Типы легитимности по М. Веберу
Традиционная легитимность | Харизматическая легитимность | Рациональная легитимность | |
Источники власти. | Обычаи, традиции, вера в священность издревле установленных порядков. | Особые качества (харизма) политического лидера. | Законы, правила, нормы, признаваемые большинством граждан. |
Тип лидера. | Монарх, религиозный советник. | Пророк, военачальник, популист, демагог. | Избранное должностное лицо. |
Доминирующий тип социального поведения. | Традиционное. | Эмоциональное. | Целерациональное. |
Типичная форма правления или режим. | Монархия. | Плебисцитарная диктатура. | Парламентская демократия. |
Вопрос 11. Политическая система общества:понятие…
Политическую подсистему как самостоятельную систему первым рассмотрел Дэвид Истон. Политическая система – это совокупность идейно-политических и правовых установок, субъектов политики, политических институтов и отношений, с помощью которых осуществляется управлением обществом.
Коммуникативная подсистема – совокупность отношений между субъектами политической системы: принуждение, конфликт, нейтрализация, изоляция, сотрудничество. |
СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ |
Институциональная подсистема–состоит из политических институтов и неполитических организаций: государство, политические партии, общественные организации, СМИ, церковь. |
Нормативная подсистема– совокупность политико-правовых норм и др. средств регулирующих отношения между субъектами политической системы: конституция, законы, традиции и обычаи, мораль). |
Культурно-идеологическая подсистема– совокупность политических взглядов, теорий и концепций, на основании которых строится деятельность субъектов политической системы: политическое сознание, политическая и правовая культура. |
Функциональная подсистема– включает способы реализации власти, которые определяют характер взаимоотношений власти и гражданского общества, способы поддержания его единства и целостности. |
Первая модель политической системы была предложена Д. Истоном. По его мнению, политическая система автономна и имеет свои границы со средой. «Вход» – это любое внешнее событие, которое влияет на систему и способно ее изменить. «Выход» – это ответная реакция системы на воздействие общества, преобразованная в решения. На «входе» политическая система получает импульсы в виде требований и поддержки. Требования направляются в адрес властей и служат сигналами об имеющихся в обществе потребностях. Поддержка выражает лояльность членов общества к системе. Без поддержки политическая система недолговечна и обречена гибель.На «выходе» из политической системы в среду поступают результаты ее работы – обязывающие решения и действия по их реализации. Процесс переработки требований в политические решения (законы, постановления и др.) называется внутрисистемной конверсией. А непрерывный цикл взаимодействия «входа» и «выхода» – «петлей обратной связи».
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА |
требования поддержка |
решения действия |
ВХОД |
ВЫХОД |
Петля обратной связи |
ВНЕШНЯЯ СРЕДА |
Функции политической системы:
1. Целеполагание – определение целей, задач общества, выработка программ его жизнедеятельности.
2. Мобилизация – привлечение ресурсов общества на достижение поставленных целей.
3. Интеграция – объединение всех элементов общества вокруг общих целей и ценностей.
4. Обеспечение безопасности и стабильности общества.
5. Формирование политического сознания членов общества.
ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ |
по типу политического режима: демократические, авторитарные, тоталитарные |
по степени политических изменений: традиционные, модернизированные |
по форме правления: монархические, республиканские |
по степени открытости общества: открытые, закрытые |
по типу партийной системы: однопартийные, двухпартийные, многопартийные |
по форме устройства: унитарные, федеративные, конфедеративные |
по типу политической культуры: англо-американская, континентально-европейская, тоталитарная, частично-индустриальная |
типология С. Хантингтона: западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, славяно-православная, африканская, латиноамериканская |
Вопрос 12, 13, 14:Политический режим –это определенный политический порядок, система средств и методов осуществления государственной власти в обществе.
