Политология: предмет, структура, методы и функции

Политика как общественное явление. Многообразие определений политики

Термин «политика» в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. В своем трактате «Политика» он определил ее как искусство управления государством, под которым понимался полис (город-государство в Древней Греции).

Политика(от греч. polis – город-государство и его производного politike – государственные, общественные дела) – это деятельность по реализации интересов индивидов, больших социальных групп и всего общества, связанная с использованием государственной власти.

Определение политики – предмет многолетних дискуссий ученых. Среди множества определений политики можно выделить следующие:

- сфера действия государства, партий, общественных движений;

- борьба за власть, ее использование и удержание;

- деятельность по управлению общественными делами;

- особый вид общения социальных групп и отдельных личностей;

- деятельность по принятию решений в обществе, где существует разница интересов.

Политика – это наука и искусство. Как наука политика требует использования достоверной и оперативной информации и знаний о политической власти и механизме ее функционирования. Как искусство политика предполагает творчество, интуицию, талант. В этом смысле «политика есть искусство возможного».

Политика выполняет в обществе ряд важных функций:

1) определение стратегических целей развития общества;

2) руководство и управление обществом, обеспечение инновационности общественного развития (инновация проявляется в обосновании и реализации новых моделей развития);

3) выражение интересов различных социальных групп общества, выявление и разрешение возникающих социальных конфликтов;

4) интеграция общества, обеспечение его целостности и стабильности;

5) рационализация общественной жизни.

Участники политических отношений в политологии называются субъектамиили акторами (от англ. глагола to act – действовать). Субъект – это носитель предметно-практической деятельности, обладающий сознанием, самосознанием и способностью к осмысленному целенаправленному действию.

Субъекты политики делятся на:

1 )первичные – отдельные личности, социальные общности (социальные группы, страты, этносы, народ);

2) вторичные (создаваемые целенаправленно людьми);

3) политические институты (государство и его органы, политические партии, общественные организации и движения).

Политический режим как характеристика политической системы

Важной характеристикой политической системы является политический режим.

Политический режим – это система методов и средств осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между органами власти, обществом и личностью.

В социально-политической литературе чаще всего выделяют три типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Основными критериями классификации политических режимов являются 1) способы осуществления народом своего суверенитета, 2) принципы образования и функционирования государственных органов, 3) взаимодействие законодательной и исполнительной властей.

Существенное влияние на тип режима оказывают взаимоотношения партий с другими элементами политической системы и взаимоотношения представителей одной партии в парламенте. Основанием дифференциации режимов могут быть также степень централизации государственного аппарата и участие оппозиции в политической жизни страны, правовой статус личности, политические идеалы и др.

Принятие решений с учетом мнения большинства и подчинение меньшинства при их осуществлении.

4. Периодическая выборность ключевых органов государства.

Возможность для каждого гражданина получить полное представление по существу рассматриваемого вопроса.

Обеспечение законности и правопорядка в обществе.

Избирательная практика

Выборы Президента Белоруссии по мажоритарной системе. Однако в этом случае действуют несколько иные нормы. Так, выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие более 50% граждан, включенных в списки. При этом победителем является тот, за кого проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один кандидат не набирает нужного числа голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов. Для того, чтобы победить - достаточно набрать относительное большинство.

Избрание депутатов Палаты представителей осущ. на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы происходят по одномандатным округам. Депутаты нижней палаты Национального собрания и депутаты местных Советов определяются по округам. Всего в Беларуси 110 избирательных округов – столько же, сколько мест в Палате представителей. В законодательстве определено, что выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25 % избирателей, внесенных в списки для голосования. Победителем считается тот кандидат, который набрал 25% + 1 голос избирателей, пришедших на выборы. Если этого не удалось достичь ни одному из кандидатов, назначается второй тур. Здесь избирателю предстоит сделать свой выбор из двух кандидатов, набравших в первом туре наибольшее число голосов. Победителем считается тот из них, который набирает 25% + 1 голос, пришедших на выборы граждан.

