Формирование и институциализация политической науки

Если история политических идей берет свое начало в древности, то политическая наука как самостоятельная отрасль знаний насчитывает немногим более ста лет. Основные предпосылки для формирования научной дисциплины создаются только во второй половине XIX в., когда в большинстве промышленно развитых стран Западной Европы и Северной Америки сформировались политические системы современного типа. В результате в обществе формируются запросы на политические знания, которые позволяли бы рационально организовать политическую сферу и эффективно управлять государством.

Институционализация политологии (ее оформление как самостоятельной дисциплины, отличной от философии, государствоведения, социологии) связывают с открытием первой кафедры истории и политической науки в 1857 г. в Колумбийском колледже в США, позже преобразованном в университет, где Ф. Лейбер начал читать курс лекций по политологии. Здесь же в 1880 г. под руководством Дж. Берджеса была создана высшая школа политической науки. В 1886 г. начал выходить первый политический журнал - Political Science Quarterly. В 1903 г. была организована Американская ассоциация политической науки.

Аналогичные процессы происходили и в странах Западной Европы. В 1871 г. появилась школа политических наук в Париже - ныне Институт политических исследований Парижского университета, в 1875 г. - школа политических наук во Флоренции (Италия), в 1895 г. основана Лондонская школа экономической и политической науки. В 1896 г. итальянский политолог Г. Моска издал ставший классическим труд «Элементы политической науки». В 1907 г. в Германии стал выходить специальный «Журнал политической науки», а в 1920 г. была создана Берлинская высшая школа политической науки.

В настоящее время ведущими политическими школами современной зарубежной политической науки являются:

Англо-американская школа. Основные представители: Г. Алмонд, Д. Истон, С. Липсет, Г. Лассуэл, Г. Моргентау, К. Райт, С. Хантингтон и др. Для нее характерна разработка проблематики политической власти, политической модернизации и стабильности, политических конфликтов, международной политики. Большое влияние уделяется эмпирическим исследованиям феномена политики.

Французская школа (М. Дюверже, М. Крозье, Р. Арон, Каррер д’Анкос и др.). Специализируется на изучении типологии политических режимов, легитимности партийно-политической системы.

Немецкая школа (Р. Дарендорф, Г. Майер, К. фон Бейме, И. Фетчер, К. Шмитт и др.). Занимается сравнительным анализом политических систем, проблемами функционирования гражданского общества и правового государства. В отличие от англо-американской школы отдают предпочтение теоретико-философскому анализу в сочетании с социологическими исследованиями политики.

Польская школа (Ежи Вярт, А. Боднар, Т. Бодио, Ю. Гайда и др.). Сосредотачивает внимание на концептуальных исследованиях политической системы общества, главных направлениях ее демократизации.

Российская школа (М.В. Ильин, А.В. Дмитриев, Г.А. Белов, К.С. Гаджиев, А.С. Панарин, В.П. Пугачев, А.И. Соловьев, Е.Б. Шестопал и др.) посвящает главное внимание теории власти и властных отношений. А также политической модернизации общества, политической культуры и идеологии, геополитическим проблемам и т.д.

Белорусская школа политологии (Е. Бабосов, А. Байчаров, В. Бобков, В. Бажанов, Г. Василевич, И. Котляров, А. Матусевич, В. Мельник, В. Тихини, С.В. Решетников и др.) плодотворно работает над проблемами истории общественно-политической мысли Беларуси, разрабатывает вопросы политической психологии, этнопсихологии и геополитики.

РАЗДЕЛ II. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И

ИНСТИТУТЫ ВЛАСТИ

ТЕМА 3. Политическая власть

1. Понятие власти. Многовариантность концепций власти

Власть является центральной категорией политической науки. Понятие власти широкое и многоплановое. Исторически понятие «власть» (cratos - греч.) связано с административным управлением древнегреческих городов-государств - полисов. Власть - одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей; в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, в государстве. Как социальный институт, власть необходима для устойчивого функционирования и развития любой общественной системы.

Власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия.

Понятие «власть» зародилось в период Античности в полисах Древней Греции. Возникновение и функционирование института власти было связано с необходимостью регулирования взаимоотношений граждан, реализации их интересов и воли в рамках определенных обществ. М.Вебер первым раскрыл сущность власти как возможность проводить свою волю.

В научной литературе существуют разнообразные определения власти, что отражает сложность, многоаспектность этого явления. Каждое из определений отражает то или иное проявление власти и связано с определенным подходом к ее анализу. Можно выделить следующие концепции власти.

Теологическая концепция характеризует власть как способность достижения поставленных целей, получение намеченных результатов. Данная концепция трактует власть достаточно широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающей средой.

Бихевиористская концепция рассматривает власть, как особый тип поведения, при котором одни властвуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Данный подход акцентирует внимание на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Стремление к власти объявляется доминирующей чертой человеческой психики и сознания.

Тезисом психологической концепции является ее вывод о том, что люди по сути своей неодинаковы и их можно разделить на две группы: предрасположенных или склонных к управлению, руководству, и склонных к подчинению. Психоанализ трактует стремление к власти как проявление, сублимацию подавленного либидо, представляющего собой подверженное трансформации влечение преимущественно сексуального характера или ее психическую энергию вообще. Стремление к власти, и особенно обладание ею, выполняет функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности.

Реляционистская концепция рассматривает власть как отношения между двумя партнерами, агентами, при которых один из них с помощью определенных средств воздействует на другого, контролируя его деятельность.

В системной концепции власть рассматривается как систематизирующее отношение в политической системе общества. Т.е. власть - способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств, направленных на реализацию ее коллективных целей.

Структурно-функциональная теория рассматривает общество как сложную структуру, предполагающую определенный элемент согласия. Своеобразным посредником в достижении такого согласия является власть, которая призвана осуществлять регулирование взаимоотношений между индивидом и обществом в целом, между различными группами людей. Подобные функции может принять на себя только власть.

Таковы наиболее распространенные концепции власти.

Природа подчинения

Мотивация подчинения достаточно сложна. Все мотивы существенно влияют на силу власти, т.е. способность ее субъекта влиять на объект. Высокая сила воздействия и вероятность подчинения отличают власть от влияния - более широкой, чем власть, категории, характеризующей как властное, так и более слабое и менее эффективное воздействие субъекта на объект. Все многообразие мотивов подчинения можно свести к трем основным: страх, убеждение и интерес.

Страх, пожалуй, самый древний мотив. Власти нередко спекулируют на страхе. Состояние неопределенности, порой сознательно создаваемое сильными мира сего, порождают чувство страха, подавленности и неуверенности.

Убеждение, как мотив подчинения власти, формируется на основе знаний, внушения и интереса. Главное здесь - создать внутреннюю установку, необходимую для исполнения. Убеждение во многом формируется через средства массовой информации, так что, кто ими владеет, тот и формирует в нужном направлении убеждения масс.

Интерес также широко применяется с древних времен. Во властных отношениях сталкиваются и согласуются интересы различных социальных групп и личностей. По силе влияния интересы могут быть коренными и второстепенными, истинными и ложными, постоянными и временными, осознанными и неосознанными. Интерес нельзя сводить только к достижению материального благополучия. Он включает также развитие личности, получение творческой работы, удовлетворение культурных запросов и т.д.

Подводя итоги, можно сказать, что чем больше власть опирается на такие мотивы, как авторитет, убеждение, интересы, которые встречают поддержку со стороны народа, тем она сильнее. И, напротив, чем больше она использует такие мотивы, как страх, террор, насилие, обман, которые внутренне отторгаются народом, тем она слабее.

Отметим, что приведенные трактовки сущности власти не исключают друг друга, а подчеркивают многомерность, многозначность этого политического феномена.

Наши рекомендации