Типы легитимности по М. Веберу

  Традиционная легитимность Харизматическая легитимность Рациональная легитимность
Источники власти. Обычаи, традиции, вера в священность издревле установленных порядков. Особые качества (харизма) политического лидера. Законы, правила, нормы, признаваемые большинством граждан.
Тип лидера. Монарх, религиозный советник. Пророк, военачальник, популист, демагог. Избранное должностное лицо.
Доминирующий тип социального поведения. Традиционное. Эмоциональное. Целерациональное.
Типичная форма правления или режим. Монархия. Плебисцитарная диктатура. Парламентская демократия.

Вопрос 11. Политическая система общества:понятие…

Политическую подсистему как самостоятельную систему первым рассмотрел Дэвид Истон. Политическая система – это совокупность идейно-политических и правовых установок, субъектов политики, политических институтов и отношений, с помощью которых осуществляется управлением обществом.

Коммуникативная подсистема – совокупность отношений между субъектами политической системы: принуждение, конфликт, нейтрализация, изоляция, сотрудничество.
СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Институциональная подсистема–состоит из политических институтов и неполитических организаций: государство, политические партии, общественные организации, СМИ, церковь.
Нормативная подсистема– совокупность политико-правовых норм и др. средств регулирующих отношения между субъектами политической системы: конституция, законы, традиции и обычаи, мораль).
Культурно-идеологическая подсистема– совокупность политических взглядов, теорий и концепций, на основании которых строится деятельность субъектов политической системы: политическое сознание, политическая и правовая культура.
Функциональная подсистема– включает способы реализации власти, которые определяют характер взаимоотношений власти и гражданского общества, способы поддержания его единства и целостности.

Первая модель политической системы была предложена Д. Истоном. По его мнению, политическая система автономна и имеет свои границы со средой. «Вход» – это любое внешнее событие, которое влияет на систему и способно ее изменить. «Выход» – это ответная реакция системы на воздействие общества, преобразованная в решения. На «входе» политическая система получает импульсы в виде требований и поддержки. Требования направляются в адрес властей и служат сигналами об имеющихся в обществе потребностях. Поддержка выражает лояльность членов общества к системе. Без поддержки политическая система недолговечна и обречена гибель.На «выходе» из политической системы в среду поступают результаты ее работы – обязывающие решения и действия по их реализации. Процесс переработки требований в политические решения (законы, постановления и др.) называется внутрисистемной конверсией. А непрерывный цикл взаимодействия «входа» и «выхода» – «петлей обратной связи».

 
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
требования поддержка
решения действия
 
ВХОД
ВЫХОД
Петля обратной связи
 
ВНЕШНЯЯ СРЕДА

Функции политической системы:

1. Целеполагание – определение целей, задач общества, выработка программ его жизнедеятельности.

2. Мобилизация – привлечение ресурсов общества на достижение поставленных целей.

3. Интеграция – объединение всех элементов общества вокруг общих целей и ценностей.

4. Обеспечение безопасности и стабильности общества.

5. Формирование политического сознания членов общества.

ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
по типу политического режима: демократические, авторитарные, тоталитарные
по степени политических изменений: традиционные, модернизированные
по форме правления: монархические, республиканские
по степени открытости общества: открытые, закрытые
по типу партийной системы: однопартийные, двухпартийные, многопартийные
по форме устройства: унитарные, федеративные, конфедеративные
по типу политической культуры: англо-американская, континентально-европейская, тоталитарная, частично-индустриальная
типология С. Хантингтона: западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, славяно-православная, африканская, латиноамериканская




Вопрос 12, 13, 14:Политический режим –это определенный политический порядок, система средств и методов осуществления государственной власти в обществе.

