Внешняя политика: цели, функции и средства осуществления


1. Сущность и субъекты внешней политики

Политическая деятельность государства осуществляется как в системе внутренних общественных отношений, так и за пределами его границ – в системе международных отношений. Поэтому и различают политику внутреннюю и политику внешнюю. Они имеют много общего и в то же время отличаются своей спецификой. Внешняя политика вторична по отношению к внутренней, она сформировалась позже и осуществляется в иных общественных условиях. Однако и внутренняя, и внешняя политика решают одну задачу – обеспечить сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на международной арене. Это общий курс государства в международных делах.

К сфере национальных интересов общество относит прежде всего повышение материального и духовного уровня жизни населения, обеспечение безопасности государства, его суверенитета, территориальной целостности. Обеспечить реализацию национальных интересов призвана внешняя политика государства, что подчёркивает её неразрывную связь с политикой внутренней.

Итак, как отмечает Г.А. Круглова, основными субъектами внешней политики являются:

Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполитического курса.

Неправительственные организации, так называемая “народная дипломатия”, которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов. [1]

Таким образом, внешняя политика представляет собой деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших право от имени всего общества выражать национальные интересы на международной арене, избирать соответствующие средства и методы их реализации. В качестве главных субъектов внешней политики выступают государства и неправительственные организации.

2. Цели и функции осуществления внешней политики

С особенностями внешней политики как особой сферы деятельности государства связаны её цели и функции.

Главная цель внешней политики любого государства – это обеспечение его безопасности, охранительная функция. Она связана с охраной и защитой прав и интересов данной страны, а также её граждан за её пределами. Специальными институтами, предназначенными для этих целей, являются посольства, консульства, представительства, разведка и контрразведка.

Важнейшей задачей внешней политики государства является усиление его экономического и политического потенциала. От внешней политики и положения государства на международной арене зависит и экономическое развитие страны, и его политическая стабильности. Поэтому в её задачи входит обеспечение для государства более выгодного участия в разделении труда, поиск более дешёвых ресурсов (сырьевых и трудовых), обеспечение более выгодных условий сбыта продукции, сохранение стратегических ресурсов страны и так далее. Информационно-представительская функция внешней политики находит своё выражение в деятельности соответствующих органов по созданию положительного имиджа государства в мировом сообществеПредставительская функция реализуется посредством влияния на общественное мнение и политические круги тех или иных стран, чтобы обеспечить благоприятные условия для успешного решения внешнеполитических задач. Информационно-представительская функция реализуется в рамках культурных и научных обменов, проведения переговоров, заключения международных договоров.

Регулирующая функция внешней политики направлена на создание благоприятных внешнеполитических условий для деятельности государства, на сохранение равновесия в системе политических связей.

Некоторые политологи добавляют также интеграционную функцию, которая является наиболее общей из всех вышеуказанных. Она выражается в том, что посредством международных отношений обеспечивается существование международного сообщества как сложного, противоречивого единства; причём, такого единства, неотъемлемыми свойствами которого на современном этапе является политика и политические отношения, т. е. интеграционные взаимодействия, организующие международное сообщество во всемирную систему, носят не только экономический, научно-технический, коммуникационный, но и главным образом политический характер. [2]

Итак, главными целями внешней политики являются охранительная, экономическая, информационно-представительская, регулирующая, а также, выделяемая некоторыми политологами, интеграционная функция.

3. Средства внешней политики

Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется различными средствами: политическими, экономическими, военными, информационно-пропагандистскими.

К политическим средствам относится, в первую очередь, дипломатия. Дипломатия – это официальная деятельность государства в лице специальных институтов и при помощи специальных мероприятий, приёмов, методов, допустимых с позиций международного права и имеющих конституционно-правовой статус. Дипломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двусторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участия в работе международных организаций. Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой помощью, занимает и прочное положение на международной арене Действенными экономическими средствами являются эмбарго, или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в её предоставлении.

