Территориально-государственного устройства

Унитарное государство(великобр, япон, франция, португ, украина, беларусь, польша, дания)— единое централизован­ное государство с едиными органами. В его составе нет других государств. Оно подразделяется на администра­тивно-территориальные единицы, не обладающие какой-либо политической самостоятельностью.

Основные признаки унитарного государства:еди­ные: 1) конституция; 2) правовая система; 3) система высших органов власти и управления (один парламент, одно правительство); 4) гражданство; 5) судебная сис­тема. Иногда в его составе могут быть автономные нацио­нально-территориальные формирования.

Федерация (США, РФ,Ю ФРГ, Мексика, канада, индия,)— союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований.

Основные его признаки:1) государственные под­разделения обладают собственной компетенцией (кругом полномочий) и имеют свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов; 2) высшая юри­дическая сила конституции и законов федерации по от­ношению к конституционным и правовым актам субъек­тов федерации; 3) разграничение полномочий между властями федерации и ее субъектов; 4) двойное граж­данство.

Конфедерация (ЕС, СНГ, союз Б и Рос.)— союз суверенных государств, ко­торые, сохраняя свою независимость, объединились для достижения общих целей (экономических, внешнеполи­тических, военных). Ее члены создают координирующие органы со строго определенными полномочиями. При­нимаемые ими решения осуществляются только с согла­сия всех участников союза. В конфедерациях не суще­ствует единого гражданства, единой налоговой и право­вой системы. Правовой основой конфедерации служит союзный договор. Конфедерация — непрочная, переход­ная форма государственного объединения, которая пре­вращается в федерацию или распадается на самостоя­тельные государства.

Правовое государство и гражданское общество

Гражданское общество — особая сфера обществен­ной жизни, социальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве не­зависимых как друг от друга, так и от государства инди­видо

Усл возникн гр общ-ва:

1в эк сф:частн собств и многоукладочн рыночн экономика

2в соц сф: наличие мощного ср класса

3в полит:многопартийность, наличие массовых демокр движен

4в дух сф: высокий ур-нь гражданского сознания и ку-ры, плюрализм мнений. Гр общ-во может сущ только в парвовом гос-ве.

Основные признаки гражданского общества:

1. главный субъект — личность, граждане;

2. экономическая и социальная свобода его индиви­дов;3. к естественным, неотчуждаемым пра­вам человека (на жизнь, свободу, стремление к счастью

Термин правовое гос-во был введен в научн обиход в перв половине 19в нем юристами Молем и Велькером, хотя bltz возн еще в древности.Правовое государство— государство, ограничен­ное в своих действиях правом, защищающим свободу и др. права личности и подчиняющим власть воле суве­ренного народа.Отличительные черты правового государства

1. Наличие развитого гражданского общества.

2. Ограничение сферы деятельности правового государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности.

3. Мировоззренческий индивидуализм, ответствен­ность каждого за собственное благополучие.

4. Правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства.

5. Всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и учреждения, в т. ч. органы государства.

6. Конституция — правовая регламентация государ­ственного суверенитета.

7. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей.

8. Приоритет метода запрета над методом дозволе­ния: разрешено все то, что не запрещено законом.

9. Свобода и права других людей как единственное ограничение свободы индивида.

10. Господство права, его приоритет над государст­вом.

11. равенство граждан.

12. Обеспечение гарантий и прав граждан, высокий уровень защищенности личности.

13. Самостоятельность, независимость суда, подчи­ненного только закону.

Глава государства и его роль в структуре высших органов государственной власти.

Статус Президента

Права, обязанности и статус Президента Республики Беларусь закреплены в Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах. Ниже приведены выдержки из этого документа, которые дают полное представление о характере и особенностях должности Президента Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь является главой государства. Президент избирается сроком на 5 лет на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент Республики Беларусь наделен широкими полномочиями:

¾ определяет внутреннюю и внешнюю политику Республики Беларусь;

¾ создает органы исполнительной власти, определяет содержание и основные направления деятельности;

¾ с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;

¾ формирует Правительство Республики Беларусь, назначает и освобождает заместителей Премьер-министра, министров, принимает решение об отставке Правительства;

¾ вправе отменять акты Правительства Республики Беларусь и приостанавливать действие актов исполнительной власти;

¾ формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь, формирует Администрацию Президента;

¾ является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил.

Президент, Администрация Президента, советы и службы, состоящие при них, образуют самостоятельный орган управления — президентуру. Администрация Президента, возглавляемая Президентом Республики Беларусь, в настоящее время является органом государственного управления и юридическим лицом. На нее возлагаются следующие обязанности:

¾ подготовка планов работы Президента и обеспечение их реализации;

¾ проведение систематического анализа социально-политической и экономической ситуации в республике;

¾ доведение декретов, указов, распоряжений и других документов Президента до государственных органов;

¾ обеспечение общего руководства деятельностью министерств, других республиканских органов управления, местных исполнительных и распорядительных структур;

¾ организация приема граждан;

¾ контроль за учебными программами, аттестацией и аккредитацией учебных заведений.

Наши рекомендации