Структуры, методы и функции политологии
Структуры, методы и функции политологии
Структура политической науки была определена в 1948 году в Париже, Международный коллоквиум по проблемам политической науки и включает четыре блока:
1. Политическая теория (история политических учений и теория политики)
2. Теория государственных институтов (сравнительный анализ их структур и функций)
3. Теория политического участия и давления граждан (лоббизм, общественные объединения, СМИ, группы интересов и т. д.)
4. Теория международных отношений и международной политики (геополитика, глобалистика, международная организация международного права)
Политическая наука развивается как целостная система теоретического, эмпирического и прикладного знания политики.
Теоретическая политология исследует законы функционирования процессов политического процесса, систем, институтов; разрабатывает концептуальный аппарат политологии, методологию и методы политических исследований (ориентирована на прирост научных знаний о политике).
Эмпирическая политология изучает политические действия, поведение личностей, политический имидж, ориентирована на сбор фактической информации о политических явлениях.
Прикладная политология разрабатывает методики и технологии направленного воздействия на политический процесс (ориентирована на достижение реального практического политического эффекта: практические рекомендации политикам, прогноз развития политических событий и так далее).
Ключевые категории политологии – их две:
1. Политическая власть
2. политика
Все остальные понятия раскрывают различные стороны и проявления указанных категорий.
Методология политической науки – особая научная отрасль, учение о применении различных методов в политическом познании, связанное с правильной постановкой проблем и выбором адекватных исследовательских фактов к их решению.
Периодизация развития методологии политической науки:
1. классический – до 19 века (дедуктивный подход, логико-философский, морально-ценностный (аксиологический)
2. институциональный 19-начало 20 веков (историко-сравнительный и нормативно-институциональный методы)
3. поведенческий (бихевиоралистский) 20-70 годы 20 века (количественно-метрические методы, изучение политической власти и политического поведения)
4. постповеденческий 70-90 годы 20 века (сочетание традиционных и новых методов, развитие системного подхода).
Классификация методов политического познания:
1. общенаучные методы (индукция, дедукция, эксперимент, наблюдение, анализ, синтез, определение и классификация, сравнение и аналогия, верификация).
2. Социально-гуманитарные методы (институциональный метод, сравнительный, исторический, социологический, психологический).
3. Специально научные методы, собственно политологические: ивент-анализ, ситуационный анализ, контент-анализ, позиционный и ресурсный методы, методы экспертных оценок, SWOT-анализ, метод ПАТТЕРН, кейс-стадис.
Первый подход связан с понятием парадигма (пример, образец – греч.). Логическая модель постановки и решения проблем.
Наиболее общие фундаментальные политологические методы называют методологическими подходами (системный подход, структурно-функциональный, коммуникативный, бихевиоралистский, подход с точки зрения теории рационального выбора).
Функции политологии
Познавательная, прогностическая, методологическая, инструментальная или регулятивная, идейно-воспитательная или мировоззренческая, сравнительная или компаративная.
Место политологии в социально-гуманитарных дисциплинах
Основные цели дисциплины политология:
1. Формирование личностей студента как гражданина политически образованного, с развитым политическим мышлением
2. Развитие прочной базы политических знаний на основе изучения достижений мировой и национально-политической мысли
3. Утверждение социально-ориентированных ценностей и культуры рационального политического выбора
В основу структурирования содержания дисциплины политология заложен принцип модульности, всего дисциплина включает пять модулей.
Политология взаимосвязана и взаимодействует с философией, социологией, экономическими и правовыми науками, историей, психологией, географией, антропологией, биологией, формальными науками (логика, кибернетика, статистика, общая теория систем).
Лекция 2. Этапы становления и развития политической науки
Цель лекции – раскрыть эволюцию политической мысли и стадии институционализации политической науки в Беларуси и за рубежом.
Вопросы лекции:
1. Политическая мысль древности, Античности и Средневековью
2. Политические учения эпохи Возрождения и Нового времени
3. Тенденции развития политической науки на рубеже 19=20 веков. Ключевые направления и школы политической мысли 20 века
4. Эволюция политической мысли Беларуси.
