Понятиеполитическогорежима: сущностьитипы.

Функциональныйидинамическийаспектыполитическойсистемыраскрываютсявполитическомрежиме (рис.). Политическийрежим (всамомобщемплане) - этосовокупностьметодовисредствосуществленияполитическойвласти. Исследованиеполитическогорежимапозволяетсоставитьреальноепредставлениеореализацииполитическойвласти, степенисвободиправовомположенииличностивконкретнойстраневопределенныйисторическийпериодвремени. Так, политическийрежимконца 80-хгг. отличалсяотрежима 70-х-начала 80-хгг. (такназываемаяэпоха "застоя", ассоциируемаясименемЛ.И. Брежнева) итемболееотличалсяотрежима, установленногов 30-хгг. Подобнаяэволюцияполитическогорежимаосуществляласьврамкахсоветскойполитическойсистемы.

Вполитологиисуществуетнесколькотрактовокполитическогорежима. 1. Институциональный (политико-правовой) подходотождествляетполитическийрежимсформамиправленияигосударственногоустройстваиакцентируетвниманиенаформально-юридическиххарактеристиках: особенностяхразделениягосударственнойвластиисоотношениимеждуветвямивласти, натипахправительственныхструктур. Прослеживаетсятенденцияотождествленияполитическогорежимасформойправления. Односторонностьподобногоподходазаключаетсявтом, чтореальнаяпрактикареализациивластиможетпротиворечитьзакрепленнымвконституцияхнормам, асамполитическийрежимпредставляетсобойболееширокоеявление, чемформаправления. Провозглашеннаяреспубликанскаяформаправленияещенеозначаетустановлениереальнойдемократии, очемсвидетельствуютпримерыСССРиГермании 30-хгг. Междутемевропейскиеконституционныемонархиирассматриваютсякакклассическиепроявлениялиберальнойдемократии.

2. Социологическийподходставитакцентнахарактереотношениймеждугосударствомиобществом, "которыесложилисьреальноинеобязательновсоответствииспредписаннымиконституциейиинымиправовымиактаминормамиполитическогоповедения"1. Врамкахэтогоподходаобращаетсявниманиенасоциальныеоснованиявласти, группыдавления,взаимоотношенияэлитинарода.

3. Широкаятрактовкаполитическогорежимавыходитзарамкитолькополитико-правовогоилитолькосоциологическогоанализаирассматриваетегочерезсоотношениерядакомпонентов, чтопозволяетотличатьоднитипыполитическихрежимовотдругих

Политическийрежимвключаетвсебя:политическиеструктурывласти, ихреальныйстатусирольвобществе; методыосуществлениягосударственнойвласти: какимметодамуправленияигосподстваотдаетсяпредпочтение - прямымиликосвенным, насильственнымилиметодамубеждения; реальныйуровеньсвободчеловека, объемегоправ; методывыработкиполитическихрешений; способыурегулированияконфликтов; плюрализм, втомчисленаличиеилиотсутствиелегальной(нелегальной) оппозиции;конфигурациюпартийнойсистемы: однопартийныеилимногопартийныесистемы; идеологиюитоместо, котороеотводитсяейвмобилизацииобщества; формыотношениянаселениякполитическомуучастию (политическаяпассивность, мобилизованноеилиавтономноеучастие); типлегитимности: харизматический, традиционный, рационально-легальный, идеологическийидр.; структурированностьправящейэлиты: степеньсплоченности, открытостьизакрытость, каналырекрутирования. Режимуказываетнасоциальнуюприродувласти: какиегруппыгосподствующегоклассанаходятсяувласти, наподдержкукакихсоциальныхслоевопираетсяэтавласть.Вышеназванныепризнакислужаткритериямидлявыделенияразныхтиповполитическихрежимов. Спектрполитическихрежимовсовременногомирараскрываетсявтакихпонятиях, какдемократия, авторитаризмитоталитаризм. Приопределениисущностирежимаакцентделаетсянапротивопоставлениигосударства, соднойстороны, игражданскогообщества - сдругой. Характервзаимоотношенийопределяетсясилойлибослабостьюгражданскогообщества.Вусловияхдемократииобществоимеетрычагивлияниянавластьвплотьдозаменынаочередныхвыборах. Внедемократическихрежимахгосударствоконтролируетирегламентируетгражданскоеобществополностью (тоталитаризм) иличастично (авторитаризм). Большинствополитологовтрактуеттоталитаризмкакслияниегосударствасгражданскимобществом, чтопрактическиставитподсомнениесамувозможностьсуществованияпоследнего



Наши рекомендации