Политология, как наука. Предмет, объект, методы, функции

Электоральные системы, их характеристика.

Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле).[1]

Избирательная система в узком смысле — порядок определения результатов голосования

Различают такие виды избирательной системы:
Мажоритарная система является самой старой среди избирательных систем. Название ее происходит от французского majorite, что означает "большинство". Мажоритарной считается система определения результатов выборов, благодаря которой депутатские мандаты (один или несколько) от округа получают только те кандидаты, которые получили установленное законом большинство голосов, а все другие кандидаты считаются неизбранными. У 83 стран мира применяется мажоритарная система, в том числе США, Франции, Великобритании, Канаде.
Недостатком мажоритарной системы относительного большинства является то, что она не дает возможность учитывать интересы всех избирателей округа, потому что кандидат может быть избранным абсолютным меньшинством избирателей, хотя и относительным их большинством на момент голосования, при таких условиях голоса избирателей, которые голосовали против избранного кандидата, пропадают. Эта система также фактически аннулирует средние и малые партии.
Мажоритарная система абсолютного большинства для избрания кандидата требует собрать больше половины голосов избирателей, то есть действует формула 50 % + 1 голос. Преимущество отмеченной системы - в ее потенциальном демократизме: она учитывает интересы большинства избирателей, хотя голоса избирателей, поданных против, опять же теряются. Недостатком системы является не ее результативность. Голосование по этой системе предусматривает, как правило, повторное голосование или повторные выборы. Поскольку активность избирателей во втором туре заметно снижается, законодательство часто не устанавливает никаких барьеров, которые имеют место при первом туре голосования.

Вторым видом избирательных систем является пропорциональная система. Впервые она внедрена в 1889 г. в Бельгии, а теперь 57 стран используют эту систему, в том числе Израиль, ФРГ, Испания, Италия, Португалия.

При пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между партиями пропорционально количеству голосов избирателей, собранных каждой из них в пределах избирательного округа. При применении этой системы округи всегда многомандатные.

При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.

Достоинства

· Система пропорционального представительства позволяет каждой политической партии получить число мест пропорционально числу голосов. Вот почему эта система может показаться более справедливой, чем мажоритарная система.

· Если квота достаточно низкая, то мелкие партии тоже получают места.

· Самые различные группы избирателей могут обеспечить места для своих представителей, и поэтому результат выборов рассматривается населением как справедливый.

· При этой системе избиратели более склонны голосовать за кандидатов, близких к их собственной позиции, а не за кандидатов, которые имеют больше шансов быть избранными.

· Система пропорционального представительства при открытых списках позволяет избирателям выбирать и кандидата, и политическую партию, и таким образом уменьшается влияние партий на персональный состав своих представителей в парламенте.

· Пропорциональная система с низким проходным барьером позволяет наиболее адекватно отразить в парламенте весь спектр политических сил страны согласно их реальному влиянию на массы.

· В этой системе меньше вероятность попадания в парламент представителей криминальных структур или теневого бизнеса, которые способны не вполне легальными методами обеспечить себе победу на выборах в регионах.

Недостатки

· При закрытых списках возможно использование «технологии паровоза», когда во главу избирательного списка ставятся популярные личности, которые затем отказываются от своих мандатов, в результате чего в парламент попадают никому не известные личности из конца списка («вагоны»).

· При парламентской республике (а также, как правило, при конституционной монархии) правительство формирует та партия, которая преобладает в парламенте. При пропорциональной системе выборов более, чем при мажоритарной, вероятно, что ни у одной из партий не будет абсолютного большинства и потребуется сформировать коалиционное правительство. Коалиционное же правительство, если оно состоит из идеологических противников, будет неустойчивым и будет не в состоянии провести какие-либо крупные реформы.

· В регионах, где имеются многочисленные разнородные группы избирателей, может появиться большое число мелких партий, и таким образом будет затруднено создание работоспособной коалиции. Однако использование избирательных квот может уменьшить эту проблему.

· Если партийные списки «закрытые» и избиратели голосуют за весь список, то ослабевает связь между избирателями и их выборными представителями. Эта проблема не возникает в случае «открытых» партийных списков.

· Закрытые партийные списки дают большую власть партийным лидерам, которые определяют очередность кандидатов в списке партии, и это может привести к диктатуре внутри партии. Хотя, вероятно, разные партии решают этот вопрос по-разному.

