • демократия должна быть вертикальной, элитарной;
  • политическая деятельность - профессия, доступная каждому, но лишь при наличии у него соответствующих способностей, признания и специального образования.
В экономической области:   Суть социальной политики
  • ограничение вмешательства государства в рыночную экономику;
  • содействие частной инициативе с помощью представления налоговых льгот, стимулирования частных инвестиций и предложения на рынке.
  создание условий, позволяющих рабочим делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и независимость от государственного "социального попечительства".

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

Основные положения

Политическая демократия.
  • наличие свободных выборов;
  • представление гражданам действительного выбора между различными политическими альтернативами;
  • возможность смены правительства мирными средствами;
  • гарантия прав личности и меньшинства;
  • существование независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона.
Экономическая демократия.
  • "плюралистическая экономика, основанная на началах самоуправления, предполагающая элементы планирования и сохранение рынка, как регулятора производства";
  • государство регулирует рынок в интересах людей;
  • развитие "соучастия" представителей трудящихся в управлении капиталистическими фирмами, а также развитие "самоуправления".
Социальная демократия. Борьба за социальную демократию - это борьба за более высокое качество жизни, которое характеризует степень социальной свободы человека, условия и содержание его труда, доступность системы образования и духовных ценностей, состояние окружающей среды. Международная демократия. Мир и сотрудничество государств.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Политическая культура исторически сложившиеся устойчивые политические представления, убеждения, ориентации, а также обусловленные ими модели и нормы политического поведения людей, стили деятельности политических институтов.

Сущность политической культуры:

· степень знания и использования гражданами гражданских прав;

· степень понимания и осуществления массами политики государства;

· степень включенности граждан в политическую жизнь общества;

· степень развитости политических институтов и участие масс в них ;

· наличие демократических основ реализации политики государства;

· формы и методы функционирования политических институтов;

· накопленный социально - политический опыт, существующие политические традиции и обычаи;

· стиль и методы общения субъектов политики в политическом процессе;

· обоснованность подготовки и деловитость осуществления политических решений.

СТРУКТУРА
ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Культура политического сознания:
  • политические установки;
  • политические представления и убеждения;
  • политические традиции, обычаи, нормы.
Культура политического поведения:
  • культура политического участия;
  • культура политической деятельности.
Культура функционирования политических институтов:
  • культура принятия реализации политических решений;
  • культура электорального прогресса;
  • культура восприятия и регулирования социально-политических конфликтов.

ФУНКЦИИ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Познавательная, которая состоит в вооружении субъектов знаниями, необходимыми для политической деятельности, обеспечение исторической преемственности, накоплении и передаче опыта от поколения к поколению. Регулирующая, обеспечивает посредством идеалов, правовых и политических норм определенные взаимоотношения между социальными общностями, гражданами и государством.
Прогностическая, заключается в том , что знание ценностных ориентаций позволяет предвидеть возможные варианты развития событий. Информационная, направлена на удовлетворение потребностей личности в политических сведениях, освещающих происходящие в мире события, явления, процессы.
Воспитательная, способствует интеллектуальному развитию личности, усвоению ею политических норм, ценностей, формированию интереса к политической жизни, выработке определенных установок на общественно-политическую деятельность.

СУБЪЕКТЫ И ФАКТОРЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

политическое прогнозирование - student2.ru

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Политология - это наука о политической власти и управлении, о закономерностях развития политических отношений и процессов, функционирования политических систем и институтов, политического поведения и деятельности людей.

политическое прогнозирование - student2.ru

ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ

Познавательная функция признана познавать политическую реальность и давать знания о природе и источниках властных отношений, способах их рациональной организации.   Инструменталистская функция призвана использовать научные выводы в политической правтике, государственном управлении, партийной стратегии и тактике, в процессах принятия решений и технологиях их реализации.
.   .
Воспитательно-социализационная - призвана формировать демократическую политическую культуру граждан, воспитывать индивида как гражданина своей страны и как вообще "политического человека".   Диагностическая функция призвана определять соответствие программ политических курсов как тенденциям социального прогресса, так и реальным возможностям и состоянию развития конкретного общества.
.   .
Функция политической рефлексии призвана вырабатывать способность рационально-критически оценивать политические процессы, свободно самоопределяться в политической жизни.   Прогностическая функция признана разрабатывать желаемые и возможные варианты развития политических процессов, учитывая действие различных факторов.

