Формы и виды политического поведения
Политическое поведение всегда имеет конкретного носителя. Им может быть отдельный индивид или какая-либо социальная группа, государство или блок государств, политическая партия или другая политическая организация. Каждый субъект и объект политических отношений, политического процесса характеризуется своим конкретным политическим поведением.
О политическом поведении личности можно говорить как в связи с ее индивидуальной политической деятельностью, так и с составом различных социальных групп и политических организаций. В каждом из этих случаев политическое поведение личности приобретает свои особенности, которые чаще всего зависят от преследуемых целей, политических установок, ориентации личности, применяемых методов и средств борьбы и т.д. Вместе с тем характер политического поведения зависит не только от интереса и той мотивации, которая возникает на его основе, но и от внешних регуляторов (оснований). Индивиды, предпочитающие использование в политической борьбе определенных ее методов и средств, как правило, являются членами таких политических организаций (партий, движений, объединений и т.п.),которые считают и провозглашают приемлемыми для себя именно эти политические действия и акции.
Политическое поведение личности испытывает на себе влияние широкого круга социальных и политических факторов. К ним относятся такие, как политический режим общества, его правовая система, уровень культуры, социально-классовая, национальная, идеологическая,социально-демографическая, профессиональная принадлежность личности, ее место жительства (город или село). На политическом поведении личности, его особенностях непосредственно сказываются и социально-психологические факторы:интересы, установки, ценности, убеждения, настроения, эмоции личности и др.Огромной силой воздействия на выбор той или иной формы политического поведения обладает семья, ближайшее окружение индивида. Влияние названных факторов на политическое поведение личности далеко не одинаково. Одни из них воздействуют постоянно, с большой силой и непосредственно, другие обладают меньшей силой и непосредственностью влияния [5,c 223].
Политическое поведение подразделяется на два основных вида: «открытое, т.е. политическое действие, и «закрытое, или так называемую политическую иммобильность.
Под политическим действием понимается часть социального действия вообще; в нем выделяются объекты действия, а субъектом являются индивиды, большие и малые социальные группы, организации. Форма и характер действия зависит от типа субъекта и специфики объекта, на который оно направлено. Существенным элементом являются обстоятельства или рамки политического действия. Они образуются факторами,которые действующее лицо ж может изменить, как и предотвратить их объективное изменение(если оно имеет место): общественные нормативы, обычаи и другие элементы политической культуры, тип политической организации общества [7, c112-114].
Политическое поведение можно классифицировать как социально осмысленное (когда процесс социализации личности завершился); ценностно-ориентированное; аффектированное и традиционно обусловленное, что в значительной степени связано с завершением процесса политической самоидентификации личности и группы. Поведение, как и его конкретное воплощение — действие, может быть прямым, т.е. непосредственно направленным на объект, или косвенным (опосредованным), основанным на делегировании полномочий в разных формах и степени.
Разнообразной может быть и степень политического действия: от поведения, характеризуемого политической пассивностью, «бегством от политики», до крайнего политического радикализма. Рассматривая политическое поведение, политологи выделяют также его правомерные, отклоняющиеся и экстремистские формы
К правомерным относятся те формы политического поведения, которые связаны с действиями и поступками, не противоречащими нормам и принципам данного общественно-политического строя, его конституции и другим правовым актам,регулирующим отношения между личностью и государством, личностью и обществом.Можно сказать, что это нормальное поведение.
Отклоняющееся поведение представляет собой совокупность таких действий и поступков личности,которые не соответствуют установившимся в данном обществе нормам (образцам)поведения. В их числе: различные правонарушения антиобщественного,антигосударственного характера (например, хулиганское поведение на митинге,демонстрации, при пикетировании; надругательство над государственными символами; несанкционированные действия политического характера и др.);противодействие властям, осуществление политических действий, нарушающих общественный порядок, и т.п.
