Учение Н. Макиавелли в истории политической мысли.

Партии и партийные системы

Среди реальных политических сил, открыто действующих на политической сцене, самой влиятельной являются партии. В смысле представительства и выражения групповых и индивидуальных интересов политические партии составляют глав­ный элемент гражданского общества. Трудно себе представить общество, его политическую систему без взаимодействия партий и партийных группировок. Институт партий - результат социально-экономической и социокультурной эволюции общест­ва. Значимость партий привела к образованию внутри политологии самостоятельной отрасли знания - партологии, изучающей партии и партийные системы.

То, что организованное действие более эффективно, чем индивидуальное, было замечено давно. Уже во времена Аристотеля стихийно образовывались политические группы, кото­рые и назывались партиями (в переводе с латинского «pars/partis» означает «часть чего-либо»). Партии в современном понимании начали формироваться в ХУШ в. в Великобритании и США. На начальных этапах от­ношение к ним было негативным. Защищая интересы определенных групп общества, они раскалывали его, служили источниками конфликтов.

Первоначально им было предписано выражать национальные интересы. Английский мыслитель Э. Берк отмечал, что «партия представляет собой организацию людей, объединенных с целью продвижения совместными усилиями национального интереса, руководствуясь некоторым специфическим принципом, относительно которого все они пришли к согласию». Нараставшая дифференциация интересов различных групп общества обусловила изменение первоначальной функции представительства общенациональных интересов и превратила партии в механизм выражения групповых предпочтений. Появление партий как новой политической реальности превратило поли­тическую борьбу из противостояния индивидов во взаимо­действие заинтересованных групп, находящихся в сложных отношениях соперничества и союза.

Естественно, не всякую группу организованных интересов можно назвать партией. Признаки, отличающие партии от других политических сил, сформулировали Дж. Лапаломбара и М. Вебер. Пер­вым признаком политической партии является то, что это организация, т. е. достаточно устойчивое во времени объединение людей. Второй признак - наличие устойчивых местных организа­ций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством. Третий признак - существование конкретной цели завоевания и осуществления власти. Стремление к власти позволяет отличить партии от групп давления. Четвертый признак - обеспечение народной поддержки, начиная от голосования и кончая активным членством в партии.

Политические партии в их современном понимании заметно изменили мир политики, создав новые возможности для влияния граждан на власть. Дело в том, что прежде права избирателей «заканчивались» вместе с завершением выборов. Избранный кандидат вовсе не был обязан подчиняться воле своих избирателей. Он - просто представитель общества. С образованием же партий депутат не проявляет собственную инициативу, а передает волю партии, опирается на ее под­держку.

Партии как новая политическая реальность возникают при достижении обществом определенного уровня зрелости, а воз­никнув, сами становятся доминирующим фактором политиче­ской жизни. Следовательно, партии являются одновременно результатом и фактором развития.

Партийные системы представляют собой совокупность устойчивых связей и отношений партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти.

К числу факторов, оказывающих наибольшее влияние на формирование партийных систем, относятся: характер социальной структуры общества, действующее законодательство (прежде всего избирательные законы) и социокультурные традиции. Законы также могут влиять на характер партийных систем, накладывая, например, ограничения на деятельность немногочисленных партий, препятствуя допуску к выборам оппозиционных партий радикальной направленности, разрешая насильственные действия по отношению к нелегальным партийным объединениям. Там, где действуют избирательные системы мажоритарного типа (определяя одного победителя по большинству полученных голосов), как правило, формируются двухпартийные системы или системы с одной доминирующей партией. Пропорциональные избирательные системы, напротив, давая шансы на представительство в органах власти большему числу политических сил, инициируют создание многопартийных систем и партийных коалиций, облегчают возникновение новых партий. Именно последние, как показал мировой опыт политического развития, выступают наиболее оптимальной формой и одновременно условием демократического развития общества.

В настоящее время в науке, как правило, выделяют семь типов проблемных измерений, к которым относятся: культурно-этнические проблемы; противоречия между государством и церковью; городом и деревней; социально-экономические противоречия; проблемы, связанные с поддержкой режима; внешнеполитические и, на что специально обращает внимание Р. Инглхарт, распространение постматериальных ценностей.