КРИТЕРИЙ | ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА | ||
!!!!!!! | Тоталитарный политический режим | Авторитарный политический режим | Демократический политический режим |
Тоталитарный режим - это система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества (его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни) власти господствующей элиты, | Авторитарный режим - этонеограниченная власть одного лица или группы лиц, не допускающая политической оппозиции, но сохраняющая автономию личности и общества в неполитических сферах. | Демократический режим - это система политических отношений, при которой осуществляется правление народа на основополагающих принципах демократии, равенства, свободы личности. | |
Мера вмешательства государства в жизнь общества | · практикуется всеобщий контроль власти над обществом посредством мощного аппарата социального принуждения (армия, полиция, службы безопасности). · режим направлен на полное уничтожение гражданского общества. · происходит этатизация хозяйственно-экономической жизни (жёсткое централизованное планирование и командно-административное управление хозяйством, полное устранение рыночных механизмов и конкуренции). | · контроль власти над обществом не носит тотальный характер, охватывает только политическую сферу. · экономическая, культурная и частная жизнь не подлежит государственной регламентации. | · мера вмешательства государства в жизнь общества определяется законом и изменяется по мере трансформации объективных социокультурных условий. · полноценно и свободно функционируют институты и организации гражданского общества. |
Способ формирования органов государственной власти | · органы государственной власти формируются путём назначения, выборы имеют формальный характер. | · органы государственной власти формируются путём назначения, выборы имеют формальный характер. | · законодательные органы формируются исключительно путём выборов. · выборы носят демократический характер. Народ признаётся источником власти. |
Реализация принципа разделения властей и характер взаимоотношений между ветвями власти | · принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную не действует. Все виды государственной власти сосредоточены в руках одного лица или одного органа управления. | · принцип разделения властей провозглашается, но до конца не реализуется. | · государственная власть строится на основе принципа разделения властей. |
Характер отношения членов общества к политической власти | · в обществе существует культ власти как абсолютной ценности и полное доверие ей; как правило, в социальном сознании формируется культ вождя. | · народные массы отчуждены от власти и лишь вынужденно подчиняются ей. | · органы государственной власти и члены общества не отчуждены, а выступают как партнёры. · власть действует преимущественно на основе убеждения, а не принуждения. |
Наличие или отсутствие в обществе альтернативных политических институтов; реализация принципов политического плюрализма | · отсутствие альтернативных политических институтов исключает реализацию принципа политического плюрализма. · в обществе действует одна политическая партия, которая постепенно сращивается с государственным аппаратом управления, либо возвышается над ним. · любые политические оппоненты подвергаются жёстким гонениям, вплоть до физического уничтожения. | · формально разрешено существование альтернативных политических институтов, но их фактическая деятельность затруднена. · возможно существование многопартийности при полной подконтрольности властям. | · свободно существуют альтернативные политические институты, в обществе реализуется принцип политического плюрализма. · функционирует многопартийная система, при которой политические партии сменяют друг друга у власти только путём законной победы на выборах. |
Объём и характер реализации прав и свобод человека | · права и свободы членов общества максимально ущемлены. · в сфере прав человека действует принцип: «Запрещено всё, кроме того, что приказано». | · права и свободы членов общества значительно ограничены, особенно в политике. · в сфере прав человека действует принцип: «Разрешено всё, кроме политики». | · члены общества обладают широким спектром прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены и обеспечены гарантиями для их реализации. · признаётся приоритет прав и свобод личности над правами государства. · в сфере прав человека действует принцип: «Разрешено всё, что не запрещено законом». |
Роль и характер идеологии в обществе | · государственная идеология носит монопольный характер и признаётся практически всеми членами общества как единственно правильная. · присутствует нетерпимость к инакомыслию, осуществляется жёсткий контроль над СМИ. | · государственная идеология объявляется господствующей, но не все члены общества разделяют её. · допускается существование только тех идейных и политических течений, которые лояльно относятся к правящей элите. | · реализуется принцип идеологического плюрализма, который признаёт право на свободу мнений и убеждений. · отсутствует принуждение к выражению своих убеждений или отказу от них. · в обществе возможно существование идеологий, отличных от государственной, которые действуют в рамках закона. |
Дополнение к вопросу 14: Модели демократии: демократия участия, элитарная, плюралистическая, рыночная и др.
Вопрос 15: Государство…
Термин «государство» вошёл в политику и науку с середины XVI – XVII вв. Заслуга введения понятия государства принадлежит Н. Макиавелли
!!!Государство– это основной институт политической системы общества, который распространяет свою власть на всю территорию и граждан страны, располагает для этого аппаратом публичной власти, обладает суверенитетом и призван обеспечить реализацию интересов и потребностей граждан, социальных групп и слоёв.
