Формы политического участия и виды политической активности

Формы политического участия могут быть самыми разнообразными по направлению, значению и результативности:

1) действия людей в политике, служащие ответом на внешнее воздействие, исходящее от других людей и институтов;

2) регулярное участие в выборах, политических кампаниях, связанное с делегированием полномочий; в отборе политических лидеров и контроле за их деятельностью;

3) участие в деятельности политических организаций, движений, партий;

4) выполнение политических обязанностей в рамках государственных органов, помощь общественности в реализации их функций (например, при охране правопорядка), привлечение общественности к осуществлению контроля за деятельностью политических институтов;

5) посещение политических собраний, освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях;

6) прямое действие – непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политического участия, как:

– митинги;

– демонстрации;

– забастовки;

– голодовки;

– кампании неповиновения или бойкот;

– освободительные войны и революции;

7) воздействие на ход политических процессов через обращения и письма;

8) встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений. Наиболее рас­пространенной формой политического участия является голосо­вание на выборах за определенного кандидата.

Обычно принято выделять "мобильные" (активные) и "иммобильные" (пассивные) формы политического участия. Среди активных форм выделяется, как минимум, шесть основных вариантов. Во-первых, это простейшие реакции (позитивные или негативные) на импульсы, исходящие от политической системы, ее институтов и их представителей, не связанные с необходимостью высокой личной активности человека. Грубо говоря, это реакция зрителя в театре или перед телевизором, воспринимающим некоторые новости. Во-вторых, участие в действия, связанных с делегированием собственных полномочий. Наиболее яркий пример - электоральное поведение. В-третьих, личное участие в деятельности политических организациях, посещение собраний и других мероприятий. В-четвертых, выполнение не разовых поручений, а уже постоянных конкретных политических функций в рамках институтов политической системы или оппозиционных ей. В-пятых, прямое действие - выход с товарищами на митинг, помощь в строительстве баррикады, участие в политических столкновениях и т. п. В-шестых, активная, в том числе руководящая деятельность во вне-институциональных политических движениях, направленных против существующей политической системы, добивающихся ее смены или конечной перестройки. Часто это участие (лидерство) в толпе, идущей на слом политической системы.

Среди "иммобильных" (пассивных) форм политического участия выделяются четыре основные формы. Во-первых, это полная выключенность из политических отношений, обусловленная низким уровнем общественного развития. Во-вторых, политическая выключенность как результат излишней бюрократи-зярованности самой господствующей политической системы, низкой эффективности обратной связи между этой политической системой и гражданским обществом в целом, разочарование людей в политических институтах, В-третьих, политическая апатия как форма неприятия политической системы, навязанной людям извне - например, в результате проигрыша войны и завоевания страны неприятелем. В-четвертых, политический бойкот как выражение активной враждебности к политической системе и ее институтам.

4 вида политической активности:

1) Участие в выборах как избиратели – характерно для всех стран

2) Участие в избирательных кампаниях – сбор средств для проведения изб кампании, агит помощь кандидату

3) Участие в решении местных вопросов

4) Личные контакты как на региональном, так и на национальном уровнях

Степень активности полит активности:

· «зрительская активность» ( редкое посещение избирательного участка)

· «промысловая активность» (участие в качестве агитатора)

21. Особенности политического участия в англоязычных и континентально-европейских странах.

22. Типология групп интересов

Группа интересов – общественные организации, специализирующиеся на выработке запросов и инт

Научный интерес к подобным феноменам наметился в начале 20в. Первая работа – «Процесс управления» А.Бентли, вышедшая за рамки исследования государственных институтов. Полит процесс как результат взаимодействия групп интересов.

Для групп интересов характерна:

1. Минимальная степень организованности

2. Осуществление давления ради собственных целей

3. Наличие автономного центра принятия решений, не инструмент в руках иной организации

4. Результативность воздействия

Типология Блонделя – 2 чистых полюсных типа:

1. Общинные группы ( человек попадает по факту рождения(этническая, региональная, религиозная группа) – общность интересов

2. Ассоциативные группы ( культура рационального типа, культура модерна; объединение в результате свободного выбора индивида)

Выделяется:

1. Группа по обычаю. В модернизированных обществах с современной формой социальной, экономической, политической жизни. Интеграция в эти формы происходит на основе племенных, клановых, общинных интересов, что предполагает принадлежность к определенной группе.