К экстремистским формам политического поведения относятся такие, как несанкционированные или насильственные действия против существующего конституционного строя, призывы к насильственному свержению его; агрессивный национализм; политический терроризм и др. В целом политический экстремизм придерживается крайних взглядов и методов при решении политических проблем,достижении своих политических целей [10, c264-266].
Касаясь конкретных форм участия в политической жизни, следует отметить такие, как участие граждан в организованных формах политической жизни, т.е. их принадлежность к партиям и политическим организациям, деятельность в выборных органах государственной власти, в особенности на разных уровнях местной власти, их участие в политических собраниях,а также в выборах. Массовым участием в политической жизни можно считать чтение периодической печати и ознакомление с политическими передачами радио и телевидения, хотя последнее — это уже другая, пассивная форма участия в политической жизни. Наконец, особой формой политического поведения является обращение к органам власти, а также в редакции газет, журналов, на радио и телевидение с предложениями об улучшении существующего положения, в том числе если такие обращения выходят за рамки личных проблем и носят характер действий,затрагивающих общественные интересы.
В ряде политических систем решаются задачи формирования политического сознания масс, их активности, включения их в структуру управления государством,воспитания у граждан чувства сопричастности к общегосударственным делам. Таким образом решается вопрос, который известен в западной политологии как проблема«политической включенности» в общественную жизнь. В то же время политическое поведение индивида предопределяется процессом политической социализации, т.е.комплексом тех социально-политических процессов, которые подготавливают индивида к активной политической жизни
14. Государство как основной институт политической системы.
Политическая система общества возникает на определенном этапе его развития, отражает политическую деятельность людей, обуславливает системный характер политической жизни.
В рамках политической системы вырабатывается политическая линия, экономическая, социальная, культурная и другие формы политики. Одновременно политическая система выполняет ряд функций. Это - определение целей, задач, программы деятельности общества; мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей; интеграция всех элементов общества с помощью пропаганды, использования власти и т.д.; обязательное для всех граждан распределение ценностей.
Таким образом, политическая система общества - это совокупность институтов (государственных учреждений, политических партий, общественных объединений граждан) и норм (правовых и нравственных), в рамках которой осуществляется политическое руководство и государственное управление обществом.
Государство занимает особое место в политической системе, придавая ей целостность и стойкость, ориентацию на важные общественные дела. В его деятельности концентрируется основное содержание политики.
Государственные институты развивались и совершенствовались на протяжении многих веков по мере того как менялись представления людей о государстве, его роли и функциях, о наилучших формах политического устройства общества. Мыслители прошлого рассматривали возникновение государства как естественный процесс развития и усложнения форм человеческого общежития. Воззрения античных философов отражали реалии политической жизни государств - полисов. В средневековой Европе подучила распространение идея государства - вотчины, где государственная власть выводилась из права собственности на землю, что соответствовало политико-правовой практике феодального общества.
В дальнейшем главной причиной формирования государства стало развитие хозяйственной деятельности человека. Она породила более развитые формы кооперации и организации совместной деятельности, способствовавшие повышению эффективности труда и появлению избыточного продукта, а вслед за этим и усложнение социальной структуры общества.
Процесс формирования государственных образований в основном завершился в прошлом веке. Однако и в ХХ веке на политической карте мира периодически появляются новые государства. В результате национально-освободительной борьбы на развалинах колониализма возникли новые государства в Латинской Америке, Африке, Юго-Восточной Азии. В последнее время возник ряд государств на территории бывшей Югославии и СССР.
Термин "государство" в науке о политике обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. При этом синонимами термина "Государство" являются такие слова, как "страна", "народ", "общество", "Отчизна". В этом значении говорят, например, об американском, российском, немецком и т.д. государстве, имея в виду все представляемое им общество. В узком смысле государство понимается как организация, система учреждений, обладающих верховной властью на определенной территории.