· Система распределения голосов зачастую непонятна плохо информированным избирателям, и это может сделать систему пропорционального представительства непопулярной.

Существует третий вид избирательной системы – смешанный. Суть заключается в том, что часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть — в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учёту голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране.

Достоинства:

Основным достоинством смешанной избирательной системы является то, что данная электоральная формула одновременно способна обеспечить пропорциональное партийное представительство и представительство территорий. Соответственно, избиратель имеет возможность проголосовать как за партийный список, выбирая конкретную политическую программу, так и за конкретного кандидата, выдвинутого на определенной территории. Тем самым, с одной стороны, обеспечивается представление политических интересов, предпочтений в обществе, стимулируется процесс становления и развития многопартийности, а с другой стороны, сохраняется связь избирателя с избранными депутатами: каждый избиратель в пределах определенной территории (избирательного округа) имеет своего представителя в парламенте, избранный депутат в пределах определенной территории проводит работу и отчитывается перед своими избирателями.

Несомненным преимуществом такой избирательной системы является обеспечение реализации пассивного избирательного права беспартийными гражданами, имеющими возможность самостоятельно выдвигать кандидатуры в порядке самовыдвижения.

Недостатки смешанной системы:

При смешанной избирательной системе не удается устранить такой недостаток мажоритарной ее составляющей, как потеря голосов и искажение воли избирателей, и не исключены такие ситуации, когда «меньшинство побеждает большинство»: кандидат, набравший больше голосов по отношению к другим кандидатам, в совокупности не получил поддержки большинства избирателей. Этот недостаток можно устранить, используя в рамках смешанной системы мажоритарную систему абсолютного большинства. Но здесь возникают свои проблемы: велика вероятность проведения повторного голосования, а соответственной увеличивается время и расходы на проведение избирательного процесса.

Сложности возникают и в процессе применения института отзыва депутатов. Избрание депутата по мажоритарной системе означает его ответственность перед избирателями в пределах конкретной территории, а соответственно и возможность применения процедуры его отзыва. В то же время при пропорциональной системе институт отзыва не применяется, так как избиратели голосуют в целом за партию, политическую программу. При смешанной системе применение отзыва депутатов также невозможно, иначе будет нарушен принцип равенства прав избранных депутатов, независимо от способа их избрания.

17. Политическая культура: структурные компоненты, функции, типы.

Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.

Наиболее известная типология политических культур принадлежит Г. Алмонду и С. Верба, которые выделили три вида политической культуры:

· приходская культура (Parochial)

· зависимая культура (Subject)

· культура участия (Participant)

Приходская культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах».

Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей, являясь лишь «наблюдателями».

И, наконец, культура участия характеризуется активностью участия. Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий, групп давления. При такой классификации имеется в виду, что демократия — это тот идеальный режим, который должен быть принят за образец, но это положение не является бесспорным для всех

В рамках функциональных методологических установок принято выделять ряд функций политической культуры в обществе.

Функции политической культуры:

1) познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность);

2) интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);

3) коммуникативная (позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт);

4) регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения);

5) воспитательная (дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации).

6)мобилизационная (это процесс, в ходе которого посредством образования новых партий и других политических институтов на политическую арену выводятся широкие слои населения.)

18. Политические идеологии: консерватизм, либерализм, социал-демократия.

Политической идеологией называют систему идей, выражающих интересы различных субъектов политической деятельности и создающих теоретическую основу для организованных политических действий. Идеология оформляется в форме социально-политической теории, затем конкретизируется в политических программах различных партий и деятелей и, определяя поведение людей, влияет на реальную политическую практику.

Интересы различных субъектов (личностей, партий, классов, наций и т.д.), их оценки современного общества, пред- ставления о социальном идеале значительно отличаются друг от друга, поэтому различаются и идеологии.

