Особенности политического режима в Украине

История показывает, что украинский народ больше жил в условиях диктатуры, чем демократии; не имел собственной государственности. 24 августа 1991 г. Верховный Совет Украины принял исторический документ - Акт провозглашения независимости Украины. Украина провозглашена независимым демократическим государством. Начался новый этап ее исторического развития, стратегической целью которого является построение демократического общества. Появление новых институтов власти: президента, парламента, избиравшихся на альтернативной основе, принятие в 1996 году Конституции Украины, провозгласившей приоритет прав и свобод человека над правами государства и другие демократические акты, свидетельствовали о том, что механизм власти в суверенной Украине приобретает новые черты.

Однако говорить об установлении демократического режима в нашей стране явно преждевременно. Политический режим современной Украины можно охарактеризовать как "смешанный", то есть такой, который интегрирует признаки всех основных политических режимов: демократического, авторитарного, тоталитарного.

К признакам демократического режима, свойственных Украине следует отнести: выборность важнейших органов политической власти (как государственных, так и общественных), разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, политический плюрализм, юридическое равенство граждан, гарантии прав меньшинства и предотвращение своеволия большинства.

В то же время для значительной части населения много декларированных прав и свобод не подкреплены экономически и организационно. Некоторые из демократических прав и свобод грубо нарушаются существующими подзаконными актами и бюрократическими процедурами. Коррупция и безответственность сводят на нет наилучшие пожелания законодателей и политиков. Возникла уникальная ситуация, когда одновременно обкрадываются и народ, и государство, а за их счет богатеют отдельные граждане и их криминальные группировки.

Ограничение демократических принципов свидетельствуют о наличии в современной Украине определенных элементов авторитарного режима: широкие законодательные полномочия исполнительных органов государства (президента и правительства); ограничение круга личностей, которые осуществляют реальную политическую власть; сужение принципа гласности в деятельности органов политической власти и реальной ответственности ее исполнителей и руководителей за содержания и последствия своей работы.

К числу остатков тоталитаризма следует отнести уверенность в собственной непогрешимости, нетерпимость к политическому инакомыслию, примитивизм политической культуры значительной части административных кадров. К сожалению, после "оранжевой революции" эти явления не были преодолены, а, наоборот, усугубились.

Переход к демократическому режиму существенно облегчается в случаях, когда экономика находится в хорошем состоянии, и усложняется в условиях ее кризиса, что мы и наблюдаем перманентно в Украине.

Макиавеллистская школа

Исторически первой группой теорий, не утративших современной значимости, являются уже вкратце рассмотренные концепции макиавеллистской школы (Моска, Парето, Михельс и др.). Их объединяют следующие идеи:

1. Особые качества элиты, связанные с природными дарованиями и воспитанием и проявляющиеся в ее способности к управлению или хотя бы к борьбе за власть.

2. Групповая сплоченность элиты. Это сплоченность группы, объединяемой не только общностью профессионального статуса, социального положения и интересов, но и элитарным самосознанием, восприятием себя особым слоем, призванным руководить обществом.

3. Признание элитарности любого общества, его неизбежного разделения на привилегированное властвующее творческое меньшинство и пассивное, нетворческое большинство. Такое разделение закономерно вытекает из естественной природы человека и общества. Хотя персональный состав элиты изменяется, ее господствующие отношения к массам в своей основе неизменны. Так, например, в ходе истории сменялись вожди племен, монархи, бояре и дворяне, народные комиссары и партийные секретари, министры и президенты, но отношения господства и подчинения между ними и простым людом сохранялись всегда.

4. Формирование и смена элит в ходе борьбы за власть. Господствующее привилегированное положение стремятся занять многие люди, обладающие высокими психологическими и социальными качествами. Однако никто не хочет добровольно уступать им свои посты и положение. Поэтому скрытая или явная борьба за место под солнцем неизбежна.

5. В общем конструктивная, руководящая и господствующая роль элиты в обществе. Она выполняет необходимую для социальной системы функцию управления, хотя и не всегда эффективно. Стремясь сохранить и передать по наследству свое привилегированное положение, элита имеет тенденцию к вырождению, Утрате своих выдающихся качеств.