В зависимости не только от межпартийных, но и иных политических отношений партий (партийно-государственных, с группами давления, гражданским обществом и т.д.) партийные системы принято классифицировать прежде всего по качественным характеристикам этих связей, а также по количественному составу партий. Так, по числу действующих в стране партий выделяют следующие партийные системы: - однопартийные, внутри которых различают деспотические и демократические разновидности; - полуторапартийные, в которых действует коалиция, состоящая из доминирующей партии и близкой ей по взглядам, но менее популярной организации; - двухпартийные с двумя относительно равноценными по популярности конкурирующими партиями; - двух с половиной партийные системы, в которых наличие двух авторитетных партий сочетается с деятельностью посреднической, но одновременно альтернативной организации, играющей роль «третьей» силы, которая позволяет примирять этих двух противников; - многопартийной, с числом партий более трех.

Двухпартийная система упрощает процесс артикуляции и агрегации интересов, поскольку каждая из соперничаю­щих партий стремится обобщить требования различных социальных групп с целью максимального расширения своей электоральной базы. Вместе с тем двухпартийность подвергается критике за то, что отстраняет от участия в принятии решений мелкие партии, выражающие требо­вания меньшинства.

Главным признаком ограниченного, или умеренного, плюрализма является конкуренция нескольких политиче­ских партий, каждая из которых не в состоянии завоевать большинство мест в парламенте и самостоятельно осущест­влять политическую власть. Как правило, при таких системах остро стоит проблема поиска союзников и партнеров с целью создания коалиций. В условиях умеренного плю­рализма идеологические различия между партиями неве­лики. Система умеренного плюрализма существует в та­ких странах, как Австрия, Бельгия, Нидерланды, где кон­курируют три-четыре партии.

Наконец, для атомизированной партийной системы ха­рактерно существование десятков и даже сотен партий (Малайзия, Боливия).

Практика показала, что не существует единого стандарта в оценках эффективности тех или иных партийных систем, хотя важнейшим основанием сопоставления их деятельности считается обеспечиваемая политической системой чуткость к социальным запросам и нуждам населения, возможность включения в процесс принятия решений как можно большего числа властно значимых интересов граждан, способность населения к демократическому контролю за деятельностью правящих элит.

Политическая элита.

25. Формы государственного устройства. Форма государственного устройства – это соотношение частей и целого в государ­стве, или соотношение полномочий центральных и региональных органов власти.Выделяют три основных формы государственного устройства: федерация; унитарное государство; конфедерация.

Федерация – это союз относительно самостоятельных государственных образова­ний, имеющих общие центральные органы.В качестве субъектов федерации могут выступать:— административно-территориальные образования (в России это области и края плюс 2 города – Москва и Санкт-Петербург);— национально-государственные образования (в России это все виды авто­номий: автономные области, автономные республики, автономные округа).РФ-89субъектов

В качестве субъектов государственного суверенитета (т.е. источников верхов­ной власти) в федерации выступают:— народ в целом:— субъекты федерации.

Поэтому парламент федеративного государства всегда состоит из двух палат: нижняя палата формируется по принципу представительства от населения в целом, верхняя – по принципу представительства от субъектов федерации.Однако наличие двухпалатного парламента не всегда свидетельствует о существовании федеративного государства. Так, например, в Великобритании, которая обычно рассматривается как пример унитарного государства, парламент состоит из двух палат. При этом если нижняя палата формируется по принципу представительства от населения, то в верхнюю палату входят три категории граждан: наследственные пэры, пожизненные пэры и высшие иерархи англиканской церкви. Понятно, что состав верхней палаты и само ее существование в структуре английского парламента являются, скорее, данью исторической и культурной традиции страны, стремлением сохранить и подчеркнуть аристократический характер ее государственной власти.

Из сказанного следует, что наличие 2-х палатного парламента нельзя рассматривать в качестве основного признака федерации. В качестве основных признаков федерации выделяют:1. Распределение полномочий между центром и субъектами федерации и его за­крепление в конституции государства. Другими словами, определить однозначно, является ли государство федеративным, можно, только взяв в руки конституцию данного государства.

В конституции федеративного государства выделяется три круга полномочий:— компетенция центральных органов;— компетенция субъектов федерации;— область совместной компетенции.

2. Наличие у субъектов федерации собственных конституции, законодательных, исполнительных и судебных органов, а часто и двойного гражданства.

