Национальные и этнические проблемы в современном мире и способы их решений.

нация – совокупность гр-н страны независимо от их этническ принадлежности.

Этнос(в перев с греч- группа, племя)- исторически сложившаяся уст-ая сов-ть людей, объединенных длительным совместным проживанием на определен территории, с общ языком, ку-ой, бытом, самосознанием, проявляющемся в осознании своей принадлежности к определенной общности.

Разновидности этносов: под этносом принято понимать все разновидности народов мира: племена, народности, нации. 3 историческ формы существования этносов:

1. племя(для первобытнообщинных)

2. народность(для рабовлад и феод эпохи)

3. нация(капит-м и соц-м)

Этническ соц группы или меньшинства – сов-ть людей той или иной нац-ти, проживающие на терр др этносов.

Национальность – принадлежность к этносу(нации).

. Используемые в отесеств и зарубежн лит-ре понятия этническ группы, этнические меньшинства означ совокупность людей той или иной национальности, проживающих в иннациональной среде. Используется категория «нац вопрос». Под ней понимается ликвидация нац гнета. Разв межэтнич отношений обычно сопутствуют такие явления как национализм и шовинизм. Национализм – идеалогия и политики, в основе кот лежат идеи нац исключительности и превосходства, пренебрежительное отношение к представителям др этносов. Шовинизм – крайне воинствующий шовинизм, пркдаолагающий подчинение одной нации другой.

Как правило, полит регулирование нац-этнических отношений основывается на концепциях, господствующих в полит системах. В зап политологии и в общественной практике довольно длительн период играли важн роль интеграционные теории. В их основу были положены представления зап ученых. Осуществляя интеграционные концепции на практике, правит-во США, Канады, Великобритании и др европейских стран предприняли ряд мер по снижению этнического и расового противостояния. В первую очередь этому способствовало повышение уровня жизни этнорасовых меньшинств, уменьшение дискриминационного препятствия при устройстве на работу, выборе места жит-ва и т д.

В Зап Европе Сформ гр стран где этнич отношение счит-ся благополучным. Это благополучие достигнуто прежде всего yf основе улучшения матер благосостояния этническ общностей, демократизации, роста общей и полит ку-ры, и в частности ку-ры межнац отношений. Несмотря на нек позитивные изменения, проблема этнорасового равноправия в ряде капиталист стран(Канада, Великобр) остались неразрешен. Получение льгот одними, вызволо возмущение других. Пробл в 70-80е обострил и в связи с неравномерн экономическ и соц-культ разв этнонац регионов ряда стран. В Канаде это выразилось в стремлении к самостоятельности франкоязычной провинции Квебек.В Великобритании в это время активизировалсисьавтоматическ движения в отставших в cd hfpdbnbb от др регионов Шотландии и Уэльсе, во Фр – в Бретане и на Корсике. Периодически вспыхивают выступления чернокожих в США.

К проблеме отношений между традиц-ми этническ группами добавилась проблема взаимодейств коренного нас и мигрантов. Реакцией на обострение в ряде стран Запада этнической ситуации была заменена господствующих в политике интеграционных концепций концепцией плюрализма. Она исходит из неизбежности и возможности параллельного сосуществования разл расовых и этнич групп. Концепция плюрализма была взята на вооружение пришедшими к власти в ряде капиталистических стран партиями неоконсервативного направления. Важнейшим их направлением было поощрение развития частнопредпринимательской деятельности цветных и привлечение их в сферу управления. Но программа неоконсерваторов столкнулась с такими пробл, как неравные возм-ти цветных по сравнен с возможностями белых в получении образования, недостаток у предпринимателей-цветных капиталов, жест конкуренц со стор крупн корпораций. Поэтому в среде нац меньшинств вновь стали активиз-ся проц усиления этноцентризма, выражающегося в отказе от общ-ва белых, в защите этнич самобытности, борьбе за самоопределение.

Национально-этнические проблемы в ряде стран обостряются в силу того, что отдельные этнические общности никак не могут встроиться в общенациональное устройство. В этом корни сепаратизма басков в Испании или католиков в Северной Ирландии. Внешние причины могут быть разными — социально-экономическими или религиозными, но внутренние, политико-психологические причины одинаковы.

Пути решен нац-этнич проблем:

- ликвидация причин обострения этих проблем, в прев очередь соц-эк.

- повышение общей ку-ры общ-ва, особенно нравственной

- демокр-я полит режимов

- воспитание телерантного отношения к ку-ре др народов

- борьба с нац-м и шов-м

Светское гос-во обеспечивает свободу совести, вероисповедания. В нем никакая религия не может быть обязательной.Для него хар-но не вмеш-ся в дела религ орг-ий, а те в свою оч-дь не вмеш-ся в дела гос-ва. Отношен между ними регул-ся законом.

Наши рекомендации