Глава 22. Политическая и правовая мысль в России
во второй половине XIX— начале XX в....................................360
22.1. Государственно-правовые воззрения
Г.Ф. Шершеневича..................................................................... 360
22.2. Государственно-правовые взгляды Н.М. Коркунова...... 364
22.3. Государственно-правовые воззрения
П.И. Новгородцева..................................................................... 367
22.4. Политико-правовые взгляды И.А. Ильина.......... ,.............. 371
22.5. Политико-правовое учение Б.А. Кистяковского................ 377
___________________ Оглавление_____________________ 7
Вопросы для самоконтроля................................................................ 389
Литература............................................................................................ 390
Глава 23. Политические и правовые учения в конце XIX —
первой трети XX в...............................................................................392
23.1. Социологическая теория права Рудольфа Иеринга......... 392
23.2. Политико-правовое учение Георга Еллинека.................... 400
23.3. Школа «свободного права» начала XX в.
Евгений Эрлих............................................................................. 403
23.4. Политико-правовое учение Эмиля Дюркгейма................. 408
23.5. Солидаристская теория права и государства
Леона Дюги.................................................................................. 414
23.6. Политико-правовое учение Мориса Ориу.......................... 418
23.7. Неокантианские концепции права.
Рудольф Штаммлер................................................................... 423
23.8. Учение Макса Вебера о государстве и праве.................... 429
23.9. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого........ 438
Вопросы для самоконтроля................................................................ 442
Литература............................................................................................ 443
Глава 24. Политические учения как основа новой науки —
политологии..........................................................................................445
Вопросы для самоконтроля................................................................ 451
Литература............................................................................................ 451
Глава 25. Политические и правовые учения на Западе
(первая треть XX — конец XX в.).................................................А52
25.1. Правовое учение Жоржа Гурвича........................................ 452
25.2. Нормативистская теория права и государства
Ганса Кельзена........................................................................... 458
25.3. Социологическая юриспруденция Роско Паунда............ 462
25.4. Реалистическая школа права в США................................... 466
25.5. Неотомистская теория права Жака Маритена................. 469
25.6. Основные направления современной политической
мысли во Франции..................................................................... 476
Вопросы для самоконтроля................................................................ 486
Литература............................................................................................ 487
Литература ко всему курсу.............................................................488
Персоналии............................................................................................490
Об авторах..............................................................................................495
Предисловие
g
Предисловие
Предлагаемый учебник по курсу истории политических и правовых учений адресован прежде всего будущим юристам. В этом курсе представлена панорама политического и правового мышления за период времени, исчисляемый двумя с половиной тысячами лет, что позволит студентам познакомиться с многообразием политического и правового мышления; анализируются политические и правовые учения как западных, так и российских мыслителей.
Курс предоставляет студентам возможность выявить различные приемы аргументации в обоснование того или иного тезиса о природе политических и правовых явлений и обнаружить идентичность этих приемов на протяжении столетий. Политическое и правовое мышление авторов различных доктрин может стать фундаментом для формирования и развития собственного политического и правового мышления студентов.
Материал данного учебника преднамеренно подвергнут некоторой формализации. Студентам предлагается проанализировать политические и правовые доктрины по определенному алгоритму. Вначале необходимо выяснить, кто является автором учения. Далее следует определить, в какое время разрабатывалось это учение (назвать век), в какой стране, в каких основных произведениях автора оно было изложено. Затем уместно вспомнить мыслителей (современников автора или мыслителей прошлого), под влиянием которых находился рассматриваемый автор или с кем он активно полемизировал. После этого нужно проанализировать структуру конкретного политического или правового учения, которая имеет логическое основание, содержательную и программную части.
Содержательная часть политического или правового учения разбита на отдельные смысловые рубрики. Приводятся таблицы, в которых представлены классификации политических и правовых явлений одного из мыслителей,
или таблицы, позволяющие сравнить политические и пра-новые взгляды нескольких мыслителей между собой. Представляется, что эти средства дают возможность студентам задействовать различные виды памяти для усвоения материала курса истории политических и правовых учений.
Отдельные политические и правовые учения снабжены комментариями сложных или неоднозначных понятий, которые использовал автор учения. Там, где это необходимо, дается словарь терминов и выражений. Каждая тема завершается вопросами для самоконтроля и списком литературы, рекомендуемой для самостоятельного изучения.
