Гражданина Российской Федерации
Административно-правовой статус граждан рассматривается в сочетании с реализацией в сфере исполнительной власти прав и свобод, а также с выполнением возложенных на граждан обязанностей.
Административно-правовой статус гражданина - это комплекс прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права, а также гарантий реализации прав и обязанностей (охрана законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления). Структурно он состоит из административной правосубъектности и комплекса прав и обязанностей в сфере государственного управления.
Нормы административного права о статусе гражданина содержатся как в специальных актах, так и в комплексных нормативных правовых актах:
Конституция РФ, Закон РФ от 25.06.1993 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» федеральными законами от 15.08.1996 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», от 09.01.1996 «О защите прав потребителей», от 27 05 1998 «О статусе военнослужащих», а также Всеобщей декларацией прав человека от 10.12.1948, Конвенцией СНГ о правах и основных свободах человека, ратифицированной в РФ 11.08.1998 и другими нормативными актами.
Главная особенность, характеризующая граждан как субъект административных правоотношений: выступают в качестве частных лиц, реализующих свои общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти (право избирать и быть избранными, воинская обязанность, право на защиту потребительских интересов и т.п.)
Административно-правовой статус граждан разделяется на общий, родовой и специальный.
1) общий административно-правовой статус граждан – общее статусное положение гражданина в сфере государственного управления, которое закрепляется основополагающими нормативными правовыми актами;
2) родовой (специальный) административно-правовой статус – отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере государственного управления (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи, военнослужащие и т. д.);
3) индивидуальный административно-правовой статус – конкретизирует (фиксирует) правовое положение индивидуального физического лица в сфере государственного управления с учетом пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и других особенностей.
Административно-правовое положение (статус) граждан характеризуется объемом и характером их административной правосубъектности, которая включает административную правоспособность и административную дееспособность.
Административная правоспособность — способность обладать правами, осуществлять обязанность и нести ответственность административно-правового характера. Она возникает с рождения человека и прекращается с его смертью. Административная правоспособность неотчуждаема и непередаваема, может быть временно ограничена.
Основные черты административной правоспособности:
- регулируется нормами административного права;
- ее содержание состоит в регулировании отношений, возникающих между индивидуальными субъектами и органами исполнительной власти;
- возникает с момента рождения;
- для разных граждан не одинакова по объему (фактор возраста, пола, статуса, экономически)
Административная дееспособность — способность своими действиями осуществлять и приобретать права, нести обязанности и ответственность административного характера.
Объем зависит от специального статуса гражданина. Законодательство РФ определяет условия и порядок ограничения административной дееспособности граждан.
Виды административной дееспособности граждан:
1) полная – наступает с момента совершеннолетия (18 лет);
2) частичная – с 6 до 14 лет (малолетних); с 14 до 18 лет (несовершеннолетних);
3) ограниченная – состоит в ограничении дееспособности в силу решения суда (лица, страдающие психическими заболеваниями, хронические алкоголики, наркоманы, токсикоманы).
Административная деликтоспособность гражданспособность гражданина в силу норм права нести ответственность за совершение административных правонарушений.