Макиавеллистские теории элит подвергаются критике за преувеличение значения психологических факторов, антидемократизм и недооценку способностей и активности масс, недостаточный учет эволюции общества и современных реальностей государств «всеобщего благоденствия», циничное отношение к борьбе за власть.

Ценностные теории

Преодолеть слабости макиавеллистов пытаются ценностные теории элиты Они, как и макиавеллистские концепции, считают элиту главной конструктивной силой общества, однако смягчают свою позицию по отношению к демократии, стремятся приспособить элитарную теорию к реальной жизни современных государств. Многообразные ценностные концепции элит существенно различаются по степени защиты аристократизма, отношению к массам, демократии и т.д. Однако они имеют и ряд следующих общих установок:

1. Принадлежность к элите определяется обладанием высокими способностями и показателями в наиболее важных для всего общества сферах деятельности.В ходе развития у общества отмирают многие старые и возникают новые потребности, функции и ценностные ориентации. Это приводит к постепенному вытеснению носителей наиболее важных для своего времени качеств новыми людьми, отвечающими современным требованиям. Так в ходе истории произошла смена аристократии, воплощающей нравственные качества и прежде всего честь, образованность и культуру, предпринимателями, в хозяйственной инициативе которых нуждалось общество.

2. Взаимоотношения между элитой и массой имеют не столько характер политического или социального господства, сколько руководства, предполагающего управленческое воздействие, основанное на согласии и добровольном послушании управляемых и авторитете власть имущих. Ведущая роль элиты уподобляется руководству старших, более знающих и компетентных по отношению к младшим, менее осведомленным и опытным. Она отвечает интересам всех граждан.

3. Формирование элиты — не столько результат ожесточенной борьбы за власть, сколько следствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей. Поэтому общество должно стремиться совершенствовать механизмы такой селекции, вести поиск рациональной, наиболее результативной элиты во всех социальных слоях.

4. Элитарность — условие эффективного функционирования любого общества. Она основана на естественном разделении управленческого и исполнительского труда, закономерно вытекает из равенства возможностей и не противоречит демократии. Социальное равенство должно пониматься как равенство жизненных шансов, а не равенство результатов, социального статуса. Поскольку люди не равны физически, интеллектуально, по своей жизненной энергии и активности, то для демократического государства важно обеспечить им примерно одинаковые стартовые условия. На финиш же они придут в разное время и с разными. .результатами. Неизбежно появятся социальные «чемпионы» и аутсайдеры.

Ценностные представления о роли элиты в обществе преобладают у современных неоконсерваторов, утверждающих, что элитарность необходима для демократии. Но сама элита должна служить нравственным примером для других граждан и внушать к себе уважение, подтверждаемое на свободных выборах.

2.3. Теории демократического элитизма.

Сторонники демократического элитизма утверждают что реальная демократия нуждается как в элитах, так и в массовой политической апатии, поскольку слишком высокая политическая партиципация угрожает стабильности демократии. Элиты необходимы, прежде всего, как гарант высокого качественного состава руководителей, избранных населением. Сама социальная ценность демократии решающим образом зависит от качества элиты. Руководящий слой не только обладает необходимыми для управления свойствами, но служит защитником демократических ценностей. В 60-70-е гг. утверждения о сравнительном демократизме элиты и авторитаризме масс были в значительной мере опровергнуты конкретными исследованиями. Оказалось, что хотя представители элит обычно превосходят низшие слои общества в принятии либерально-демократических ценностей (свободы личности, слова, конкуренции и т.д.), в политической толерантности, терпимости к чужому мнению, в осуждении диктатуры и т.п., но они более консервативны в признании социально-экономических прав граждан: на труд, забастовку, организацию в профсоюз, социальное обеспечение и т.п. Кроме того, некоторые ученые (П. Бахрах, Ф. Нашольд) показали возможность повышать стабильность и эффективность политической системы с помощью расширения массового политического участия.