Французский политолог М. Дюверже выделил 3 этапа в становлении и институционализации политической науки:
1. Предыстория политической науки с древности до 19 века
2. 19 век, отмеченный заслугами О. Конта, К. Маркса, А. де Токвиля, Дж. Ст. Милля
3. Собственно история политической науки
1 и 2 этап характеризуется универсальным подходом к изучению политики (политические явления изучались в связи со всем комплексом общественных явлений). Для них характерна передача из поколения в поколение политических знаний. Знания политики, которые развивались в древности до современной политики, назывались протополитикой.
Политическое учение прошлого в строгом смысле слова нельзя отождествлять с современной политологией, хотя невозможно отрицать факт преемственности.
Французский политолог Р. Шварценберг полагает, что зачатки политической науки в институциональном смысле (со своим предметом и эмпирическим, позитивным методом исследования) были заложены выдающимся итальянским мыслителем Н. Макиавелли. Основная работа Макиавелли – «Государь». Макиавелли выделил понятие власть в качестве объекта эмпирического исследования, одним из первых начал употреблять термин «государство», разделил представления о политике и обществе, освободил политические исследования от религиозно-этической формы, подчинив их решению реалии практических задач.
Средневековье
А. Блаженный, Ф. Аквинский, М. Падуанский, Иоанн Солсберийский
1. развитие политической мысли в рамках христианского, религиозного мировоззрения и богословия
Разработка теологической концепции политической власти (божественное происхождение власти)
Обоснование приоритета церкви над государством в политике
Возникновение идеи об отделении духовной власти от мирской (светской).
Эпоха Возрождения и Реформации (14 – 16 века)
Н. Макиавелли, Ж. Боден
1.освобождение политического знания от теологии
2. исследование сферы политики с рационально-критических позиций в контексте принципа реализма
3. становление гражданской концепции политики: в центре внимания проблемы формирования централизованного государства и эффективной власти светского властителя.
Новое время (16-19 века)
Гоббс, Гроций, Спиноза, Бёрк, Бентам, Конт, Кант.
1. Разработка концепции общественного договора, обоснование идей естественно-правового равенства людей, верховенства закона, разделения властей, конституционного правления, гражданского общества, народовластия
2. Формирование концепции прав человека и гражданина
3. Становление социальной концепции политики (анализ политики через призму общественных отношений и интересов, экономических проблем)
4. Формирование идеологий – либерализма, консерватизма, социализма
5. Обоснование материалистического понимания государства, политики, права, истории.
Советский период (1919 – 1991)
Луцкевич, Ластовский, Червяков, Машеров, Сокол, Круталевич
1. Развитие политической мысли в рамках официальной идеологии
Современный период
Решетников, Божанов, Ватыль, Яскевич, Антанович, Бондарь, Малевич, Криштапович, Мельник и многие другие.
В Республике Беларусь политология является относительно молодой наукой. Государственный суверенитет независимый, демократизация белорусского общества положили начало развитию белорусской политической науки. С одной стороны – академическая наука и учебная дисциплина, с другой – совокупность направлений общественно-политической и правовой мысли. 1988 год – постановлением государственного комитета по науке и технологиям СССР была утверждена номенклатура специальности научных работников по политологии. С 1989 года курс политологии стали преподавать в высших и средних специальных учебных заведениях. В 1990 году политология вошла в перечень научных специальностей ВАК (высшая аттестационная комиссия) – можно защитить диссертацию.
Этапы развития современной политической науки в РБ
1. Первый этап (1991-1994) соответствует периоду парламентской республики. Появление в Беларуси академической политологии. Первой институциональной формой белорусской политической науки стала кафедра политологии БГУ, созданная в 1991. Формируется белорусское политологическое общество. В 1993 образовано общественное объединение «Белорусская ассоциация политических наук» (глава – Бобков).
2. Второй этап (1994-1996) приходится на период президентской республики. Первые президентские и парламентские выборы показали спрос на прикладные политические исследования и разработки политических технологий.
3. Третий этап (1996-2001) связан с процессом политической стабилизации. В результате конституционного референдума 1996 года белорусская политическая система приобрела новые черты. Внимание политологов было обращено к проблемам общей теории и национальных моделей демократии, к исследованию местных элит, проблемам общественного сознания и идеологий, СМК, политических режимов. Появились институты и центры политических исследований. Государственные информационно-аналитические центры: а) институт социально-политических исследований при Администрации Президента РБ (ИСПИ), который в 2006 переименован в ИАЦ; б) минский научно-исследовательский институт социально-экономических и политических проблем, преобразованный в 2000 году в Минский научно-исследовательский институт социально-экономических проблем при Мингорисполкоме (МНИИСЭП). НИСЭПИ, Центр Мизеса, белорусский фонд публичной политики – независимые.
