Политология возникновение предмет объект методы структура функции
Политология возникновение предмет объект методы структура функции
Политология — наука о политике, о закономерностях возникновения политических явлений, о способах и формах их функционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политическом сознании, культуре и т. д.
Примерно с середины I тысячелетия до н.э. наметилась тенденция рационализации политических взглядов, появляются первые политические категории и дефиниции, а затем и целые концепции, носящие философско-этическую форму. Тем самым закладывается основа собственно теоретических исследований политики. Этот процесс связан прежде всего с трудами Конфуция, Платона и Аристотеля.
Объект исследования — это некая объективная реальность, независимая от познающего субъекта.Предмет исследования — это то, на что непосредственно направлено исследование, это определенное свойство, качество, грань объекта.
Политология — многофункциональная наука. Поэтому в своих исследованиях она использует различные направления и методы.
Институциональный метод
Социологические методы
Сравнительный (компаративный) метод
Бихевиористический метод
Функция (от лат.functio - исполнение) — назначение, обязанность.Социальная функция - это роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной (политической) системы в обществе или социальной общности. Основными функциями политологии являются:
§ познавательная
§ диагностическая
§ прогностическая
§ организационно-технологическая
§ управленческая - инструментальная
§ идеологическая
§ прагматическая (прикладная)
2. Политика: понятие, структура, уровни, функции,
взаимодействие с другими науками
Существует много определений «политики»:
1. Социологические (когда политика выводится через определение других общественных институтов). Политика – концентрированное выражение экономики.
2. Субстанциональные (пытаются понять то, что лежит в сути полит.процессов). Политика – совокупность действий, направленных на завоевание и удержание политической власти.
3. Антропологические(политика связана с деятельностью человека). Политика – сфера отношений между людьми либо способ коллективного существования человека.
4. Институциональные. Политика – деятельность государства и других политических институтов.
Структура политики:
1. Субъект (носитель полит.деятельности) и объект (тот, на кого направлена эта деятельность).
2. Полит.отношения – всё взаимодействие субъектов политики по поводу приобретения и использования полит. власти.
3. Полит.организация – совокупность всех полит. институтов (гос-во, полит. партии, СМИ).
4. Полит. сознание – восприятие людьми соц.-полит. реальности.
5. Полит.интересы – обобщённое выражение потребностей соц. групп и индивидов (мотивы полит. деятельности).
Политика в практическом смысле может осуществляться на нескольких уровнях:
1. Низший уровень включает решение местных проблем. Политическая деятельность на этом уровне осуществляется в основном отдельными индивидами, однако, часть вопросов может решаться местными ассоциациями.
2. Локальный уровень требует государственного вмешательства. Наиболее активно политика осуществляется группами и ассоциациями, заинтересованными в экономическом развитии своего региона.
3. Национальный уровень занимает центральное место в теории политики, что определяется положением государства как основного института распределения ресурсов.
4. Международный уровень, на котором основными субъектами политической деятельности выступают суверенные государства.
Функции политики:
1. Управленческая(разработка основных направлений развития общества).
2. Интеграционная (объединение различных групп на основании общих полит.идей).
3. Распределительная (распределение социальных благ между группами).
4. Мобилизационная (побуждение людей к опр. полит.действиям).
5. Социализирующая (включает человека в жизнь гос-ва и общества).
6. Прогностическая (прогнозирование различных аспектов полит.деятельности).
Взаимодействие политики с другими науками
1. Экономика служит материальной основой политики и во многом определяет ее направления. Вместе с тем следует помнить, что политика не является пассивным следствием экономики. Политическая деятельность, возникнув на базе экономического развития, обладает большой степенью самостоятельности.
2. Политические идеалы, цели и интересы общества и государства невозможно осуществить без системы правовых норм, обязательных для исполнения субъектами политики. В свою очередь, политика задает праву ценностные ориентиры, которые общество разделяет и на основе которых стремится преобразовать свою жизнь.
3. Идеология составляет теоретическую основу политической деятельности. Без нее невозможно осознание политиками целей развития, места и роли конкретных социальных сил в их достижении. Идеология, пользуясь политикой как инструментом, выступает одновременно в качестве инструмента политики.
