Сущ-ть и структура политич. режима. Типы политич. режимов.
П.р. – 1. Форма правл-я (отождествл-е); 2. Способы, методы осущ-ия гос. власти (главн. акцент на гос-во); 3. (акцент на общ-во) – Ж. Луи Кермон – сов-сть элементов институц., соц., культ., идеологич. качеств, способствующ. формир-ию власти в дан. случае на опред. период времени.; 4. Институц. подход –> инстит. условию полит. конкуренции; 5. Хар-ер взаимоотн-ий м/у лич-тью и гос-ом, общ-ом и гос-ом.
Структура п.р. Элементы: 1. Принципы формиров-я инст-ов гос. власти.: а. выборности; б. назнач-я; в.наследования. 2. Принципы функцион-я и орг-ии институтов гос. власти.: а. орг-но-прав-ой принцип функц-ия (раздел-е власти); б. принц. единой власти; в. принц. иерарх. соподчинённости; г. автономии; д. ответствен-ти; е. несменяемости.. Так 2. определ. ф. правления и ф. гос-ва. 3. Если есть принц. выборности –> есть тип избир-ой сис-мы.: а. мажорит.; б.пропорц.; в.смешан. (по одноманд. округам-мажорит., по многоманд-му – пропорц.) 4.Тип парт. сис-мы (если есть пр-цип выборности). 5. Статус и роль органов гос. без-сти и вооруж. сил.: а. военный; б. гражданский. 6. Статус и роль церкви: а. теократич. ( церковь – полит., гос-во – иснтитут); б. Светский (секуляризация и отдел-е ц. от гос-ва). 7. Статус и роль СМИ; 8. Степень защиты и реализации прав и свобод: а.гуманный; б.антигуманный. 9. Статус и роль, хар-ер полит. идеологий: а.тоталитарн.; б.демокр. 10. Тип полит. культуры: а.патриарх.; б.подданич.; в.активистск. 11. Способы и методы осущ-ия гос.власти.
Типологизация полит. режимов: основания: а. по ур-ню конкур-ти режима; б. преоблад-е формальн. // неформальн. инст-в. Ф.и. – основание его деятельности оформлено нормативно, дей-уют публично. Н.и. – могут выполнять также важн. ф-ии, нет нормативн. актов, рег-их его деят-сть. Типы полит. режимов: 1. Конкурентн. пол. режим с преоблад. ф.и. (либ-дем реж, нар-дем.реж) 2. Конкур. пол. режим с преоблад. н.и. (демократиз-ся реж-мы, неустойч. дем-ия, режим в России). 3. Неконкур.п.р. с преобл. ф.и. (есть монопольн. н.и. но ч/з ф.и. – авторит.). 4. Неконкур.п.р. с преобл. н.и. (неустойч. авторитаризм).
Тоталитаризм, понятие предпосылки.
Т –полит режим, при кот. гос-во стремится к целостному контролю за жизнью общ-ва и индивида. Это реакция общ-ва на кризисы индустриализации. Крушение традиций, устоев в результате отставания. Он вознивает в результате распада традиц соц структур, крушение рыночной экономики, провозглашение такой организации, кот основыв-ся на едином плане, появление монополий, их взаимосвязь с государством усилило само гос-во и расширила его соц функции.
Различают «левый» Т (теории марксизма) – 1. построение коммун общ. 2. отмена частн. соб-ти. 3. ведущ роль пролитар. 4. построение коммунизма. «Правый» Т (Германия) – 1. созд рейха, 2. чистота расы, 3. истребление инородн. эл-ов, 4. антикоммунизм, 5. огранич капит-ма.
Понятие «Т» впервые появилось среди оппозиции Муссолини в 20-е годы. Тоталитаризм возникает вначале как евразийское (СССР), потом как европейское (Германия, Италия, частично Испания), наконец, азиатское явление (Китай, Северная Корея, Вьетнам, Кампучия).
Признаки: 1. Единая массов. партия, возглавляемая харизматическ. лидером; 2. Официальн. идеология, кот. должна признаваться всеми; 3. Монополия на СМИ; 4. Моноп-я на все средства вооруж. борьбы; 5. Легализация террора и система террористич. полицейск. контроля; 6. Централизован. система управл-я экон-кой; 7. Сильно централизован., монистическая структура власти; 8. Активн. мобилизация насел-я на выполн-е политич. и социальн. задач с пом. всех институтов; 9. Абсолютность власти – исходн. начало всех инициатив, движений. 10. Централизов. контроль над экономикой. 11. Неограниченность власти. 12. Мобилизационность – деят-ть всех подчиняется одним задачам, кот. формируются вождем. Политич. система станов. поглощающей все другие сферы жизни общества, превращая их в политические подсистемы.