4. Четвертый этап (2001 – настоящее время) ознаменовался переходом отечественной политологии с общетеоретических проблем к проблемам практической политики и государственного управления. Активизировалась разработка проблемы ценностных ориентаций населения, белорусско-российской интеграции, глобального развития, информационной политики и так далее.
Таким образом, политология занимает особое место в общей системе дисциплин социально-гуманитарного цикла, преподается во всех вузах и разработан государственный стандарт по политологии, однако процесс ее институционализации продолжается.
Лекция 3
Типология политики
Классификационный критерий | Типы политики |
По функциям | Внутренняя и внешняя |
по уровням осуществления (вертикальное деление) | Международная и мировая; общегосударственная (общенациональная); региональная и местная (муниципальная, городская) политики. Мегаполитика, макрополитика, мезаполитика, микрополитика. |
По сферам жизнедеятельности общества (горизонтальное деление) | Политика информационная, социальная, образовательная, культурная, демографическая,молодежная, пенсионная, экономическая, промышленная, аграрная, финансовая, налоговая, денежно-кредитная, ценовая, научно-техническая, кадровая, оборонная, внешнеэкономическая, иностранная |
Классификационный критерий | Типы политики |
По сферам реализации власти (Лови) или общественному воздействию (Челф) | Политика конституирующая (направлена на реформирование структуры компонентов социально-политической системы: издание подзаконных актов; внесение изменений или дополнений в Конституцию), редистрибутивная (деятельность государственных институтов по извлечению и передаче различных ресурсов от одной группы населения к другой посредством сборов, пошлин, налогов); дистрибутивная или субсидиарная (деятельность государственных органов по предоставлению материальных благ, вознаграждений взамен на популярность проводимого политического курса и его одобрение); регулятивная (связана с расширением контроля государственных органов за отдельными категориями граждан или сегментами общества: антимонопольная, таможенная политика, экономическое регулирование), руководящая (связана с присущей и направляющей деятельностью государственных институтов в определенных важных областях внешней политики, оборонной и бюджетной) |
По общей ситуации и характеру проблем, содержанию политики и систему управления (Лобанов) | Политика административно-правовая, антикризисная, стратегическая |
По модели государственного управления | Политика традиционная (бюрократическая) и современная (постбюрократическая), связанная с разработкой концепции нового государственного управления, которая базируется на десяти принципах, описанных американскими исследователями Д. Осборном и Т. Гэблером. |
Лекция 4
Элвин Тоффлер
«Метаморфозы власти» (1990). Сила – богатство – знания.
Американский социолог и футуролог, один из авторов концепции постиндустриального общества.
В своей работе приходит к выводу, что метаморфоза власти с точки зрения ее источников заключается в следующем:
1. Переход от власти на основе насилия (примитивная власть) к власти на основе богатства.
2. И от власти на основе богатства – к власти на основе знаний.
Ресурсы власти являются производными от оснований власти и отражают сам процесс властвования. Ресурсы власти – любые реальные или потенциальные средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.