КРИТЕРИЙ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
!!!!!!! Тоталитарный политический режим Авторитарный политический режим Демократический политический режим
  Тоталитарный режим - это система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества (его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни) власти господствующей элиты,   Авторитарный режим - этонеограниченная власть одного лица или группы лиц, не допускающая политической оппозиции, но сохраняющая автономию личности и общества в неполитических сферах.   Демократический режим - это система политических отношений, при которой осуществляется правление народа на основополагающих принципах демократии, равенства, свободы личности.  
Мера вмешательства государства в жизнь общества   · практикуется всеобщий контроль власти над обществом посредством мощного аппарата социального принуждения (армия, полиция, службы безопасности). · режим направлен на полное уничтожение гражданского общества. · происходит этатизация хозяйственно-экономической жизни (жёсткое централизованное планирование и командно-административное управление хозяйством, полное устранение рыночных механизмов и конкуренции).   · контроль власти над обществом не носит тотальный характер, охватывает только политическую сферу. · экономическая, культурная и частная жизнь не подлежит государственной регламентации.   · мера вмешательства государства в жизнь общества определяется законом и изменяется по мере трансформации объективных социокультурных условий. · полноценно и свободно функционируют институты и организации гражданского общества.
Способ формирования органов государственной власти   · органы государственной власти формируются путём назначения, выборы имеют формальный характер.   · органы государственной власти формируются путём назначения, выборы имеют формальный характер.   · законодательные органы формируются исключительно путём выборов. · выборы носят демократический характер. Народ признаётся источником власти.  
Реализация принципа разделения властей и характер взаимоотношений между ветвями власти · принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную не действует. Все виды государственной власти сосредоточены в руках одного лица или одного органа управления.   · принцип разделения властей провозглашается, но до конца не реализуется. · государственная власть строится на основе принципа разделения властей.
Характер отношения членов общества к политической власти · в обществе существует культ власти как абсолютной ценности и полное доверие ей; как правило, в социальном сознании формируется культ вождя.   · народные массы отчуждены от власти и лишь вынужденно подчиняются ей. · органы государственной власти и члены общества не отчуждены, а выступают как партнёры. · власть действует преимущественно на основе убеждения, а не принуждения.  
Наличие или отсутствие в обществе альтернативных политических институтов; реализация принципов политического плюрализма · отсутствие альтернативных политических институтов исключает реализацию принципа политического плюрализма. · в обществе действует одна политическая партия, которая постепенно сращивается с государственным аппаратом управления, либо возвышается над ним. · любые политические оппоненты подвергаются жёстким гонениям, вплоть до физического уничтожения.   · формально разрешено существование альтернативных политических институтов, но их фактическая деятельность затруднена. · возможно существование многопартийности при полной подконтрольности властям.   · свободно существуют альтернативные политические институты, в обществе реализуется принцип политического плюрализма. · функционирует многопартийная система, при которой политические партии сменяют друг друга у власти только путём законной победы на выборах.    
Объём и характер реализации прав и свобод человека · права и свободы членов общества максимально ущемлены. · в сфере прав человека действует принцип: «Запрещено всё, кроме того, что приказано».   · права и свободы членов общества значительно ограничены, особенно в политике. · в сфере прав человека действует принцип: «Разрешено всё, кроме политики».     · члены общества обладают широким спектром прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены и обеспечены гарантиями для их реализации. · признаётся приоритет прав и свобод личности над правами государства. · в сфере прав человека действует принцип: «Разрешено всё, что не запрещено законом».
Роль и характер идеологии в обществе · государственная идеология носит монопольный характер и признаётся практически всеми членами общества как единственно правильная. · присутствует нетерпимость к инакомыслию, осуществляется жёсткий контроль над СМИ.   · государственная идеология объявляется господствующей, но не все члены общества разделяют её. · допускается существование только тех идейных и политических течений, которые лояльно относятся к правящей элите. · реализуется принцип идеологического плюрализма, который признаёт право на свободу мнений и убеждений. · отсутствует принуждение к выражению своих убеждений или отказу от них. · в обществе возможно существование идеологий, отличных от государственной, которые действуют в рамках закона.  

Дополнение к вопросу 14: Модели демократии: демократия участия, элитарная, плюралистическая, рыночная и др.

Вопрос 15: Государство…

Термин «государство» вошёл в политику и науку с середины XVI – XVII вв. Заслуга введения понятия государства принадлежит Н. Макиавелли

!!!Государство– это основной институт политической системы общества, который распространяет свою власть на всю территорию и граждан страны, располагает для этого аппаратом публичной власти, обладает суверенитетом и призван обеспечить реализацию интересов и потребностей граждан, социальных групп и слоёв.