В различные исторические эпохи государственные образования имели общие черты, называемые общими признаками государства. Эти признаки выделяют государство среди других организаций и объединений в обществе, делают его основой всей политической системы.
Общими для государства являются следующие признаки:
1. Суверенитет государства. Только государство выступает как универсальная, всеохватывающая организация, распространяющая свои действия на всю территорию страны и всех граждан. Только оно официально представляет общество внутри страны и за ее пределами, имеет право издавать законы и осуществлять правосудие.
2. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев.
3. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека, что определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения такого властного метода как принуждение у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы - армия, полиция, служба безопасности, прокуратура, суд.
4. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Обычно, оно строится на основе территориальной и этнической общности людей.
5. Обязательность членства в государстве. В политической партии или в общественной организации человек может состоять по собственному желанию. Государственное гражданство обязательно и получает его человек с момента рождения.
6. Право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания аппарата государственных служащих и для материального обеспечения так называемой бюджетной сферы: вооруженных сил, образования, науки, культуры, социального обеспечения граждан.
7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов, и общего блага. Ни одна другая организация не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.
Раскрывая содержание понятия "государство", необходимо уяснить и функции, которые оно выполняет. Это организационно-хозяйственная, политического управления, защиты от внешней угрозы, культурно-идеологическая. Они материализуются в регулировании экономической жизни, защите прав человека, содействии развитию образования и научно-технического прогресса, обеспечении обороноспособности страны, сотрудничестве с другими народами.
Кроме того, в отдельные периоды государство действует как инструмент национальной интеграции, стимулируя процессы формирования наций или их консолидации, что особенно актуально сегодня для Украины. Поскольку разные регионы страны прошли свою историю, имеют различный уровень национального самосознания, свои, иногда противоположные друг другу,. приоритеты - функция консолидации национальных интересов, приведение их к общему знаменателю занимает важное место в деятельности украинского государства.
15. Важнейшие права и свободы личности. Роль в гуманизации политики.
ГУМАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ - придание политике направленности на удовлетворение материальных и духовных потребностей человека.
Важнейшие права личности и проблема их реализации в современном мире
В наши дни для большинства стран права человека являются высшей ценностью, признанной мировым сообществом. Сам термин «права человека» употребляется как в широком, так и в узком смыслах. В узком значении — это только те права, которые не предоставляются, а лишь охраняются и гарантируются государством, действуют независимо от их конституционного закрепления и государственных границ. К ним относятся равенство всех людей перед законом, право на жизнь и телесную неприкосновенность, уважение человеческого достоинства, свобода от произвольного, незаконного ареста или задержания, свобода веры и совести, право родителей на воспитание детей, право на сопротивление угнетателям и др. В широком значении права человека включают весь обширнейший комплекс прав и свобод личности, их различные виды.
Современная типология прав человека достаточно разнообразна. Наиболее общей их классификацией является деление всех прав на негативные (свободы) и позитивные. Такое разграничение прав основано на различении в них негативного и позитивного аспектов свободы. Как известно, в негативном значении свобода понимается как отсутствие принуждения, ограничений по отношению к личности, возможность действовать по своему усмотрению, в позитивном — как свобода выбора, а главное, как способность человека к достижению поставленных целей, проявлению способностей и индивидуальному развитию в целом.
В соответствии с таким пониманием свободы негативные права определяют обязанности государства и других людей воздерживаться от тех или иных действий по отношению к индивиду. Они предохраняют личность от нежелательных, нарушающих ее свободу вмешательств и ограничений. Эти права считаются основополагающими, абсолютными. Их осуществление не зависит от ресурсов государства, -уровня социально-экономического развития страны. Негативные права составляют фундамент индивидуальной свободы. Почти все либеральные права имеют характер негативного права.