В результате успешного освоения курса истории политических и правовых учений у студентов должны сформироваться значимые ассоциации с именем того или иного мыслителя, поэтому так важно уяснить то оригинальное, что внес данный мыслитель в политический и правовой дискурс. Так, с именами некоторых древнегреческих софистов связаны противопоставление естественного права праву позитивному и критика позитивного права с позиций естественного права. Платон вошел в историю политической и правовой мысли как философ, разработавший два проекта идеального государства, согласно одному из которых лучшими правителями государства могут быть только философы. Ж.-Ж. Руссо выступил в защиту непосредственной демократии, создав теорию народного суверенитета. Анархистские доктрины, распространившиеся в Западной Европе в XIX в., явились свидетельством фундаментальной критики государства и законов.
Курс истории политических и правовых учений для вдумчивого студента может стать хорошей школой плюрализма политического и правового мышления.
1.1. Предмет, содержание и значение истории...
Глава 1
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ
И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ КАК
НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ
ДИСЦИПЛИНА
1.1. Предмет, содержание и значение истории политических и правовых учений
История политических и правовых учений — одна из научных дисциплин государственно-правового цикла, изучаемых на юридических факультетах высших учебных заведений России. В число таких дисциплин входят также теория государства и права, история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, конституционное право России, конституционное право зарубежных стран, административное право.
Отличие истории политических и правовых учений от перечисленных научных дисциплин определяется предметом изучения. Предмет истории политических и правовых учений — политические и правовые учения в их историческом своеобразии. В рамках данной дисциплины анализируются политико-правовые учения мыслителей, начиная с глубокой древности и заканчивая современной эпохой. Поэтому история политических и правовых учений — это история особого рода мыследеятельности. В числе авторов, представленных в курсе истории политических и правовых учений, — греческие софисты, Платон и Аристотель, Фома Аквинский и Марсилий Падуанский, Кант и Гегель, Кель-зен и Маритен и др.
История политических и правовых учений наиболее тесно связана с теорией государства и права, но различает :>ти две научные дисциплины следующее: .
• теория государства и права (впрочем, как и любая на
ука) — это систематизация знаний, прежде всего современ
ных знаний о современных государстве и действующем
сейчас праве, это некий общий ориентир для практику
ющего юриста;
• история политических и правовых учений — это сис
тематизация многовекового опыта индивидуального (не
коллективного) осмысления государственно-правовых яв
лений.
Зачем будущим юристам изучать историю политических и правовых учений?
Изучение этого курса позволит студентам понять сущность плюрализма политического и правового мышления как основы открытого информационного общества, в котором никто не обладает монополией на истинное понимание политико-правовой действительности. Этот курс предоставляет студентам возможность познакомиться с различными, конкурирующими между собой способами аргументации, которые можно использовать для обоснования того или иного политико-правового тезиса. Изучение истории политических и правовых учений поможет обнаружить устойчивость и повторяемость некоторых решений политико-правовых проблем на протяжении веков. Поэтому освоить курс истории политических и правовых учений значит сделать шаг вперед в направлении к компетентности в вопросах понимания сущности политико-правовых явлений.
Источником знаний о политике-правовых учениях прошлого и настоящего служат исторически значимые политико-правовые произведения. Этому критерию соответствуют:
• произведения, которые не утратили свою значимость
за многие столетия и оказали серьезное воздействие на раз
витие последующей политико-правовой мысли. Например,
работа Платона «Государство» (IV в. до н.э.) оказалась в
высшей степени актуальной для Т. Мора, написавшего
«Утопию» (XVI в.); идеи Аристотеля, высказанные им в
работе «Политика» (IV в. до н.э.), вновь зазвучали в рабо
тах Фомы Аквинского «Сумма теологии», «О правлении
государей», написанных в XIII в. В свою очередь работы
французского философа XX в. Ж. Маритена («Человек и
государство», «Права человека и естественный закон»)
12 Глава 1. История политических и правовых учений...