2. Институциональные группы интересов. Государственные институты. Становление государства при относительной слабости гражданского общества (бюрократические структуры, промышленные объединения выступают в качестве лоббистских групп интересов, которые происходят не из гражданского общества, а из недр государства)

3. Группы защиты (защита материальных интересов) – профсоюзы (эпоха материализма) / группы поддержки (защита моральных, иделогогических ценностей) – экологические движения, феминистские группы (постматериализм)). Чистые типы отсутствуют, могут сосуществовать несколько компонентов.

Схема Алмонда.

1. Спонтанные группы, неуправляемые группы интересов (внезапно образующиеся группы, ориентированные на насилие, быстрое возникновение и распад, анонимический тип (забастовки, стачки..)

2. Несанкционированные группы интересов – ощущение общности интересов, но нет организованности, попытка воздействия на власть через неформальные связи: личные контакты, родственные связи.

3. Институциональные группы интересов – церковь, министерства, администрация; располагают ресурсами, близки к власти, формальное воздействие.

4. Ассоциативные группы интересов – профсоюзы, женские организации, религиозные и этнические организации.

Лоббистиские струткуры создатся бюрократами, политиками, которые знают процедуры создания подобных организаций, имеют связи с представителями власти. Главной отличительной чертой является то, что они не преследуют собственные интересы, а обеспечивают реализацию, продвижение интересов определенных кругов.

24. Разновидности систем групп интересов

Система групп интересов – совокупность взаимодействий между группами интересов и государством, взаимодействие групп интересов друг с другом.

Три типа системы группы интересов:

1. Плюралистическая система (часть мажоритарной демократии по Лейпхарту) – элемент англо-американской модели полит системы.

· Разнообразные группы интересов могут представлять единые социетальные интересы, конкурируя друг с другом

· Членство в группах является добровольным и ограниченным – степень юнионизации незначительна

· Группы имеют свободную, децентрализованную орг структуру

· Г.и. и правительство четко отделены друг от друга

1) Острая конкуренция групп за социальную поддержку

2) Является дополнительным каналом влияния, не охватывающим все общество

3) Г.и. – канал артикуляции

4) Наличие культурного диалога, позволяющее быть г.и. децентрализованными

5) Отсутствие массовой юнионизации – высокая степень автономии подсистем

2. Неокорпоративистский тип, демократический корпоративизм – недемократические режимы нуждаются в группах интересов, чтобы иметь каналы получения информации из гражданского общества – создание подконтрольных организаций ( например, правительство во Франкистской Испании была представлена профсоюзами)

· Каждый социетальный интерес представлен единой головной организацией

· Членство в ассоциации – обязательно и почти всеобщее

· Головная организация имеет центральную структуру и направляет деятельность своих организаций на местах.

· Группы интересов систематически участвует в выработке и осуществлении полит курса

· Профсоюзные боссы сдерживают профсоюзные движения, чтобы не мешать рабочему процессу

· Предприниматели идут на уступки

· Правительство помогает в достижении компромисса

· Ограниченная степень автономности подсистем

Трипартизм:

· общенациональный профцентр (труд)

· Объединение предпринимателей (бизнес)

· Правительство ( бюрократы)

3. Управленческий тип систем групп интересов – авторитарный корпоративизм; суррогат партийного представительства.

· Каждый сектор общества представлен одной группой – меньшая дробность, чем в демократиях

· Принудительное членство

· Иерархическая структура

· Группы интересов контролируется правительством в целях мобилизации и поддержки его курса

Это просто отдельно.

Полит процесс – взаимодействие полит системы со средой с целью обеспечения стабильных социальных отношений.

Полит система – совокупность социальных структур, ответственных за функцию адаптации и интеграции общества, за счет применения или угрозы применения легитимного права на насилие.

Полит функция – некоторые условия жизнеспособности системы.

Т. Парсонс – структурно-функциональный метод

Соц жизнь – совокупность форм поведения, каждая из которых становится импульсом для последующего действия и являющегося результатом предыдущего.

Наши рекомендации