Типичным примером юридической фиксации этой группы прав и в целом негативного (и либерального) подхода к правам человека является Билль о правах конституции США. Так, его первая статья гласит: «Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное исповедание, ограничивающих свободу слова или печати или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями о прекращении злоупотреблений». Термин «не должен» содержится почти во всех статьях (кроме одной) этого документа. Практически все содержание Билля о правах направлено на ограждение личности от всякого рода несправедливых и нежелательных посягательств со стороны правительства.
В отличие от негативных прав, позитивные права фиксируют обязанности государства, лиц и организаций предоставлять гражданину те или иные блага, осуществлять определенные действия. Характер позитивного права носят все социальные права. Это, например, право на социальное вспомоществование, образование, охрану здоровья, достойный уровень жизни и т.п. Реализовать эти права гораздо труднее, чем права негативные, так как ничего не делать гораздо легче, чем что-то делать или предоставлять каждому гражданину. Осуществление позитивных прав невозможно без наличия у государства достаточных ресурсов. Их конкретное наполнение прямо зависит от богатства страны и демократичности ее политической системы. В случае ограниченности ресурсов позитивные права могут гарантировать гражданам лишь «равенство в нищете», как это имело место во многих странах административного социализма.
Более конкретной и широко распространенной классификацией прав личности по сравнению с их делением на негативные и позитивные является их подразделение в соответствии со сферами реализации на гражданские (личные), политические, экономические, социальные (в узком значении этого слова), культурные и экологические.
Гражданские (личные) права — это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека, имеющие в основном характер негативного права. Их не следует путать с правами гражданина, которые охватывают весь комплекс прав, обеспечиваемых государством лицам, имеющим гражданство. Гражданские права производны от естественного права на жизнь и свободу, которым от рождения обладает каждый человек, и призваны гарантировать индивидуальную автономию и свободу, защищать личность от произвола со стороны власти и других людей. Эти права позволяют человеку сохранять индивидуальность, быть самим собой в отношениях с другими людьми и государством. К гражданским правам обычно относят право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на защиту чести и доброго имени, на справедливый, независимый и публичный суд, предполагающий защиту обвиняемого, на тайну переписки, телефонных, телеграфных и иных сообщений, свободу передвижения и выбора места жительства, в том числе право покидать любое государство, включая собственное, и возвращаться в свою страну, и др.
В конституциях многих государств гражданские права обычно объединяют в одну группу с правами политическими. Основанием для этого служит преимущественно негативный характер тех и других, а также направленность обоих видов этих прав на обеспечение свободы личности в ее индивидуальном и общественном проявлениях.
Политические права определяют возможности активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. К ним относятся право человека на гражданство, избирательные права, свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний, право на информацию, свобода слова, мнений, в том числе свобода печати, радио и телевидения, свобода совести и некоторые другие.
В СССР и других коммунистических государствах длительное время господствовал разрешительный подход к политическим правам, который по существу сводил их на нет, требуя согласия властей на их реализацию. Для того же чтобы эти права можно было свободно реализовать, их предоставление должно носить преимущественно регистрационный характер, т.е. условием их реализации должно быть не предварительное разрешение властей, а лишь уведомление гражданами соответствующих органов и учет их предписаний по обеспечению законности и общественного порядка.
К гражданским и политическим правам непосредственно примыкают права экономические. Они связаны с обеспечением свободного распоряжения индивидами предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности: условиями производства и рабочей силой: Вплоть до середины XX в. важнейшие из этих прав — права частной собственности, предпринимательства и свободного распоряжения рабочей силой — обычно рассматривались как основополагающие гражданские права. В современных юридических документах эти права чаще называют экономическими и выделяют в относительно самостоятельную группу, однопорядковую с правами гражданскими, политическими и т.п.