Кроме этого:1. Субъекты федерации не обладают индивидуальным государственным сувере­нитетом (они являются соучастниками общегосударственного суверенитета).

2. Субъекты федерации не обладают правом одностороннего выхода из состава федерации (поскольку выход одного или нескольких субъектов из состава федерации приводит к изменению границ данного государства, а вопрос об изменении границ федеративного государства отнесен по его конституции к ведению центральных органов).

3. Центральные органы федерации имеют право вмешиваться во внутренние дела субъектов федерации.

Унитарное государство – это единое политически однородное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью.Иными словами, принцип унитарного государства исключает существование внутри него отдельных государственных образований.В качестве субъектов унитарного государства выступают только административно-территориальные образования.Субъектом государственного суверенитета в унитарном государстве является только народ в целом, тогда как в федеративном государстве – еще и субъекты федерации.

Унитарное государство имеет единую конституцию и гражданство, а также единую систему государственных органов.

Конфедерация – это союз самостоятельных независимых государств для осуществления совместных конкретных целей.

Признаки конфедерации:1. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет.2. В компетенцию конфедеративных органов передаются лишь некоторые вопросы, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи.3. Решения конфедеративных органов не имеют обязательного характера для членов конфедерации, они носят рекомендательных характер (в противном случае имело бы место вмешательство в дела суверенных государств).

26.Выборы в политическом процессе. Выборы - важнейший компонент современной политики. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политической воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Выборы используются в различных демократических организациях: партиях, профсоюзах, кооперативах, акционерных обществах и т.д.

Выборы всегда связаны с голосованием, однако при всей близости этих понятий они имеют и существенные отличия. Выборы обычно понимаются как закрепленный в конституции и других законах относительно регулярный, периодический процесс избрания состава органов государства. Голосование же не всегда связано с выборами. Оно используется и в различных формах демократии: в референдумах, опросах, принятии коллективных решений на собраниях и т.д.

Выборы как неотъемлемый элемент демократии несут на себе отпечаток ее различных форм и играют в ее различных моделях неравноценную роль. В политических системах, основанных на принципах прямой демократии, на непосредственном участии граждан в принятии важнейших государственных решений, роль выборов сравнительно невелика. В условиях современных демократий выборы - их стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они служат также важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных общественных групп. Влияние выборов на жизнь современных обществ разнообразно и проявляется в их важнейших функциях. В научной литературе выделяются следующие функции выборов:- артикуляция, агрегация и представительство разнообразных интересов населения;- контроль за институтами власти. В результате выборов создается важнейший институт контроля за правительством - парламент, а также формируется оппозиция, обычно ревностно следящая за соблюдением конституции и законов и готовящаяся к выполнению функций политического руководства;

- интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли путем объединения большинства граждан вокруг определенной политической платформы и представляющих ее лидеров;

- легитимация и стабилизация политической системы, а также легитимация конкретных институтов власти: парламента, правительства, президента и т.п. Участие граждан в выборах обычно означает принятие ими данного типа политической системы. Выборы дают возможность переизбрать неугодное правительство или депутатов, заменить их людьми, пользующимися доверием. Тем самым кризис конкретного правительства не ведет к отторжению гражданами всего политического строя и дестабилизации политической системы;- расширение коммуникаций, отношений представительства между институтами власти и гражданами. Выборы - важнейший канал обратных связей между гражданами и властью;- канализация, перевод политических конфликтов в русло их институциализированного мирного урегулирования. Выборы позволяют открыто и публично представить противоречивые интересы, ценности, идеи на суд общественного мнения, определить реальную поддержку позиций той или иной стороны конфликта;- мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных общественных задач, на важные для страны политические действия;- политическая социализация населения, развитие его политического сознания и политического участия. В период выборов резко расширяется поток политической информации и пропаганды, граждане приобретают политические навыки и опыт;- рекрутирование политической элиты. Выборы - важнейший канал вхождения граждан в состав политической элиты, утверждения и заката политических лидеров;- генерирование программ обновления общества. Выборы дают возможность различным политическим силам представить собственное видение общественных проблем и выдвинуть программы их решения. Тем самым стимулируется поиск оптимальных путей развития.