Совет Республики является палатой территориального представительства. На заседаниях депутатов местных советов от каждой области и города Минска избираются по восемь членов Совета Республики. В дополнение к ним восемь членов Совета Республики назначаются Президентом РБ.

В Конституции Республики Беларусь продекларировано, что выборы в нашей стране являются всеобщими, свободными, равными, прямыми и тайными. Активное избирательное право предоставляется гражданам с 18 лет. В Палату представителей можно быть избранным по достижении 21 года, в Совет Республики – 30 лет, на пост Президента страны – 35 лет. Лишены избирательного права лица, не имеющие гражданства, а также люди, признанные судом недееспособными или содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.

Избиратели имеют равное число голосов и избирают депутатов непосредственно сами, не прибегая к чьему-либо посредничеству. При этом каждый избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого отдать свой голос. Его свобода гарантируется ст. 65 Конституции Республики Беларусь.

Либерализм и неолиберализм

Политическая идеология выступает в качестве рационально-ценностной формы мотивации политического поведения и представляет собой определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям.

В зависимости от иерархии ценностей идеологии бывают либеральные, консервативные и социалистические. Остальные идеологии представляют собой модификацию трех вышеперечисленных и не претендуют на сплоченность больших социальных групп.

Термин «либерализм» в переводе с лат. языка (Liberalis –свободный) – означает свободное убеждение, стремящееся избавиться от традиций, обычаев, догм и стать на собственные ноги.

Либерализм– как политическая идеология, одна из самых влиятельных в современном мире, объединяющая сторонников парламентского строя, демократических свобод и свободного предпринимательства сформировалась, в конце XVII –XVIII вв. в борьбе против феодальных порядков и абсолютизма. Классиками теории либерализма по праву считаются: Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо, А.Вольтер, Ш.Монтескье. Либеральные ценности и принципы можно найти и у известных белорусских мыслителей А.Волана и Л.Сапеги.

Принципы либеральной идеологии:

- индивидуальная свобода человека;

- ценность человеческой личности и изначальное равенство людей;

- неотчуждаемость прав человека на жизнь, свободу, собственность;

- деятельность государства на основе общественного консенсуса ради сохранения и защиты естественных прав человека;

- взаимоотношения человека и государства носят договорной характер;

- верховенство закона и равенство всех перед законом;

- разделение властей (правотворчество, правоприменение, правосудие) и создание системы их сдерживания и противовесов;

- частная собственность и ее неприкосновенность как гарантия независимости и достоинства личности;

- свободный рынок, личная инициатива и честная конкуренция;

- развитое гражданское общество, независимое от государства и политических институтов.

Политическая идеология либерализма предлагает и свой набор ценностей: человек – высшая ценность, индивидуальная свобода, свобода от произвола государства, независимость от предрассудков, естественное неравенство людей, вера в социальный прогресс и силу разума и другие.

С середины XX века начинается приспособление либеральной идеологии к новым целям социальной жизни, с чем и связано появление неолиберализма, основными идеями которого являются:

- зрелое гражданское общество и правовое государство;

- активное вмешательство государства в сферу рыночных и социальных отношений;

- использование плюралистических форм организации и осуществления политической власти;

- консенсус управляющих и управляемых, посредством стимулирования участия масс в управлении производством и в политическом процессе.

Современный либерализм включает множество течений и форм, между которыми имеются противоречия и даже возникают конфликты. Такие формы либерализма как политический либерализм, экономический либерализм, социальный либерализм, культурный либерализм в развитых странах смешивается, а в развивающихся странах на передний план выходит либерализм третьего поколения. В Республике Беларусь более распространены идеи экономического, политического, социального и, к сожалению, культурного (о чем свидетельствует очередная попытка проведения парада сексуальных меньшинств в г. Минске) либерализма.

Принципы социал-демократии.