Концепции плюрализма элит

В основе плюралистической концепции элиты лежат следующие постулаты:

1. Трактовка политических элит как элит функциональных. Квалификационная подготовленность к выполнению функций управления конкретными общественными процессами — важнейшее качество, определяющее принадлежность к элите. «Функциональные элиты, — пишет Э. Гольтманн, — это лица или группы, обладающие особой квалификацией, необходимой для занятия определенных руководящих позиций в обществе. Их превосходство по отношению к другим членам общества проявляется в управлении важными политическими и социальными процессами или во влиянии на них».

2. Отрицание элиты как единой привилегированной относительно сплоченной группы. В современном демократическом обществе власть распылена между разнообразными группами и институтами, которые с помощью прямого участия, давления, использования блоков и союзов могут налагать вето на неугодные решения, отстаивать свои интересы, находить компромиссы.

3. Деление общества на элиту и массу относительно, условно и часто размыто. Между ними существуют скорее отношения представительства, чем господства или постоянного руководства.

4. В современных демократиях элиты формируются из наиболее компетентных и заинтересованных граждан, которые весьма свободно могут входить в состав элиты, участвовать в принятии решений. Главный субъект политической жизни — не элиты а группы интересов. Различия между элитой и массой основаны главным образом на неодинаковой заинтересованности в принятии решений. Доступ в руководящий слой открывают не только богатство и высокий социальный статус, но прежде всего личные способности, знания, активность и т.п.

5. В демократических государствах элиты выполняют важные общественные функции, связанные с управлением

Леволиберальные концепции

Своего рода идейными антиподом плюралистического элитизма выступают леволиберальные теории элиты:

1. Главный элитообразующий признак — не выдающиеся индивидуальные качества, а обладание командными позициями, руководящими должностями. Властвующая элита, пишет Миллс, «состоит из людей, занимающих такие позиции, которые дают им возможности возвыситься над средой обыкновенных людей и принимать решения, имеющие крупные последствия <...> Это обусловлено тем, что они командуют важнейшими иерархическими институтами и организациями современного общества <...> Они занимают в социальной системе стратегические командные пункты, в которых сосредоточены действенные средства, обеспечивающие власть, богатство и известность, которыми они пользуются». Именно занятие ключевых позиций в экономике, политике, военных и других институтах обеспечивает власть и тем самым конституирует элиту.

2. Групповая сплоченность и разнообразие состава властвующей элиты, которая не ограничивается элитой политической, непосредственно принимающей государственные решения, а включает и руководителей корпораций, политиков, высших государственных служащих и высших офицеров. Их поддерживают интеллектуалы, хорошо устроившиеся в рамках существующей системы.

3. Глубокое различие между элитой и массой. Выходцы из народа могут войти в элиту, лишь заняв высокие посты в общественной иерархии. Однако реальных шансов на это у них немного С помощью денег, знаний, отработанного механизма манипулирования сознанием властвующая элита управляет массами фактически бесконтрольно.

4. Рекрутирование элиты осуществляется преимущественно из своей собственной среды на основе принятия ее социально-политических ценностей. Важнейшими критериями отбора являются обладание ресурсами влияния, а также деловые качества и конформистская социальная позиция.

5. Первейшая функция властвующей элиты в обществе — обеспечение своего собственного господства. Именно этой функции подчинено решение управленческих задач.

В западной политологии основные положения леволиберальной концепции элиты подвергаются острой критике, особенно утверждения о закрытости властвующей элиты, непосредственном вхождении в нее крупного бизнеса и др. В марксистской же литературе, напротив, это направление из-за его критической направленности оценивалось весьма положительно.

17. Большое влияние на качество выполнения политической элитой функций, на ее результативность оказывает система ее рекрутирования (отбора). Принято выделять две основные системы рекрутирования политических элит: 1) закрытую – «систему гильдий», где претенденты отбираются из различных слоев самой элиты, и 2) открытую – «антрепренерскую», где претенденты отбираются по личностным качествам из различных социальных групп.
Антрепренерская система характерна для демократических государств, система гильдий – для авторитарных и тоталитарных. Но в чистом виде эти системы встречаются довольно редко. Элементы системы гильдий, например, нередко используются и в демократических государствах, в частности, в экономике и государственно-административной сфере.