Концепций происхождениягосуд-ва:
1. Теологическая концепция, в соответствии с которой государство трактуется как священный и неприкосновенный институт, сотворённый Богом для организации жизни людей.
2. Патриархальная концепция- государство трактуется как большая семья, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. (теоретическое обоснование -Р. Фильмер)
3. Договорные теории происхождения государства оформились в XVII – XVIII вв. в трудах Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж.Ж. Руссо и др. возникновение государства есть результат своеобразного договора индивидов с целью обеспечить правопорядок, гарантирующий пользование естественными правами и собственностью. Атрибуты власти добровольно передаются суверенному монарху или иному государственному институту.
4. Социально-экономическая (марксистская)концепция (авторы К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин), в соответствии с которой государство представляет собой политическую машину для подавления господствующими классами трудящихся масс.
5. Теория «насилия» или «захвата». Существенный вклад в её обоснование и развитие внесли Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский. В основе возникновения государства, считали они, лежит акт насилия, завоевания одного народа другим, более сильным и организованным. Для закрепления власти победителя и создается государство.
Признаки государства. 1. Территорияэто физическая, материальная основа государства. нераздельна; неприкосновенна,исключительна, неотчуждаема.
2. Население (народ)
3. Суверенная власть, суверенитет- независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство.
4. Наличие органов государственной власти. Механизм государства представлен институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.
Функции государства:
ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИполитическая функция государства состоит в
обеспечении политической стабильности,
осуществлении властных полномочий,
выработке программно-стратегических целей и
задач развития общества.
Экономическая функция государства выража-
ется в организации, координации, регулирова-
нии экономических процессов с помощью
налоговой и кредитной политики, создания
стимулов экономического роста и осуществле-
ния санкций по обеспечению
макроэкономической стабильности.
Социальная функция государства проявляется
в осуществлении заботы о человеке как члене
социума и состоит в удовлетворение потребнос-
тей людей в жилье, работе, здравоохранении,
образовании, поддержке социально
незащищенных групп населения.
Организаторская функция заключается в
упорядочении всей властной деятельности:
принятии, организации и исполнении решений,
формировании и использовании управленцев,
осуществлении контроля за исполнением
законов, осуществлении координации
деятельности различных субъектов
политической системы.
Правовая функциявключает обеспечение
правопорядка, установление правовых норм,
регулирующих общественные отношения и
поведение граждан.
ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ
Функция обороны – защита неприкосновенности границ и территории страны, обеспечение невмешательства во внутренние дела других государств.
Дипломатическая функция реализуется в поддержании и развитии межгосударственных отношений, а также осуществлении внешней торговли, координации совместной деятельности с другими государствами в различных сферах, участии в международных организациях, блоках, союзах.
Вопрос 16: Формы государственного правления и устройства.
Под формой государственного правленияпонимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. Различают две основные формы правления – монархию и республику.
Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Известны две основных формы монархии: абсолютная и конституционная.
Абсолютная монархия – характеризуется отсутствием каких-либо представительных органов и сосредоточением всей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) в руках монарха.
Спецификаконституционной монархиисостоит в том, чтовласть монарха ограничена конституцией. В зависимости от степени ограничения власти главы государства конституционные монархии подразделяется на дуалистические и парламентские.
Придуалистической монархииконституция ограничивает законодательные полномочия монарха и предоставляет ему функции главы исполнительной власти. Законодательная власть в таком случае принадлежит парламенту (Марокко, Кувейт, Иордания).
Для парламентской монархии характерна представительская роль монарха.Реальная государственная власть принадлежит премьер-министру, парламенту и правительству (Великобритания, Швеция, Бельгия, Япония).
Республика представляет собой форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Различают три формы республиканского правления: парламентскую, президентскую, смешанную(полупрезидентскую).