Особое место среди экономических прав занимает право частной собственности. В странах Запада и в России до октября 1917 г. это право рассматривалось как одно из первейших для существования гражданского общества и обеспечения индивидуальной свободы. В коммунистических же государствах оно вообще отрицалось, сводилось к праву личной собственности на предметы индивидуального потребления. Однако опыт всех без исключения стран показал, что запрет частной собственности противоестествен для человека. Он подрывает мотивацию добросовестного инициативного труда, порождает массовую хозяйственную безответственность и социальное иждивенчество, ведет к тоталитарной дегуманизации общества и к разрушению самой человеческой личности. Индивид, лишенный не контролируемой государством среды обитания, средств производства, возможностей проявить предприимчивость, попадает в тотальную зависимость от власти, лишается свободы и индивидуальности.
Кроме того, отсутствие права собственности обрекает большинство граждан на бедность и нищету, поскольку без законодательного признания и фактического осуществления этого права невозможна эффективная рыночная экономика. Именно частная собственность является тем мельчайшим кирпичиком, из которых складывается все сложное здание современного хозяйственного механизма, в том числе и различные виды групповой собственности: кооперативной, акционерной и т.д.
В то же время опыт истории свидетельствует о необходимости ограничения права частной собственности, впрочем, как почти любого другого права. Потребности экономического развития, рост демократического движения народных масс привели к существенным изменениям самой трактовки частной собственности, к ее социализации, постановке под контроль государства. Сегодня мало кто настаивает на абсолютном характере частной собственности. Отошел на задний план, хотя в целом и сохранился, принцип неприкосновенности собственности. В законодательствах ФРГ, Франции, Италии и целого ряда других государств устанавливаются допустимые пределы частной собственности, говорится о ее использовании в интересах общества. Введение такого рода ограничений никак не означает отрицания фундаментального характера права частной собственности. Для посткоммунистических стран, в том числе для России, нахождение оптимальных форм его практического осуществления в интересах личности и общества имеет поистине ключевое значение для успеха политики реформирования.
Гражданские, политические и экономические права нередко называют правами либеральными или же правами первого поколения. Все они носят характер преимущественно негативного права, ограждающего свободу личности от посягательств власти и других людей и нуждающихся лишь в охране со стороны государства.
К правам второго поколения относят социальные (в широком значении этого термина) права. Они призваны обеспечить материальные условия свободы и достойную жизнь каждому человеку. Их специфика состоит прежде всего в том, что реализация этой группы прав большинством населения еще не полностью обеспечивается конституционным закреплением и государственной охраной, а требует создания целого комплекса материальных благ.
К правам второго поколения относятся собственно социальные, культурные и экологические. Все вместе они определяют обязанности государства гарантировать каждому человеку достойные условия существования, минимум материальных благ и услуг, необходимый для поддержания человеческого достоинства, нормального удовлетворения первичных потребностей и духовного развития, здоровую окружающую среду. При этом социальные права связаны с обеспечением каждому человеку достойного уровня жизни и социальной защищенности. Это права на социальное обеспечение, жилище, труд, охрану здоровья, образование и т.п.
Культурные права призваны гарантировать духовное развитие человека. Они включают право на образование, доступ к культур-' ным ценностям, свободу художественного и технического творчества, преподавания и некоторые другие. Экологические права — это права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями.
Права человека носят характер индивидуального права. Однако существует и коллективное право. Субъекты его разнообразны. Это семьи, производственные коллективы, сексуальные или национальные меньшинства и т.д. В последнее десятилетие в связи с активизацией националистических движений особую остроту приобрел вопрос о соотношении прав народов (наций) на самоопределение с основополагающими правами человека. Во многих новых государствах, образовавшихся после распада СССР, Югославии и некоторых других многонациональных коммунистических стран, получение народами национально-государственной независимости стало использоваться правящими элитами для разжигания национальной ненависти, политической дискриминации и массового нарушения прав граждан некоренной национальности. Такие действия несовместимы с принципами демократии и гуманизма и осуждаются международным сообществом.