Для системы гильдий характерно: большое количество формальных требований к претендентам на вхождение в состав элиты (партийность, прежняя должность, стаж рабо-
ты, образование и т.д.); отсутствие открытой конкуренции, т.к. на одно место претендует один заранее отобранный властями кандидат; узкий круг лиц, осуществляющий отбор претендентов; отсутствие у населения возможности влиять на персональный состав элиты.

Для антрепренерской системы характерны противоположные черты: небольшое число формальных требований (например, для выдвижения на пост президента США достаточно, чтобы кандидат был уроженцем США, не моложе 35 лет, проживал в стране не менее 14 лет); высокая конкурентность отбора; первостепенная значимость личностных качеств претендента; широкий круг селектората, в состав которого могут входить все избиратели страны.

18. Значительное распространение на постсоветском пространстве получил подход, трактующий лидерство как особого рода влияние. Этот подход позволяет охватить не только
властное воздействие личности на последователей, но и такие виды руководящего влияния, как убеждение и авторитет. Итак, политическое лидерство – это постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на всю группу, организацию, общество в целом.

Одну из первых аргументированных попыток классификации лидерства предпринял М.Вебер. Классификационной основой послужило учение М.Вебера о способах легитимации власти. В соответствии с этими способами ученый выделил три типа лидерства: традиционное, рациональнолегальное и харизматическое. Традиционное лидерство основано на вере в святость традиций. Власть в данном случае, а вместе с ней и «право на лидерство», как правило, передаются по наследству. Это власть старейшин, вождей, монархов. Данный тип политического лидерства был наиболее распространен до ХХ века. Рационально-легальное
лидерство опирается на общепризнанный правовой порядок. Этот тип лидерства устанавливается через свободные всеобщие выборы, где строго должны соблюдаться законные формальные правила избрания лидера и передачи ему управленческих функций. В настоящее время это наиболее распространенный способ прихода лидеров к власти. Хариз-
матическое лидерство основано на вере в исключительные способности лидера, который обладает харизмой, дарованной ему Богом. Наиболее интересным Вебер считал феномен харизмы. Понятие «харизма» заимствовано из раннехристианских источников и означает «качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям.

американский политолог Р.Такер выделяет три типа политических лидеров: революционеры, реформаторы, консерваторы. Лидер-революционер принципиально отвергает существующую модель общественных отношений, выступает за кардинальное изменение существующей общественной системы с помощью радикальных мер. Типичным революционным политическим лидером Такер называет К.Маркса. Лидер-реформатор согласен с основополагающими принципами организации общественной жизни. Он выступает за постепенное совершенствование существующей системы. К этому типу лидера
можно отнести инициатора китайских реформ Дэн Сяопина. Лидер-консерватор сориентирован на сохранение существующих форм общественной жизни. Его программа и
действия направлены на поддержание и закрепление сложившихся общественных отношений. В качестве примера можно привести Л.И.Брежнева, которого вполне устраивала существовавшая система командно-административного социализма.

В лидерстве принято выделять два аспекта: формальное и неформальное лидерство. Формальное лидерство – это приоритетное влияние лидера на группу в силу занимаемого им руководящего поста. Официальная должность предоставляет ее владельцу ряд административных прав, с помощью которых он может активно воздействовать на поведение
своих подчиненных. Неформальное (реальное) лидерство основывается на заслуженном авторитете лидера, на его действительном умении выполнять роль лидера, на добровольном признании за ним права на руководство со стороны членов группы (общества).

19. Политическими институтами называют устойчивые исторически сложившиеся формы политической деятельности людей. К ним обычно относят государство, партии, общественные организации, общественно-политические движения, церковь.
Институт политический(от лат.institutum - установление) - устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные области политической деятельности и организующих политическую систему. Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:
организационный (институциональный) компонент — политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.
культурный компонент — политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).
нормативный компонент — социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.
коммуникативный компонент — информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.
функциональный компонент — политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.