Ресурсом властного влияния может быть все:
1. Личностные (красота, физическая сила, ум)
2. Административно-силовые (вооруженные силы, оружие, милиция/полиция, органы безопасности, суд и прокуратура)
3. Административно-правовые, организационные (должность)
4. Социально-политические (численность населения, повышение или понижение социального статуса населения, медицинское обслуживание, престиж образования)
5. Материально-экономические (деньги, полезные ископаемые, собственность, ценные бумаги)
6. Культурно-информационные (информация и знания, институты культуры, науки и образования, язык)
Механизм реализации власти
1. Господство
2. Руководство
3. Организация
4. Управление
5. Контроль
Типология власти
Классификационный критерий | Типы власти |
По ресурсам | Экономическая, социальная, информационная, принудительная |
По субъектам | Автократическая (самодержавие), олигархическая (группократия) и самоуправленческая (власть всех членов группы или организации) |
По функциям органов власти | Законодательная, исполнительная, судебная |
По степени институционализации и типу организации | Формальная (деятельность государственных институтов) и неформальная власть (лидерство в неформальных движениях, руководство демонстрацией), легальная и нелегальная |
Политическая власть – конкретно-исторический, специализированный, организационно-правовой, институционализированный тип власти
1. Универсальность (распространение своих действий на всех членов общества)
2. Легальность (законность, право использования силы и других средств принуждения в пределах определенного политического пространства)
3. Суверенность (обязательность решений данной власти для всего общества и для других видов власти)
4. Публичность (всеобщий безличный характер власти как от имени всего общества)
5. Моноцентричность (единый центр принятия решений)
6. Многообразие ресурсов
Соотношение политической и государственной власти:
Политическая власть – государственная – общественная
Государственная – высшая форма политической власти, по своим функциям подразделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Реализуется посредством монопольного права государства на издание законов, особого аппарата управления и принуждения, который является относительно обособленным от общества и работает на профессиональной основе. Автор определения - Монтескю
Общественная – формируется специализированными общественными институтами (профсоюзы, общественные организации, СМИ), принимаемые решения отличаются локальным характером, имеют силу только в рамках соответствующего института, эти решения не являются обязательными для государственных институтов и органов государственной власти.
Политика и власть связаны круговой причинно-следственной зависимостью. Политика – причина власти, власть – причина политики.
Функции власти рассмотреть самостоятельно.
Формы власти
1. Сила
2. Принуждение
3. Побуждение
4. Убеждение
5. Манипуляция (худшая)
6. Авторитет
Типы легитимности по Истону
Идеологическая, структурная, персональная
Идеологическая – источником власти служит идеология (власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильность идейных принципов власти).
Структурная – источником является структура (правомочность власти вытекает из убеждения и беспристрастной веры в законность институтов и норм режимов).
Персональная – источником является человек с его личными качествами. Власть основана на вере и преданности конкретным лицам.
Лекция 5
Законодательная власть
Парламент – говорить (франц.). Общегосударственный, высший, выборный, законодательный и представительный орган страны, осуществляющий представительство интересов различных социальных групп населения. История возникновения парламента – самостоятельно.
Названия парламента: конгресс (США, латинская Америка), национальное собрание (Беларусь, Иордания, Панама), федеральное собрание (Россия).
Парламентаризм – система государственного управления обществом, которая характеризуется четким разделением законодательных и исполнительных функций власти, профессиональным характером деятельности депутатов парламента, развитой политической культурой граждан страны, которые признают высокую роль парламента в жизни общества и обладают опытом участия в сфере свободных выборов.
Структура парламента: высшие должностные лица (спикер, уполномоченный по правам человека – омбуцмен); комитеты комиссии; партийные фракции; территориальное объединение депутатов.
Виды парламента:
1. Однопалатные (монокамеральные): Финляндия, Дания, Швеция, Беларусь (до 1996). Формируются путем прямых выборов (как и нижние палаты)
2. Двухпалатные (бикамеральные): США, Великобритания, Россия, Беларусь (после 1996).
Верхние палаты могут формироваться по принципу наследования (Великобритания), на основе частичного или полного назначения (Россия, Беларусь, Канада), посредством избрания (США).
Функции парламента:
1. Властная. Формирование народного волеизъявления, создание законодательной основы для жизни общества. Функция включает: а) представительство интересов народа; б) законодательная (законотворческая) функция – принятие и обсуждение законов.
2. Финансово-бюджетная. Утверждение государственного бюджета, налогового и банковского законодательства.
3. Контрольная функция. Различные формы парламентского контроля (за деятельностью правительства). Отчеты правительства перед парламентом, парламентские слушания, выражения вотума недоверия правительству.
Исполнительная власть
Считается, что это древнейшая власть, от которой потом отделились законодательная и судебная. Правильнее – «исполнительно-распределительная». Структурные компоненты:
1. Правительство
2. Административно-управленческий аппарат
3. Контроль над надзорными органами
4. Органы государственной власти, милиция
Особенности функционирования исполнительной власти:
1. Подзаконность органов исполнительной власти.
2. Универсальность: центральные, региональные и местные органы.