Либерализм (от лат. liberal is — свободный) отстаивает демократические права и свободы личности, свободу предпринимательства и парламентский строй. Для либеральной идеологии характерны:

§ индивидуализм — на первом месте находятся интересы личности, а не общества или другой социальной группы;

§ свобода - свободе отдается приоритет перед другим и ценностями, считается, что она может быть ограничена только свободой другого человека; гарантируется также свобода предпринимательства;

§ разум — самое рациональное решение будет самым правильным, а эмоции, чувства и привязанности имеют второстепенное значение;

§ равноправие — все имеют равные гражданские и политические права и свободы (однако это не означает, что у всех должны быть одинаковые доходы или социальное положение);

§ толерантность — все должны терпимо и уважительно относиться к иным взглядам, мнениям, убеждениям, верованиям; приветствуется и политический плюрализм;

§ согласие - политические и другие социальные отношения должны основываться на взаимных договоренностях (например, на демократических выборах), а не на насилии;

§ конституционализм — власть ограничивается законом, а система политических сдержек и противовесов должна быть оговорена в конституции.

Консерватизм (от лат. conservare — охранять) обычно противопоставляют либерализму. Эта идеология направлена на защиту традиционного социального порядка, на противодействие различным нововведениям и изменениям. Для консерватизма характерны:

§ традиционность — уважение к обычаям, традициям, прошлому как к основам стабильности в обществе; консерватизм пропагандирует ценности семьи, религии, уважения к старшим;

§ несовершенство человека — всякий человек воспринимается консерватизмом как ограниченный, зависимый, эгоистичный; только жесткий социальный контроль может заставить его действовать на общее благо;

§ иерархичность — естественным и необходимым является существование различных социальных позиций и статусов и связанное с этим неравенство людей в обществе;

§ порядок — общество может существовать только в том случае,

§ если государство установит в нем закон и порядок;

§ патернализм — государство (подобно отцу семейства) должно опекать индивида и контролировать его; государственные ценности ставятся выше индивидуальных интересов;

§ собственность - консерватизм обычно выступает за неприкосновенность частной собственности.

В XX в. сформировалсянеоконсерватизм, в задачу которого входили защита и распространение западных ценн

Социал-демократическая идеология является вариантом социалистической идеологии. Как утверждают сторонники этой идеологии, переход к обществу социальной справедливости и равенства должен быть постепенным. Механизм этого перехода — не революция и насилие, а социальные реформы. Социал-демократы стремятся к компромиссу между свободным рынком и государством. Они не выступают против капитализма, но считают, что доходы должны перераспределяться государством в пользу неимущих, чтобы сократить разрыв между богатыми и бедными. Социал-демократия сыграла огромную роль в формировании как современной общественно-политической системы, так и идейно-политической ситуации в современном мире. Известные исследователи и политические деятели, не принадлежащие к самой социал-демократии, не без оснований называли ХХ столетие социал-демократическим веком.
Под социал-демократией, как правило, понимают теорию и практику всех партий, входящих в Социалистический Интернационал, к ней относят те социальные и политические силы, которые составляют эти партии. Социал-демократию можно обозначить и как социально-политические движение, и как идейно-политические течение. Социал-демократическая идеология - пытается соединить представления об обществе социальной справедливости с рядом либеральных идей и представлений, исходит из приоритета постепенной эволюции общества в направлении строя социальной справедливости и равенства граждан независимо от их общественного положения, сохранении при этом гражданского мира.

19. Гражданское общество: понятие, структурные элементы, функции.

Гражданское о́бщество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Дэвида Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.

Структура гражданского общества:

-негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимателство)

-негосдарственные хозяйствующие субъекты (частные фирмы и т.п.)

-общественные объединения и организации

-политические партии и движения

-сфера воспитания и негосударственного образования

-негосударственные средства массовой информации

-семья

-церковь

Функции гражданского общества:

*независимо от государства располагают средствами и санкциями с помощью которых можно заставить человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивающие социализацию и воспитание граждан

*защищает граждан и их объединение, интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства и его органов, защищает права и свободы личности, определяет границы политики

*способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества.

20.Геополитическое положение России

Роль и место России в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением, т.е. размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Геополитическое положение России специалисты рассматривают с учетом географических, политических, военных, экономических и других факторов.

Одной из важных составляющих геополитического положения является способность контролировать ключевые пространства и географические точки. Такая способность является производной от степени самодостаточности (жизнеспособности) геополитического субъекта. С точки зрения своего геополитического положения Россия как прямая преемница СССР и Российской империи оказалась в новой ситуации. Эта ситуация сложилась в результате действий определенных геополитических закономерностей.

