Современные тенденции развития лидерства. Лидерство в Украине
Лидер (от англ. leader – ведущий) – это авторитетный член организации или социальной группы, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социально-политических процессах и ситуациях, в регулировании взаимоотношений в коллективе, группе, обществе. Лидерство – это способность влиять на отдельные личности и группы людей, направляя их усилия на достижение целей организации или индивида.
Попытка осмыслить лидерство встречается еще в Античности. Геродот и Плутарх превозносили лидеров – героев, монархов и полководцев – как творцов истории.
Существует целый ряд современных теорий, пытающихся объяснить феномен лидерства. Марксистская концепция исследует это явление, отталкиваясь от классового принципа. Политический лидер – последовательный, сознательный и умелый выразитель интересов и воли класса, играющий по отношению к классу в известном смысле вспомогательную, служебную роль. Основоположники марксизма пытались показать, что историю творят люди, но побудительные мотивы их действий, стремлений имеют свои причины, лежащие в материальной, прежде всего экономической, жизни общества. Понимая реальные экономические интересы, отдельные личности, социальные группы, классы направляют свою практическую деятельность на их осуществление. Таким образом, роль личности рассматривается в тесной связи с деятельностью классов, социальных групп. Роль личности должна рассматриваться по-разному в различных исторических эпохах, в тех или иных конкретных социально-политических условиях.
Концепция «личностно-психологических качеств» трактует лидерство как индивидуально-психологическое явление. З. Фрейд полагал, что некоторые люди в своей ориентации на лидерство и упорной борьбе за самоутверждение и власть компенсируют возникший в детстве или юности комплекс неполноценности. При этом лидерство может выступать и как определенный вид нетипичности поведения, являющийся следствием невроза, маниакальной паранойи и иных отклонений психики. Ф. Ницше пытался психологически обосновать лидерство, он полагал, что роли лидера в наибольшей степени соответствует волевая и сильная личность, «сверхчеловек», который пренебрегает духовными и моральными ценностями и возвышается над «обычным» человеком так же, как тот превосходит обезьяну.
Концепция «черт лидерства» основана на бихевиористском подходе: необходимо выявить набор желательных или обязательных психологических черт личности лидера. Американский социолог Э. Богардус перечислил качества, которыми должен обладать лидер, – ум, энергия, способность предвидеть, привлекать к себе внимание, такт, чувство юмора, твердый характер и др. Американский социолог Р. Стогдилл в «Учебнике по лидерству» замечает, что структура личных качеств руководителя должна соотноситься с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных.
Концепция «функций ситуации». Ее сторонники исходят из того, что те или иные черты лидера варьируются в зависимости от ситуаций. Они полагают, что лидерство – это прежде всего продукт сложившейся в группе ситуации, и убеждены, что в ситуациях, весьма благоприятных или, напротив, крайне неблагоприятных для группы, лидер, ориентированный на решение ключевых задач, добивается больших результатов, чем лидер, ориентированный на людей.
Политическое лидерство в Украине
Среди основных и самых проблем общественного развития в современном мире, а также и в Украине, стоит проблема политического лидерства. Современный этап развития украинского общества характеризуется кризисной ситуацией, которая охватывает политическую и экономическую сферы. В области политики возрастает апатия и недоверие граждан к представителям государственной власти. В тоже время причина общественной неэффективности современной украинской политической элиты — не в отсутствии знаний и умений, а в том, что она не имеет потребности принимать во внимание интересы общества. Проблемы лидерства обострились в связи с общей политизацией жизни, расширением участия в государственных делах населения, усилением политического соперничества и политической борьбы.
Следовательно, в данной работе рассматривается проблема лидерства, его научное определение, ожидание украинского народа от лидеров и соотнесение этих подходов.
Политическое лидерство весьма древнее явление общественно-политической жизни, сложная категория исследования и проблема современности. В истории человеческого общества лидеры существовали всегда и во всех сферах жизни социума.
Данный вопрос стал разрабатываться системно и последовательно начиная с М.Вебера, который разделяет политических руководителей на три типа: традиционных, легальных и харизматических в зависимости от того на чем основываются их претензии на власть (авторитет):
1. Традиционные лидеры (вожди) - опираются на вековые традиции ни у кого не вызывающие сомнений (Хомейни - Иран).
2. Легальные лидеры - должны получить власть законным путем (Буш, Миттеран, Ельцин).
3. Харизматические лидеры - они стоят особняком, их власть (скорее авторитет) опираются не на внешнюю силу, а на некое необычное личное качество, которое М. Вебер называет "Харизма" (в раннехристианской литературе этот термин обозначает "боговдохновленность"). Это качество не имеет четко выраженного содержания, но оно достаточно для того, чтобы у харизматического лидера были последователи, желающие вручить ему политическую власть (Кастро).
Но также для характеристики современных лидеров, в том числе украинских, можно использовать четыре собирательных образа лидеров: "знаменосец", "служитель", "торговец", "пожарник":
1. Лидер - знаменосец - отличается собственным видением действительности, имеет цель, увлекает за собой людей, определяет характер происходящего, его темп, формирует политическую проблематику.
2. Лидер - служитель - выражает интересы своих приверженцев. Он действует от их имени, и задачи приверженцев являются для такого лидера центральными.
3. Лидер - торговец - основывает свои отношения с избирателями на способности убедить избирателей в своей стратегии, пойти на какие-то уступки, тем самым добиться поддержания своей политики.
4. Лидер - пожарник - реагирует на требования масс, вызванные конкретной ситуацией, что и определяет его действия по тушению пожаров.