концептуально связаны с уже названной работой Фомы Аквинского «Сумма теологии»;
• произведения, оказавшие колоссальное влияние на со
временников; авторов этих произведений можно назвать
«рупорами эпохи». Например, известно, что работа Мон
тескье «О духе законов», опубликованная в 1755 г., в тече
ние последующих полутора лет выдержала около 20 изда
ний в Западной Европе. Этот факт свидетельствует о том,
что Монтескье уже при жизни стал известным европейским
политическим и правовым мыслителем. Другой пример
прижизненной известности — «Манифест Коммунистиче
ской партии» Маркса и Энгельса. Он был опубликован на
немецком и французском языках в 1848 г., на английском
языке — в 1850 г., вскоре появились датское и польское, а за
тем русское и американское издания;
• произведения, не получившие широкой известности
при жизни автора, но значительно позднее их интеллекту
альная ценность была признана. Например, работы италь
янского философа Дж. Вико (1668-1744) «О единствен
ном начале и единственной цели всеобщего права (1720),
«Основания новой науки об общей природе наций» (1725)
получили признание лишь спустя почти столетие. Извест
но, что своими исследованиями истории развития права
Вико на столетие опередил представителей немецкой исто
рической школы права.
В курсе истории политических и правовых учений изучаются следующие группы мыслителей в зависимости от их рода занятий:
• философы: греческие софисты, Платон, Аристотель,
Локк, Спиноза, Кант, Гегель, Маритен и др.;
• юристы: римские юристы, Воден, Монтескье, Сави-
ньи, Пухта, Остин, Бергбом, Кельзен, Паунд и др.;
• историки: Полибий, Вико, Татищев; -
• социологи: Конт, Спенсер;
• политические деятели: Пересветов, Бабёф, Сперан
ский, декабристы.
Политическое и правовое учение, как и всякое учение, или доктрина, предполагает наличие трех элементов:
1) логической основы: мифологии; философии (реляти
визм, скептицизм, агностицизм, рационализм и др.); рели
гии; науки (психология, биология, социология и др.);
2) содержания: решение той или иной политической и
правовой проблемы (обоснование договорного происхож-
1.2. Становление и развитие политико-правовой идеологии 13
дения государства, обоснование суверенитета государства
" др.);
3) программной части, т.е. вывода, который делает сам аитор, или вывода, который логически вытекает из его учения.
На основании исследования программной части политическое и правовое учение можно причислить к тому или иному направлению (школе) политической или правовой мысли: социологической школе права; школе юридического позитивизма; политическому реформизму, или радикализму, и др.
1.2. Становление и развитие политико-правовой идеологии
Становление и развитие политико-правовой идеологии можно проследить, анализируя содержание политических и правовых учений с глубокой древности.
Содержание политических и правовых учений определяется темами, выбранными для осмысления различными авторами. В их выборе существует некоторая закономерность. Темы формулируются мыслителями, включенными в определенную социальную среду (экономическую, культурную, политическую, правовую). Эта среда может существенно меняться от одной эпохи к другой, от одной страны к другой, поэтому политико-правовые учения развиваются неравномерно. Примерами особенно интенсивного развития политической и правовой мысли могут служить политические и правовые учения греческих софистов (V в. до н.э.) и французских просветителей (XVIII в.).
На фактор обусловленности политических и правовых учений социальной средой обратил внимание российский правовед Борис Николаевич Чичерин. Он считал, что в древнем мире не было церкви и гражданского общества в современном их понимании, а «политический союз был началом всего». Это нашло соответствующее отражение в политической мысли древних греков: «Государство представлялось древним философам естественным образованием, корни которого скрывались в глубокой древности». Этому тезису Б.Н. Чичерина вполне соответствует, например, представление Платона о том, что государство возникает в силу очевидности общественного разделения труда. Анало-
14 Глава 1. История политических и правовых учений...
гичное понимание связи между жизнью древних греков и политико-правовыми учениями того времени можно обнаружить у американского исследователя В. Вильсона, впоследствии ставшего президентом США. Вильсон полагал, что «в Греции трудно найти следы политической мысли, стремящейся ограничить общественную власть во имя неотчуждаемых прав личности. Как в греческом, так и в римском представлении правительственная власть была столь же древней, как и само общество, она была его верным отражением и воплощением».
В эпоху Средних веков сформировалась христианская церковь. По мнению Б.Н. Чичерина, в это время «политическое мышление вращалось вокруг спора между светской властью и церковной». Следует признать, что политико-правовое учение Фомы Аквинского — яркое тому подтверждение.