20. В современных условиях политические партии являются важным элементом политической жизни общества и его структуры. От политических партий в значительной степени зависит нормальное функционирование государства и развитие многообразных общественных процессов. Понятие «партия» происходит от латинского pars – часть. Уже этимологическое значение указывает на то, что партия не является организацией всего общества, а выступает как добровольная группа граждан, составляющих часть общества, но отличающихся от других вовлеченностью в политику.

К совокупности партий, функционирующих в обществе, применимо понятие «система».Партийная система – это определенной конфигурации совокупность партий и их взаимосвязей в процессе конкуренции (борьбы) за власть и ее осуществление.

Проблему классификации партийных систем исследовали многие ученые, в их числе М.Дюверже (Франция), Е.Вятр (Польша), Дж.Сартори (Италия) и другие. Некоторые из
них традиционную типологию (однопартийная, двухпартийная, многопартийная) стремились дополнить другими типами (системами с партией-гегемоном, доминирующей партией) или вовсе отойти от нее, предлагая выделять только два типа:
1) конкурентная,
2) монополистическая.

Общепринятая и традиционно применяемая типология партийных систем основана на количественном критерии, а именно, на числе партий, участвующих в борьбе за власть.
Она включает три основных типа: однопартийная, двухпартийная и многопартийная системы. Каждый из типов может иметь определенные подтипы. Однопартийная (монопартийная) система характеризуется функционированием одной партии и ее безусловной монополией на власть. Двухпартийная система, имеющая также название «бипартизм», отличается существованием двух сильных партий, способных стать у власти и самостоятельно ее осуществлять. Многопартийная система означает наличие в стране нескольких политических партий, конкурирующих между собой в борьбе за власть

Классификация партий

1. Социально-классовый критерий:
буржуазные
трудящиеся

2. По организации (критерии Дюверже):
массовые
кадровые

3. По степени участия во власти:
правящие
оппозиционные

4. По характеру целей и задач:
консервативные
реакционные
радикальные

5. По идеологии:
консервативные
либеральные
социалистические
коммунистические
националистические
фашистские
зеленые
клерикальные

6. По месту в партийном спектре:
правые
центристы
левые

7. По организационной структуре:
классического типа
движенческого типа
политический клуб

21.Политическая партия — это организация, объединяющая индивидов на основе общности политических взглядов, признания определенной системы ценностей, находящих свое воплощение в программе, которая намечает основные направления политики государства.
Политическая партия — это объединение, действующее на постоянной основе, имеющее формализованную организационную структуру.

! На 28 марта 2012 года в Украине зарегистрировано 199 политических партий

Партия Регионов,

Украинская партия «Братство»,Народный Рух Украины, Социалистическая партия Украины, Конгресс украинских националистов……

Общественно-политические движения отличаются от партий тем, что они создаются для сравнительно узких, «адресных» целей: борьба за мир, защита окружающей среды (движение «зеленых») и т. п. Они не ставят перед собой задачу борьбы за власть, а лишь выдвигают перед властями определенные требования.
В демократических государствах запрещаются партии, которые используют подрывные, насильственные методы борьбы за власть, партии фашистского, милитаристского, тоталитарного типа с программой, направленной на свержение власти, упразднение конституции, и с дисциплиной военного и полувоенного типа.
Ко всем партиям предъявляется требование строго соблюдать конституцию и демократический режим внутрипартийной жизни. Партии являются организациями гражданского общества и не могут присваивать себе функции государственной власти.

Украинская партия – это жестко разделенное на "касты" образование. Существуют "касты" представителей элиты и "обычного народа", переход между которыми, конечно, не исключен полностью, но сведен к минимуму. Бесспорно, что при определенных условиях ловкий "холоп" может стать "господином", но это очень редкое исключение. Большей же частью партийная элита – это закрытая система. Причем, намного более распространенным есть переход из состава одной партийной элиты в другую, чем карьерный рост в рамках одной партии.