Со второй половины 1980-х гг. Советский Союз постепенно стал утрачивать контроль сначала над странами социалистического лагеря, а затем и союзными республиками.

После распада СССР в России осталось 17 из 22 млн кв. км территории. Возможности России в немалой степени определяются транспортно-географическим фактором. Территориальный массив России перестал соответствовать каркасной транспортной инфраструктуре, существовавшей в СССР. Основные магистрали России — Южсиб и Транссиб — проходят через территорию Северного Казахстана (Транссиб в районе Петропавловска), там же оказались участки линий высоковольтных электропередач, связи, трубопроводы.

Новые геополитические реалии сложились на западных, границах. Россия оказалась отделенной от Европы поясом самостоятельных, независимых государств и в настоящий момент имеет ограниченные выходы к Балтийскому и Черному морям. Крупнейшие порты на Черном и Балтийском морях стали для России иностранными. Из крупных портов на Балтике остался Санкт-Петербургский, на Черном — Новороссийский и Туапсинский.

Геополитические процессы, происходящие в последние полтора деся­тилетия на 1/6 части территории планеты Земля, со всей остротой постави­ли вопрос о месте России в новом мировом порядке.

Во-первых, по своей территории, количеству населения и природным ресурсам Россия превосходит любое европейское государство: ее основной проблемой всегда было эффективное использование этих огромных запа­сов.

Во-вторых, на протяжении всей истории Россия не имела четко опре­деленных границ как на западе, так и на востоке, что подталкивало ее к по­стоянной экспансии в целях стабилизации периферийных регионов: однако это не решало проблемы, а напротив, усугубляло ее, так как создавалась новая периферия.

В-третьих, между Россией и великими европейскими державами все­гда находились небольшие политически слабые государства, что также усиливало экспансионистские настроения в России, стремление утвердить­ся западнее.

В-четвертых, географически, а также в политическом и культурном плане Россия находится между Европой и Азией, в результате чего она ни­когда не ощущала полной принадлежности ни к одной, ни к другой.

Кроме того, значительную роль играла российская культурная тради­ция. Осознание факта постоянного технологического отставания от Запада приводило к серьезным противоречиям. Из признания этого факта делался вывод о необходимости использования его достижений для модернизации собственной социально-экономической и политической системы.

Глобализация— процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности, в ходе которой возрас­тают взаимовлияние и взаимозависимость народов и го­сударств.

2. Основные причины глобализации:

  • Переход от индустриального общества к информационно­му, к высоким технологиям
  • Использование новых ком­муникационных техноло­гий: Интернета, спутниково­го телевидения
  • Переход от альтернативно­го выбора («или/или») к многообразию выбор
  • Переход от цент­рализации эко­номики к ее де­централизации
  • Переход от национальной экономики к мировой

Политология, как наука. Предмет, объект, методы, функции

Политология – наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

В первую очередь объектом изучения политологии как науки является политическая власть, основы ее правовой системы, определение основ её легитимности, выяснение механизмов обеспечения её стабильности и оптимальности с точки зрения правления. Кроме этого, объектом изучения политической науки является политика, политическая сфера общественной жизни. Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти.

Выделяется три группы методов. Первая группа – общелогические методы, используемые политологией как одной из обществоведческих наук (философия, социология, экономика). Сюда входят: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, классификация, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание исторического и логического анализов, мысленный эксперимент. Вторая группа – методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Сюда входят: использование статистики (прежде всего электоральной), анализ документов (количественный и качественный контент-анализ), опрос (анкетный и экспертная оценка), интервьюирование, лабораторные эксперименты, теория игр, современные компьютерные технологии. Можно выделить третью группу – методологии политической науки(подходы к исследованию, объединяющие совокупности методов).Сюда входят:

1.социологическая – предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в т.ч. влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры.

2. бихевиоралистская – изучение политики посредством конкретного исследования многообразного поведения личностей и групп.

3. нормативно-ценностная – предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства. Подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения

4. функциональная – изучение зависимостей между политическими явлениями, проявляющимися в опыте, например взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между количеством политических партий и избирательной системой.

5. системная – рассмотрение политики как целостного, сложного организма, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы. Политической системе принадлежит верховная власть в обществе.

6. антропологический – противоположен социологическому. Требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище и безопасности).

