Понятие государственного (территориально-политического) устройства государства

Унитарное государство

Автономия

Федерация

Регионалистское государство

Конфедерации и содружества

Содержание учебного материала:

Понятие государственного (территориально-политического) устройства государства

Форма государственного устройства – это территориальная организация или территориально-политическая структура государства, т.е. определенный порядок деления территории на части, их правовой статус и взаимоотношения центральных органов власти с органами властей составных частей – государственных или административно-правовых единиц. Форма государственного устройства определяется уровнем сплоченности государства, объемом прав составляющих его частей, системой отношений и связей между центром и регионами.

Выделяются четыре основные формы государственного устройства: унитарное государство; федерация; конфедерация; квазиконфедерация.

Большинство конституций мира регулируют вопросы территориальной организации государства. В одних конституциях форма территориально-политического устройства государства четко закрепляется, в других прямо не обозначается, но становится ясной из содержания других статей или при анализе государственно-правовой практики. Некоторые конституции относят свою страну к одной форме государственного устройства, а реально существует другая (Швейцария), а некоторые страны вообще невозможно отнести к какой-либо форме, и их именуют гибридными формами.

Институт территориально-политического устройства включает следующую группу правовых субинститутов: а) нормы, закрепляющие конкретную форму территориально-политического устройства, т.е. федерацию, унитарное государство либо автономные единицы; б) нормы, закрепляющие вопросы компетенции структурных частей государства; в) нормы, закрепляющие определение государственной территории, государственно-правового пространства; г) нормы, закрепляющие взаимоотношения центральной власти и властей зависимых территорий, которые непосредственно не входят в состав государства, но связаны с ним определенными правовыми узами.

Унитарное государство

Унитарное (unitas – лат. – единство) государство имеет целостную территорию, и его части не имеют собственной государственности.

Признакиунитарного государства следующие: 1) цельная, компактная территория; 2) как правило, единый национальный состав, единое гражданство; 3) единая законодательная власть; 4) единая исполнительная власть; 5) единая судебная система; 6) наличие единой общегосударственной конституции и единого общегосударственного законодательства, распространяющихся на всю территорию страны; 7) деление только на административно-территориальные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью; 8) сильные полномочия центральной власти (компетенция территориальных единиц и границы устанавливаются текущими актами центральной власти).

Подавляющее большинство стран – унитарные государства. Унитарными государствами, например, являются Швеция, Финляндия, Латвия, Эстония, Франция, Польша, Чехия и т. д. В унитарном государстве контроль центральных органов власти над местными является доминирующим. Помимо унитарных государств в «чистом виде» встречаются их особые разновидности: унитарные государства с автономиями; децентрализованные унитарные государства.

Автономия

Автономия – это особое образование в рамках унитарного государства, имеющее внутреннее самоуправление и статус, отличный от других административно-территориальных единиц.

       
  Понятие государственного (территориально-политического) устройства государства - student2.ru
 
  Понятие государственного (территориально-политического) устройства государства - student2.ru
 
   
Часть мест в государственных органах резервируется для государственных служащих, т.е. определенная квота выделяется для людей местной национальности

Примером административных автономий являются автономии (районы, уезды, волости, то есть трех уровней) в рамках унитарного Китая (КНР).

Примером политической автономии может служить Палестинская автономия в рамках Израиля.

Децентрализованное унитарное государство отличается тем, что все его высшие административно-территориальные единицы являются автономиями. Так, в Италии все 20 областей автономны, хотя она не федерация, а унитарное государство. Унитарная Испания также разделена на 17 автономных сообществ и поэтому считается децентрализованным государством.

Федерация

Федерация – такая форма государственного устройства, при которой части единого государства имеют признаки государственности. Федерацию можно определить и как государственный союз, в который входят государственные образования, имеющие юридическую самостоятельность, формально ограниченную лишь правами этого союза.

Можно выделить фактическиепризнакифедерации:

1) объединение государственно-политических образований осуществляется по географическому признаку, признаку соседства или общих экономических, военных, таможенных, торговых интересов;

2) отсутствие права сецессии (выхода из федерации);

3) неравенство членов федерации друг с другом (иногда это явление называют асимметрией федерации: штаты, провинции, земли, большие по площади и по количеству населения, в федерациях имеют обычно больше прав, чем штаты, меньшие по площади и менее населенные);

4) территория федерации, союзного государства состоит из территорий субъектов федерации.