В Новое время, считал Б.Н. Чичерин, в Западной Европе происходят существенные изменения: «Воздвигается новое государство, возвышаясь над церковью и гражданским обществом. Спор заканчивается в пользу светской власти. Исходная точка мышления иная, нежели в древнем мире. Мыслители Нового времени видели перед собой не веками установленный политический организм, а хаос средневековых сил, столкновение властей. Государство представлялось им необходимым выходом из анархии. Заботились об установлении первоначальных условий общежития, и прежде всего власти, охраняющей порядок. Эти условия они выводили логическим путем из требований разумного общежития». Основываясь на таком взгляде Чичерина, можно объяснить появление в XVI в. теории государственного суверенитета Бодена, в соответствии с которой средством преодоления средневекового хаоса во Франции могло стать только сильная государственная власть. Этот же взгляд Чичерина помогает понять то рациональное объяснение государства, который искали многие философы в XVII-XVIH вв. Эти философы (Гроций, Гоббс, Локк, Руссо и др.) сделали вывод: в основе государства лежит общественный договор.
Если попытаться объяснить специфику политического мышления в Европе в конце XIX — начале XX в., то можно, в частности, найти ответ на этот вопрос у французского ученого, профессора публичного права Карре де Мальберга (1861-1935), который в своей работе «К вопросу об общей
______ 1.3. Возникновение науки истории политических...____ 15
теории государства» Писал: «С 1871 по 1914 год мир должен был жить в условиях возрастающей угрозы немецкой гегемонии... Тем самым в милитаризованной Европе, всегда готовой вступить в войну, концепт государства главным образом развивался в направлении идей силы, могущества и, следовательно, господства над индивидами национального сообщества». Этот вывод Мальберга подтверждают, например, определение государства Энгельса, для которого оно выступало орудием господства одного класса над другим, или определение М. Вебера, для которого государство сводилось к монополии на легитимное применение физического насилия.
1.3. Возникновение науки истории политических и правовых учений в России
Впервые в России курс «История политических учений» стал читать в 60-е гг. XIX в. в Московском университете русский правовед Б.Н. Чичерин. Он же издал «Историю политических учений» в пяти томах (1869-1902). В этом курсе рассматривались не только политические, но и правовые учения. Следует заметить, что в Англии и США издания, в какой-то степени подобные пятитомному изданию Чичерина, появились лишь в начале XX в. в Англии — работа Карлайлов (R. W. et A. J. Carlyle) «История средневековой политической теории на Западе» (1903), в США — трехтомник «История политических теорий» (1902-1920) Данинга (W. D. Dunning).
В конце XIX в. в России появляются курсы лекций по истории философии права: в Казани Г.Ф. Шершеневич издает «Историю философии права» (1896); П.И. Новгородцев в Москве— «Историю философии права» (1897); в Санкт-Петербурге Н.М. Коркунов — «Историю философии права» (1898); в Киеве Е.Н. Трубецкой — «Лекции по истории философии права» (1901). В этих курсах также затрагивалась и политическая проблематика.
Эти курсы лекций по истории политических учений и по истории философии права представляют собой истоки современного отечественного учебного курса «История политических и правовых учений».
В советское время учебный курс «История политических и правовых учений» делился на домарксистский и марксистский периоды. Считалось, что с появлением марксистского
Г"»
16 Глава 1. История политических и правовых учений...
политико-правового учения произошел радикальный «переворот» в учениях о государстве и праве. В настоящее время этот идеологический постулат преодолен, и марксистское учение о государстве и праве занимает лишь одну из ниш политико-правового дискурса, относящегося ко второй половине XIX в.
1.4. Актуальные проблемы истории политических и правовых учений
Как история политических и правовых учений связана с современностью?
Следует признать, что существуют вечные темы политико-правового дискурса наряду с постоянно возникающими новыми. Эти вечные темы продолжают волновать каждое новое поколение мыслящих людей. Поэтому для компетентного решения той или иной политико-правовой проблемы в настоящее время необходимо знание традиций их рассмотрения в прошлом, прежде всего знание различных способов аргументации в пользу того или другого решения.
Какие же темы политико-правового дискурса, рассматривавшиеся в прошлом, не потеряли своей актуальности и в настоящее время?