- всеобщие выборы, предоставляющие возможность смены власти ненасильственными средствами;

- политический плюрализм и право на оппозицию;

- независимая судебная система, основанная на принципе верховенства закона;

- право на частную жизнь;

- гарантия прав и свобод личности и национальных меньшинств;

- все формы собственности равноправны (государственная, кооперативная, частная) в условиях рыночных отношений, однако признается и планирование, а государство регулирует рынок в интересах людей и не допускает доминирования большого бизнеса;

- экономическая деятельность отличается социальной направленностью и подконтрольна обществу;

- высокое качество жизни для всего общества, что означает достойные условия и содержание труда, всеобщее пенсионное обеспечение, доступное образование, практически бесплатное здравоохранение, бесплатный проезд для детей, контроль за состоянием окружающей среды;

- мир и всестороннее сотрудничество государств.

В настоящее время наиболее заметные и сильные политические социал-демократические партии существуют в Европе, в таких странах, как Германия, Дания, Испания, Норвегия и, конечно же, Швеция, которая не участвовала в двух мировых войнах, а рабочая партия Швеции с 30-х годов прошлого века находилась у власти более сорока лет. Швеция создала свою модель социализма, которая характеризуется высокоразвитой экономикой смешанного типа, занятостью практически всего трудоспособного населения, сильной системой социального обеспечения, высочайшим уровнем образованности населения.

Политология: предмет, структура, методы и функции

Первая: политология в широком смысле слова – это интеграционное, комплексное, междисциплинарное знание. Она синтезирует и объединяет выводы, полученные другими науками, изучающими политику (политической философией, политической социологией, политической психологией, юриспруденцией, политической историей, политической антропологией, политической географией).

Согласно второй точке зрения, политология в узком смысле слова – это общая теория политики, т.е. специальная научная теория, изучающая лишь политическую сферу жизни общества во всех ее проявлениях.

Объектом политологии выступает политическая действительность или политическая сфера жизни общества. Предметом политологии является феномен политической власти, ее сущность, институты, закономерности развития и функционирования.

Структура политологии впервые определена Международным коллоквиумом по проблемам политической науки (Париж, 1948 г.).

Основными проблемами ее исследования и изучения являются:

1) политическая теория, включающая теорию политики и историю политических учений;

2)политические институты (центральные и местные правительства, правительственные учреждения, функции, осуществляемые этими институтами, а также те социальные силы, которые данные институты создают); 3)партии, группы, общественное мнение; 4) международные отношения.

Наиболее полно систематизация методов политологии осуществлена профессором В.П.Пугачевым. Он делит методы исследования политических объектов на следующие три группы:

1) общие методы – социологический, нормативно-ценностный, функциональный, бихевиоральный, структурно-функциональный анализ, системный, институциональный, антропологический, психологический, сравнительный, исторический;

2) общелогические методы – анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание исторического и логического анализа, моделирование, математические, прогностические методы и др.;

3)методы эмпирических исследований – использование статистики (прежде всего электоральной), анализ документов, анкетный опрос, лабораторные эксперименты, наблюдение, теория игр и др.

К функциям политологии относятся:

1) Информационно-познавательная. Изучение политологии позволяет получать новую информацию, раскрывающую сущность познаваемых проблем, способствует познанию теории и практики мирового общественного развития, роли государства, политической системы обществ, партий и т.д.

2) Критически-мировоззренческая, воспитательная. Политология исследует и подвергает критическому анализу различные социальные концепции и взгляды, раскрывает их сущность, учит с научных позиций оценивать общественные явления, отстаивать нравственно-политические ценности.

3) Прогностическая.Политологическая теория не только решает задачи сегодняшнего дня, но и стремится заглянуть в будущее, опередить практику, научить предвидению, прогнозированию, выдвижению новых идей в политике – одна из важнейших задач политической науки.

4) Регулятивная или прагматическая. Политология немыслима в отрыве от реальной жизни, политической деятельности, поскольку без правильного диагноза политической ситуации невозможны единственно правильные политические решения.

5) Аналитическая. Политология помогает анализировать результаты политической деятельности партий, народа, вскрывать имеющиеся трудности, просчеты и ошибки.

Помимо составных частей и элементов в политике выделяют три уровня ее существования.