Заключение

Для эффективной борьбы с терроризмом, как представляется, необходим системный подход к организации антитеррористической деятельности на государственном уровне. Имеющееся в государстве достаточное количество специализированных структур можно назвать подготовленными к борьбе с терроризмом лишь условно, поскольку они в большей степени сориентированы на проведение силовых акций, когда преступление уже совершено. Между тем, борьба с терроризмом, это прежде всего заблаговременная оперативная работа, позволяющая выявлять террористические организации на стадии возникновения, а террористические акты пресекать на стадии планирования и подготовки. В современной России право заниматься оперативной работой имеют подразделения ФСБ, МВД, МО, ФСНП, ГТК. При правильной постановке оперативной работы эти ведомства могли бы обеспечить своевременный и в достаточном объеме сбор и использование текущей оперативной информации, что позволило бы предупредить совершение террористических актов на самой ранней стадии. То, что происходит сейчас у нас в стране в борьбе с терроризмом (создание мощных подразделений ОМОН, СОБР, спецназа и их привлечение к ликвидации террористических формирований), напоминает борьбу с бандформированиями после ВОВ в Западной Украине и на территории Прибалтики, когда для ликвидации бандитизма приходилось проводить чекистско-войсковые операции. Нечто похожее происходит в настоящее время в Чечне, чуть ранее в Дагестане, других регионах Кавказа, в ряде стран СНГ.

Для повышения эффективности предупредительных мер Министерству иностранных дел (совместно с МВД, ФСБ, ФМС) необходимо предоставить полномочия депортировать из России иностранных граждан, причастных к деятельности террористических организаций. Следует ужесточить наказание за косвенное участие в террористических актах.

Таким образом, следует констатировать, что проблема терроризма в России не только существует, но ежегодно обостряется, превращается в общегосударственную, связанную с обеспечением национальной безопасности страны в целом. И решаться она должна на самом высоком государственном уровне.

На рубеже ХХ-XXI столетий наряду с ''традиционными'' проблемами – угрозой ракетно-ядерной катастрофы, экологической, демографической, энергетической, продовольственной, распространением СПИДа и наркомании, с наличием которых люди уже свыклись, как с неизбежностью, обострилась проблема терроризма, несущая в себе все признаки опасности глобального значения и осложняющая и без того критическую панораму социально-экономического, политического и духовного статуса человечества.

В последнее время эта проблема приобрела особую актуальность. Это обусловлено тем, что, во-первых, терроризм отражает культ насилия и способствует его развитию, давая ему преимущества перед социальными, политическими и правовыми методами разрешения конфликтов в социуме; во-вторых, терроризм формирует и усиливает в обществе чувство страха и как всякое иное действие, направленное на причинение смерти, обесценивает человеческую жизнь; в-третьих, терроризм способен привести и, как показывает жизнь, реально приводит к свертыванию государственных гарантий и свобод личности, поскольку может вызывать со стороны государства контрмеры, которые не всегда согласуются с нормами правового демократического государства.

За последние двадцать лет практика терроризма претерпела явные изменения к худшему. Среди них можно выделить: увеличение посягательств на жизнь и здоровье людей при уменьшении доли посягательств на материальные объекты; рост масштабности, для которой характерны большие человеческие жертвы; усиление жестокости и безоглядности действий террористов. Расширяется информационная, тактическая, взаимная ресурсная поддержка террористических сообществ и групп как в отдельно взятой стране, так и в международном масштабе.

Современный терроризм характеризуется резко возросшей технической оснащенностью, высоким уровнем организации, наличием достаточных финансовых средств. Его главная отличительная черта – это размывание границ между международным и внутренним терроризмом. Расширяются связи террористических организаций с наркобизнесом и незаконной торговлей оружием. Наблюдаются попытки заполучить химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения. На фоне слияния и сотрудничества легальных и нелегальных структур экстремистского толка с националистическими, религиозно-сектантскими, фундаменталистскими и другими сообществами на основе взаимовыгодных интересов, происходит сращивание политического и уголовного терроризма. Одним словом, мир вступил в уникальную эпоху терроризма, который может превратить все современное общество в его потенциальную жертву.