Концепций происхождениягосуд-ва:

1. Теологическая концепция, в соответствии с которой государство трактуется как священный и неприкосновенный институт, сотворённый Богом для организации жизни людей.

2. Патриархальная концепция- государство трактуется как большая семья, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. (теоретическое обоснование -Р. Фильмер)

3. Договорные теории происхождения государства оформились в XVII – XVIII вв. в трудах Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж.Ж. Руссо и др. возникновение государства есть результат своеобразного договора индивидов с целью обеспечить правопорядок, гарантирующий пользование естественными правами и собственностью. Атрибуты власти добровольно передаются суверенному монарху или иному государственному институту.

4. Социально-экономическая (марксистская)концепция (авторы К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин), в соответствии с которой государство представляет собой политическую машину для подавления господствующими классами трудящихся масс.

5. Теория «насилия» или «захвата». Существенный вклад в её обоснование и развитие внесли Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский. В основе возникновения государства, считали они, лежит акт насилия, завоевания одного народа другим, более сильным и организованным. Для закрепления власти победителя и создается государство.

Признаки государства. 1. Территорияэто физическая, материальная основа государства. нераздельна; неприкосновенна,исключительна, неотчуждаема.

2. Население (народ)

3. Суверенная власть, суверенитет- независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство.

4. Наличие органов государственной власти. Механизм государства представлен институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Функции государства:

ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИполитическая функция государства состоит в

обеспечении политической стабильности,

осуществлении властных полномочий,

выработке программно-стратегических целей и

задач развития общества.

Экономическая функция государства выража-

ется в организации, координации, регулирова-

нии экономических процессов с помощью

налоговой и кредитной политики, создания

стимулов экономического роста и осуществле-

ния санкций по обеспечению

макроэкономической стабильности.

Социальная функция государства проявляется

в осуществлении заботы о человеке как члене

социума и состоит в удовлетворение потребнос-

тей людей в жилье, работе, здравоохранении,

образовании, поддержке социально

незащищенных групп населения.

Организаторская функция заключается в

упорядочении всей властной деятельности:

принятии, организации и исполнении решений,

формировании и использовании управленцев,

осуществлении контроля за исполнением

законов, осуществлении координации

деятельности различных субъектов

политической системы.

Правовая функциявключает обеспечение

правопорядка, установление правовых норм,

регулирующих общественные отношения и

поведение граждан.

ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ

Функция обороны – защита неприкосновенности границ и территории страны, обеспечение невмешательства во внутренние дела других государств.

Дипломатическая функция реализуется в поддержании и развитии межгосударственных отношений, а также осуществлении внешней торговли, координации совместной деятельности с другими государствами в различных сферах, участии в международных организациях, блоках, союзах.

Вопрос 16: Формы государственного правления и устройства.

Под формой государственного правленияпонимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. Различают две основные формы правления – монархию и республику.

Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Известны две основных формы монархии: абсолютная и конституционная.

Абсолютная монархия – характеризуется отсутствием каких-либо представительных органов и сосредоточением всей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) в руках монарха.

Спецификаконституционной монархиисостоит в том, чтовласть монарха ограничена конституцией. В зависимости от степени ограничения власти главы государства конституционные монархии подразделяется на дуалистические и парламентские.

Придуалистической монархииконституция ограничивает законодательные полномочия монарха и предоставляет ему функции главы исполнительной власти. Законодательная власть в таком случае принадлежит парламенту (Марокко, Кувейт, Иордания).

Для парламентской монархии характерна представительская роль монарха.Реальная государственная власть принадлежит премьер-министру, парламенту и правительству (Великобритания, Швеция, Бельгия, Япония).

Республика представляет собой форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Различают три формы республиканского правления: парламентскую, президентскую, смешанную(полупрезидентскую).