1. Каким должно быть государство в XXI в.: правовым («минимальным») или социальным (государством «всеобщего благоденствия»)"}
Учение о правовом государстве оформилась еще в первой трети XIX в. в Германии. Это учение развивали немецкие правоведы Молль, Гнейст, Шталь и др. Но это учение не потеряло своих приверженцев и в конце XX в. В качестве примера можно назвать профессора философии Гарвардского университета Р. Нозика, автора книги «Анархия: государство и утопия» (1974). Р. Нозик — сторонник концепции правового государства и противник концепции социального государства. Само появление его работы в известной степени объяснимо. Ведь именно на 70-е гг. XX в. приходится, как пишет один из современных исследователей, «кризис государства всеобщего благоденствия, наблюдавшийся в индустриальных обществах. Он посеял сомнение во всемогуществе государства и его способностях приноравливаться к любым изменениям».
Автор книги «Анархия: государство и утопия» считает, что только «минимальное государство» — единственный
I
1.4. Актуальные проблемы истории... учений
тип государства, который можно оправдать, поскольку «минимальное государство» не нарушает прав индивида. Функции такого государства должны сводиться исключительно к защите от насилия, воровства, обмана и к выполнению договоров. При этом государство должно быть невосприимчиво к социальным проблемам и к проблемам защиты окружающей среды. Свободное общество, по Р. Но-зику, не допускает установления «моделей распределения», так как это ведет к вмешательству в права человека; государство незаконно присвоило себе право обогащать одних за счет других. Р. Нозик критикует также факты использования государства для своих целей различными мощными экономическими группами. По его мнению, «минимальное государство» обладает следующими достоинствами:
S «рассматривает нас как индивидов, права которых нельзя ни нарушить, ни использовать в качестве средств или орудий других людей; оно видит в нас личности и защищает наше достоинство»;
S является «минимально желаемой целью» людей, «жаждущих политической власти и манипулирования государством или желающих экономических выгод».
Современный немецкий правовед О. Хёффе скептически относится к теоретической позиции, которой придерживается Р. Нозик. О. Хёффе отдает предпочтение концепции социального государства, так как считает, что модель «минимального государства» нереальна для современных развитых стран. Он считает, что если «минимальное государство» предполагает признание гражданских и политических прав, то оно не может не заботиться о создании экономических, социальных и политических условий для их обеспечения. Согласно логике О. Хёффе, именно социальное государство является условием «минимального» (правового) государства.
Обращаясь к концепции социального государства, мы сталкиваемся с проблемой: какой смысл вкладывается в понятие «социальное государство»? Что такое социальное государство: должно ли оно обеспечить людям право на «стремление к счастью» или же оно должно обеспечить лишь условия для максимального самовыражения людей? Одним из сторонников модели социального государства является К. Г. Мюрдаль, шведский экономист и политический деятель, автор книги «За пределы государства благо-
18 Глава 1. История политических и правовых учений—
действия». Под государством благоденствия Мюрдаль понимает государство, в котором действует смешанная экономика, политический процесс поставлен под расширенный контроль народа и преодолены идеологические разногласия в обществе.
Однако некоторые современные философы, не отрицая самой модели социального государства, сдержанно оценивают возможности воплощения этой модели на практике. Они пытаются ответить на вопрос: безупречна ли сама по себе модель социального государства? Анализ обнаруживает много слабых сторон этой модели. Р. Даррендорф, современный немецкий философ, выделяет следующие слабые стороны: социальное государство нуждается в формировании дополнительной бюрократии, которая не способна разглядеть истинное положение индивида; социальное государство стоит дорого, поэтому неясно, что делать, когда наступает экономический спад; в основе социального государства лежит перераспределение доходов от богатых слоев населения к бедным, что создает угрозу росту эффективности экономики; социальное государство предполагает расширение числа получателей социальной помощи, обусловленное длительным обучением молодежи и увеличением продолжительности жизни пенсионеров, что требует дополнительного финансирования; невозможно реально финансировать дорогостоящие технические нововведения, например современную медицинскую технику. Такая ситуация приводит к трудноразрешимому вопросу: как объяснить получателям социальной помощи, что в одних районных больницах есть современные бесплатные средства медицинской диагностики, а в других этого нет? Однако Р. Даррендорф не предлагает отказаться от модели социального государства, но считает, что нужно скорректировать реализацию этой модели на практике: институт государственного иждивенчества следует заменить институтом социального участия в расходах государства, применять принцип возвратной ссуды для молодежи и т.п. Заметим, что в ФРГ много сделано для создания социального государства: действует Социальный кодекс, который состоит из десяти томов.