политическое прогнозирование - student2.ru

политическое прогнозирование - student2.ru

МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ

Методы политологии На чем акцентируют внимание Как изучают политику
Институциональный На функционировании и взаимодействии политических институтов: права, государства, политических партий и движений и т.д. Анализ официальных структур и формальных правил принятия решений
Исторический На политических явлениях и процессах во времени и пространстве Анализ изменений политических норм, отношений, институтов в контексте связи прошлого, настоящего и будущего
Социологический На зависимости политики от социальных факторов: экономики, социальной структуры, культуры и т.д. Анализ политики как сферы целенаправленных взаимодействий социальных групп, преследующих свои интересы
Бихевиористский На личностном измерении политики, поведении отдельного человека Анализ систематически наблюдаемого поведения индивида, возможность измерения его мотивации
Психологический На субъективных механизмах политического поведения: побуждения, желания, страсти и т.д. Анализ индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, влияющих на политическое поведение
Системный На целостности политики и характере ее взаимоотношений с внешней средой Анализ характера внутренних связей между составляющими политику элементами

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Принципы Методы
  • Достоверность
  • Проверяемость
  • Непрерывность
  • Системность
  • Многоплановость
  • Точность
  • Наличие обратной связи
  • Статистические
  • Фактографические
  • Математические аналогии
  • Исторические аналогии
  • Экстраполяция
  • Опрос
  • Анкетирование

Этапы политического прогнозирования:

1. Определение объекта, цели, методов прогноза.

2. Сбор данных, влияющих на объект.

3. Разработка поисковой модели.

4. Составление нескольких возможных вариантов развития событий.

5. Выработка рекомендаций для принятия политических решений.

ПОЛИТИКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Политика - многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций, взглядов социальных (этнических) групп, выражающих их интересы, политических организаций, институтов, движений, лидеров по поводу власти и управления обществом.

политическое прогнозирование - student2.ru

политическое прогнозирование - student2.ru

Политика как деятельность охватывает комплекс взаимосвязанных явлений и процессов:

· организованные действия социаль-ных групп и представляющих их учреждений власти по управлению общественной жизнью;

· общественные отношения между социальными группами и сообществами людей по поводу государственной власти, её завоевания, удержания и использования;

· научно обоснованную теорию, ориентирующую политику, определяющую её цели, стратегию, тактику;

· политическую идеологию, совокуп-ность идеологических ценностей и норм;

· профессиональное политическое руководство.

Подходы к анализу политики как общественного явления:

· политика - как деятельность. Главное внимание уделяется политической практике, деятельности политических институтов, отдельных социальных групп;

· политика - как наука включает в себя прежде всего теоретические разработки, различного рода политические документы, методологические основы политики;

· политика - как искусство - искусство управления, осуществления власти.

ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ

Интеграция различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности и стабильности общества. Выражение интересов социальных групп и слоев общества, отдельных граждан.
Управление и руководство политическими и общественными процессами в интересах наиболее влиятельных слоев и групп населения и (или) общества в целом. Обнаружение и рассмотрение социально-политических конфликтов, разрешение их цивилизованными способами и методами.
Социализация личности, включение ее в сложный мир общественных отношений. Обеспечение преемственности и обновления развития общества и человека.

ВЛАСТЬ

Власть:
  1. способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, принуждения;
  2. политическое господство над людьми;
  3. система государственных органов;
  4. лица, органы, облеченные соответствующими государствен- ными, административными полномочиями.

СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

·

Наши рекомендации