  Парламентская республика Президентская республика Смешанная (полупрезидентская) республика
Способ формирования и подотчётность правительства   Правительство формируется законодательным органом (парламентом) из представителей партий, располагающих большинством в парламенте. Правительство ответственно перед парламентом. Парламент имеет право выразить свое неодобрение (вотум недоверия) деятельности правительства и его главы.   Правительство формируется главой государства (президентом) и ответственно перед ним.   Президент, учитывая расклад политических сил в парламенте, назначает главу правительства (премьер-министра), совместно с которым формирует правительство (кабинет министров). Президент председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и тем самым контролирует его деятельность. Характерная черта – двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом.
Роль главы правительства     Руководитель правительства – (председатель совета министров, премьер-министр, канцлер) - официально не является главой государства, но реально он - первое лицо в политической иерархии парламентской республики.   Роль главы правительства принадлежит президенту, премьер-министр назначается президентом и полностью ему подотчётен.     Премьер-министр назначается президентом, обладает правом законодательной инициативы и несёт всю ответственность за деятельность правительства.  
Роль и функции правительства   Правительство осуществляет исполнительную власть.  
Роль и функции парламента     Парламент формирует и контролирует правительство; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет (устанавливает финансовые рамки деятельности правительства).     Парламент может ограничивать действия президента с помощью издания законов и через утверждение бюджета. Не имеет права вотума недоверия правительству. В случае неконституционных действий президента парламент обладает правом импичмента. Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости.     Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему вотума недоверия. Парламент не обладает правом импичмента в отношении президента.  

Форма государственного устройства– способ организации территориально-административного и политического единства государства, определяющий особенности взаимосвязи между его региональными составными частями, а также каждой отдельной из них с центральной властью.

Основными формами государственного устройства являются:

1. Унитарное государство (от фр. unitare – единство). Эта форма государственного устройства характеризуется высокой степенью централизации политической власти. Для унитарного государства характерно:

- единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны;

- единая система высших органов государственной власти;

- единое гражданство;

- централизованная судебная и правовая система;

- территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и т.д.), которые не обладают политической самостоятельностью, их деятельность подчинена и контролируется центральной общенациональной властью.

2. Федерация (от лат. foederatio – союз, объединение). Федерация представляет собой союзное государство, состоящее из автономных государственных образований (субъектов федерации), обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.

3. Объединяющими началами федерации выступают:

- единое социально-экономическое пространство;

- единая валютно-денежная система;

- федеральное гражданство;

- федеральная конституция;

- федеральные органы власти и управления.

Специфические черты субъектов федерации:

- наряду с федеральным гражданством имеется гражданство отдельных субъектов (штатов, республик, земель);

- субъекты федерации могут иметь собственные конституции и нормативно-правовую систему, автономные законодательные и исполнительные органы власти;

- между федерацией и ее субъектами устанавливаются особые отношения, при которых действует принцип верховенства Конституции и законов федерации;

- субъекты федерации имеют прямое представительство в парламенте страны, обеспеченное существованием второй палаты (например, в России эту функцию выполняет Совет Федерации, в США - Сенат, в Германии – Бундесрат).

Конфедерация (от лат. confoederatio – союз). Эта форма государственного устройства представляет собой союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических, целей. Отсутствует единая налоговая и правовая системы.

Вопрос 17.С целью обеспечения эффективного функционирования в большинстве современных государств практикуется разделение системы высших органов государственной власти на три ветви:

- законодательную (парламент);

- исполнительную (глава государства, правительство);

- судебную.

Парламент (от фр. parler – говорить) – высший представительный и законодательный орган государственной власти.

По организационной структуре парламенты разделяют на однопалатные и двухпалатные.

  ОДНОПАЛАТНЫЙ ПАРЛАМЕНТ ДВУХПАЛАТНЫЙ ПАРЛАМЕНТ
Способ формирования Путём выборов Верхняя палата: - по принципу наследования (Великобритания); - по принципу назначения главой государства (Канада, Иордания и др.); - по принципу избрания (США, Италия, Индия, Франция). Нижняя палата: путём выборов;  
Сфера компетенции палат   ____ Верхняя палата –зачастую выступает своеобразным экспертом работы нижней палаты, рассматривая принятые законопроекты с точки зрения их соответствия конституции. Нижняя палата – как правило, ответственна за решение всех повседневных вопросов внутренней и внешней политики.  
Примеры государств Дания, Швеция, Финляндия и др. США, Канада, Германия, Великобритания, Франция, Россия, Беларусь и др.