3. Предметный характер (исполнительная власть осуществляет кадровые, финансовые и материальные обеспечения управленческой деятельности)
Названия правительств:
1. Совет министров (Беларусь)
2. Кабинет министров (Беларусь до 1996)
3. Секретариат (США)
4. Государственный совет (Швеция, Финляндия)
5. Правительство (Чехия)
6. Федеральное правительство (Эстония?)
7. Федеральный совет (Швейцария)
Правительство – центральный коллегиальный орган исполнительной и распорядительной власти, который возглавляет административно-управленческий аппарат, осуществляет непосредственное управление государством, руководство внутренней и внешней политикой.
Полномочии и функции правительства:
1. Подборка и расстановка административных кадров
2. Подготовка проектов государственного бюджета и разработка системы налогообложения.
3. Управление экономикой
4. Разработка долгосрочных программ экономического и социального развития
5. Ведение международных переговоров и так далее.
Виды правительств:
1. Однопартийные (страны с однопартийной системой, президентские республики, парламентские республики (когда правительство создается партией большинства)
2. Многопартийные коалиционные правительства. Ни одна из партий не имеет абсолютного большинства в парламенте. Италия, Бельгия, ФРГ.
3. Беспартийные. Страны с абсолютной монархией, служебные правительства в переходных обществах и недемократических режимах.
4. Большинства. Партии имеют большинство мест в парламенте
5. Меньшинства. Временный характер в кризисных ситуациях.
6. Правительство национального согласия. Послевоенные и послереволюционные периоды (для объединения политических сил).
Что рассмотреть: Конституция, законы РБ о Президенте Республики Беларусь (от 21 февраля 1995 №3602), закон РБ о Национальном собрании РБ (8 июля 2008, №370); закон РБ о Совете министров РБ (23 июля 2008, №424), Указ Президента РБ о структуре правительства РБ (5 мая 2006, №289); Закон РБ о местном управлении и самоуправлении в РБ (4 января 2010, №108), Кодекс о судоустройстве и статусе судей (29 июня 2006, №139).
Правовой основой политической системы белорусского общества является Конституция РБ (15 марта 1994 с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 и 17 октября 2004). Пятая Конституция (1919, 1927, 1937, 1978).
Конституция – основной закон государства, который закрепляет организацию государственной власти и определяет принципы ее взаимоотношения с обществом в целом и отдельными гражданами. Основной закон – в преамбуле (что Конституция – главный закон государства). Девять разделов, восемь глав, 146 статей.
Согласно статье №6 Конституции, государственная власть осуществляется на разделении на исполнительную, законодательную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельные, они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
Особое место в системе разделения властей занимает президент РБ, который является главой государства. Термин президент – сидящий впереди (лат.). В РБ должность президента была введена в период принятия Конституции 1994 года и проведением в июле того же года первых выборов.
Статус полномочия главы белорусского государства, глава 3 Конституции, закон о президенте РБ – рассмотреть.
Основные функции президента РБ:
1. Гарантийная. Статья 79 Конституции.
2. Арбитражно-интегративная. Особое положение президента над тремя ветвями власти.
3. Контрольная. Самостоятельно посмотреть.
4. Норматворческая. Указы, директивы, подписание законов, декреты, распоряжения.
5. Кадровая.
Парламентаризм в Беларуси
Два этапа развития парламентаризма в Беларуси: советский (1919-1991) – связан с принятием в Беларуси Конституции. Второй – постсоветский (1991-наши дни). Ознаменовался разработкой и принятием пятой Конституции (март 1994) и конституционным референдумом (1996). Согласно первой редакции, высшим законодательным представительным органом был Верховный Совет. Однопалатный парламент (260 депутатов), срок полномочий – 5 лет. После референдума 1996 года название, структура и срок полномочий изменились – Национальное собрание, состоит из двух палат (Представителей и Совет Республики), Конституция определяет Национальное собрание как высший представительный и законодательный орган. Что это значит: депутаты представляют интересы граждан страны, а принятые ими решения закрепляются в виде законов, которые обязательны для исполнения всеми гражданами и действующими в обществе институтами (государственными и негосударственными). К представительным органам также относят главу государства и местный совет депутатов. Посмотреть полномочия палат парламента в таких сферах:
1. Законотворчество
2. Контрольные полномочия (по отношению к исполнительной власти и по отношению к главе государства)
3. Кадровые полномочия
Судебная власть
Принадлежит только судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Глава 6 Конституции.
