Политическое изменение как фактор общественного

РАЗВИТИЯ

Сам по себе политический процесс можно объяснить как определенные перемены в состояниях политической системы, обеспечивающие цикл ее воспроизводства (становление, функционирование, развитие с выходом на более высокий уровень).

Рассматривая связи между политическими изменениями и общественным развитием, можно заметить, что сам процесс становления современного общества делает движение вперед необратимым, а политическое развитие – поступательно восходящим. Долговечность политий, их совершенствование зависят от возможностей обществ изменяться и приспосабливаться к новым обстоятельствам. Политическое изменение по-разному влияет на адаптивные возможности политических систем. В одних случаях система, мобилизуя внутренние ресурсы, сравнительно легко приспосабливается к новым потребностям и преобразованной среде, а значит, самостоятельно перемещается на более высокий уровень устойчивости. Во втором случае одну политическую систему, неспособную в силу каких либо причин к самообновлению, сменяет другая. Следовательно, движение имеет поступательный характер и осуществляется, как правило, в форсированном режиме, неизбежно повышающем нагрузку на политические институты, социально-культурную среду и отдельные группы общества.

Политологический подход к феномену развития означает выявление и объясне-

ние всеобщих характеристик многообразия связей, отношений и процессов политиче-ской реальности, ибо в результате развития возникает новое состояние общественной сферыы. Теоретический подход к проблеме политического развития складывается из многообразия различных концепций. Кратко выделим главные из них:

1. Политическое развитие – предпосылка экономического прогресса.

2. Политическое развитие – типичная политика для индустриальных обществ.

. Политическое развитие как модернизация.

В моделях такого плана доказывается, что передовые индустриальные страны

являются «образцами для подражания», потому что задают темпы развития по большинству направлений социальной и экономической жизни.

4. Политическое развитие как действия нации – государства.

Исторически существовало множество типов политических систем, и любые со-

общества создавали собственный тип политики, однако с появлением нации – государства возник и особый набор требований к политике. Политика исторической империи, колонии, племенного или этнического сообщества должна уступить место политике,необходимой для создания эффективного нации – государства, которое способно успешно функционировать в системе других наций – государств. В рамках данной концепции подчеркивается, что национализм – необходимое, но далеко не достаточное условие для обеспечения политического развития.

5. Политическое развитие как совершенствование административной и правовой систем. Если разделить процесс нациеобразования на институциональное строительство и развитие гражданства, получим две распространенные теоретические схемы. Концепция политического развития как образование организаций. Имеет большую историю и лежит в основе многих просвещенных колониальных практик. Политическое развитие держится на четком правовом процессе. Нормальное функционирование правовой системы зависит от упорядоченности административной системы. Закон и порядок требуют наличия бюрократических структур и развития государственного управления.

6. Политическое развитие в виде массовой мобилизации и участия.

Концепции этого рода связаны с поведением и ролями граждан, а так же тре-

бующимися для осовременивания новыми стандартами их политического участия и лояльности по отношению к государству. Во многих исследованиях политическое развитие отождествляется с категорией модернизации.

Развитие общества, неразрывно связано с развитием политической системы.

Любая политическая система, изменяясь, приобретает новые формы, а так же оказывает влияние на все сферы жизни общества, определяет пути развития, использует различные методы и способы преобразования. Изменение в политических системах, политических строях и идеологиях так или иначе вызывает различную реакцию общества на эти преобразования. Наличие эффективных обратных связей общество – государство означает развитие и прогресс как общественной, так и политической сфере.

Политические решения

Осуществление принятого политического решения является сложным, часто длительным и противоречивым процессом. Оно связано с соответствующими изменениями социальнополитични, экономической ситуаций. Поэтому после принятия решения, как правило, еще остается вероятность многовекторности, непрогнозируемости развития политического процесса. Это требует от всех, кто причастен к его принятия, определенных усилий по его реализации. Нередко возникает необходимость дополнения, радикального доработки уже принятого решения.

Технологии принятия политических решений во многом обусловлены характером политического режима. Поавторитаризма, тоталитаризма решения принимают в основном в закрытом, тайном режиме узким кругом людей, не считая точки зрения оппозиции. По демократических режимов заботятся о четкости процедуры принятия политических решений, используя компромисс, консенсус. Это помогает избежать социальных, политических конфликтов, обеспечивает стабильное развитие общества.

Стержнем политической деятельности, политического участия, а значит, и использования различных политических технологий, является власть, которую приобретают или демократическим (всенародные выборы), или недемократическим (насилие, авторитаризм, диктатура) путями. Иногда эти пути соединяются или взаимодополняющихся.

39 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И УЧАСТИЕ

политического поведения и участия
Политическое поведение - это совокупность реакций социальных субъектов (социальных, общностей, групп, личностей и т.п.) на деятельность политической системы. Политическое поведение можно подразделить на политическое участие и абсентеизм.
^ Политическое участие - это влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений. Американские политологи С. Верба и Н. Ни подчеркивают, что политическое участие - “это прежде всего инструментальная активность, посредством которой граждане пытаются влиять на правительство таким образом, чтобы оно предпринимало желаемые для них действия”.
К политическому участию относятся действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп интересов. Наиболее подробную классификацию типов политического участия предложил английский ученый А. Марш (см. табл. 20).
Среди форм политического поведения и участия определенное место занимают протестные формы. Политический протест - это открытая демонстрация негативного отношения к политической системе в целом, ее отдельным элементам, нормам, ценностям, принимаемым решениям.

К насильственным неконвенциональным типам политического поведения и участия относится терроризм. Под терроризмом понимается оппозиционная деятельность экстремистских организаций или отдельных личностей, целью которых является систематическое или единичное применение насилия (или его угрозы) для запугивания правительства и населения

Наши рекомендации