4. Мораль воздействует на политику посредством оценок поведения и результатов деятельности участников политического процесса, предъявления к ним моральных требований. В свою очередь, политика оказывает влияние на мораль, формируя политическую культуру граждан, побуждая их к участию в управлении делами государства и общества.
Модель политической системы
Первая модель политической системы была предложена Дэвидом Истоном. По его мнению, политическая система автономна и имеет свои границы со средой. Пограничными столбами являются вход и выход. «Вход» – это любое внешнее событие, которое влияет на систему и способно ее изменить. «Выход» – это ответная реакция системы на воздействие общества, преобразованная в решения.
На входе политическая система получает импульсы в виде требований и поддержки. Требования свидетельствуют об определённом недовольстве в обществе. (Распределительные (связаны с оплатой труда, здравоохранением, образованием), регулятивные (требования общественной безопасности), коммуникативные (право на информацию).Поддержка выражает лояльность членов общества к системе. (Материальная (уплата налогов и т. д.) и нематериальная (соблюдение законов, участие в голосовании); открытая (опр. действия) и скрытая (опр. настроения); структурная (доверие граждан всему полит.устройству), идеологическая (поддержка полит. ценностей) и персональная (поддержка конкретного полит. лидера). Без поддержки политическая система недолговечна и обречена на гибель.
На выходе из политической системы в среду поступают результаты ее работы – обязывающие решения и действия по их реализации. Импульсы – решения и действия. Процесс переработки требований в политические решения (законы, постановления и др.) называется внутрисистемной конверсией, а непрерывный цикл взаимодействия входа и выхода – петлей обратной связи. Политическая система, игнорирующая обратную связь, неэффективна, для нее характерны кризисы и нестабильность.
Выполнение функций политической системой сопряжено с решением задач, которые возникают перед данной системой в конкретных условиях ее развития:
− − целеполагание – определение целей общества, выработка программ его жизнедеят.;
− − мобилизация – привлечение ресурсов общества на достижение поставленных целей;
− − интеграция – объединение всех элементов общества вокруг общих целей и ценностей;
− − обеспечение безопасности и стабильности общества;
− − формирование политического сознания членов общества.
Типы политических систем:
1) По типу общественно-экономической формации (выделенные типы следуют друг за другом в историческом времени):
-рабовладельческая
-феодальная
-капиталистическая
-коммунистическая.
2) По политическому режиму:
-тоталитарные
-авторитарные
-демократические
3) Открытые и закрытые
4) По типу полит. культуры:
- англо-американская (однородная полит. культура; свобода, благосост. и безопасность).
- континентально-европейская (неоднородная полит. культура; существование различных полит. ценностей, связанное с наличием большого кол-ва полит. партий)
-доиндустриальная
12. Тоталитарныйрежим: понятие,
предпосылки формирования, характерные черты, типология.
Тоталитарный режим - это система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества (его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни) власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат, возглавляемый лидером.
Характерные черты:
• всеобщий контроль власти над обществом (армия, полиция, службы безопасности);
• режим направлен на полное уничтожение гражданского общества;
• этатизация (жесткое централизованное планирование и командно-административное управление хозяйством, полное устранение рыночных механизмов и конкуренции)
• органы гос. власти формируются путем назначения, выборы имеют формальный характер.
• принцип разделениявластейнедействует. Все виды государственной власти сосредоточены в руках одного лица или одного органа управления.
• культ личности
• в обществе действует одна политическая партия, которая постепенно сращивается с гос. аппаратом управления либо возвышается над ним;
• любые полит.оппоненты подвергаются жестким гонениям, вплоть до физического уничтожения.
• права и свободы членов общества максимально ущемлены;
• в сфере прав человека действует принцип: «Запрещено все, кроме того, что приказано».
• принцип идеологического плюрализма не действует;
• государственная идеология носит монопольный характер и признается практически всеми членами общества как единственно правильная;
• присутствует нетерпимость к инакомыслию, жестко контролирует СМИ
Предпосылки формирования
Тоталитаризм не возникает случайно, он имеет свои социальные предпосылки и причины. К важнейшим из них относятся:
1. Само индустриальное общество, усложнение общественных связей и взаимозависимости;
2. Нарастание рационализма и организованности в жизни общества, новые возможности для манипулирования общественным сознанием ( радио, средства связи , СМИ);
3. Появление монополий и их срастания с государством;
4. Этатизация общества, усиление в общественном сознание культа государства, распространение коллективистских взглядов;
5. Массовая эмоциональная уверенность в возможности быстрого улучшения жизни с помощью планирования и рациональных преобразований;
6. Массовая психологическая неудовлетворенность, отчуждением личности, ее незащищенностью и одиночеством. Тоталитарные движения дают иллюзию приобщения к «вечным ценностям»: классу, нации, государству.