Лекция 9
Избирательная система РБ
В Республике Беларусь закреплена мажоритарная избирательная система абсолютного большинства на президентских и парламентских выборах; относительного большинства на местных выборах. Этапы избирательной кампании:
1. Назначение выборов. Назначает парламент.
2. Составление списков избирателей
3. Формирование избирательных комиссий
4. Формирование избирательных округов и избирательных участков
5. Выдвижение и регистрация кандидатов
6. Предвыборная агитация
7. Голосование
8. Подсчет голосов, установление результатов выборов
9. Второй тур (если нужен)
10. Подведение итогов и опубликование результатов выборов
Референдум по Конституции РБ проводится по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Это элемент прямой демократии. В РБ могут проводиться республиканские и местные референдумы. Самостоятельно рассмотреть: референдумы от 17 марта 1991; 14 мая 1995; 24 ноября 1996; 17 октября 2004.
Лекция 14
Политическая идеология
Политическая идеология (idea и logos – учение об идеях, лат.). Термин идеология ввел в научный оборот французский философ Антуан Дестюд де Трасси в работе «Проект идеология». На протяжении всего периода существования термин наполнялся неоднозначным содержанием. Изучить подход к идеология Маркса и Энгельса, определение идеологии де Трасси, Карла Ман(г/х)ейма, Ленина.
Политическая идеология – социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой выражаются интересы определенных социальных групп и обосновываются притязания на государственную власть.
Три важных аспекта политической идеологии:
1. Настоящая идеология – целостная, теоретически оформленная совокупность глубоких, философски обоснованных знаний о социальном бытии (жизни), способах его сохранения и изменения. Это не случайный набор представлений и взглядов, характерных для обыденного мировоззрения.
2. Идеология – объединяющий способ социально-группового мышления, а не социальная наука, которая стремится к достижению объективной истины. Идеология всегда ангажирована. Идеология всегда обслуживает интересы определенной социальной группы и опирается на научные знания только в той мере, в которой они отвечают именно групповым интересам.
3. Политическая идеология всегда связана с политической практикой и борьбой различных политических сил за власть.
Идеологии существовали не всегда. Длительное время политика и власть обходились без идеологических доктрин. Рассмотреть причины появления идеологии.
Структура идеологии: знания, идеи, взгляды, ценности, нормы, идеалы, цели, убеждения.
Три уровня функционирования идеологических систем:
1. Теоретико-концептуальный (элитарный)
2. Программно-политический
3. Обыденно-актуализированный
Функции идеологии:
1. Познавательная (когнитивная)
2. Легитивизационная
3. Интегративная
4. Мобилизационная
5. Нормативная
6. Конструктивная
7. Прогностическая
8. Коммуникационная
9. Функция-компенсатор
Носитель политических идеологий – субъекты политики (индивиды, группы, общности).
Формы институционального оформления политической идеологии – общественные объединения (партии, организации, движения).
Формы выражения и закрепления содержания идеологии – социально-политические учения, доктрины, концепции и теории.
Типология (классификация) политических идеологий:
В соответствии с носителями идеологии: | В зависимости от масштабов мышления носителя идеологии (автор – Ман(х/г)ейм): |
Групповые, сословные, классовые, конфессиональные, религиозные, национальные, партийные, корпоративные, государственные. | Тотальные (глобальные) и частные (частичные) идеологии. |
По отношению к действительности: Прогрессивные, охранительные, реакционные | По способам реализации идеалов, ценностей и целей: реформистские и радикальные. |
По содержанию: традиционные и нетрадиционные (феминизм, национализм, фашизм). | По месту в идейно-политическом спектре: крайне левые (ультралевые); левые; левоцентристские; центристские; правоцентристские; правые; крайне правые. |
Линейный идейно-политический спектр:
Левые - коммунизм, социализм, либерализм (центр), консерватизм, фашизм – правые.
Идеологии современности
Либерализм (свобода, лат.) – первая идеология, которая оформилась как современная идеология в новое время (17-18 век). Изначально носителем либеральной идеологии было третье сословие – буржуазия. Классики либерализма: Джон Локк, Монтеске, Адам Смит, Томас Джефферсон, Алексис де Токвиль, Джон Стюарт Миль.
Классическое изложение либерализма – декларация Независимости США (1776) и французская Декларация прав человека и гражданина (1789).