Перечисленные признаки – главное, что отличает федерацию от унитарного государства или конфедерации.

Существуют также юридические (специальные) признаки федерации:

1) федерация как государство имеет свою федеральную конституцию, высшие государственные органы, символику;

2) части федерации (территориальные единицы) также имеют собственные конституции (но они не могут противоречить конституции федеральной), свои государственные органы, символику;

3) федерация имеет законодательную, исполнительную и судебную власти, полномочия которых распространяются на территорию союзного государства;

4) субъекты федерации имеют собственные законодательные, исполнительные и судебные органы, которые наделены специальной компетенцией, не совпадающей с компетенцией центральных органов (т.е. существует четкое разграничение компетенции в сфере законодательства, управления, суда между центром и регионами);

5) верховные суды федерации являются высшей судебной инстанцией для всех судов страны и осуществляют конституционный надзор за законодательством субъектов федерации;

6) существует федеральное гражданство (в некоторых случаях формально признается гражданство субъектов федерации);

7) важным юридическим признаком федерации является двухпалатная структура федерального парламента.

В некоторых странах центральная власть имеет право на федеральное вмешательство. В случае, если субъект федерации явно нарушит конституцию либо вступит в конфликт с другими субъектами федерации, либо попытается осуществить отсутствующее право на сецессию, в ряде стран предусмотрено право федеральной интервенции – вмешательство (вооруженного или полицейского) с целью восстановления нарушенного порядка. Разновидностью интервенции является приостановление деятельности органов управления субъектов федерации, замена их представительством центральной власти.

Примерами федераций являются: США, ФРГ, Швейцария, Бразилия, Аргентина, Индия и др.

Конфедерации и содружества

Если федерация – это союзное государство, то конфедерация – это постоянный союз независимых государств, объединенных какой-то общей целью или задачей. При конфедеративных связях части конфедерации продолжают быть суверенными государствами, но между ними существует тесное единство. Высшие органы конфедерации могут общаться только с правительствами государств – членов союза и не имеют права непосредственно обращаться к гражданам этих стран. Конфедерация – это непрочное образование, создаваемое в силу какой-то необходимости. Исторически они носили временный характер: превращались в федерацию или распадались на отдельные унитарные государства.

Примером конфедерации были Нидерланды (1579 – 1795); США (1776 – 1787); Швейцария (1291 – 1798); Германский союз (1815 – 1866); ОАР – Объединенная Арабская Республика – конфедерация Сирии и Египта (1958 – 1961); Сенегамбия – конфедерация Сенегала и находящейся внутри его территории Гамбии; существовала 7 лет (1982 –1989 гг.), после чего в 1989 г. распалась. Весьма напоминают конфедерацию военный союз НАТО; очень похожи на конфедерацию Европейский Союз (ЕС) и СНГ, однако сами они себя конфедерациями не называют.

Особое внимание следует уделить квазиконфедерациям, поскольку на их существование раньше мало обращалось внимания. Квазиконфедерация – это более тесный союз, чем конфедерация, и менее тесный, чем федерация; однако это союз между неравными, и часто – отдаленными друг от друга частями.

Квазиконфедеративные отношения обычно существуют: 1) между бывшей метрополией и ее бывшими колониями, которые уже не колонии, но и не государства, и желают сохранить экономическую и политико-правовую связь с метрополией, но в то же время обладать суверенитетом; 2) в силу давних исторических традиций.

В качестве примеров квазиконфедеративных отношений можно привести: 1) Данию и Фарерские острова (расположенные соответственно в океане и по другую сторону Атлантики), Гренландию; 2) Голландию и Нидерландские Антильские острова (Кюрасао, Бокайро – в Карибском море); 3) США и Пуэрто-Рико (свободно присоединившееся государство); 4) Великобританию и острова Пролива, остров Мэн (имеющие свои парламенты и вековую государственность).

Наши рекомендации