Политическая идеология, её структура, уровни и формы.
Политическая идеология – относительно систематизированная совокупность понятий, идей и представлений, в которых различны субъекты политических отношений
Политическая идеология имеет трехуровневую структуру своего функционирования:
1) теоретико-концептуальный, который включает разработку и обоснование целей, принципов, ценностей, идеалов. На этом уровне формируется образ действительности, т. е. обобщенное представление группы о своих интересах и целях;
2) программно-политический, на котором общие социально-философские принципы превращаются в конкретные программы, лозунги, лозунги, документы, требования политической элиты. На этом уровне происходит объединение общих политических взглядов с повседневными потребностями, граждане и их объединения выдвигают к власти. Указанные принципы, лозунги, программы, документы составляют идейно-политическую основу для принятия решений, ориентации и стимулирования поведения граждан.
3) актуализированный (или поведенческий), который свидетельствует о степени усвоения гражданами целей, ценностей, идеалов, принципов политической идеологии, насколько они воплощены в действиях граждан.
Между этими уровнями могут существовать противоречия в трактовке одних и тех же идей, например, между идеалами (свободы, равенства, братства) и средствами их реализации (террор и насилие якобинцев во Франции, большевизма в России, военные акции США во Вьетнаме, Ираке ).
Структурными составляющими политической идеологии являются:
1) политические идеи;
2) политические теории, концепции, доктрины;
3) политические идеалы, ценности, мечты, утопии;
4) оценка политических процессов;
5) гипотезы, лозунги, программы.
Политическая идея - исходный момент теоретического познания и преобразования политической реальности.
Политическая гипотеза побуждает отыскивать возможные и вероятные причинно-следственные связи между явлениями. Она позволяет продуктивнее формировать концепции.
Политическая концепция логично объединяет идею или несколько идей в систему суждений. Хотя концепция содержит глубокие и конкретные знания, она уступает политической доктрине и политической теории своей полнотой.
Политическая доктрина - это развитая система идей, взглядов, концепций, выражающих сущность и содержание организации политической власти в государстве, функционирования власти, ведущие тенденции ее развития.
Уровни политической идеологии.
Уровни функционирования политической идеологии.
Теоретико-концептуальный уровень политической идеологии образуют литературные сочинения — статьи, монографии, доклады, диссертации и т.п.
На программно-политическом уровне общие идейные принципы и политические установки трансформируются в политические программы, конкретные социальные требования и лозунги.
На обыденном, или житейском, уровне идеология выступает в качестве психологических феноменов индивидуального и группового сознания и проявляет себя в виде устных суждений относительно тех или иных явлений общественной жизни и в различных формах политической активности (или пассивности) ее носителей.
Типы
Национализм.Выделяются три типа: государственный, культурный и этнический. Первый в качестве основной идеи выдвигает интересы нации – всех граждан государства, второй – людей, принадлежащих к одному типу социальной культуры, третий – представителей одной этнической общности. Основными признаками государственного национализма являются признание специфичности пути развития нации и ее предназначения, единства нации и государства. К теории этнического национализма тесно примыкает теория расизма – обоснование превосходства одной расы над другой. Ко второму типу примыкают теории единства представителей одной культуры, например панславизм, панисламизм и т. д.
Технократизм– политическая концепция, опирающаяся на ценности развития, верование в безграничные технические возможности организации общества. Его основой являются выходцы из сфер промышленности, науки.
Коммунизм– в рамках этой идеологии существуют порой достаточно враждебные друг другу доктрины, такие как ленинизм, государственный коммунизм троцкизм, маосизм и т. д. Коммунистическая концепция включает в себя классовую теорию, согласно которой общество разделено на классы, борющиеся между собой. Цель коммунизма – построение бесклассового общества, где отсутствует классовая эксплуатация, а общественные богатства служат целому народу. Социальным обоснованием концепции выступают трудящиеся и их наиболее передовые представители. В политической области коммунизм предполагает установление власти трудящихся путем совершения революции при подавлении сопротивления эксплуататорских классов, которые должны быть лишены собственности.
