Политич. кризис: предпосылки, проявления, этапы, виды, пути выхода
Роль конфликта двойственна. Конфликты могут служить началом нового этапа развития. Конфликт может привести к кризису.
Полит.кризис – состояние пол. сист. общества, кот проявляется в углублении и обострении всех конфликтов, в резком усилении пол напряжения. Пол кризис проявляется в падении авторитета правящих кругов, неспособность государства и его органов выполнять необходимые функции, оппозиц. деятельность направлена на ликвидацию данной политической системы. Во всех случаях пол кризис можно рассматривать как переходную систему в новое качество, т.е. как момент развития.
Кризисы пол сист могут протекать в 2-х измерениях:
- затрагивать теорет и конст процедуры и органы
- затрагивать соц-экон отношения, отношения собственности
Правительственный кризис выражается в невозможности правительства решить задачи, которые стоят перед ним
Парламентский кризис – измен соотноше сил в органах законод. власти, когда решение парламента расходится с волей большинства граждан.
Кризис правящей партии - в ее идеал.иорганизац распаде, утрате авторитета.
Пути разрешения политических кризисов:Политические кризисы проходят, как правило, три стадии: 1) скрытую стадию накопления противоречий (здесь идет объединение новых сил в борьбе со старыми порядками; сторонники старой власти деморализуются; силы прогресса сами не понимают, как далеко зайдет дело), 2) стадию эскалации (нарастания) кризиса (поляризация сил в соответствии с их программами; обострение противоречий между противниками старых порядков; защитники старых порядков собираются с силами для контрнаступления), 3) стадия разрешения кризиса (самый острый этап, схватка, результат - победа либо нового, либо старого).
Есть два способа разрешения политических кризисов: 1) революция, 2) реформа. Если реформы затрагивают глубинные основы социально-экономического строя, то это "революция сверху", считающаяся "высшим пилотажем" в политике. Перестройка начиналась как революция сверху, но вышла из-под контроля. Революция быстро и радикально решает проблемы, но требует от общества очень высокой платы. Реформа более типична сейчас, она сохраняет определенный расклад и баланс сил. Борьба интересов идет в рамках гражданского согласия, через взаимные уступки, что благоприятнее для национального развития. Очень важно также учитывать политические традиции и менталитет народа. Не следует торопиться "резать по-живому", силой ломать политические стереотипы и традиции.
35. Государственная политика и управление как категории политической науки. Государственная политика представляет собой форму и сферу деятельности и взаимодействия государства, его институтов, общества, политических партий, отдельно взятых личностей в области различных сфер общественной жизни, а также их отношений по поводу поддержания власти или противодействия ей. Функции гос. политики: интеграция общества, обеспечение общественного порядка и организованности; - разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и ресурсов на осуществление этих целей; - распределение дефицитных ценностей; - предупреждение и регулирование групповых конфликтов; - поддержание единства и целостности общества; - отражение интересов различных соц. групп; - согласование интересов; - рационализационная; - мобилизационная, - гуманитарная. Государство изыскивает средства, планирует, организует, определяет формы и методы достижения поставленных целей, контролирует их выполнение с помощью гос. управления. Государственное управление рассматривается как руководство действиями определенной группы или коллектива по достижению той или иной цели. Управление в государстве осуществляется в соответствии с действующими здесь законами и правовыми нормами. В его функции входит реализация комплекса решений, принимаемых органами законодательной, исполнительной власти, формирование и исполнение бюджета государства, сохранение и поддержание на должном уровне инфраструктуры государства, осуществление связей с иными государствами и т.д. Управление предполагает наличие его субъекта и объекта, управляющих и управляемых. Это важнейшие составные элементы системы управления. Субъект управления – это специальный аппарат, представляющий собой систему государственных институтов, органов и учреждений, осуществляемых властные, распорядительные функции в отношении важнейших сфер общественной жизни и отношений государства с остальным миром. Субъекты управления имеют сложный, многоуровневый характер. Верхний уровень системы управления занимают Глава государства и его аппарат, высшие органы гос. власти.более низшую иерархическую лестницу занимают элиты, лидеры. Низший уровень – индивиды и организации, учреждения. Важно, чтобы связь между этими уровнями была крепкой, надежной и устойчивой. Система гос. управления в Беларуси имеет 3 основные уровня: общенациональный, региональный и нижний. Общенациональный представлен Главой государства и правительством. Региональный составляет органы государственно-административного управления областей, городов и районов. Нижний представлен органами местного управления и самоуправления. В системе гос. управления следует выделять объект – то есть то, на что направлены действия субъекта управления. Объект всегда должен быть подчинен субъекту. Без этого не может быть власти и управления. В процессе управленческой деятельности важно соблюдать общие принципы, то есть основные правила деятельности органов, людей, призванных осуществлять управление экономикой, социальной, политической жизнью общества. Принципы вытекают из самой сущности общества. Это: демократизм, проявляемый в полновластии граждан, их инициативе, сознательности в выполнении исполнительных функций. Объективность, проявляемая в том, что управление осуществляется на основе объективных законов. Конкретность, вытекающая из необходимости изучения конкретного содержания процессов, а также законов, которые их выражают. Оптимальность, эффективность, суть которого состоит в том, чтобы обеспечить решение поставленных задач возможно в короткий срок, при наименьших затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Основное звено, поиск и опора на то звено, которое объединяет систему, обеспечивает ее функционирование и совершенствование; выделение основной причинной связи, главного средства сохранения качественной специфики системы. Стимулирование трудовой и общественной активности людей. Территориально-отраслевой принцип, исходящий из наличия в государстве административно-территориальных единиц и различных сфер общественной жизни. Весьма актуальной становится задача обеспечение органического единства информаций, знаний и опыта.