Тоталитаризм – закрыт. самодостаточн. система. Все чуждое ей изгоняется, подавляется, уничтожается. Система нетерпима к инородному. Выпадение одного из звеньев сложившейся системы неизбежно ведет к деградации Т.
Авторитаризм
А – режим, хар-ся монополией на власть одной партии, группировки лица или института.
Признаки:1. Монополия на власть одной группы, партии, коалиции, кот не подчинена; 2. Запрет на деят-ть оппозиций; 3. Сильно (ц) монистическая структура власти; 4. Ограничен. плюрализм; 5. Способы рекрутации правящей элиты; 6. Отсутствие насильствен. смены власти; 7. Силовые структуры дял удержа-я власти
Истоки: 1. Сохранение традицион. типа общества; 2. Устойчив. формы соц. жизни; 3. Сохр патриархальн. типов полит культуры; 4. Влияние религиозн. норм; 5. Экономическая отсталость; 6. Неразвитость гражд общества; 7. Высок степень конфликтности
Режим по сути однопартийный, но однопарт-ть принимает различные формы. Есть режимы, где власть монополизирована партией и не допускается существ-е других. Есть «полуконкурентные» - на выборах шансами на победу обладают кандидаты, одобренные руководством доминантной партии (из-за избирательной системы). При многопартийной системе оппозиция слаба и ей разрешается существовать.
По структуре различают: военные –отсутствие консенсуса среди правящих; конфликт из-за перераспред-я власти м\у полит силами; резк. поляризация общ-ва; низкий уровень легитимности (в результате гос переворота). Олигархические –основ на гегемонии блока бюрократии, функции представительных органов формальны. Популистские –вождизм одного лица, любимого народом. Бюрократические –власть у 3 полит сил: бюрократия, нац буржуа, военные. «А развития» -стимулирование соц и эк моднрнизации.
Переходные режимы: Диктократия – (либерализация без демократизации) правящая элита соглашается на некоторые права без подотчесности обществу. Демократура (наоборот).
Демократия.
Демократия – власть народа, осущ народом и для народа.
Характерные черты: 1.суверенитет народа, кот имеет юридич признание и закреплен в опред институтах; 2.периодическая выборность осн органов власти; 3.равенство прав граждан на участие в управлении государством (равенство в избират правах); 4.принятие решений по большинству и подчинение меньшинства при реализации этих решений
Классификация Д:
1.в зависимости от понимания что такое народ
- социально-ограниченные (в них сущ демократические или социально классовые ограничения в классовых правах)
- всеобщая Д (избир права предост всему взрослому населению страны)
-охлократия (если под народом понимать толпу, чернь, нищих).
Если народ – совокупн индивидов, то Д – индивидуалистическая. Если народ – совокуп соц групп – плюралистическая. Если народ – единое целое – коллективистская.
2.в зависимости от участия народа в политике:
- прямая Д, народ принимает участие в обсуждении, в принятии, в контроле.
- плебисцитарная Д. Народ приним участие лишь в процедуре принятия решения голосованием
- представительная Д. (через представителей)
3.по порядку формирования института власти: парламентская, президентская, смешанные, суперпрезиденсткие, конституционные монархии.
5.В зависимости от подчинения меньшинства:
-тоталитаризм, т.е. полное подчинение личности
-конституционные, ограничение законом воли большинства и обеспечивающие интересы меньшинства.
Выделяют 3 группы теорий или концепций Д:1.теории коллективистской Д; 2.теории либеральной Д; 3.теории плюралистической Д
коллект Д:
1.признаки народа единым целым с единой волей и интересами
2.отрицание существующих противоречий внутри народа и исходя из этого признание позиции как патологии
3.понимание свободы как активного участия в управлении гос-вом
4.абсолютный характер власти и отождествление вождей с народом
5.устранение проблем прав чел т.к. гос – выразитель воли каждого человека
6.преимущественно прямое участие в управл или всеобщая полит мобилизация
7.декларирование соц демократии т.е. обеспечение равных соц условий для управления гос.
Либеральная. Отстаивание прав аристократии. Основные черты:
1.отождествление народа как субъекта власти только собственниками.
2.признаки приоритета прав индивида над правами гос-ва.
3.понимание свободы как право быть огражд от гос-ва и других людей.
4.парламентаризм. Преобладание представительских форм участия в управлении.
5.ограничение компетенции гос-ва функций охраны общественного порядка.
6.разделение властей, создание систем сдерживания противовесов между разл ветвями власти.
7.ограничение власти большинства над меньшинством.
Плюралистическая. Основной чертой:
-рассмотрение народа как совокупн соц групп
-гос рассматривается как орган отвечающий за нормальное функционирование всей обществ системы
- признание всеми группами законов общества
подразделяется: репрезентативные, партиципаторные.
Репрез –системе правления, основ на разделении властей и верховенства парламента.
Партиципаторные – основыв на широком внедрении Д как формы принятия решений.