7. психологический подход – сходен с антропологическим. Однако, в отличие от последнего, от имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, что предполагает учет его родовых качеств, социального окружения, особенностей индивидуального развития.

8. социально-психологический подход – исследование психологического характера социальных групп (наций, классов, малых групп, толпы и т.д.)

9. критико-диалектический подход – анализ политических явлений в контексте выявления внутренних противоречий как источника самодвижения политики.

10. сравнительная методология – сопоставление однотипных политических явлений, различных способов выполнения одних и тех же политических функций с целью выявления их общих черт.

Основными функциями политологии являются:

§ познавательная - определенный способ познания (изучения) природы политического, структуры и содержания политической системы общества и закономерностей ее функционирования;

§ диагностическая - анализ (мониторинг) социальной (политической) реальности с целью выявления потенциальных противоречий и конфликтов;

§ прогностическая - выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях (перспективах) развития политической системы и предупреждения возможных негативных явлений;

§ организационно-технологическая - создание политических технологий и организационных структур, определяющих порядок и правила функционирования политической сферы общества;

§ управленческая - использование политологических исследований для разработки и принятия управленческих решений;

§ инструментальная - совершенствование имеющихся и разработка новых методов исследования политической реальности;

§ идеологическая - использование политологических знаний и результатов исследования в интересах общества, социальной общности, правящего класса;

§ прагматическая (прикладная) - использование теоретических и прикладных методов политологии для решения возникающих в обществе проблем и противоречий.

2. История зарубежной политической мысли: ключевые теории.

Одной из первых попыток моделирования политической жизни, создания ряда концепций политической мысли мы находим в Древней Греции. Пифагор (580 - 500 гг. до н.э.) и пифагорейцы первыми начали теоретическую разработку понятия равенства. Их идеалом была держава, в которой бы господствовал справедливый закон. Наихудшим злом пифагорейцы считали безвластие. Критикуя анархию, они подчеркивали, что человек по своей природе, нуждается в управлении и соответствующем воспитании.

Гераклит (544- ок 470 гг. до н. э.) - вывел известную парадигму том, что все течет и все изменяется, поэтому в одну реку нельзя войти дважды. Он считал что - демократия - это правление "неразумных" и "худших". Отвергая демократию и считая разумным правление лучших он выступает как сторонник аристократии, но не родовой знати, а аристократии знания. Гераклит призывает всех граждан полиса придерживаться общего для всех закона.

Демокрит (460-370 гг до н.э.) - выдающийся представитель атомистического материализма, рассматривал политику как важнейшее искусство, главная задача которого - обеспечить общие интересы свободных граждан полиса. Главной и необходимой чертой благоустроенного государства он считал единомыслие и нравственно-социальную солидарность членов полиса. Государство, подчеркивал Демокрит, олицетворяет собой общее дело своих граждан и служит его опорой.

У Демокрита мы находим ряд советов правителю, в частности: прежде чем властвовать над другими, необходимо научиться властвовать над собой. Он рекомендовал тщательно изучать искусство политики и допускать к руководству лишь тех, кто имеет для этого необходимые качества и знания.

Сократ (469 - 399 гг. до н.э.) - принципиальный сторонник законности, которая составляет основу благополучия государства, функционирования его учреждений. Нерушимость законов и повиновение им, Сократ связывает с единомыслием граждан, без чего, по его оценке, государство не может хорошо стоять, и без чего не может быть политической свободы.

Сократ считал, что царство и тирания есть власть, но власть разная. Власть, основанная на воле народа и на законах - это царство, а власть против народа, в основе которой не законы, а произвол правителя - тирания. Если власть находится в руках лиц, исполняющих законы, то такое устройство он назвал аристократией, если она находится в руках богатейшей части населения - плутократией (от греч плуто- деньги "кратос" - власть - власть денег ), в руках всех - демократией.

Он негативно относился к тирании, осуждал ее за беззаконие и произвол. Критиковал Сократ и демократию, основной недостаток которой он видел в некомпетентности ее должностных лиц выбранных по жребию, следовательно - случайно.

Сократ первый в истории европейской политической мысли сформулировал концепцию договорных отношений между государством и гражданином. Согласно его версии Родина и Закон выше и дороже отца и матери, т.к. они для гражданина являются высшими родителями, воспитателями и повелителями. Развивая учение о естественном праве, он считал, что существуют неписаные божественные законы, установленные не людьми, а богами и имеющие силы повсеместно, независимо от воли людей.