Проблема терроризма обострилась и в России. Еще недавно она обладала устойчивым иммунитетом к нему. Сегодня страна усиленными темпами вползает в полосу резкого роста терроризма. Объясняется это тем, что терроризм, являясь по своей сути сложным социально-политическим явлением, аккумулирует в себе социальные противоречия, достигшие в нашем обществе уровня конфликта.

Однако, несмотря на устрашающие масштабы и остроту данной проблемы, как это ни парадоксально, проблема терроризма до сих пор не привлекла к себе еще должного внимания исследователей в нашей стране, а на государственном уровне не выработана единая эффективная политика защиты личности, общества и государства от актов терроризма.

Возрастающий натиск терроризма в России и в мире в целом требует критического переосмысления имеющихся представлений об этом особом и весьма сложном явлении современной жизни, разработки новых подходов к его анализу. В связи с этим возникает необходимость познания генезиса и сущности терроризма, тенденций его становления и последующего развития, исследования основных характеристик терроризма и возможностей борьбы с ним.

История терроризма уходит в глубь тысячелетий. Примером древнейшей организации, использовавшей террор как средство политической борьбы, является сикарии – религиозная секта фанатиков, боровшаяся в 60-70 гг. н. э. против римского господства и социально-политического угнетения, за восстановление иудейского государства.

Ряд террористических организаций, преимущественно религиозно-фанатической ориентации, действовал и в средневековой Европе. По-видимому, террористической по характеру следует считать практику Ордена иезуитов, ставшего ударной силой контрреформации и действовавшего по принципу “цель оправдывает средства”. Так, средневековый теолог Ф. Аквинский оправдывал казнь во имя спасения гражданственности; флорентийский богослов Антонин высказывался за насильственное устранение вредного обществу лица. В ХI - ХПI вв. на территории Персии, Сирии, Ливана действовали ассанины, терроризировавшие приверженцев ислама (суннитского толка), крестоносцев и христиан.

В ХVI в. в Индии возникла организация профессиональных убийц-душителей, идейными истоками которой были религиозные догмы, связанные с индийской богиней разрушения Кали. Секретные террористические организации влияли на общественную жизнь и в средневековом Китае.

Основоположником государственного терроризма многие исследователи склонны считать вождя якобинской диктатуры М. Робеспьера, организовавшим процесс над королем Людвигом ХVI и его казнь. В том же ключе сделал заявление его сторонник Сен Жюст: “Каждый человек имеет право убить тирана, и народ не может отнять это право ни у одного из своих граждан”.

В ХIХ в. терроризм как орудие политической борьбы за “социалистические идеалы” в странах Европы имел своей основой учения Бланки, Буонаротти, Моста, Гейнцена и других.

Терроризм как форма политической борьбы приобрел характер системы во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. Здесь можно сослаться на народнический и эсеровский терроризм в России. Значительное развитие терроризм получил как в Западных странах, так и в Америке. В частности, период с 1865 по 1914 гг., начавшийся с убийства президента США Линкольна и закончившийся убийством эрцгерцога Австро-Венгрии Фердинанда, характеризуется убийством почти через каждые 18 месяцев главы государства или видного государственного деятеля.

После 1918 г. терроризм был взят на вооружение правыми экстремистами (убийство К. Либкнехта, Р. Люксембург), а также различными национал-сепаратистскими организациями (хорватские усташи). Во второй половине 1940-х гг. политические и философские “обоснования” насилия как эффективной формы политической борьбы террористы черпали из фашистских и лево-экстремистских концепций, среди которых особую роль сыграли идеи Фанона и Дебре.

Различные аспекты проблемы международного терроризма и эффективной борьбы с ним явились важнейшими темами теоретического анализа европейской и американской научной мысли ХХ века. Взрыв террористической деятельности в странах Запада конца 1960 – 1970 гг., главным образом со стороны лево-экстремистского и этноконфессионального террора, разбудил исследовательскую мысль и вызвал к жизни поток литературы, в которой анализировались причины, мотивы, механизмы и психология совершения террористических актов, определялись прогнозы будущего и конструктивные идеи эффективной стратегии борьбы с этим чудовищным злом современной эпохи.

К глобальным проблемам на современном этапе в первую очередь относятся проблемы войны и мира, экологии, народонаселения, продовольственная, энергосырьевая и, особенно насущной, в наше время стала проблема международного терроризма. Ныне мало кто возражает, что терроризм как политика устрашения, подавления противников насильственными мерами, террористическими актами, вплоть до их физического уничтожения, становится реальной силой, угрожающей человечеству.