Права человека и права народов призваны взаимно дополнять друг друга. Причем права человека являются в этом взаимоотношении основополагающими, имеют более высокий ценностный статус. Без их соблюдения права народа остаются для самих составляющих его граждан иллюзией, используемой власть имущими в своих корыстных целях. Как отмечено в итоговом документе Московского заседания Конференции по человеческому измерению ОВСЕ в 1991 г., обеспечение соблюдения прав человека выше принципа невмешательства во внутренние дела отдельных государств.
Право наций на самоопределение призвано создавать государственно-правовые гарантии для уважения прав человека и учета в политике специфических этнических, лингвистических, религиозных и других коллективных интересов. При соблюдении прав человека и создании прочных политических и иных гарантий учета особых интересов этнических общностей, их право на суверенитет и государственную независимость в современных условиях растущей интеграции и взаимозависимости народов во многом утрачивает смысл. Об этом свидетельствуют, в частности, добровольная передача подавляющим большинством европейских стран своих основных прав в области национально-государственного суверенитета Европейскому Союзу и их развитие в направлении создания единого федеративного государства.
Права человека чрезвычайно разнообразны. Выражая общечеловеческие ценности, они учитывают и специфику отдельных общественных групп, например детей, беженцев, заключенных и т.д. В последние десятилетия в рамках ОВСЕ активно разрабатывается каталог прав человека, который детализирует и существенно дополняет рассмотренные выше права личности.
Права человека становятся реальностью лишь в том случае, если они неразрывно связаны с обязанностями людей. В конституциях западных государств обязанности граждан почти не упоминались вплоть до второй мировой войны, хотя в целом они в той или иной форме включались в законодательство.
В обязанности граждан демократических государств обычно входит соблюдение законов, уважение прав и свобод других лиц, уплата налогов, подчинение полицейским предписаниям, охрана природы, окружающей среды, памятников культуры и т.д. В некоторых странах к числу важнейших обязанностей граждан относится участие в голосовании на выборах в органы государственной власти и воинская повинность. В конституциях отдельных стран говорится и об обязанности трудиться (Япония, Италия, Гватемала, Эквадор и др.), воспитывать детей (Италия), заботиться о своем здоровье и своевременно прибегать к лечебной помощи (Уругвай). Однако ответственность за невыполнение такого рода обязанностей обычно не предусматривается.
Вопрос об ответственности за нарушение прав и обязанностей личности имеет важнейшее значение для их практического осуществления. Без определения конкретной ответственности органов власти, должностных лиц и отдельных граждан в этой области конституционная фиксация прав человека прейращается не более чем в красивую декларацию.
Для того чтобы они стали реальностью, необходим также целый комплекс общественных гарантий. К ним относятся материальные (финансовые средства и собственность), политические (разделение властей, наличие независимой оппозиции, суда, СМИ и т.д.), юридические (демократическое законодательство и судебная система) и духовно-нравственные (необходимый образовательный уровень, доступ к информации, демократическое общественное мнение и нравственная атмосфера) гарантии.
Практическая реализация всего комплекса прав человека — сложная, всеобъемлющая задача,, степень решения которой непосредственно характеризует уровень развития, прогрессивность и гуманизм как отдельных стран, так и всей человеческой цивилизации. В современном мире соблюдение и все более богатое конкретное наполнение прав личности выступают важнейшим критерием внутренней и международной политики, ее гуманного, человеческого измерения.
Через уважение прав человека утверждается верховная ценность личности в отдельных государствах и мире в целом. В рамках отдельных стран их соблюдение служит необходимым условием здорового экономического и социального развития, торжества в политике здравого смысла, предотвращения губительных тоталитарных и иных экспериментов над народами, агрессивной внутренней и внешней политики. Еще в 1789 г. в преамбуле французской Декларации прав человека и гражданина было отмечено, что «незнание, забвение и неуважение прав человека являются единственной причиной общественных несчастий и коррумпированности правительств». И хотя современная наука не столь категорична, отмечает и другие причины социальных бедствий, она также считает уважение прав человека важнейшим условием благополучия общества.