Парламентская республика | Президентская республика | Смешанная (полупрезидентская) республика | |
Способ формирования и подотчётность правительства | Правительство формируется законодательным органом (парламентом) из представителей партий, располагающих большинством в парламенте. Правительство ответственно перед парламентом. Парламент имеет право выразить свое неодобрение (вотум недоверия) деятельности правительства и его главы. | Правительство формируется главой государства (президентом) и ответственно перед ним. | Президент, учитывая расклад политических сил в парламенте, назначает главу правительства (премьер-министра), совместно с которым формирует правительство (кабинет министров). Президент председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и тем самым контролирует его деятельность. Характерная черта – двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом. |
Роль главы правительства | Руководитель правительства – (председатель совета министров, премьер-министр, канцлер) - официально не является главой государства, но реально он - первое лицо в политической иерархии парламентской республики. | Роль главы правительства принадлежит президенту, премьер-министр назначается президентом и полностью ему подотчётен. | Премьер-министр назначается президентом, обладает правом законодательной инициативы и несёт всю ответственность за деятельность правительства. |
Роль и функции правительства | Правительство осуществляет исполнительную власть. | ||
Роль и функции парламента | Парламент формирует и контролирует правительство; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет (устанавливает финансовые рамки деятельности правительства). | Парламент может ограничивать действия президента с помощью издания законов и через утверждение бюджета. Не имеет права вотума недоверия правительству. В случае неконституционных действий президента парламент обладает правом импичмента. Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости. | Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему вотума недоверия. Парламент не обладает правом импичмента в отношении президента. |
Форма государственного устройства– способ организации территориально-административного и политического единства государства, определяющий особенности взаимосвязи между его региональными составными частями, а также каждой отдельной из них с центральной властью.
Основными формами государственного устройства являются:
1. Унитарное государство (от фр. unitare – единство). Эта форма государственного устройства характеризуется высокой степенью централизации политической власти. Для унитарного государства характерно:
- единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны;
- единая система высших органов государственной власти;
- единое гражданство;
- централизованная судебная и правовая система;
- территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и т.д.), которые не обладают политической самостоятельностью, их деятельность подчинена и контролируется центральной общенациональной властью.
2. Федерация (от лат. foederatio – союз, объединение). Федерация представляет собой союзное государство, состоящее из автономных государственных образований (субъектов федерации), обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.
3. Объединяющими началами федерации выступают:
- единое социально-экономическое пространство;
- единая валютно-денежная система;
- федеральное гражданство;
- федеральная конституция;
- федеральные органы власти и управления.
Специфические черты субъектов федерации:
- наряду с федеральным гражданством имеется гражданство отдельных субъектов (штатов, республик, земель);
- субъекты федерации могут иметь собственные конституции и нормативно-правовую систему, автономные законодательные и исполнительные органы власти;
- между федерацией и ее субъектами устанавливаются особые отношения, при которых действует принцип верховенства Конституции и законов федерации;
- субъекты федерации имеют прямое представительство в парламенте страны, обеспеченное существованием второй палаты (например, в России эту функцию выполняет Совет Федерации, в США - Сенат, в Германии – Бундесрат).
Конфедерация (от лат. confoederatio – союз). Эта форма государственного устройства представляет собой союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических, целей. Отсутствует единая налоговая и правовая системы.
Вопрос 17.С целью обеспечения эффективного функционирования в большинстве современных государств практикуется разделение системы высших органов государственной власти на три ветви:
- законодательную (парламент);
- исполнительную (глава государства, правительство);
- судебную.
Парламент (от фр. parler – говорить) – высший представительный и законодательный орган государственной власти.
По организационной структуре парламенты разделяют на однопалатные и двухпалатные.
ОДНОПАЛАТНЫЙ ПАРЛАМЕНТ | ДВУХПАЛАТНЫЙ ПАРЛАМЕНТ | |
Способ формирования | Путём выборов | Верхняя палата: - по принципу наследования (Великобритания); - по принципу назначения главой государства (Канада, Иордания и др.); - по принципу избрания (США, Италия, Индия, Франция). Нижняя палата: путём выборов; |
Сфера компетенции палат | ____ | Верхняя палата –зачастую выступает своеобразным экспертом работы нижней палаты, рассматривая принятые законопроекты с точки зрения их соответствия конституции. Нижняя палата – как правило, ответственна за решение всех повседневных вопросов внутренней и внешней политики. |
Примеры государств | Дания, Швеция, Финляндия и др. | США, Канада, Германия, Великобритания, Франция, Россия, Беларусь и др. |
Представляется важным, чтобы работа парламента была организована на профессиональной основе, т.е. на протяжении всего срока полномочий его члены не должны совмещать работу в законодательном органе с какой-либо другой деятельностью.