Осуществление же внешних основополагающих задач предполагает:

- борьбу за завоевание и использование политической власти в интересах той или иной группы населения, основываясь на своих программах по решению, как внутренних, так и международных проблем.

- обеспечение связи масс с государственными структурами и осуществления политического граждан на органы государственной власти,

- отбор и рекрутирование политических лидеров и элит на всех этапах политической системы, участие с их помощью управлением делами общества.

- согласование собственных интересов целей, программ с другими участниками политического процесса.

- осуществление политической социализации граждан. Основным способом осуществления этих функций является выдвижение партией своих кандидатов на выборах в законодательные органы государства и борьба за их избрание. Партии выдвигают своих лидеров и пытаются склонить к поддержке своего кандидата, как можно большее число населения.

Функции партий в обществе

Политические партии вынуждены решать в своей деятельности очень разнообразные задачи, поэтому и количество приписываемых им некоторыми политологами функций перевалило за десяток.

Во-первых это функции звена между правящими и управляемыми. Партия всегда выступает как канал передачи информации, циркулирующей “сверху вниз” и “снизу вверх”. Интенсивность этих двух информационных потоках может не совпадать. Скажем, в СССР при Сталине первый был исключительно мощным, второй почти иссяк. Но в условиях либеральной демократии не следует недооценивать значение партии в формировании общественного мнения. Другое дело, что здесь партия просто не может отвлечься от настроения рядовых членов и избирателей. Это позволяет партиям выражать социальные интересы.

Во-вторых партии выполняют функции аккумуляции социальных интересов. В обществе всегда существуют разнообразные и разнородные интересы, предпочтения, требования. Понятно, что трансформировать каждое из них в политическое решение невозможно, да и не нужно: это бы сделало политическую жизнь хаотической и непредсказуемой. Прежде всего, из совокупности интересов необходимо выделить наиболее социально значимые. Далее и эти “отборные” интересы необходимо увязать между собой, чтобы уже в виде последовательной программы поставить на политическую повестку дня. Этим и занимаются партии.

В-третьих важной функцией партий является постановка коллективных целей для всего общества. Было бы большим искажением истины считать, что партия способна преследовать лишь те цели, которые “носятся воздухе” и вытекают из обстоятельств повседневной жизни ее членов и сторонников. Ни в Китае, ни в России необходимость построения коммунизма не следовала из текущих интересов населения. Но, будучи сформулирована партией, эта цель воодушевила миллионы людей на реализацию программы радикального преобразования общества.

В-четвертых, партии занимаются рекрутированием властной элиты. Под рекрутированием следует понимать подбор кадров как для самой партии, так и других организаций, входящих в политическую систему, в том числе и выдвижение кандидатов в представительные органы власти, исполнительный аппарат и бюрократию.

Наконец, партии имеют большое значение, выступая в качестве референтных групп – групп, на которые индивид ориентирует поведение – своих сторонников. Во многих странах люди, повинуясь семейным традициям и воспитанию, испытывают сильную эмоциональную приверженность той или иной партии.

22.

Понятие избирательного права. В конституционном праве термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования правомочных лиц при условии, что на каждый предоставляемый таким образом мандат могут претендовать в установленном порядке два или более кандидата. Термин «.избирательное право» имеет два значения:

- в объективном смысле - это система конституционно-правовых норм. регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Объективное избирательное право регулирует избирательную систему в широком смысле. Обычно предметом избирательного права считаются связанные с выборами общественные отношения, в которых прямо или косвенно участвуют граждане;

- в субъективном смысле - это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления. Оно представляет собой комплекс конкретных прав лица, среди которых особо следует выделить активное и пассивное избирательное право в связи с политическими правами человека и гражданина.

Основные принципы избирательного права. Принципы избирательного права - это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительно народным волеизъявлением. Выделим основные принципы.