Представляется важным, чтобы работа парламента была организована на профессиональной основе, т.е. на протяжении всего срока полномочий его члены не должны совмещать работу в законодательном органе с какой-либо другой деятельностью.

Для большей эффективности и упорядоченности законотворческой деятельности парламент структурирован:

- парламентские комиссии(комитеты), разрабатывающие и оценивающие основы законопроектов. Они бывают постоянными и временными и отвечают за определенное направление политики (например, комиссии по бюджету и ассигнованиям, по международным делам, по образованию, здравоохранению, экономическим вопросам и т.д.).

- значительную роль в работе парламента играют фракции –группы, объединяющие в своем составе депутатов, избранных от определенной партии. Фракция имеет право на представительство в руководящих и вспомогательных органах парламента, а также на участие ее членов в дебатах по определению повестки дня

председатель парламента(в англоязычных странах именуемому спикером). Обычно он избирается на весь срок полномочий палаты и, кроме функции председательствующего, представляет ее во взаимодействии с другими органами, следит за расходованием финансовых средств и работой административного аппарата пала

Основные функции парламента можно условно разделить на внутриполитические и внешнеполитические.

К внутриполитическим функциям парламента относятся:

- законотворческая (осуществление процедуры принятия закона), в которой выделяют следующие стадии: обсуждение, принятие поправок, согласование интересов различных групп и партийных фракций, подписание законопроекта главой исполнительной власти. Часто законопроект обсуждается в нескольких чтениях, в ходе которых вносятся поправки и дополнения;

- представительская заключается в представлении и защите избранными депутатами парламента интересов отдельных социальных групп и общества в целом;

- разработка и утверждение государственного бюджета;

- контроль над формированием и деятельностью органов исполнительной власти;

- функция обратной связи

Среди внешнеполитических функций парламента выделяют:

- утверждение военной доктрины и основных направлений внешнеполитической деятельности государства;

- ратификация и денонсация международных договоров;

- объявление войны, заключение мира и др.

Вопрос 18. Правительствопредставляет собой высший государственный коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий основные политические решения, принятые парламентом. В состав правительства, как правило, входят председатель, главы министерств и центральных ведомств.

Возглавляет правительство председатель (премьер-министр (Франция, Беларусь), канцлер (Германия, Австрия)).

Структура правительства строится по принципу иерархии:

ПРЕМЬЕР-МИНИСТР
МИНИСТРЫ    
НАЧАЛЬНИКИ (ПРЕДСЕДАТЕЛИ) департаментов, управлений, коми­тетов, отделов  

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
  Порядок формирования   Правительство формируется из представителей партии, победившей на президентских выборах, независимо от соотношения сил партий в палатах парламента.   Правительство формируется партией, располагающей большинством мест в нижней палате парламента. Главой правительства становится лидер партии, победившей на парламентских выборах. Если ни одна партия не имеет большинства в нижней палате парламента, то две или более партий формируют коалиционное правительство.  
Подотчётность   Правительство ответственно перед президентом. Глава государства пользуется правом назначения министров по своему усмотрению, в некоторых странах по согласованию с парламентом (США).     Правительство ответственно перед парламентом.
Республика Беларусь   Функции правительства выполняет Совет Министров, формируемый президентом и подотчётный ему. Должность премьер-министра также назначается президентом с согласия Палаты представителей.     ________    

К числу важнейших полномочий правительства можно отнести следующие:

· формирование государственного аппарата и руководство его деятельностью;

· общее управление всеми внутри- и внешнеполитическими делами страны;

· исполнение законов, регулирование законотворческой деятельности парламента, посредством права законодательной инициативы;

· принятие нормативных актов, конкретизирующих, а иногда и подменяющих законодательство;

· руководство отдельными отраслями хозяйства, духовной и социальной сферами;

· прогнозирование социально-экономического развития;

· ведение международных переговоров и заключение соглашений.

Исключительно важная роль в структуре исполнительной власти принадлежит органам охраны общественного порядка, налоговой инспекции, исполнения наказаний, государственной безопасности, а также вооружённым силам. Посредством этих институтов обеспечивается монопольное право государства на применение мер принуждения. Особую группу представляют контрольные органы государства – прокуратура, контрольная палата, комитет государственного контроля и.т.п.

Наши рекомендации