Политическая легитимность и ее типы. Легитимность и эффективность политической власти
Любая власть для осуществления своих функций нуждается в стабильности. К основным условиям стабильности политической власти относятся: господство, легитимность власти и ее эффективность.
Политическое господство представляет собой форму организации власти в обществе. Это, по определению М.Вебера, высокая вероятность того, что приказы будут, безусловно, исполняться большинством управляемых. Политическое господство предполагает наличие трех условий:
1) институциализации властных отношений, то есть появления у власти устойчивых институтов, устанавливающих такой порядок, который одним дает право принимать решения, отдавать приказы, запрещать или разрешать, а других обязывает повиноваться;
2) структуризации власти, четкое распределение полномочий и компетенций между различными институтами власти;
3) консолидации власти, отсутствие между институтами власти серьезных противоречий и конфликтов, взаимодействие между ними на принципах партнерства и сотрудничества.
Ценностное отношение к власти, то есть отношение с позиций господствующей политической культуры, норм нравственности, менталитета населения, отражается в понятии «легитимность власти».
Термин легитимность (legitime) означает «законность», или «узаконенность». Однако легитимность - явление политическое, а не юридическое. Легитимность власти - это признание и принятие той или иной формы власти как законной, то есть правильной, надлежащей, справедливой со стороны большинства управляемых. Именно согласие большинства с властью дает ей возможность править и управлять людьми.
Всякая власть стремится к своей легитимизации. Легитимизация - это процедура общественного признания какого-либо института, действия, события или лица. Легитимизация сочетается с противоположным ей процессом делегитимизации - утраты властью общественного кредита доверия, лишения ее поддержки. Показателями степени легитимности власти выступают:
· результаты выборов;
· социологические рейтинги электорального поведения, доверия и др.;
· уровень принуждения в обществе;
· степень проявления гражданского неповиновения;
· массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции);
· наличие попыток смещения правительства.
В зависимости от мотивации добровольного подчинения М. Вебер выделил три «идеальных», чистых типа легитимного господства (в реальности они смешаны между собой в тех или иных пропорциях): традиционный, харизматический и рационально-легальный.
Традиционное господство характерно для власти, основанной на силе традиции, на привычке, обычае повиноваться. Этот тип господства опирается на веру подданных в то, что власть является законной в силу того, что она существовала всегда. В качестве примеров традиционной легитимности можно привести монархические режимы в таких странах, как Саудовская Аравия, Оман, Кувейт, Непал, Бруней с их наследственно-династическим принципом передачи трона.
Харизматическое господство основано на вере подданных в исключительные качества, чудесный дар, то есть харизму вождя (правителя), в его святость, величие, всемогущество, непогрешимость. В отличие от традиционного господства, харизматическое предполагает перемены, инновации, иногда радикальные. К харизматическим лидерам Вебер относил революционных вождей, государственных деятелей, спасающих свои государства от кризисов, религиозных пророков и т.п. Харизма - это исключительно персональное качество, которое в отличие от королевского титула, по наследству не передается.
Рационально-легальное господство - это власть права и процедуры. Мотивом подчинения населения власти является правильно понятый людьми свой собственный интерес (рациональность), побуждающий их избирать правительство в соответствии с общепризнанными демократическими правилами и процедурами (легальность). Как само существование правительства, так и сфера его полномочий зависят от строгого соблюдения установленных людьми юридических норм.
Свою легитимность власть стремится зафиксировать с помощью законов, оформить юридически. Юридическое оформление власти обозначается термином легальность власти, то есть закрепление в правовых актах происхождения власти, ее полномочий и методов действий.
Для власти ее законный статус дает дополнительные гарантии правления и возможность международного признания. Для общества также появляется возможность действовать в пространстве четко сформулированных правил, однако такая возможность может быть реализована при условии, что все стороны, прежде всего, власть, будут придерживаться установленных законов, которые отвечают установкам и потребностям общества.
Существует не только ценностное, но и инструментальное отношение к власти, когда управляемые оценивают ее с точки зрения того, что она дает или может дать людям. Такое инструментальное отношение между гражданами и властью характеризуется понятием эффективность власти.
Эффективность власти - это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и в обществе, реализации ожиданий граждан и, прежде всего, влиятельных слоев, элит. Как показывает историческая практика, власть часто оказывается экономически и социально неэффективной. Для измерения эффективности государственной власти используются вполне конкретные показатели:
· демографические (соотношение между смертностью и рождаемостью в стране, средняя продолжительность жизни мужчин и женщин, показатели здоровья населения, состояние экологии и др.);
· уровень материального благосостояния (ВВП на душу населения, реальная заработная плата, минимальный потребительский бюджет, прожиточный минимум, паритет покупательной способности и др.);
· уровень физической безопасности граждан (количественные показатели и структура преступности, процент раскрываемости преступлений и др.);
· уровень образования населения (доступность образования, количество учебных заведений, уровень грамотности, количество специалистов с высшим и средним специальным образованием и др.);
· занятость населения (уровень безработицы, создание рабочих мест и др.);
· уровень налогов (количество, величина налогов и т. д.);
· величина управленческого аппарата (количество чиновников на душу населения, расходы на содержание управленческого аппарата и др.);
· степень конфликтности в обществе.
В случае серьезной утраты властью своего ресурса и резким снижением большей части показателей эффективности мы наблюдаем явление, которое обозначается как кризис власти, или неспособность власти осуществлять свои управленческие функции.
В переходных обществах легитимность является куда более важным фактором стабильности власти, нежели ее эффективность. Политическим лидерам многое прощается, если проводимая ими политика соответствует культуре и менталитету населения.