Платон (427 - 347 гг. до н.э.) - величайший ученый и философ, является автором политической философии. В своих работах "Государство", "Законы", "Политика" он попытался сформулировать важнейшие принципы и правила стабильного общественного строя. В этих трудах он высказал мысль о том, что основной идеей любого государства есть идея справедливости. Идеальным типом государственного устройства Платон противопоставляет отрицательный тип, выступающий в четырех формах: тимократия , олигархия. демократия, тирания. Каждая из этих форм есть последующее ухудшение формы идеальной. Тимократия, т.е. власть, основанная на имущественном цензе, неминуемо приводит к олигархии, власти немногих, которая сменится еще худшей формой государственного устройства - демократией, когда в результате восстания одних богачей истребляют, других прогоняют, а государственную власть делят между оставшимися членами общества.

Но наихудшей формой государственного устройства Платон считал тиранию - власть одного над всеми. Тирания, по его мнению, происходит из демократии. Тиран возникает из корня называемого представительством. Ему необходимо непрерывно затевать войну, чтобы простой народ чувствовал потребность в вожде. Тиран, для сохранения своей власти, будет уничтожать своих друзей и врагов, пока вокруг него не останется никого, кроме льстецов.

Идеальное государство, согласно Платону, правление лучших и благородных - аристократическое государственное образование. Но это не правление родовой аристократии, а аристократии знаний, где правителями могут быть не только лица, способные управлять, но и лица, к этому специально подготовленные - правители - философы. Самое совершеннейшее государство обладает, как утверждает Платон, четырьмя главными доблестями: мудростью, мужеством, сдерживающей мерой, справедливостью.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) внес громадный вклад в историю философии и политической мысли. Он является зачинателем политической науки как отдельной самостоятельной дисциплины. Им написаны труды "Политика", "Афинская политика", "Этика". Его называют "отцом политологии".

Сущность политики состоит в том, писал Аристотель, чтобы наделить граждан хорошими качествами. Иначе говоря, цель политики - благо для всех. Метод политики как науки - это метод анализа. Государство Аристотель рассматривает как формобщежития граждан. Политическое устройство предполагает власть закона, ибо где не действует закон, там нет политического устройства.

Государство, по мнению Аристотеля, состоит из граждан, которые участвуют в суде и управлении, несут воинскую служби служат богам. Оно возникает как завершение эволюции семьи и селения. Власть в государстве - это продолжение и развитие власти главы семьи.

Аристотель делит политической устройство по количественному, качественноми имущественномпризнакам. Государства различаются прежде всего тем, в чьих руках власть - одного лица, меньшинства или большинства. В результате он выводит шесть форм политического устройства: три правильные (монархия, аристократия, полития) и три неправильные (тирания, олигархия и демократия).

Безусловный приоритет Аристотель отдает политии (республике) - власти большинства. Полития него средняя форма государства и средний элемент в ней доминирует во всем: в правах - умеренность, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний класс. Величайшим благом для государства он считает обладание гражданами собственностью средней, но достаточной. Многочисленный средний элемент нейтрализует, по мысли Аристотеля, опасность раскола населения на борющиеся партии.

Впервые в истории Аристотель выделил в политическом устройстве три самостоятельные власти: законодательную, административную и судебную, которые независимо одна от другой действуют в пределах своей компетенции.

По мнению Аристотеля, закон, а не человек олицетворяет верховную власть в государстве. Отличительную особенность закона Аристотель видит, в его принудительной силе. Однако, подчеркивает он, никакой пользы не принесут наиполезнейшие законы, если население не воспитано в духе соответствующего государственного строя и законодательства.

Аристотель оказал громадное влияние на всю последующую философскую и политико-правовую мысль. В истории политических учений ни один из крупных мыслителей античности, средневековья, нового и новейшего времени не обошел стороной творческое наследие Аристотеля.

Для мыслителей Древней Греции общественное переустройство должно было осуществляться не только для укрепления государственной власти, но прежде всего в целях создания необходимых условий для реализации естественного права свободного человека. Именно в Древней Греции были сформулированы многие представления имеющие общечеловеческое, общецивилизационное значение.

В 1 в. до н. э. - V в н.э. центр развития общественно

Наши рекомендации