Типология тоталитаризма:
1. Фашизм «родился» в Италии в 1922 году. Его тоталитарные черты выражались в менее жестких формах по сравнению с другими типами. Отличительной чертой итальянского фашизма являлось то, что он стремился не к строительству нового «светлого будущего», а к возрождению Великой Римской империи с ее твердым государственным порядком.
2. Национал-социализм в Германии в 1933 году. Он много заимствовал как у фашизма, так и у тоталита-ризма коммунистического типа. Особенностью здесь является опора на идеологию превосходства, чем обосновывается ее направленность вооруженной борьбы вплоть до уничтожения против других народов.
3. Тоталитаризм коммунистического типа предполагает полное устранение частной собственности, а значит и всякой автономии личности, а также классовую борьбу как средство достижения идеологической цели – коммунизма (т. е. геноцид против своего народа).
13. Авторитарный режим: понятие, предпосылки формирования,
характерные черты, типология.
Авторитарный режим - это неограниченная власть одного лица или группы лиц, не допускающая политической оппозиции, но сохраняющая автономию личности и общества в неполитических сферах.
Предпосылки формирования:
1. Социальный и политический кризис общества.
2. В сфере социальной психологии и идеологии нарастают настроения заброшенности и отчаяния, стремление к "восстановлению" социальной справедливости путем установления поголовного равенства.
3. В большой степени возрастает роль исполнительных органов государственной власти и основной военной силы - армии, обращаемой внутрь общества.
4. Решающим условием возникновения авторитаризма является лидер, обладающий авторитетом, признаваемый большинством нации, что обеспечивает возможность мирного захвата власти определенной политической группировкой.
Характерные черты:
• контроль власти над обществом не носит тотального характера, охватывает только полит.сферу;
• органы гос. властиформируются путем назначения, выборы имеют формальный характер.
• принцип разделения властей провозглашается, но до конца не реализуется.
• народные массы отчуждены от власти и лишь вынужденно подчиняются ей.
• формально разрешено существование альтернативных политических институтов, но их фактическая деятельность затруднена;
• возможно существование многопартийности при полной подконтрольности властям.
• права и свободы членов общества значительно ограничены, особенно в политике;
• в сфере прав человека действует принцип: «Разрешено все, кроме политики».
• государственная идеология объявляется господствующей, но не все члены общества разделяют ее.
Пример: авторитарный режим Ф. Кастро, установленный в 1959 г. на Кубе.
Среди множества авторитарных порядков можно выделить следующие их основные типы:
Партийные (Чаще всего это однопартийные режимы, но к ним могут быть отнесены и формы правления аристократических (Марокко) или семейных групп, а также правление первых лиц государства с их "сплоченными" командами. Обычно такие режимы либо устанавливаются в результате революций, либо навязываются извне).
Военные (возникают в результате переворотов, заговоров).
Национальные (возникают в результате доминирования в элитарной группировке национальной или этнической группы).
Корпоративные (олицетворяет собой власть бюрократических, олигархических или теневых (неформальных, криминальных) группировок).
Режимы личной власти.
14. Демократия: понятие, принципы, формы,
модели, признаки демократического режима.
Демократический режим – система политических отношений, при которой осуществляется правление народа, на основополагающих принципах демократии, равенства, свободы личности.
Формы демократии:
- прямая (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов)
- плебисцитарная (демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например референдумами. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится президентом, правительством и т.д.
- представительная (решения принимаются выборными органами) (та часть населения, которая имеет право голосовать, выбирает своих полномочных представителей, которые от имени народа осуществляют законодательную власть. Чем крупнее общество, тем острее потребность в такой форме. Население разбивается по округам и голосует за ту или иную партию(за их представителей). Возможность проголосовать за независимого кандидата).
Модели:
- классическая демократия; -народная демократия;
- протективная демократия; - демократия развития.