2. Каким должно быть совершенное государство! Можно ли существующие сейчас в мире государства или хотя бы одно из них охарактеризовать как «действительность нрав-
1.4. Актуальные проблемы истории... учений
ственной идеи», «шествие Бога, в мире» (Г. Гегель)? Если утвердительно ответить на этот вопрос, то одновременно потеряет смысл постановка вопроса о праве индивидов на сопротивление государственной власти. Если ответить отрицательно, то становится правомерным вопрос о формах возможного или допустимого сопротивления государственной власти. В исстории политической и правовой мысли можно встретить аргументы в пользу убийства тирана (Фома Аквинский, Ж.-Ж. Руссо), революции (А.Н. Радищев, декабристы, К. Маркс), а также аргументы противников использования этих радикальных форм сопротивления государственной власти. Так, И. Кант был противником революции и возлагал надежды только на проведение правительством своевременных реформ, а Б. Констан разработал концепцию мирного гражданского неповиновения.
3. Какой должна быть демократия: непосредственной или представительной}
Ж.-Ж. Руссо представлял себе демократию без политических партий, выступив теоретиком непосредственной демократии. Может быть, в XXI в. следует согласиться с позицией Руссо и отказаться от политических партий, деятельность которых небезупречна, а сами они могут представляться ненужными формированиями, вторгшимися в отношения между гражданами и государством? Но что в таком случае можно предложить взамен? Граждане в данной ситуации будут вынуждены связывать свои ожидания и запросы исключительно с государством, став его «функциональными винтиками» (О. Конт, Э. Дюркгейм), а государство превратится в тоталитарное.
Следует ли в XXI в. признать более приемлемым тезис некоторых авторов, согласно которому демократия, напротив, немыслима без политических партий? Английский правовед Э. Бёрк (1729-1797) называл партию «группой людей, объединившихся на основе некоторых специфических признаков, разделяемых ими, дабы в своих единых устремлениях способствовать реализации национальных интересов». Если представительная демократия предполагает существование партийной системы, то какое число партий будет оптимальным для эффективного функционирования представительной демократии: две, двадцать, двести? Можно ли аргументированнно обосновать лишь один вариант выбора?
20 Глава 1. История политических и правовых учений...
Представительная демократия, так же как и непосредственная, — это несовершенная форма осуществления власти в государстве. На несовершенство представительной демократии обращали внимание многие политические мыслители. Еще Ж.-Ж. Руссо указывал на феномен политического отчуждения англичан от осуществления власти в государстве в условиях представительной демократии. Руссо писал о том, что английский народ бывает свободен лишь один раз в семь лет, когда принимает участие в выборах депутатов. Современные исследователи института представительной демократии называют ряд других ее недостатков: политические действия, предпринимаемые партиями, могут не соответствовать программам этих партий; не оправдываются ожидания граждан, что никто из депутатов не будет стремиться принимать законы, которые нанесут вред народу, избранниками которого они являются. Немецкий философ О. Хёффе предлагает следующее объяснение законам, которые противоречат ожиданиям граждан:
S у депутатов отсутствует достоверная информация, с учетом которой должны приниматься законы;
•S психологической установкой депутатов может стать политический мазохизм;
■S у депутатов могут быть глубинные отклонения идеологического и невротического характера.
Представительная демократия характеризуется существованием в обществе не только политических партий, но и «групп давления». Каким должно быть законодательное регулирование их деятельности? Представительная демократия, так же как и непосредственная, характеризуется особым способом принятия решений — на основе принципа большинства. Последовательная реализация этого демократического принципа может привести к тирании большинства. На этот факт обращали внимание многие мыслители. Так, Б. Констан оспорил тезис Руссо о непогрешимости общей воли народа таким образом: «Есть то, что не может быть санкционировано ничем. И если какая-либо власть все же санкционирует это... то будь она хоть всей нацией за вычетом одного подавляемого ею, власть эта не станет оттого менее беззаконной. Руссо этого не понял».
4. Чему следует отдать предпочтение: демократии или
технократии? Имеет ли эта проблема однозначное решение?
Технократия — это такая форма осуществления власти
в государстве, которая предполагает управление обще-
1.4. Актуальные проблемы истории... учений
ством профессионалами, учеными. Эта идея уже была высказана Платоном, который считал, что в идеале править в государстве должны философы. Технократические идеи высказывал позднее П. Ж. Прудон. Применительно к современному западному государству можно представить реализацию данного идеала через упразднение парламента (одного из институтов демократии) и передачи законодательной власти академии наук. Насколько приемлемой для граждан будет ситуация, когда они будут вынуждены подчиняться законодателям-академикам, никак не зависящим от самих граждан?