К военным средствам внешней политики принято относить военную мощь государства, которая включает в себя армию, её численность и качество вооружения, моральное состояние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства могут использоваться как средство прямого воздействия, так и косвенного. К первым относятся войны, интервенции, блокады. Ко вторым – испытание новых видов оружия, учения, манёвры, угроза применения силы.

Пропагандистские средства включают в себя весь арсенал современных средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнёров. С помощью средств массовой информации формируется в глазах мировой общественности положительный образ своего государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости – антипатии и осуждения по отношению к другим государствам. Часто пропагандистские средства используются, чтобы завуалировать те или иных интересы и намерения. [3]

Итак, внешнеполитическая деятельность осуществляется следующими средствами: политическими, включающими прежде всего дипломатию, экономическими, т.е. посредством экономических механизмов, военными, используя военный арсенал и пропагандистскими средствами, т. е. с помощью СМИ.

Геополитика

Геополитика- научное направление, изучающее зависимость внешней политики гос-в и внешнего хар-ра междунар отношений от си-мы политических, экономических и военных стратегий, обусловленных географическим положением и рядом природно-географических фа-в. Цель геополитики-разработка геостратегий гос-ва, т.е. обоснование направлений и механизмов его внешнеполитической деятельности.

Геополитика как наука установила, что преимущество получает то гос-во. которое контролирует геостратегически ключевые точки пространства. Было показано. что потери контроля над пространством одним геополитическим субъектом всегда означает его приобретение другим.

Среди отцов-основателей геополитики следует назвать Ратцеля, Челлена, Михеля, Маккиндера, Хаусхофера, Спайкмена.

Введение в научный оборот самого термина геополитика связывают с именем шведского исследователя Челлена(1846-1922). он изучал пути создания сильного гос-ва, а также его географические основы. Геополитику Челлен называл наукой, которая рассматривает гос-во в кач-ве географического организма, ФЕНОМЕНА ПРОСТРАНСТВА.

Хотя Челлен ввел слов геополитика в научн оборот, отцом геополитики называют нем ученого Ратцеля. Ратцель рассматривал термин политическая география. Ратцель рассматривал земной шар как единое целое, неотъемлимойчастью которого является человек. Человек должен приспосабливаться к окружающей среде. Сущностные характеристики гос-ва определяются территорией и местонахождением гос-ва, его благополучие зависит от приспособления к среде. Гос-во – это живой, пространственно ускоренный организм. Оно подобно живому существу , рождается, растет и умирает.

Ратцель прдложил определение мировой державы: у больших стран есть тенденция к максимальной географической экспансии, постепенно выходящей на планитарный у3ровень; море- источник могущества народов.

Англ ученый Маккиндер(1861-1947) изложил новое видение истории и географии.С планетарной точки зрения самое выгодное положение занимает Евразийский континент – сердце мира. Евразию окружает окраинный полумесяц или пояс, совпадающий с береговыми пространствами евразийского континента. “nj зона наиболее интенсивного развития цивилизации. Внешнийкруг или островскной полумесяц составляют Америка, Африка, Австралияю

Формула Маккиндера: тот, кто контролирует Восточн Европу, тот доминирует над Евразией.

Альфред Мэхен(1840-1914) – адмирал американск флота – утверждал, что морская мощь во многом опредеоляет исторические5 судьбы народов. Основн критерии геополитического статуса гос-ва: геогр положение страны, протяженность сухопутных и морских границ, конфигурация морскимх побережий, способность контролировать стратегически важные регоныЮ нац характер как способность торговать, полит хар-р правления. Он предложил формулу морского могущества: военный флот+морской флот+ военно-морские базы. Он обосновал пути превращенияСША в миров державу , указывая, что главная опасность для морской цивилизации – континентальные гос-ва(Россия, Китай, Германия)

Хаусхофер –нем геополитик -, профессиональный военный, а затем профессор Мюнхенского университ. Ключевым для него был вопрос о положении Германии в системе европейск и миров держав. Он вывел картину планетарного дуализма: морские силы против континентальных. Хаусхофер разграничивал власть посредством моря и власть посредством суши. Он был был сторонником национальной идеи и стремился определить меасто Германии в системе планетарного дуализма сухопутн и морск сил. Он считал, что геогр положение германии в центре Европы делает ее естественным противником морских держав – англии, Франуии, США. Хаусхофер предлагал создать Евразийский альянс(континентальный геополит блок) по оси Берлин_Москва_Токио.