Увеличивающееся число террористических актов и их углубление свидетельствует, что они имеют общемировой характер, затрагивают интересы большинства народов мира, требуют неотложных и эффективных решений, совместных усилий всех государств. Иными словами, терроризм может быть рассмотрен как одна из самых опасных, сложных и труднопрогнозируемых, приобретающей все более разнообразные формы и угрожающие масштабы глобальных проблем современности.

Выйдя за национальные рамки еще в конце ХIХ - начале ХХ веков, терроризм приобрел международный характер, став оружием устрашения и уничтожения в извечном и непримиримом споре разных миров, кардинально отличающихся друг от друга идеологией, культурой, моралью, миропониманием и мироощущением.

Проблема терроризма наряду с проблемами предотвращения термоядерной катастрофы и обеспечения мира для всех народов, одоления катастрофического загрязнения окружающей среды, отрицательных последствий развития науки и техники и т.д. относится к числу общечеловеческих проблем современности, так как порождена противоречиями общественного развития, резко возросшими масштабами воздействия деятельности человечества на окружающий мир и связана с неравномерностью социально-экономического и научно-технического развития стран и регионов. Слово “терроризм” (“террор”), довольно широко распространенное, не имеет однако четко фиксированного содержания. Оно пришло из латинского языка (terror – страх, ужас) и очень близко к таким понятиям, как “терроризировать”, “держать в повиновении”, “запугивать”, “творить расправу” и т.п. Например, Толковый словарь В.И. Даля трактует терроризм как стремление устрашать смертью, казнью, угрозами насилия и физического уничтожения, жестокими карательными мерами и истязаниями, расстрелами.

Отечественные политологи считают, что терроризм – особая форма политического насилия, характеризующаяся жестокостью, целенаправленностью и кажущейся эффективностью. Эти особенности предопределили широкое использование терроризма на протяжении человеческой истории в качестве средства политической борьбы в интересах государства, организаций и отдельных человеческих групп. В отличие от российских ученых, зарубежные исследователи широко обсуждают различные формулировки терроризма, отмечают необходимость разработки такого понятия на международном уровне. Западным авторам принадлежит ряд фундаментальных работ по проблемам терроризма, в которых с той или иной степенью определенности говорится о реакционных силах, использующих это специфическое орудие для подрыва межгосударственных отношений, провокаций, международных конфликтов, изменения внешней и внутренней политики конкретного государства и других целей.

Таким образом, терроризм – это насилие, содержащее в себе угрозу другого, не менее жестокого насилия, для того, чтобы вызвать панику, нарушить и даже разрушить государственный и общественный порядок, внушить страх, заставить противника принять желаемое решение, вызвать политические и иные изменения. Цель терроризма – нанесение ущерба демократическим и прогрессивным социальным преобразованиям, собственности организаций, учреждений, частных лиц; запугивание людей, насилие над ними и физическое уничтожение в угоду реакционным взглядам и идеологии фашистского, расистского, анархистского, шовинистического либо военно-бюрократического толка, а также получение преступными элементами или покровительствующими им организациями, группами, лицами материальной или иной выгоды; дезорганизация и нанесение ущерба нормальным отношениям между государствами.

С позиций международного права международный терроризм оценивается как совокупность общественно опасных в международном масштабе деяний, влекущих бессмысленную гибель людей, нарушающих нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющих осуществление международных контактов и встреч, а также транспортных связей между государствами.

Терроризм можно классифицировать по многим основаниям (по его целям; по сферам жизни общества, где он реализуется; по социальным конфликтам и т.д.). Представляется наиболее рациональной такая типология терроризма: международный, государственный, политический, этнонационалистический, религиозный, идеологический, военный, криминальный и др.

Современные отечественные словари различают, как правило, индивидуальный и групповой терроризм (например, действия экстремистских политических группировок); государственный терроризм (например, репрессии диктаторских и политических режимов); международный терроризм.

