Территориально-государственного устройства
Унитарное государство(великобр, япон, франция, португ, украина, беларусь, польша, дания)— единое централизованное государство с едиными органами. В его составе нет других государств. Оно подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие какой-либо политической самостоятельностью.
Основные признаки унитарного государства:единые: 1) конституция; 2) правовая система; 3) система высших органов власти и управления (один парламент, одно правительство); 4) гражданство; 5) судебная система. Иногда в его составе могут быть автономные национально-территориальные формирования.
Федерация (США, РФ,Ю ФРГ, Мексика, канада, индия,)— союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований.
Основные его признаки:1) государственные подразделения обладают собственной компетенцией (кругом полномочий) и имеют свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов; 2) высшая юридическая сила конституции и законов федерации по отношению к конституционным и правовым актам субъектов федерации; 3) разграничение полномочий между властями федерации и ее субъектов; 4) двойное гражданство.
Конфедерация (ЕС, СНГ, союз Б и Рос.)— союз суверенных государств, которые, сохраняя свою независимость, объединились для достижения общих целей (экономических, внешнеполитических, военных). Ее члены создают координирующие органы со строго определенными полномочиями. Принимаемые ими решения осуществляются только с согласия всех участников союза. В конфедерациях не существует единого гражданства, единой налоговой и правовой системы. Правовой основой конфедерации служит союзный договор. Конфедерация — непрочная, переходная форма государственного объединения, которая превращается в федерацию или распадается на самостоятельные государства.
Правовое государство и гражданское общество
Гражданское общество — особая сфера общественной жизни, социальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства индивидо
Усл возникн гр общ-ва:
1в эк сф:частн собств и многоукладочн рыночн экономика
2в соц сф: наличие мощного ср класса
3в полит:многопартийность, наличие массовых демокр движен
4в дух сф: высокий ур-нь гражданского сознания и ку-ры, плюрализм мнений. Гр общ-во может сущ только в парвовом гос-ве.
Основные признаки гражданского общества:
1. главный субъект — личность, граждане;
2. экономическая и социальная свобода его индивидов;3. к естественным, неотчуждаемым правам человека (на жизнь, свободу, стремление к счастью
Термин правовое гос-во был введен в научн обиход в перв половине 19в нем юристами Молем и Велькером, хотя bltz возн еще в древности.Правовое государство— государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и др. права личности и подчиняющим власть воле суверенного народа.Отличительные черты правового государства
1. Наличие развитого гражданского общества.
2. Ограничение сферы деятельности правового государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности.
3. Мировоззренческий индивидуализм, ответственность каждого за собственное благополучие.
4. Правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства.
5. Всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и учреждения, в т. ч. органы государства.
6. Конституция — правовая регламентация государственного суверенитета.
7. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей.
8. Приоритет метода запрета над методом дозволения: разрешено все то, что не запрещено законом.
9. Свобода и права других людей как единственное ограничение свободы индивида.
10. Господство права, его приоритет над государством.
11. равенство граждан.
12. Обеспечение гарантий и прав граждан, высокий уровень защищенности личности.
13. Самостоятельность, независимость суда, подчиненного только закону.
Глава государства и его роль в структуре высших органов государственной власти.
Статус Президента
Права, обязанности и статус Президента Республики Беларусь закреплены в Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах. Ниже приведены выдержки из этого документа, которые дают полное представление о характере и особенностях должности Президента Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь является главой государства. Президент избирается сроком на 5 лет на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент Республики Беларусь наделен широкими полномочиями:
¾ определяет внутреннюю и внешнюю политику Республики Беларусь;
¾ создает органы исполнительной власти, определяет содержание и основные направления деятельности;
¾ с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;
¾ формирует Правительство Республики Беларусь, назначает и освобождает заместителей Премьер-министра, министров, принимает решение об отставке Правительства;
¾ вправе отменять акты Правительства Республики Беларусь и приостанавливать действие актов исполнительной власти;
¾ формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь, формирует Администрацию Президента;
¾ является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил.
Президент, Администрация Президента, советы и службы, состоящие при них, образуют самостоятельный орган управления — президентуру. Администрация Президента, возглавляемая Президентом Республики Беларусь, в настоящее время является органом государственного управления и юридическим лицом. На нее возлагаются следующие обязанности:
¾ подготовка планов работы Президента и обеспечение их реализации;
¾ проведение систематического анализа социально-политической и экономической ситуации в республике;
¾ доведение декретов, указов, распоряжений и других документов Президента до государственных органов;
¾ обеспечение общего руководства деятельностью министерств, других республиканских органов управления, местных исполнительных и распорядительных структур;
¾ организация приема граждан;
¾ контроль за учебными программами, аттестацией и аккредитацией учебных заведений.