Принципы классического либерализма:
1. Индивидуализм (возможность предоставления человеку права самому устраивать свою жизнь).
2. Свобода личности (независимо от пола, возраста, национальности)
3. Права человека (на жизнь, свободу, собственность)
4. Прогрессизм (вера в прогресс)
5. Номократия (власть закона). Эголитаризм – равенство всех перед законом.
6. Плюрализм
7. Частной собственности
8. Принцип конкуренции
Для классического либерализма характерно отрицание патернализма. Отрицание опеки государства над своими подданными. Характерна концепция «государство – ночной сторож», государство должно выполнять три функции: содержание вооруженных сил и полиции; обеспечение правосудия; создание и содержание общественных институтов.
Неолиберализм (= либеральный реформизм, социальный либерализм). Впервые модель неолиберализма была апробирована на практике в США во времена нового курса президента Рузвельта (30-ые годы 20 века). Чтобы вывести страну из кризиса, была предпринята попытка введения рычагов госуправления в экономику.
Отличительные признаки неолиберализма:
1. Отказ от невмешательства государства в экономику.
2. Арбитраж государства.
3. Расширение функций государства.
В Беларуси либеральные идеи известны со времен Статутов ВКЛ. Однако с наибольшим откликом в массовом сознании идеи либерализма стали развиваться в конце двадцатого века.
Консерватизм (сохранять – лат.) возник в конце 18 века. Впервые термин консерватизм употребил французский писатель де Шатобриан в журнале под названием «Консерватор» (1818-1820 года). Консерватизм представлял интересы аристократии. Основоположники традиционного консерватизма: Берк, де Местор, де Бональд.
Есть точка зрения, что консерватизм возникает именно как противопоставление либерализму. Принципы классического консерватизма:
1. Нравственный абсолютизм (признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей, которые должны воздействовать на несовершенную духовную природу человека).
2. Традиционализм
3. Ориентация на локальные ценности (общество сосредоточено прежде всего на локальном уровне – семье, в общине, местных институтах власти).
4. Политический реализм (реформы, проводимые в обществе, должны быть рассчитаны на реальных людей, образ жизни которых нельзя изменить без больших несчастий).
5. Антипрогрессизм – недоверие к реформам, неприятие революции.
6. Антиэголитаризм в социальной сфере (недоверие к социальному равенству и обоснование иерархической структуры обществу)
7. Недоверие к демократии
8. Принцип элитарности и естественной аристократии (политика – дело профессионалов и заниматься политикой должны лучшие)
9. Осуждение увлечения массы политикой.
Лекция 16
В Республике Беларусь
Вопросы:
1. Государственная политика и управление в структуре политического процесса. Этапы, уровни, виды государственного управления. Принятие политических решений
2. Государственная политика РБ в сфере информатизации
Государственное управление рассматривают в широком и узком смысле. В широком смысле - осуществление государственной власти через принятие политико-государственных решений и их реализацию. Это целенаправленное воздействие государства на общественные процессы и явления с учетом обратной связи. В узком смысле – государственное управление является административной, исполнительно-распорядительной деятельностью госуправления, направленной на регулирование процессов, отношений, связанных с жизнедеятельностью общества, которые осуществляются на профессиональной основе. Деятельность, осуществляемая на профессиональных началах специализированными органами исполнительной власти и должностными лицами.
В англо-американской политической науке категории государственного управления являются обобщающими: описывает рациональное регулирование общественных дел и коллективных ресурсов группами интересов, которые контролируют основные рычаги власти, опираясь на официальные институты.
Узкое значение понимания госуправления – государственное администрирование. В широком смысле госуправление связывают с проводимой государственной (публичной) политикой.
Природу и специфику госуправления определяют:
1. Субъект управления – государство.
2. Обладание специфическим объемом охватываемых общественных отношений. Решение общих дел, согласование действий граждан, защита совместных интересов.
3. Госуправление обладает характерными способами реализации государственной власти. Методы и средства госуправления имеют комплексный характер – правовые, политические, экономические, методы принуждения и убеждения.
Госуправление занимает ключевое место в структуре политического процесса. Роль госуправления заключается в обеспечении эффективного осуществления полномочий государственной власти на всех уровнях, направленных на качественные и своевременные решения общественно значимых п