В зарубежной литературе также существует несколько классификаций терроризма. Во-первых, терроризм может быть поделен на международный и внутренний (не выходящий за рамки одной страны). Во-вторых, терроризм подразделяется на негосударственный, представляющий собой деятельность всевозможных группировок, и государственный, при котором насилие направлено на запугивание населения с целью сохранения существующего порядка. В-третьих, терроризм может быть подразделен в зависимости от направленности группировок на политический терроризм ультралевой или ультраправой ориентации, на религиозный и на этнический или националистический терроризм. В-четвертых, терроризм может быть подразделен в зависимости от вида совершенного преступления на захват заложников, угон самолетов, политические убийства, взрывы бомб и другие деяния. Кроме того, в последние годы озабоченность вызывает возможность ядерного и химического терроризма, то есть терроризма с использованием ядерного или химического оружия, а равно терроризма, направленного против ядерных или химических объектов, а также энергетических систем. И, наконец, в качестве самостоятельного вида терроризма выделяют терроризм, осуществляющийся с помощью государств, поддерживающих международный терроризм.

Сегодня в мировой политике терроризм получил значительное распространение. Окончание холодной войны и распад Советского Союза не привели к новой эпохе мира и гармонии, а напротив – обострили серьезные глобальные проблемы: по-прежнему имеют место этнонациональные конфликты, катастрофическое загрязнение окружающей среды, стремительный рост населения в развивающихся странах, нерациональное использование природных ресурсов, международный терроризм, который напрямую затрагивает благосостояние и безопасность любого государства. В связи с этим приняты многосторонние конвенции и законодательные акты во многих странах по усилению борьбы с этим зловещим явлением.

В России терроризм начал свирепствовать с 1860-х годов и ведет свое начало с неудачного покушения на императора Александра II, возвестившего, что эпоха терроризма началась. С тех пор для России он стал вполне приемлемым и универсальным средством решения практически всех конфликтов и проблем, возникающих в обществе и государстве. Особенно разрушительными оказались последствия террористических десятилетий, в которых общество, свыкшись с обильной кровью, вошло в большевистский революционный и послереволюционный террор, и после, - без перерыва в беспрецедентные сталинские репрессии.

Многое из того, что составляло питательную почву российского терроризма в прошлом имеет место в настоящее время. Анализ тенденций последних лет позволяет предположить, что ныне российский терроризм как форма насилия и устрашения преобладает преимущественно в сфере рыночной экономики и его следует рассматривать как составную часть глобальной триады: терроризм, наркобизнес, торговля оружием.

Действительность последних лет, конкретные акты терроризма на территории России отразили в себе в концентрированном виде все то, что определяет как развитие терроризма в целом, так и всю сумму факторов, непосредственно воздействующих на это развитие.

Известные до сих пор причины терроризма большей частью носят спорный характер, в связи с чем целесообразнее установить общие условия, приводящие к феномену терроризма. Это могут быть незанятость, инфляция, неопределенность жизненных перспектив и общая неуверенность, царящие в обществе, изъяны в системе образования и культуры, слабость государственной власти, социальный страх, озлобленность и агрессивность людей и другие проблемы, которые террористы могут использовать для осуществления своих целей.

Коренные причины терроризма лежат в углубляющемся всеобъемлющемся кризисе, который поразил все сферы общественной жизни – экономическую, социальную, политическую и духовную. Ход протекания этого кризиса серьезно осложняется тем, что в государстве нет согласия по самому основному вопросу – каким должен быть по своим перспективным целям проект модернизации России. Это и порождает новые противоречия, для разрешения которых отдельные лица и группы (и даже организации) все чаще прибегают к насилию и устрашению. Именно при усилении таких явлений становится возможной “героизация” террористов, что, к сожалению, имеет место в российской действительности.

Терроризм наших дней принял тотальный характер: если в ХIХ и начале ХХ вв. убивали в основном тиранов (или причисляемых к ним) и лиц, участвующих в деспотическом механизме, то ныне жертвами подобных агрессий стал максимально неопределенный и довольно широкий круг лиц. Можно утверждать, что террористы больше ориентируются на устрашение общества и удовлетворение собственных потребностей. Что касается методов, то к старым добавляются разного рода новые. Россия переживает переходный период, в основе которого лежит передел собственности, непосредственно затронувший судьбу и интересы всех граждан страны. В движение пришли миллиарды рублей, за которыми лежат не только "живые" деньги, но и гигантские материальные ценности. Весь этот процесс

Наши рекомендации