Первый, собственно политический, макроуровень, характеризует государство как целое, публичную принудительную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах.

Второй, микроуровенъ, политики охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т.п. Здесь, как и в государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике: выделение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперничество за власть, конфликты интересов и т.д.

Третий, мегауровень, политики относится к деятельности международных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС и т.п.

2. Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины. Задачи курса политологии

Политология (от греч. politike – государственные, общественные дела и logos – слово, понятие, рассуждение) есть наука о политике. Первое понятие ввел в употребление Аристотель, второе – Гераклит.

Стремление понять и осмыслить политику появилось в период формирования первых государств. Исторически первой формой познания политики была ее религиозно-мифологическая трактовка, для которой характерно представление о божественном происхождении власти и правителей. С середины I тысячелетия до н.э. политическое сознание стало приобретать самостоятельный характер, появились первые теоретические концепции, развивавшиеся в рамках единого философского знания. Этот процесс связан с трудами таких политических мыслителей древности, как Конфуций, Платон и Аристотель. Они впервые системно описали формы государственного устройства, классифицировали их, выявили закономерности функционирования власти. Это была философско-этическая форма познания политики.

В период средних веков и Нового времени проблемы политики, власти, государства исследовались в трудах Н.Макиавелли, Т.Гоббса, Дж.Локка, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, Гегеля и др. Они не только сделали политическую науку предметом самостоятельного изучения, но, освободив ее от религиозно-этической формы, значительно развили ее. В своих произведениях они обосновали теории общественного права, общественного договора, народного суверенитета, разделения властей, гражданского общества и правового государства.

Становление политологии как самостоятельной отрасли человеческого знания произошло в конце XIX в. Это было связано с появлением первых массовых политических партий, введением в ряде стран всеобщего избирательного права, появлением и широким распространением бихевиористских, эмпирических методов исследования.

По мнению многих ученых начало академической политической науки связано с открытием в 1857 г. американским профессором истории и политической экономии Френсисом Либером в Колумбийском колледже (ныне Колумбийский университет) кафедры политической теории и истории. В 1880 г. его преемник, Джон Берджес, на базе этой кафедры открыл Школу политических наук.

В к. XIX – н. XX вв. возникла сеть учебных заведений и научных центров, целью которых стало исследование политики и политических процессов. Для координации усилий ученых в изучении политики в 1903 г. была учреждена Американская ассоциация политической науки.

Параллельно шел процесс институциализации политической науки в Западной Европе. После Второй мировой войны политология получила мировое признание. По инициативе ЮНЕСКО в Париже в 1948 г. состоялся Международный коллоквиум по вопросам политической науки. На нем был принят документ, определивший содержание политической науки, ее основные проблемы, а также было принято решение употреблять термин «политическая наука» в единственном числе. Тем самым произошло конституирование политологии как самостоятельной науки и учебной дисциплины. В этом же году было рекомендовано преподавание политологии как обязательной учебной дисциплины для всех стран-членов ООН. С 1949 г. действует созданная под эгидой ЮНЕСКО Международная ассоциация политической науки, которая каждые три года проводит международные конгрессы. Очередной XXI конгресс прошел в Сантьяго в июле 2009 г.

Политология как учебная дисциплина решает следующие задачи:

1) политология достоверно и объективно описывает политическую жизнь, раскрывает закономерности функционирования и развития политических систем, государственных институтов, общественно-политических организаций;

2) политология, кроме передачи определенной суммы знаний о политике, призвана научить студентов защищать свои права, реализовывать личные и групповые интересы через представительные политические институты, терпимо относиться к инакомыслию, искать компромиссы и достигать общественного консенсуса;

3) политология рационализирует всю политическую жизнь, т.е. делает ее разумной, предсказуемой. Изучение политологии развивает способности к элементарному рационально-критическому осмыслению политики, позволяет студентам овладеть техникой и методикой ведения политических дискуссий и переговоров, способствует развитию навыков самовыражения и аргументации

Наши рекомендации