Типы легитимности власти (М.Вебер).

Политическая власть: сущность и особенности.

В своем общем значении понятие В означает право и возм-сть одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; спос-ть и возм-ть одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деят-сть, исп-ая при этом авторитет, право, насилие и др ср-ва.
ПВ имеет ряд особен-стей: 1. верховенство, обязательность ее решений для всего общ-ва, и всех других видов власти 2. всеобщность – означ, что ПВ действует на основе права от имени всего общества 3. легальность в исп-ии силы и других ср-ств властвования в пределах страны 4. моноцентричность – т.е сущ-ие общегос-ого центра принятия решений 5. широчайший спектр используемых ср-ств для завоевания, удержания и реализации власти.
Легитимность ПВ – это общественное признание, доверие и поддержка, * оказ ей общество, народ
Структура власти опред по 3-м критериям:
1. по масштабам: федеральная, региональная (гос-ые власти, имеют прав-во и закон-во), местная (статус самоуправления, осн объем упр – это исполнение законов федер и регион) 2. по основным ф-ям: макроуровень ПВ (принятие стратег решений, законов), средний уровень (исполнение законов и решений ПВ) 3. микроуровень (ввиде мотивации поведения общества. В РФ не развита икроструктура, необх усиление правового воспитания 3. по критерию субъект – объект. Субъект – властвующие, власть, избранная народом. Объект – подвластные, подчиненные (народ). Народ д контр-ть и направлять представительную власть двумя каналами: ч/з выборы; ч/з оценку ПВ народом и публичное выражение в соотв с этой оценкой (пикеты, митинги)
Функции. Осн ф-ия ПВ – управление, руководство обществом в целом и каждой его сферой, согласование интересов обществ групп и создание стабильности. 2. ф-ия оптимизации самой полит сис-мы, приспособление ее институтов к целям, задачам и самой сути тех сил, * пришли к власти 3. – обеспечение стабильности в стране 4. создание услов для всесторон гармоничного развития личности 5. поддержание правопорядка и защищ-сти от внешн агрессии и стихийных бедствий.

Легитимность власти.

Политическая легитимность – это признание обществом данной власти и ее права на управление. Власть легитимна, когда общество добровольно принимает конкретные формы правления того или иного класса. Таким образом, в основе легитимности той или иной власти лежит взаимное согласие управляющих и управляемых: первые знают, что осуществляют управление на законных основаниях, вторые признают их притязания. Легитимность власти может иметь закрепление в различных источниках :
– в древних традициях, обычаях (например, наследование власти в монархии);
– действующем законодательстве (конституция, нормативные правовые акты и т. д.);
– революционной харизме (греч. charisma – божественный дар) (власть как результат радикальных преобразований) и т. д.
Легитимность как показатель совместимости власти и граждан является величиной переменной, т. е. зависит от наличия или отсутствия у данной власти реального авторитета и доверия народа. Изменение авторитета ведет к уменьшению или увеличению легитимности.
Легитимность является понятием относительным, так как имеет свои степени, границы и не выражает единодушия граждан в одобрении той или иной власти. В любой стране мира всегда есть политическая оппозиция, протестующие против режима субкультуры, аполитичные слои и граждане, убежденные в легитимности власти.
Выделяют три уровня легитимности власти :
– легитимность народная – признание обществом права власти правящих кругов;
– легитимность внешняя – признание власти со стороны других государств, международных организаций и влиятельных кругов, формирующих общественное мнение;
– легитимность индивидуальная – представления правящих кругов о своих властных полномочиях и действия по их удержанию.
Делегитимность – утрата доверия к власти, лишение ее поддержки общества. Возможна в результате ее неэффективности, коррумпированности, неспособности оградить от криминальных проявлений, бюрократизации и т. д.

Типы легитимности власти (М.Вебер).

Типы легитимности власти. Макс Вебер различал три главных типа легитимности власти как ее “внутренних оправданий”:
1. Традиционная легитимность. Она покоится на авторитете нравов и обычаев, привычки ориентироваться на их соблюдение. Обычаи и традиции выполняют не только регулирующую роль в обществе, они обеспечивают преемственность поколений, непрерывность исторического процесса. Иногда думают, что монархия — это власть, которая сыграла свою роль, и сейчас ее можно отправить в музей древностей. Это не совсем так. Например, в современной Испании монархия обеспечила относительно плавный переход от диктаторского режима генерала Франко к демократии. Эсбер вообще считал, что для стабильности демократии полезно сохранение наследственного монарха.
2. Харизматическая легитимность. Харизма (от греч. charisma — милость, благодать, божий дар) — особая, исключительная одаренность, наделенность государственного деятеля, политического лидера такими качествами (мудрость, непогрешимость, пророчество, святость, а также бесстрашие, мужество и др.), которые резко выделяют его не только из общей массы людей, но и из состава политических “верхов”. Харизматическая власть — это власть, основанная на слепой преданности лидеру, которому приписывают некие высшие качества и почти мистические свойства. Если традиционная легитимность и соответствующая ей власть отличаются большой прочностью, то харизматическая власть живет, как правило, столько, сколько живет носитель харизмы.
3. Рационально-правовая легитимность, согласно Веберу, характерна для власти демократической. Ее отличает понимание обязательности выполнения своих обязанностей всеми “государственными служащими” — от рядовых до носителей власти. Граждане доверяют не отдельной личности или группе лиц, находящихся у власти, а устройству государства, законам, согласно которым функционирует власть.

Наши рекомендации