Принципы:
- Народ – источник власти
- Выборность представительных органов власти
- Равноправие граждан с относительного участия в политической жизни
- Верховенство закона и равенство всех перед законом
- Покорение меньшинства большинству при принятии решений и признании интересов и защита прав меньшинства.
- Политический плюрализм, т.е. наличие многопартийности, идей в политике, кандидатов.
- Право граждан на независимую информацию.
Признаки демократического режима:
• степень вмешательства государства в жизнь общества определяется законом и изменяется по мере трансформации объективных социокультурных условий;
• законодательные органы формируются исключительно путем выборов;
• народ - источник власти.
• государственная власть строится на основе принципа разделения властей.
• свободно существуют альтернативные полит. институты, в обществе реализуется принцип полит. плюрализма;
• функционирует многопартийная система, при которой политические партии сменяют друг друга у
власти только путем законной победы на выборах.
• члены общества обладают широким спектром прав и свобод, которые не только провозглашаются,
но и юридически закреплены и обеспечены гарантиями для их реализации;
• признается приоритет прав и свобод личности над правами государства;
• в сфере прав человека действует принцип:«Разрешено все, что не запрещено законом».
• в обществе возможно существование идеологий, отличных от гос., кот. действуют в рамках закона.
Масштабные уровни
Глобальные международные отношения – это отношения между системами государств, крупнейшими державами, отражающие мировой политический процесс в целом.
Региональные (субрегиональные) отношения – это отношения между государствами определенного политического региона во всех областях жизнедеятельности общества, имеющие более конкретные проявления и носящие многосторонний характер.
Групповые уровни
Групповые (коалиционные, межкоалиционные) отношения реализуются через взаимоотношения групп государств, международных организаций и т. д.
Двусторонние отношения – это наиболее распространенная форма международных отношений между государствами и организациями.
Субъектами международных отношений являются:
– национальные государства; они определяют развитие всех форм международных отношений, т. к. это единственный субъект, который обладает суверенитетом;
– супернациональные организации (СНГ, Лига арабских стран);
–международные правительственные организации (ООН, Европарламент);
– международные негосударственные организации.
ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ | |
Политические (правовые, дипломатичес-кие, организационные и т. д.) отношения играют главенствующую роль и находят свое выражение в реальной политической деятельности элементов политической системы, прежде всего государства. | Идеологические отношения – относительно самостоятельная часть полит.отношений. |
Экономические и научно-технические отношения (финансовые, торговые, кооперативные). В современных условиях эти два вида международных отношений практи-чески неотделимы. | Международно-правовые отношения предполагают регулирование взаимоотношений участников международного общения правовыми нормами и правилами. |
Военно-стратегические отношения – это отношения, связанные с прямым или опосредованным созданием, наращиванием, перераспределением военной силы. | Культурные отношения связаны с процессами интернационализации обществен-ной жизни, бурным развитием средств массовой информации. |
В зависимости от характера отношений, складывающихся между участниками, выделяют 6 типов международных систем.
1. Биполярная система характеризуется противостоянием двух сверхдержав или блоков государств.
2.Жесткая биполярная система представляет собой вариант обострения отношений между блоками.
3. Иерархическая система предполагает наличие одной сверхдержавы, остальные государства находятся в различной степени подчинения.
4. Универсальная система подразумевает передачу ряда международных политических полномочий универсальной международной организации.
5. Система «вето» предполагает наличие ряда государств, которые обладают одинаковым по силе оружием.
6. Система баланса сил подразумевает, что основными участниками международных отношений являются только национальные государства с широкими военными и экономическими возможностями.
политология возникновение предмет объект методы структура функции
Политология — наука о политике, о закономерностях возникновения политических явлений, о способах и формах их функционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политическом сознании, культуре и т. д.
Примерно с середины I тысячелетия до н.э. наметилась тенденция рационализации политических взглядов, появляются первые политические категории и дефиниции, а затем и целые концепции, носящие философско-этическую форму. Тем самым закладывается основа собственно теоретических исследований политики. Этот процесс связан прежде всего с трудами Конфуция, Платона и Аристотеля.
Объект исследования — это некая объективная реальность, независимая от познающего субъекта.Предмет исследования — это то, на что непосредственно направлено исследование, это определенное свойство, качество, грань объекта.
Политология — многофункциональная наука. Поэтому в своих исследованиях она использует различные направления и методы.
Институциональный метод
Социологические методы