Социал-демократизм.Выделился в начале XX в. из более широкого – социалистического, распространившегося в XIX в. на основе развития промышленности и осознания рабочими своих интересов. Базовые ценности – свобода, демократия, социальная справедливость и солидарность – могут быть достигнуты постепенно, в ходе реформирования общества, без революционных преобразований. Цель концепции – построение общества социальной демократии, которая будет признавать все подсистемы общества – экономическую, духовную, социальную, политическую. Экономическая демократия предполагает смешанную экономику с наличием разных форм собственности, контроль общества за рыночными процессами, участие в управлении производством всех трудящихся. Социальная демократия предполагает ликвидацию любых форм социального отчуждения, неравенства, дискриминации. Основой социальной демократии является социальное партнерство различных групп: трудящихся, собственников, управленцев и бюрократии.
35. ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ
Функции:
1) познавательная
2) ориентационная: идеология ориентирует субъектов политики в системе ценностей и интересов данной социальной группы;
3) мобилизационная: идеология дает установку на определенную политическую активность ее последователям;
4) интегрирующая: идеология противостоит частным интересам и выступает объединяющим фактором для соответствующей социальной группы.
5) легитимизирующая
6)нормативная и др.
Образовательно-воспитательная - овладение массовым политическим сознанием. Внедрение в сознание заданных оценок прошлого, настоящего и будущего, по которым люди должны ориентироваться в сфере политических отношений. Конструирование групповых ценностей.
2. Пропагандистская - создание позитивного образа проводимой политической линии, ее соответствие интересам социальных групп, нации, государства.
36. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ
Государство – основное орудие политической власти в классовом обществе.
Идеология является для государства одним из средств регулирования человеческого общежития.
В условиях глобализации государственная идеология выступает средством национальной самоиндификации.
Основой гос идеологии всегда является национальная идея – доминирующие в национальном сознании представления, которыми данный народ выражает смысл своего исторического существования.
Государственная идеология – составляющий основу деятельности государства комплекс общественно значимых идей, ценностей, норм и представлений, которые отвечают интересам и устремлениям разных категорий граждан.
Государственная идеология имеет 3 уровня:
1) образуют средства человеческой деятельности, в которых пропагандируются содержанеигос идеологии (политическая символика, деятели, книги, статьи, фильмы и тд.). Важнейшими средствами пропаганды гос идеологии является гос символика.
2) составляют гос документы, в которых закреплены основные принципы, ценности, идеалы и устремления народа, основные направления и задачи внутренней и внешней политики государства (Конституция, другие законодательные акты, гос программы, директивы, концепции, доктрины).
3) образуют литературные сочинения, претендующие на научность и содержащие концептуальный, системный анализ различных сторон жизнедеятельности данного общества (учебники, трактаты, диссертации, статьи, доклады).
37. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСЕРВАТИЗМА КАК ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕЧЕНИЯ.
Термин «консерватизм», который дал название одному из наиболее влиятельных идейно-политических течений, произошел от английского слова conserve (сохраняю, охраняю).Первоначально этот термин употреблялся как обозначение идеологии феодально-аристократической реакции на французскую буржуазную революцию конца XVIII в. В Англии он получил официальное признание в 20-30-х гг. XIX в применительно к сторонникам партии тори, приверженцам существующих устоев. Примерно в это же время им начали пользоваться в Соединенных Штатах.
В научных исследованиях консерватизм трактуется как политическая идеология, ориентированная на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь ее морально-правовых основ, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности.
Следуя концепции, предложенной К. Мангеймом, многие ученые понимают консерватизм как осознанный, теоретически аргументированный традиционализм. По мысли исследователя русского консерватизма В. Гусева, «консерватизм представляет собой тип политической мысли, политическую идеологию, главным систематизирующим принципом которых выступает принцип следования социальной традиции». Сторонники такого подхода не без оснований полагают, что идеология консерватизма основывается на психологическом типе личности, которому присущи подчинение авторитету, ригидность мышления, антирационализм.
В интерпретации американского ученого Р. Таккера консерватизм - это «политическая идеология, ориентированная на сохранение и поддержание сформировавшихся форм государственной и общественной жизни».
