Некоторые свойства либерализма.
В основе либеральных концепций свободы лежит философия утилитаризма Бентама — английского правоведа моралиста и экономиста 18 век. Бентамовская утилитарная формула: «то, что доставляет мне удовольствие — хорошо, то, что усиливает мою боль — плохо», легла в основу философии индивидуализма, которую использовали в своих теориях многие поколения идеологов либерализма, в том числе и при определении понятия свободы.
Абстрактность либеральных принципов закономерно вела к отрицанию конкретного человека с его конкретными, человеческими потребностями и интересами. Абстрактность эта, впрочем, была лишь внешней. Человек, поставленный в центр либеральных теорий, - это не человек вообще, а вполне определенный социальный тип, взятый за точку отсчета всего человечества.
Стремление к тотальной свободе «либерального меньшинства» порождало дегуманизацию населения. Поэтому неотъемлемой частью политического лексикона либерализма стали такие определения народа, как «консервативная масса», «агрессивное большинство» и т.д. Эта элитарно-снобистская установка либерализма сегодня вышла на глобальный уровень и распространяется на целые страны и народы. Те из них, где нет многопартийности, парламентской формы правления, разделения властей, «правового государства» и прочих обязательных атрибутов либерального политического устройства, объявляются «отсталыми», «неразвитыми» и «примитивными».
Другими словами, либерализм, провозгласивший лозунги свободы, демократии и идеологической терпимости, проявил себя как течение весьма недемократичное и нетерпимое: через всю его историю проходит четкое разделение обществ (а сегодня и всего человечества) на «избранных» (самих либералов) и «всех остальных», где бы они ни находились.
Разновидности либерализма.
Существуют по крайней мере две разновидности либерализма: классический либерализм и «новый» или «позитивный» либерализм.
Понятие классического либерализма обычно связывается с «негативным» пониманием свободы как «свободы от» — свободы индивида от сяких ограничений со стороны государства. Оборотной стороной этого подхода является экономическая концепция laissez-faire (принцип невмешательства государства с сферу частного бизнеса), настаивающая на полной свободе частной предпринимательской деятельности при полном невмешательстве в нее государственной власти. Этот вид либерализма иногда также называют либерализмом Дж. Локка.
Параллельно с ним постепенно набирала силу и другая разновидность либеральной традиции — внешне демократизированный либерализм, восходящий к идеям Ж.Ж. Руссо. Эта традиция впоследствии получила название «нового» или «позитивного» либерализма.
Возникновение «нового» либерализма явилось, прежде всего, реакцией на изменившуюся социально-экономическую обстановку. Во второй половине 19-го века капиталистический способ производства успел обнаружить все «теневые стороны» своего функционирования: массовую безработицу, нищету, неграмотность, социальное отчуждение, а рабочий класс стал представлять серьезную угрозу социальному благополучию. В основе отступления от принципа laissez-faire лежало слишком очевидное несоответствие условий жизни большинства населения «стран победившего либерализма» с идеалами свободы равенства и «прав человека». В связи с острыми нарастающими социальными проблемами, идеологи либерализма были вынуждены по-новому взглянуть на столь долго третировавшиеся государство, признав за ним роль главного социального стабилизатора.
Новые идеи «нового» либерализма»:
«Негативное» понимание свободы сменилось на «позитивное». Свобода отныне не означала лишь возможности делать то, что хочется. Она связывалась с разумным ограничением индивидуальной деятельности в интересах общества.
Либерализм перешел к концепции «социального государства» - государства - помошника в реализации индивидуальных прав и свобод, «государства всеобщего благосостояния». Речь идет об активной социальной политике — политике социального реформирования.
Этот резкий разворот «социального либерализма» сторону государственной власти считают наиболее существенным его отличием от либерализма традиционного.
«Новый либерализм» повернулся лицом к идеям демократии и равенства, презиравшимися его предшественниками, это нашло отражение прежде всего в популярной концепции «равных возможностей».
«Новые либералы»выступили с идеей ограничения национально-государственного суверенитета ради усмления международных политических организаций типа ООн и расширения сферы их влияния.
На первый взгляд, 2»социальный» либерализм очень существенно отличается от либерализма 19-го века. Изменилась форма существования либеральной идеи: она стала более гибкой, «мягкой», демократичной. Но идея сохранила свое первоначальное социально-философкое содержание, она не отказалась не от рационализма, ни от производственно-потребительской ориентации, ни от установки на социальное проектирование.
Правый и левый либерализм.
Разделение людей приверженных либерализму на правых и левых произошло на почве идеологии «социальной реформы». «Правые» - консервативное крыло «либералов — классиков» и «левые» - либералы-реформаторы, сближающиеся по ряду вопросов с социал-реформизмом.
Правые и левые либералы не дискутируют о правомерности вмешательства государства в жизнь общества, ограничения личной свободы и стремлении народа к экономическому и социальному равенству. Наиболее важным представляется проблема разграничения «обязательной» и «необязательной» государственной деятельности и того, до каких пределов вмешательство государства является объективной необходимостью.
Особый интерес «левый» либерализм проявлял к проблемам производственной демократии — положению работающих по найму и законодательству, предоставляющему им право участия в управлении производственным процессом. Левые выступали против право наследования, при котором контроль над предприятиями сохранялся в руках одних и тех же семей на протяжении столетий. Они требовали принятия специального закона, дающего возможность рабочим «осуществлять прямое влияние на выбор руководящих лиц» через коллегию выборщиков, где были бы представлены и рабочие.
Правые либералы заявили об иллюзорности лозунгов социальной справедливости и равенства как принципиально несовместимых с идеей свободы, об опасности расширения сферы государственной деятельности, таящего в себе угрозу «нового тоталитаризма». Другими словами, «праволиберальная волна» вылилась в попытки реставрации классических либеральных постулатов. Идеологии «правого» либерализма поставили знак равенства между либеральной доктриной и капитализмом свободной конкуренции, заявив, что «свободный рынок есть экономический эквивалент демократии». Правые либералы выступили как против «бюрократической регламентации всех сфер жизнедеятельности индивида» со стороны государства, так и против идеи демократии. Правые либералы не отвергают государственное вмешательство.