Белорусская государственность на современном этапе и перспективы её развития

Новая страница в истории белорусской государственности была открыта в конце 80-х — начале 90-х годов XX века политикой «перестройки» в СССР. Ее содержанием стала реорганизация общественного и государственного устройства Беларуси, системы ее внешних отношений в условиях изменившихся исторических реалий.

27 июля 1990 года Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете республики, которая означала, что Беларусь избрала для себя свой собственный путь развития. 25 августа 1991 года руководством республики было принято решение о придании конституционного статута указанной выше Декларации, а 26 августа вступил в силу Закон «Об обеспечении политической и экономической самостоятельности БССР». Согласно ему все предприятия, организации и учреждения союзного значения, которые располагались на территории Беларуси, переводились в собственность нашей республики.

19 сентября 1991 года Верховный Совет принял Закон об изменении названия БССР, в результате чего она стала именоватьсяРеспублика Беларусь. В это же время была утверждена новая государственная символика (герб и флаг).
8 декабря 1991 года руководители Российской Федерации, Украины и Беларуси в условиях кризиса союзной власти подписали Беловежское соглашение, положившее конец существованию СССР. Параллельно с этим образовывалось Содружество независимых государств (СНГ), полноправным членом которой стала Республика Беларусь.
В закреплении суверенитета РБ особую роль сыграло принятие Конституции 15 марта 1994 года, а также первые президентские выборы (1994 г.), в результате которых во главе государства стал А. Г. Лукашенко.
В 1995 году Беларусь подписала договор о дружбе и сотрудничестве с Россией отношения с которой являются приоритетным направлением нашей внешней политики. Дальнейшее развитие белорусско-российских отношений можно обозначить двумя Договорами: Договором о создании Содружества Суверенных Республик (2 апреля 1996 года) и Договором о создании Союза Беларуси и России (2 апреля 1997года). Окончательное объединение двух государств является делом будущего.
На сегодняшний день перед Республикой Беларусь стоит проблема выбора дальнейшего пути развития белорусской государственности. Различные общественные и политические силы республики предлагают свои варианты этого развития. В частности, совершенствовать существующую белорусскую государственность; найти идеалы нашей национальной государственности в истории белорусского народа и воссоздать их; взять за образец для подражания государственность какой-либо западной державы и т.д. Наиболее выверенной и с учетом опыта национальной государственной жизни, и с учетом перспектив развития белоруской государственности в современном мире является формула, приведенная в Конституции РБ:«Республика Беларусь — унитарное демократическое правовое социальное государство».Она означает, что главным содержанием данного этапа развития национальной государственности РБ является формирование основ эффективного, демократического правового государства и гражданского общества, развитие общественного самоуправления, обеспечение гражданского согласия и незыблемых устоев народовластия

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОГРЕССА

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК КАТЕГОРИЯ ПОЛИТОЛОГИИ И ЕГО КРИТЕРИИ

Переход от традиционной политической системы к современной стали обозначать терминами «политическое развитие»или «политическая модернизация».Понятия «развитие» и «модернизация» вводились в западной политологии для отражения динамики политической жизни, обозначения процессов ее изменения, для определения уровня политического развития общества.

Политическое развитие– это возрастание способности политической системы постоянно и эффективно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие каналы взаимодействия правительства и народа.

Критерия политического развития по Паю (США)

· Структурная дифференциация

– отражает процесс усложнения социальных отношений, вследствие деятельности людей и появления новых групп интересов.

· Возрастание способности системы к инновации мобилизации и выживанию

· Тенденция к равноправию

Наши рекомендации