Понятие, структура и типы политической культуры.
Политическая культура – исторический опыт, традиции и ценности политической жизни, духовное побуждение и ориентации, убеждения и представления, образцы и нормы поведения, проявляющиеся в деятельности субъектов политического процесса.
Типы политических культур:демократическая,тоталитарная,патриархальная,подданническая,западная ,восточная
Структура политической культуры включает в себя следующие компоненты:1)познавательный2)эмоциально-чувственный3)оценочный4)поведенческий
Ценностные ориентации политической культуры выражаются:1)в культуре политического содержания2)в культуре политического поведения3)в культуре функционирования политических институтов.
52. Особенности национального менталитета белорусов и политической культуры в Республике Беларусь.
На нынешнем этапе развития Республики Беларуськак никогда актуальной видится задача формирования подлинно демократической культуры участия граждан в политике. В этом плане функционирование механизмов политической жизни, а в особенности системы выборов центральныхи местных органов государственной власти и их отчетностиперед избирателями, должно укреплять у граждан уверенность в возможности реально влиять на направленностьразвития страны, на решение вопросов, затрагивающих их
повседневные интересы и нужды.
менталитет белорусов практически всегда выделялся такими характерными чертами, как толерантность, патриотизм, гуманность, демократизм и т.п. Такой традиционный белорусский менталитет продолжительное время сохранялся без изменений. Однако на протяжении последнего столетия под влиянием различных факторов мировидение части жителей Беларуси эволюционировало от прежней набожности к открытому атеизму, от магически-мифологических представлений к укоренению материалистических идей, ослабления механизмов национально-культурных идентификаций. В современный период под влиянием значительных общественных перемен менталитет многих граждан Беларуси постепенно избавляется от чрезмерной заидеологизированности, покорности официальным властям, безбожия, чрезвычайной жизненной консервативности, в нем закрепляются идеи о необходимости независимого государства, по-настоящему демократического общества, свободного самоутверждения личности, углубляется национальное самосознание.
Как свидетельствует опыт, подобные позитивные изменения в мировидении людей в условиях тотального кризиса общества происходят очень медленно, неоднозначно и нередко имеют тенденцию к регрессивному развитию, своеобразного "возвращения" к менталитету минувших лет.
53 Место и роль СМИ в политической жизни общества
Средства массовой информации, которые в последнее время все чаще именуют «четвертой властью», являются одним из важнейших институтов политической системы общества и одним из инструментов реализации политических стратегий на информационном рынке. СМИ – это учреждения, которые созданы для сбора, обработки и публичной передачи различной информации. В современном мире они являются важнейшим инструментом реализации политических стратегий и тем политическим институтом, который способен изменять системные параметры публичной власти
СМИ проникли на политический рынок как органы партийной печати. Постепенно они расширили свою читательскую аудиторию, наладили связи с населением и завоевали должный общественный авторитет.
К современным СМИ относятся: периодические печатные издания, массовые справочники, радио, телевидение, электронные коммуникативные системы.
Роль СМИ в современном обществе огромна. Их деятельность направлена на политическое просвещение масс, на осознание ими своих интересов в сфере власти.
СМИ являются ведущим инструментом в системе социального представительства интересов людей, поскольку обладают определенной открытостью, оперативностью в формулировании оценок и позиций, возможностью отображать желания и стремления самых разных слоев населения.
С политической точки зрения средства массовой информации условно можно разделить на правительственные, оппозиционные и независимые. Такая структура СМИ указывает на наличие разных задач, которые присутствуют на информационном рынке, а также на то, что общественное мнение сталкивается не с однонаправленными, а с разнонаправленными потоками информации, вырабатывает свои оценки и подходы в идейно конкурентной среде.
Иногда средства массовой информации используются с целью политического манипулирования, т.е. скрытого управления политическим сознанием и поведением граждан для того, чтобы принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам.
Средства массовой информации выполняют различные функции, наиболее значимыми являются:
1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ – проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников.
2 ФУНКЦИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ – образовательная роль СМИ тесно связана с их функцией социализации и по существу перерастает в нее. Однако, если политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, политическая социализация означает интернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов повеления Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.
3 ФУНКЦИЯ КРИТИКИ – осуществляется не только масс-медиа, но и оппозицией, а также специализированными институтами прокурорского, судебного и иного контроля.
4 КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ – основывается на авторитете общественного мнения.
5 ФУНКЦИИ АРТИКУЛЯЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ – СМИ не только критикуют недостатки в политике и обществе, но и выполняют конструктивную функцию артикуляции различных общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов. Они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.
5 МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ – все рассмотренные выше политические функции СМИ объединены мобилизационной функцией или же прямо или косвенно способствуют ее осуществлению.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ – является, пожалуй, важнейшей функцией СМИ. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях.
Политическая элита использует СМИ для разоблачения или унижения своих политических конкурентов, но не для разъяснения народу своих политических, экономических и идеологических позиций.
В настоящее время в РБ действуют 6 основных типов СМИ:
1 Государственные (финансируемые государством);
2 Государственно-общественные;
3 СМИ организаций, учреждений и структур гражданского общества, открыта отстаивающие и пропагандирующие стабильность и конструктивность в обществе;
4 Альтернативные СМИфинансирующиеся негосударственными структурами, занимающие антигосударственные позиции – оппозиционные;
5 Коммерческие СМИ;
6 СМИ неполитических структур.
Особенностью Республики Беларусь является деятельность союзных СМИ (Россия, Украина, Прибалтика, Польша).
Государственная политика в отношении СМИ регулирует: внутрижурналистские отношения (издатель, редактор, журналист, учредитель), отношения между СМИ и источниками информации; права журналистов на распространение информации; отношения между СМИ и аудиторией; объем и характер участия государства;