Пока еще не все государства мира признают права человека. Некоторые политики и теоретики утверждают в частности, что они соответствуют лишь реальностям основанного на индивидуализме западного общества и неприменимы ко многим странам третьего мира, в которых преобладают коллективистские отношения между людьми и господствуют иные нравственные ценности. С этим аргументом можно согласиться лишь отчасти. Опыт человечества свидетельствует, что экономическое и социальное развитие стран влечет за собой и рост самосознания и индивидуальности человека, его стремление к свободе и уважению человеческого достоинства, т.е. к соблюдению прав человека. Последнее, в свою очередь, способствуя раскрепощению и самореализации личности, стимулирует общественный прогресс. Поэтому учитывающая национальные реальности все более полная реализация прав личности — общая задача человечества.
Универсальная применимость концепции прав человека нередко ставится под сомнение с помощью ссылок на разрушительные последствия, которые может вызвать их признание государством в условиях массового распространения голода, нищеты, болезней и неграмотности или же в остроконфликтных ситуациях. В таких случаях предоставление свободы действий всем общественным группам якобы может иметь целый ряд негативных для большинства населения последствий: дестабилизировать общество и привести его в хаотическое состояние, препятствовать концентрации усилий на решении наиболее острых общественных проблем, способствовать установлению неограниченного господства наиболее сплоченных и влиятельных групп. Поэтому в слаборазвитых и остроконфликтных странах наиболее эффективной и целесообразной для всего народа формой правления может быть лишь сильная авторитарная власть, предоставляющая права гражданам лишь в ограниченном виде и по своему усмотрению.
Конечно, не существует правил без исключений. В чрезвычайных ситуациях государство вправе ограничивать свободу граждан. Однако такие ситуации обычно недолговечны. В нормальных условиях даже в слаборазвитых и остроконфликтных странах права человека выступают важнейшей гарантией против злоупотреблений власти, условием нахождения общественного согласия, налаживания мирных отношений и сотрудничества с другими странами.
В масштабах всего мирового сообщества соблюдение прав человека — важнейшая гарантия построения международных отношений на подлинно гуманистических, нравственных началах, сохранения и упрочения мира. Существует прямая зависимость между уважением прав человека отдельным государством и его внешней политикой. Развязывание войн, грубое нарушение международного права обычно связаны с попранием правительством прав своих собственных граждан. Так было и в нацистской Германии, и в СССР, и в Ираке, и в целом ряде других государств, развязывавших агрессивные войны или предпринимавших грубые захватнические акции. Учитывая все это, страны-участницы ОБСЕ рассматривают соблюдение прав человека не как сугубо внутреннее дело каждой отдельной страны, а как предмет их общей озабоченности и коллективной ответственности.
Уважение прав личности способствует укреплению доверия между народами, создает благоприятную атмосферу для разносторонних человеческих контактов и сотрудничества, вносит в международные отношения нравственное начало. Без общей гуманистической ценностной и правовой базы, создаваемой уважением прав человека, невозможно сближение народов, их интеграция.
Обеспечение прав каждому человеку, независимо от государственных, национальных, расовых и других различий, — путь к космической разумности и нравственности человечества. На протяжении всей человеческой истории разум и нравственность характеризовали в большей степени отдельных людей, чем человечество в целом. Об этом убедительно свидетельствуют, например, многочисленные разрушительные войны, бездумное, варварское обращение с природой и т.д. Уважение прав каждого представителя человеческого рода может послужить исходным принципом построения земной цивилизации на началах разума и гуманизма. Оно позволяет личности быть сознательным и свободным творцом своей собственной частной и общественной жизни, безболезненно и конструктивно разрешать конфликты, вытекающие из неизбежного несовпадения интересов, мнений и ценностных ориентаций людей, предотвращать злоупотребления властью и ставить ее на службу человеку и человечеству.