Структура и функции политологического знания, методы политологии.
Под структурой политологии понимается совокупность политологического знания и исследовательской проблематики, сгруппированная по отдельным направлениям. К основным структурным элементам относятся:
1. Теория и методология политики – раскрывает философско-методологические основы политики и власти, их содержание, признаки, функции и закономерности.
2. Теория политических систем – исследует сущность, структуру и функции политических систем, дает характеристику основных политических институтов – государства, партий, общественных движений и организаций.
3. Теория управления социально-политическими процессами – изучает цели, задачи и формы политического руководства и управления обществом, механизмы принятия и реализации политических решений.
4. История политических учений и политическая идеология – раскрывает генезис политической науки, содержание основных идейно-политических доктрин, роль и функции политической идеологии.
5. Теория международных отношений – рассматривает проблемы внешней и мировой политики, различные аспекты международных отношений, глобальные проблемы современности.
Кроме того, исходя из решаемых политической наукой задач, принято выделять теоретическую и прикладную политологию.
Политология, как любая наука, выполняет ряд функций научно-познавательного, методологического и прикладного характера.
· Гносеологическая(познавательная) функция, суть которой состоит в наиболее полном и конкретном познании политической реальности, раскрытии присущих ей объективных связей, основных тенденций и противоречий.
· Мировоззренческая функция, практическая значимость которой состоит в развитии политической культуры и политического сознания граждан от обыденного уровня к научно-теоретическому, а также в формировании их политических убеждений, целей, ценностей, ориентации в системе общественно-политических отношений и процессов.
· Идеологическая функция, теоретическое обоснование политических целей, ценностей и стратегии развития государства и общества.
· Инструментальная функция (функция рационализации политической жизни), сущность которой состоитв том,что политология, изучая объективные закономерности, тенденции и противоречия политической системы, решает проблемы, связанные с преобразованием политической действительности, анализируя пути и средства целенаправленного воздействия на политические процессы.
· Прогностическая функция, значение которой состоит в предсказании будущего развития политических явлений, событий, процессов.
В политологии используется широкий спектр методов, т.е. совокупность способов и приемов, которые наука применяет для исследования своего предмета.
Общефилософские методы–
анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, абстрагирование.
Общенаучные методы –
системный подход, комплексный подход, моделирование, типологизация.
Методы теоретической политологии –
· Структурно-функциональный анализ – заключается в рассмотрении политической сферы общества как сложноорганизованной целостности, состоящей из совокупности элементов, связанных между собой и с внешней средой.
· Институциональный метод – предполагает исследование функционирования и взаимодействия политических институтов: государства, права, политических партий, движений и т.д.
· Исторический метод – предполагает изучение политических явлений и процессов в их последовательном развитии во времени.
· Сравнительный метод – заключается в сопоставлении однотипных политических явлений и процессов для нахождения оптимальных путей решения возникших политических проблем.
· Бихевиористский (поведенческий) метод - это способ исследования политических явлений посредством анализа поведения, действий людей по достижению своих конкретных политических целей.
Методы прикладной политологии–контент-анализ, политический мониторинг, метод сценариев, метод оценки расстановки политических сил, метод оценки и упреждения политических рисков, метод разработки и принятия политических решений.
2. Политика: понятие, структура, уровни, функции, взаимод-ие с др. науками.
политика – это сфера общественных отношений между социальными группами по поводу использования политической власти в целях реализации их общественно значимых интересов и потребностей.
Структура политики
Субъекты и объекты политики.Субъект – носитель политической деятельности, объект – тот на кого направлена деятельность субъекта политики. Субъекты политики делятся на первичные– индивиды, социальные классы и общности и вторичные– государство, политические партии, общественные движения и организации.
Политические отношения – взаимодействие субъектов политики по поводу приобретения, использования и распределения политической власти (компромисс, консенсус, солидарность, соперничество, конфликт и т.д.).
Политическая организация – совокупность политических институтов (политические партии, лоббистские группы, политические движения, СМИ и др.), которые передают групповые интересы в сферу полномочий государства и конкурируют между собой за власть или оказание влияния на нее.
Политическое сознание – отражение в сознании людей социально-политической реальности – их мыслей, ценностных установок, убеждений, чувств, переживаний.
Политические интересы – обобщенное выражение потребностей социальных групп и индивидов, которые служат побуждением к политической деятельности.
Политические ценности – идеи, теории, принципы, нормы и традиции, которые отвечают интересам всех членов общества и на основе которых разрабатываются программы общественного развития.
ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ
Управленческаязаключается в разработке основных направлений политического, экономического, социального и духовного развития общества.
Интеграционнаясводится к объединению различных групп общества на основе общих идей и интересов.
Распределит.состоит в распределении соц благ с учетом групповых приоритетов.
Мобилизационнаявыражается в сосредоточении материальных, духовных и трудовых ресурсов для эффективного решения задач, стоящих перед обществом.
Социализирующаяпредполагает включение человека в жизнь государства и общества.
Прогностическаясостоит в прогнозировании различных аспектов полит. деят-ти.
Уровни политики: макроуровень характеризует государство как целое, публичную принудительную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах. микроуровень охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т.п. мегауровень относится к деятельности международных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС и т.п.