Спайкмен рассматривал геополитику как инструмент конкретной внешней политики гос-ва, как аналитический метод, позволяющий выработать эффективную стратегию гос-ва. Форму маккиндера Спайукмен меняет: кто доминирует над внешним полумесяцем Евразии, тот доминирует над Европой, кто доминирует над Европой – тот держит судьбу мира всвоих руках. Он выделял три центра мировой мощи: побережье Сев Америки, Европейское побережье, Дальний Восток Евразии.Для США особое значение имеют европейские регионы с выходом на Атлантик. Спайкмен предвосхитил создание НАТО.

В сфере внешней политики.

Глава государства последовательно и планомерно проводит в жизнь миролюбивую политику добрососедства, избегая шагов, которые могут втянуть страну к участию в международных конфликтах. В то же время проводится создание современной армии, способной надежно защитить отечество от любой угрозы

Несмотря на имеющиеся сложности во взаимоотношениях со странами НАТО, руководство страны считает, что с ним можно и нужно налаживать нормальные отношения, конструктивно решать имеющиеся европейские и мировые проблемы, особенно в области борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, транснациональной преступностью.

Планомерность и постепенность государственной политики заключается в том, чтобы свести к минимуму негативные последствия расширения Евросоюза, восстановить полноценный политический диалог, обеспечить дальнейшее наращивание усилий по развитию всего комплекса отношений.

Одним из приоритетных принципов внешней политики белорусского государства является планомерное строительство Союзного государства России и Беларуси.

Республика Беларусь неизменно проводит многовекторную внешнюю политику, выступает за укрепление Содружества Независимых Государств, что обусловлено общностью наших совместных интересов. Отношение со странами, членами Содружества Независимых Государств, выявили как сложности процесса интеграции, так и его потенциальные возможности. Страны Содружества - важнейший торгово-экономический партнер Республики Беларусь. Беларусь выступает за скорейшее формирование Единого экономического пространства в рамках Содружества.

Последовательность внешней политики проявляется в отношениях с государствами «пояса добрососедства». Выступая на втором Всебелорусском народном собрании, Президент Беларуси А.Г. Лукашенко подчеркнул: «Польша, Украина, Литва, Латвия - это наши соседи, а их, как известно, не выбирают. Они Богом даны». Логично, что формирование «пояса добрососедства», развитие отношений с Украиной является одной из основных задач внешней политики белорусского государства. Белорусская сторона нацелена на динамичное развитие всего комплекса двусторонних отношений с Киевом. Уже немало сделано для достижения поставленной цели, в то же время потенциал белорусско-украинских связей пока использован далеко не в полной мере.

Возросший объем международных связей, задачи интеграции белорусской экономики в систему современных мирохозяйственных связей и эффективного использования имеющегося отечественного научно-технического потенциала, настоятельно требуют обновления основных производственных фондов, внедрения новейших зарубежных технолог



[1] Круглова Г.А. Политология: Учеб. пособие. – Мн.: ЗАО “ВЕДЫ”, 1997. – с. 236.

[2] Политология: Курс лекций / В.А. Бобков, И.Н. Браим, А.Н. Егоров и др.; Под ред. В.А. Бобкова и И.Н. Браима. – Мн.: НКФ “Экоперспектива”, 1995. – с. 181.

[3] Политология: Курс лекций. – с. 340-341.

Наши рекомендации