Это чистые идеальные типы, которые в реальности не существуют, лица которые претендуют на лидерство, обладают сочетанием всех этих образов, но один из образов является доминирующим.
Отсюда критериями лидерства можно выделить, исходя из научных классификаций следующие: первым и необходимым качеством политического лидера является наличие политической программы и желание бороться за ее осуществление; второй решающей способностью лидера является его новаторство, способность постоянно выдвигать новые идеи, или комбинировать и совершенствовать старые; третьим важнейшим качеством должна быть политическая информированность лидера; четвертое качество - чувство политического времени. Еще одно принципиальное для лидера качество – это способность его мышления опережать современный уровень общественной мысли, предвидеть ход политических событий.
Идеальный политический лидер для народа Украины должен быть наделен, прежде всего, определенными личными качествами, среди которых доминируют "честность", "порядочность", "забота о простых людях", "молодость". Важными оказываются и его прежние успехи на поприще государственного управления. Вместе с тем профессионализм и политическая опытность востребованы украинским обществом слабо.
В нынешней украинской политике социальная нестабильность и "война всех против всех" создали ситуацию полиархии — конкуренцию трех самодостаточных политических сил: Виктора Ющенко (Наша Украина), Виктора Януковича (Партия регионов), Юлии Тимошенко (БЮТ). Каждый из них в обозримом будущем имеет гипотетический шанс остаться или стать лидером нации.
Настоящая политическая элита в Украине только формируется. Перемен к лучшему можно ожидать лишь при условии становления двух-трех могущественных политических партий, в соревновании которых за власть и появится настоящая властная элита, правящий политический класс, владеющий высокими профессиональными и моральными чертами, стратегическими целями и волей для их осуществления. И от того, какими темпами будет происходить этот процесс, какими качествами овладеет он, будет зависеть будущее государства.
Выборы: понятие признаки
Избирательная система является важнейшей составляющей политического режима. С одной стороны, она устанавливает правила формирования органов власти, а с другой - оказывает непосредственное влияние на электоральный процесс. Наконец, избирательная система является одним из факторов, определяющих конфигурацию партийной системы в стране.
Понятие "избирательная система" используют в двух значениях. В широком смысле это совокупность общественных отношений, предметом которых является формирование органов государственной власти или наделение полномочиями должностного лица особым способом - путем выборов. При широком толковании понятие "избирательная система" включает в себя все общественные процессы и правила, связанные с выборами, тогда как в узком понимании избирательная система - это способ учета голосов избирателей и распределения мест в органах государственной власти между кандидатами.
Главным компонентом избирательных систем являются выборы. Выборы - это способ формирования органов государственной власти и наделения полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан. Помимо выборов в обществе существуют и другие способы формирования органов власти: насильственный захват власти; наследование власти; назначение на пост вышестоящим руководителем. В условиях демократии выборы представляют собой основную форму политического участия граждан, вкоторой реализуется их влияние на формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.
К главным функциям выборов можно отнести следующие:
-артикуляция интересов различных социальных групп;
-легитимация структур власти;
-рекрутирование в политическую элиту и ее обновление;
-политическая социализация и мобилизация граждан.
Все современные политические режимы используют процедуру выборов для легитимации власти, но не все они позволяют отразить действительную волю народа.
Соблюдение ряда общих принципов, признаваемых мировым сообществом, позволяет придать выборам действительно демократический характер.
1. Обязательность выборов означает, что выборы являются единственно легитимным способом формирования государственной власти.
2. Периодичность выборов позволяет гарантировать сменяемость выборных лиц по итогам голосования.
3. Всеобщность избирательного права означает, что все граждане, достигшие возраста дееспособности независимо от их пола, расы, национальности, социального положения, религиозных и политических убеждений, имеют право избирать и быть избранными в органы власти. Существуют и другие цензы, которые ограничивают избирательное право (особенно пассивное) дополнительными условиями.
Ценз оседлости - избирателем или кандидатом может стать лишь тот, кто прожил в данной местности не менее установленного законом срока.
Ценз гражданства предполагает, что в государственные органы власти могут избирать и быть избранными лишь граждане этого государства.
Ценз происхождения распространяет пассивное избирательное право только на граждан по рождению.
Возрастной ценз для реализации пассивного избирательного права, как правило, выше 20 лет.
Имущественный ценз - обладание имуществом или фиксированной величиной дохода.
Ценз пола, ограничивающий участие женщин в выборах, сохраняется в некоторых мусульманских странах.
В некоторых странах существует ценз грамотности, когда для получения права голоса требуется свидетельство о грамотности. В других же странах для неграмотных вводится специальная упрощенная система голосования.
Моральный ценз устанавливает определенные моральные требования, предъявляемые к избирателю, например запрет на участие в выборах людей, лишенных родительских прав, отбывающих наказание по приговору суда.
4. Альтернативность выбора предполагает наличие двух и более претендентов на власть и состязательность между ними.
5. Равные права избирателей.
6. Равные права кандидатов позволяют реализовать пассивное избирательное право гражданина. Все кандидаты должны иметь одинаковую возможность для выдвижения, агитации, доступа к средствам массовой информации.
7. Соблюдение закона при проведении выборов на всех стадиях.
8. Свободное волеизъявление избирателей и гарантии тайны голосования.
9. Прозрачность выборов позволяет обеспечить открытый характер выборов и доверие к ним. Данный принцип реализуется в предоставлении общественности права наблюдать за избирательным процессом через институт наблюдателей и СМИ, а также права знать, от кого и откуда кандидаты и партии получают деньги и сколько их расходуют на выборную кампанию.