Можно допустить другой, компромиссный вариант: повысить число ученых, выбранных в качестве народных депутатов в парламент. Но тогда не окажется ли прав Ф. Ницше, который в работе «Человеческое. Слишком человеческое» писал: «На долю ученых, которые становятся политиками, выпадает обыкновенно комическая роль быть чистой совестью эпохи»?
5. В чем заключается проблема прав и свобод человека?
Проблема прав и свобод человека — это проблема прав и свобод человеческой личности как таковой, безотносительно к возрасту, половой принадлежности, гражданству, происхолсдению и др. Существование такого рода прав и свобод человека было впервые обосновано теорией естественного права. Согласно этой теории за любым человеком признаются основные права, которые выводятся из его природы (животной, божественной, разумной). Уже некоторые древнегреческие софисты оспорили институт рабства, обосновав естественное равенство людей. Софист Антифонт, например, полагал, что по природе греки и варвары равны. В дальнейшем некоторые представители теории естественного права стали выводить естественные права и свободы человека из вечного божественного закона (Фома Аквинский, Ф. Маритен) либо из разума (Г. Гро-ций, Дж. Локк). В основе всех версий естественно-правового обоснования основных прав и свобод человека лежит признание абсолютной ценности человеческой личности, ее достоинства.
Если исходить из другого представления о человеческой природе, то можно обосновать лишь основные права человека, но это будут права человека, зависимого от государства. К. Маркс в «Тезисах о Фейербахе» определил сущность человека как совокупность всех общественных
22 Глава 1. История политических и правовых учений...
отношений. Приверженцы такого подхода к пониманию сущности человека сделали вывод, что достаточно гумани-, зировать эти общественные отношения, уничтожив частную собственность на средства производства, и личность автоматически станет свободной и счастливой. При этом счастье и свобода индивидов попадали в зависимость от представлений о них лидеров политической партии. Такого рода рассуждения приводили к обоснованию основных прав человека, зависимого от представлений о счастье и свободе лидеров Коммунистической партии (так было в СССР). Эти лидеры считали, что у личности советского человека не должно быть претензий к государству-партии, поскольку, в их понимании, оно делает человека счастливым и свободным. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения заявлений и жалоб граждан» (1968) косвенно подтверждал тот факт, что личность советского человека все же могла иметь претензии к государству-партии. В России впервые признали теорию естественного права на уровне внутригосударственного права в Декларации прав и свобод человека и гражданина (1991), а затем и в Конституции 1993 г.
Вопросы для самоконтроля
1. Что является предметом науки истории политических и
правовых учений?
2. Что представляет собой логическая структура политичес
кого и правового учения?
3. Чем обусловлено разнообразие политических и правовых
учений?
4. Какие темы политико-правового дискурса, рассматривав
шиеся в прошлом, не потеряли своей актуальности и в насто
ящее время? '
5. Почему историю политических и правовых учений можно
назвать школой плюрализма политического и правового мыш
ления?
Литература
Учебники
История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лей-ста. М., 1999 (или иное издание).
История политических и правовых учений / Под ред. B.C. Hep-сесянца. М., 1995 (или иное издание).
Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997.
_______ 1.4. Актуальные проблемы истории... учений__________ 23
Коллективные работы
Азаркин Н.Н, Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических учений. Вып. 1. М., 1994.
Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997.
Антология мировой правовой мысли: В 5 т. М., 1999.
История политических и правовых учений. Древний мир. М., 1985.
История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 1986.
История политических и правовых учений. XVII—XVIII вв. М., 1989.
История политических и правовых учений. XIX век. М., 1993.
История политических и правовых учений. XX век. М., 1995.
История политических учений / Под ред. О.В. Мартышина. Вып. 2. М., 1996.
История-философии права. СПб., 1998.
Монографии
Алексеев С.С. Философия права. М., 1997. Даль Р. О демократии. М., 2000. Козловский П. Общество и государство. М., 1998. Л.И. Петражицкш. Теории права и государства. СПб., 2000. Синха Сурия Пракаш. Юриспруденция. Философия права: Краткий курс. М., 1996.
Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М., 1997. Хёффе О. Политика. Право, Справедливость. М., 1994.