К числу основных ценностей консерватизма обычно относят:
Ø необходимость социальной иерархии (ранжирование общества);
Ø признание несовершенства человеческой природы и вследствие этого обязательность цивилизующей роли церкви, семьи и школы;
Ø культ сильного государства;
Ø стремление к постепенности и осмотрительности в проведении политических преобразований;
Ø приоритет целого (государства, народа, нации) над частью (сословием, индивидом);
Ø враждебность рационализму и индивидуализму.
Со времен отцов-основателей консерватизма его антиценностями являются индивидуализм, социальное и имущественное равенство, атеизм, моральный релятивизм, культ разума, революционаризм.
Один из ведущих исследователей консервативной мысли Р. Кирк сформулировал следующие шесть принципов («канонов») консерватизма:
1) вера в божественность законов, которые управляют обществом;
2) осознание неизбежности социального разнообразия как антитезы единообразию и эгалитаризму;
3) убежденность в необходимости обеспечения в цивилизованном обществе порядка и сохранения классовой структуры;
4) понимание неразрывности связи между частной собственностью и свободой;
5) вера в приоритетность традиций над предрассудками и проявлениями анархии;
6) признание нетождественности изменений и реформ, эффективности только осмысленного реформирования.
38. ОСОБЕННОСТИ ЛИБЕРАЛИЗМА КАК ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕЧЕНИЯ.
Либерализм (от лат. liberalis – свободный) – важное направление политической идеологии, одно из наиболее распространенных идейно-политических течений, выражающее и отражающее принципы свободы и демократии в различных сферах жизнедеятельности общества – экономической, социальной, политической и духовной.
Либеральными являются политические течения и идеологические установки, имеющие приоритетом защиту и выражение прав личности.
Истоки либерализма относятся к XVII–XVIII вв.: они развивались в работах Дж. Локка, А. Смита, Ж.-Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, Т. Джефферсона, Дж. Мэдисона и др. Основные положения, сформулированные этими мыслителями: о правах и свободах граждан, о необходимости разделения основных ветвей власти, о системе сдержек и противовесов в федеративном государстве, о народном суверенитете, о гражданском обществе, среднем классе, правовом государстве.
В XIX в. с идеями либерализма выступали И. Бентам и Дж. С. Милль. Они стремились обосновать необходимость демократизации политических и правовых институтов общества. Защищая идею свобод и прав человека, они утверждали, что свободное развитие новых, капиталистических отношений должно привести к постепенному сглаживанию социальных противоречий, процветанию общества. Для этого необходимо совершенствовать государственно-правовые институты, последовательно проводить принцип разделения властей, бороться с преступностью и произволом чиновников. Основные принципы либерализма:
– права человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом – неотъемлемые условия его существования; защита свободы индивида – важнейшая цель государства;
– разделение государственной власти на три основные ветви: законодательную, судебную, исполнительную;
– существование четких границ деятельности государства в обществе: оно не вмешивается в частную жизнь членов общества и в регуляцию их экономических отношений (гражданское общество);
– оптимальный регулятор экономических отношений – свободный рынок товаров, труда, услуг, капиталов;
– равенство людей рассматривается как равенство возможностей, прав, которые разными людьми реализуются по-разному.
С развитием промышленного капитализма в классическом либерализме в конце XIX – начале XX вв. наступил кризис: рынок в полной мере не обеспечивает гармонии общества, защищенными по преимуществу являются лишь привилегированные социальные слои. Остро встал вопрос о необходимости проведения реформ и в связи с этим задача пересмотра многих положений, норм и ценностей либерализма.
Появляется «новый либерализм» (неолиберализм), или «социальный либерализм», который более ориентировался на решение социальных проблем.
Его сторонники (Р. Даль, А. Лейпхарт, А. Мак-Эван, Дж. Роулс, Л. Хобхаус) под воздействием исторического и политического опыта вносят коррективы в основополагающие принципы либерализма:
– ограниченные возможности имеет рынок, рассматриваемый ранее как единственный; регулятор экономических и общественных отношений;
– государство может выступать гарантом не только политических, но и социальных прав человека;
– необходимо расширить регулирующие функции государства в обществе.