Всеобщее избирательное право. Принцип всеобщего избирательного права означает, что избирательные права (или хотя бы активное избирательное право) признается за всеми взрослыми и психически здоровыми людьми. Это максимум возможного и разумного, который практически нигде не достигается. Всеобщность означает отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям (пола, национальности и др.), то есть невозможность отстранения от выборов каких-либо граждан или групп населения.

Прямое и косвенное избирательное право. Применение принципов прямого или косвенного избирательного права или их определенное сочетание зависят от порядка формирования выборного органа.

Прямое (непосредственное) избирательное право означает право избирателя избирать и быть избранным непосредственно в выборный орган или на выборную должность. Этот принцип действует в подавляющем большинстве случаев на выборах нижних палат парламентов, иногда верхних палат - в США, Италии, Польше, президентов - в Мексике, Австрии, Болгарии, практически повсеместно при выборах органов местного самоуправления.

Косвенное (многоступенчатое) избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган. Такой коллегией может быть государственный или самоуправленческий орган, нижестоящий, по отношению к выбираемому. Косвенные выборы могут иметь две ступени и более. Двухступенчатыми выборами избираются, например, президент США, Совет штатов Индии, трехступенчатыми - подавляющая часть Всекитайского собрания народных представителей.

Равное избирательное право. Принцип равного избирательного права предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов. Он представляет собой следствие и одно из важнейших проявлений конституционно гарантируемого равноправия граждан. Равенство избирательного права обеспечивается прежде всего наличием у каждого избирателя одинакового числа голосов. В зависимости от избирательной системы' у каждого избирателя число голосов может быть больше, чем один. Поэтому важно, чтобы у всех избирателей их было поровну. Например, на парламентских выборах в Германии каждый избиратель имеет по два голоса, а на выборах представительных органов местного самоуправления в Баварии - по три. Кроме того, необходимо, чтобы все голоса имели равный вес, т. е. равное влияние на результат выборов. Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно приходиться одинаковое число жителей (иногда избирателей).

Принцип тайного голосования состоит в исключении внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. Смысл его в гарантии полной свободы этого волеизъявления.

Свободное участие в выборах и обязательный вотум. Принципы свободного участия в выборах и обязательный вотум связаны с активным избирательным правом.

Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе, а если участвовать, то в какой мере. Отсюда вытекает, что при определении результатов выборов не следует принимать во внимание, какой процент избирателей проголосовал: если хотя бы один проголосовал, то выборы состоялись. Этот принцип характерен для многих стран с англоязычной правовой системой. Он обычно сочетается с добровольной регистрацией избирателей. Неучастие избирателей в выборах называют абсентеизмом. На его уровень влияют чаще всего политические и экономические обстоятельства. Высокий уровень абсентеизма приводит либо к избранию органа власти или самоуправления небольшой частью избирательного корпуса, что дает основание сомневаться в легитимности органа, либо может вести к безрезультатности избирательного процесса, если закон устанавливает обязательный минимум участия в выборах.

В ряде стран предусмотрен обязательный вотум, т. е. юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании.

Цензы избирательного права и ограничения избирательного права. Круг лиц, за которыми конституция и избирательные законы признают избирательные права, ограничивается так называемыми цензами, т. е. специальными условиями допущения гражданина к осуществлению тех или иных политических прав.

Понятие избирательной системы. Термин «избирательная система» используется в широком и узком смысле.

В широком смысле избирательная система - это упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами органов публичной власти, составляющие порядок выборов. В своей основе эта система регулируется как конституционным правом, так и неправовыми нормами - корпоративными нормами общественных объединений, участвующих в выборах (уставы и другие документы политических партий), обычаями и традициями, нормами политической морали, этики и т. д.

В узком смысле избирательная система - это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченных лиц.

Виды избирательной системы. Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, где избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того. какое это большинство - относительное, абсолютное или квалифицированное, мажоритарная система имеет разновидности. Эта система может применяться как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах.

В 40-е гг. XIX в. проекты пропорциональных избирательных систем предложили американец Томас Джильпин и швейцарец Виктор Консидеран. Смысл данного вида избирательной системы заключается в том, что число мандатов, получаемых политическим

Наши рекомендации