Для большей эффективности и упорядоченности законотворческой деятельности парламент структурирован:
- парламентские комиссии(комитеты), разрабатывающие и оценивающие основы законопроектов. Они бывают постоянными и временными и отвечают за определенное направление политики (например, комиссии по бюджету и ассигнованиям, по международным делам, по образованию, здравоохранению, экономическим вопросам и т.д.).
- значительную роль в работе парламента играют фракции –группы, объединяющие в своем составе депутатов, избранных от определенной партии. Фракция имеет право на представительство в руководящих и вспомогательных органах парламента, а также на участие ее членов в дебатах по определению повестки дня
председатель парламента(в англоязычных странах именуемому спикером). Обычно он избирается на весь срок полномочий палаты и, кроме функции председательствующего, представляет ее во взаимодействии с другими органами, следит за расходованием финансовых средств и работой административного аппарата пала
Основные функции парламента можно условно разделить на внутриполитические и внешнеполитические.
К внутриполитическим функциям парламента относятся:
- законотворческая (осуществление процедуры принятия закона), в которой выделяют следующие стадии: обсуждение, принятие поправок, согласование интересов различных групп и партийных фракций, подписание законопроекта главой исполнительной власти. Часто законопроект обсуждается в нескольких чтениях, в ходе которых вносятся поправки и дополнения;
- представительская заключается в представлении и защите избранными депутатами парламента интересов отдельных социальных групп и общества в целом;
- разработка и утверждение государственного бюджета;
- контроль над формированием и деятельностью органов исполнительной власти;
- функция обратной связи
Среди внешнеполитических функций парламента выделяют:
- утверждение военной доктрины и основных направлений внешнеполитической деятельности государства;
- ратификация и денонсация международных договоров;
- объявление войны, заключение мира и др.
Вопрос 18. Правительствопредставляет собой высший государственный коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий основные политические решения, принятые парламентом. В состав правительства, как правило, входят председатель, главы министерств и центральных ведомств.
Возглавляет правительство председатель (премьер-министр (Франция, Беларусь), канцлер (Германия, Австрия)).
Структура правительства строится по принципу иерархии:
ПРЕМЬЕР-МИНИСТР |
МИНИСТРЫ |
НАЧАЛЬНИКИ (ПРЕДСЕДАТЕЛИ) департаментов, управлений, комитетов, отделов |
ПРАВИТЕЛЬСТВО | ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА | ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА |
Порядок формирования | Правительство формируется из представителей партии, победившей на президентских выборах, независимо от соотношения сил партий в палатах парламента. | Правительство формируется партией, располагающей большинством мест в нижней палате парламента. Главой правительства становится лидер партии, победившей на парламентских выборах. Если ни одна партия не имеет большинства в нижней палате парламента, то две или более партий формируют коалиционное правительство. |
Подотчётность | Правительство ответственно перед президентом. Глава государства пользуется правом назначения министров по своему усмотрению, в некоторых странах по согласованию с парламентом (США). | Правительство ответственно перед парламентом. |
Республика Беларусь | Функции правительства выполняет Совет Министров, формируемый президентом и подотчётный ему. Должность премьер-министра также назначается президентом с согласия Палаты представителей. | ________ |
К числу важнейших полномочий правительства можно отнести следующие:
· формирование государственного аппарата и руководство его деятельностью;
· общее управление всеми внутри- и внешнеполитическими делами страны;
· исполнение законов, регулирование законотворческой деятельности парламента, посредством права законодательной инициативы;
· принятие нормативных актов, конкретизирующих, а иногда и подменяющих законодательство;
· руководство отдельными отраслями хозяйства, духовной и социальной сферами;
· прогнозирование социально-экономического развития;
· ведение международных переговоров и заключение соглашений.
Исключительно важная роль в структуре исполнительной власти принадлежит органам охраны общественного порядка, налоговой инспекции, исполнения наказаний, государственной безопасности, а также вооружённым силам. Посредством этих институтов обеспечивается монопольное право государства на применение мер принуждения. Особую группу представляют контрольные органы государства – прокуратура, контрольная палата, комитет государственного контроля и.т.п.