Основы территориально-государственного устройства РФ

Исторически сложившиеся особенности нашего государства (территориальная протяженность, большое количество национальностей, различный уровень развития и определенная экономическая специализация регионов) сделали необходимым обращение к модели федеративного государства с самостоятельными территориально-политическими образованиями внутри него. На сегодняшний день в составе РФ – свыше 80 субъектов: республики, края, области, автономные округа, автономная область и 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).

Федеративное устройство России, установленное Конституцией 1993 г., основано на следующих принципах:

- государственная целостность;

- единство системы государственной власти;

- разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и субъектами;

- равноправие и самоопределение народов РФ.

Основы федеративного устройства РФ устанавливаются Конституцией Российской Федерации (Глава 3. Федеративное устройство).

Россия – единое государство, поэтому внутри ее границ не допускается ограничение перемещения людей, товаров и услуг. Органы центральной государственной власти и государственной власти субъектов образуют систему исполнительной власти, предусматривающую подчинение нижестоящих органов вышестоящим. Самоопределение народов проявляется в свободе решения политических вопросов внутри субъекта (стать ли республикой или преобразоваться в автономную область, присоединиться к другому субъекту, ликвидировать автономию и т. д.).

Конституционно-правовой статус Российской Федерации имеет двечасти.

С одной стороны, Россия – полноправный участник международного сообщества государств, т.е. обладает всеми признаками, характерными для любого государства.

С другой стороны, Конституцией урегулированы отношения России с субъектами, входящими в ее состав. Статьи 71 и 72 Конституции Российской Федерации очерчивают круг предметов ведения Российской Федерации в различных сферах. Эти полномочия составляют вторую, «внутреннюю» часть конституционно-правового статуса нашего государства.

Все субъекты равны – обладают представительством в Совете Федерации, их представительные органы имеют право законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Полномочия федерального центра и субъектов четко разграничены. В исключительном ведении РФ находятся вопросы, требующие приложения усилий всего государства или представляющие особую ценность и значимость для федерального уровня власти: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, национальных меньшинств, формирование федеральных органов государственной власти, федеральная государственнаясобственность и управлениеею, федеральные налоги и сборы, энергетика, транспорт, связь, космос, ядерные материалы, внешняя политика и международные отношения, оборона и безопасность, государственная граница, судоустройство, прокуратура и др.

Значительный круг вопросов находится в совместном ведении федерального центра и субъектов (ст. 72 Конституции РФ). К ним относятся проблемы, которые близки субъектам, однако по этим вопросам необходимо участие центра в качестве координатора и контролера. В совместном ведении, в частности, находятся такие вопросы, как: обеспечение соответствия законов субъектов федерации Конституции РФ и федеральным законам, защита прав и свобод человека и гражданина, национальных меньшинств, вопросы природопользования, общие вопросы образования, воспитания, физкультуры и спорта, здравоохранения и социальной защиты, борьба с катастрофами и стихийными бедствиями, отдельные отрасли законодательства (административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, об охране окружающей среды и др.), общие принципы организации системы государственной власти и местного самоуправления, координация международных и внешнеэкономических связей субъектов и др.

Вне пределов ведения федерального центра и полномочий по предметам совместного ведения субъекты обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

Такое положение вещей позволяет наиболее полно реализовать положительные стороны федеративного устройства с точки зрения прав субъектов. Ведь все, что выходит за рамки компетенции центра или предметов совместного ведения, уже не может служить объектом для притязаний со стороны общефедеральных органов государственной власти.

Вопросы и задания:

1. Что означает понятие «государство»? Каковы его главные признаки? Функции?

2. Объясните термины: «мононациональное государство», «многонациональное государство», «суверенитет», «субъект федерации», «федеральный центр», «автономия».

3. Назовите основные формы государственного устройства.

4. Заполните таблицу:

Форма государственного устройства/ Признаки Унитарное государство Федерация Конфедерация
Состоит из …      
Законы принимаются …      
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти …      
Управление осуществляется…      
Гражданство      
Налоги в ведении …      

5. Почему конфедерация является временным и исторически непрочным типом государственного устройства? Дайте аргументацию и приведите примеры.

6. Подготовьте сообщения о СНГ и Европейском Союзе по следующей схеме:

- время образования;

- состав;

- цели и задачи;

- основные вопросы совместного ведения;

- перспективы развития и существования.

Наши рекомендации