Понятие международных отношений. Субъекты и виды международных отношений
Международные отношения - это совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических связей и взаимоотношений между народами, государствами и объединениями государств. Определение международных отношений как многообразие связей предполагает необходимость их классификации - выделения типов, видов, уровней и состояния.
Виды международных отношений рассматриваются:
1. По сферам общественной жизни и содержанию отношений - политические, экономические, военно-стратегические, культурные, идеологические, дипломатические;
2. По взаимодействующим участникам - межгосударственные, отношения между различными международными организациями, транснациональными корпорациями (ТНК) и др.;
3. Исходя из характера отношений (характера правового регулирования) - как межгосударственные отношения; как межгосударственные отношения негосударственного характера; внутригосударственные отношения, по существу входящие во внутреннюю компетенцию государства, но включенные в сферу международно-правового регулирования (международного частного права).
Состояние международных отношений рассматривается с точки зрения их напряженности: стабильности - нестабильности, доверия - вражды, сотрудничества - конфликта.
В зависимости от числа участвующих в отношениях субъектов или их положения в общественной иерархии выделяют различные уровни международных отношений: высокий, среднийилинизовой. С учетом геополитического критерия принято выделять глобальный (или общепланетарный), региональный (европейский, азиатский и т.п.), субрегиональные (например, страны Карибского бассейна) уровни.
Понятия «мировая» и «международная политика» отражают события, происходящие на мировой арене. Основные различия между ними заключаются в степени участия нетрадиционных субъектов, в их активности: международная политика представляет собой деятельность, взаимодействие государств на международной арене и включает двусторонние и многосторонние связи между ними в различных областях. Понятие «мировая политика» акцентирует внимание на активной роли в формировании международной ситуации нетрадиционных участников международных отношений.
Участников международных отношений в политической науке обозначают термином «актор» (актер), что предполагает, что каждый из участников играет установленную роль в международной политике, т.е. акцент делается на активном поведении, ведущем к достижению результатов - осуществлению внешнеполитических целей. Участников международных отношений, выполняющих предназначенные им роли, можно назвать агентами. Они сохраняют возможность выбора, их интересы учитываются субъектами международных отношений.
Выделяют два основных вида участников международных отношений: традиционные (основные, первоначальные) и нетипичные:
1. К традиционным участникам относятся, прежде всего, государства, выступающие первичными субъектами международного права. Все государства можно разделить на сверхдержавы (супердержавы); великие державы; средние державы; малые государства; микрогосударства.
2. В современных условиях в связи с актуальностью экологических проблем, последствиями НТП, развитием коммуникаций все большее значение приобретают негосударственные, нетипичные участники международных отношений - международные организации, транснациональные корпорации, другие общественные силы и движения, действующие на мировой арене.
Международные организации представляют собой постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, созданные на основе международного соглашения (устава, статута или иного учредительного документа) для содействия решению международных проблем и развития сотрудничества государств.
Международные организации классифицируются по различным основаниям.
По характеру членства выделяются межгосударственные (межправительственные - МПО) и неправительственные (НПО) организации.
Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств, наличие учредительного международного договора, постоянных органов, уважение суверенитета государств-членов.
Типологии МПО:
· по геополитическому признаку: универсальные (ООН), межрегиональные (Организация Исламская Конференция), региональные (ОБСЕ, СНГ), субрегиональные (Бенилюкс);
· по направлениям деятельности: общецелевые (ООН), экономические (Европейская Ассоциация Свободной торговли - ЕАСТ), военно-политические (НАТО), финансовые (МВФ, Всемирный банк), научно-технические (Международное Агентство по Атомной Энергии - МАГАТЭ), правоохранительные (Международная Организация Уголовной Полиции - «Интерпол») и др.;
· по характеру полномочий: межгосударственные (их цель - организация международного сотрудничества, принимаемые решения адресуются государствам-членам) и надгосударственные (цель которых - развитие интеграции, принимаемые решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств - членов организации (например, ЕС));
· по порядку вступления бывают открытые (любое государство по своему желанию может стать их членом) и закрытые (прием в члены осуществляется с согласия первоначальных учредителей).
Особый тип постоянного международного объединения представляет Движение неприсоединения. Его организационная структура имеет признаки, свойственные международным организациям, в то же время, отличаясь от них по ряду показателей (от первых - постоянным характером и решением широкого круга международных проблем, от вторых - отсутствием постоянного руководства, бюджета, штаб-квартиры).
НПО возникают в результате объединения физических и (или) юридических лиц, деятельность которых осуществляется вне рамок официальной внешней политики государств. Такие организации отвечают трем критериям: международный характер их состава и целей; частный, т.е. негосударственный характер учредительства; добровольный характер их деятельности.
В 90-е гг. XX в. большое распространение получили трансрегиональные объединения, включающие международные организации различных географических регионов (ЕС - АСЕАН, ЕС - МЕРКОСУР и др.).
Другими участниками международных отношений, способными вносить определенные изменения в них, являются в настоящее время национально-освободительные, сепаратистские движения, террористические организации (Аль Каида Бен-Ладана, Ирландская республиканская армия - ИРА, Организация освобождения Палестины - ООП), региональные и местные администрации, отдельные лица. Их деятельность нередко порождает феномены «дикой» и «субнациональной» дипломатии - трансграничных связей, осуществляемых без участия государства.