Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Направление подготовки
РЕШЕТНИКОВА Н.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА
Направление подготовки
040400 «Социальная работа»
Профиль «Социальная работа в системе социальных служб»
Очная форма обучения
Квалификация (степень)
Бакалавр
Курск
Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная статистика» подготовлена Решетниковой Натальей Витальевной, к.э.н., доцентом кафедры документоведения, государственного и муниципального управления
Рецензенты:
1. Комов Виктор Григорьевич, к.э.н., доцент
2. Дядин Олег Юрьевич, к.п.н., доцент
Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная статистика» утверждена на заседании кафедры документоведения, государственного и муниципального управления (Протокол № __ от «______» __________ 2011 г.).
Цели освоения дисциплины
Главной целью учебной дисциплины «Социальная статистика» является формирование у будущих специалистов твердых теоретических знаний и практических навыков по организации работ по социальной статистике, сбору статистической информации, ее обработке и анализу, прогнозированию социальных процессов в обществе и представлению статистической информации органам законодательной и исполнительной власти.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Социальная статистика» относится к профессиональному циклу дисциплин (по выбору) и предлагается студентам для изучения в четвертом семестре. Она находится в логической взаимосвязи с такими учебными дисциплинами, как математика, философия, экономика, статистика, демография, информатика, социология социальной работы, знания по которым, приобретенные студентами в результате предшествующего их изучения, необходимы при освоении данной дисциплины.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОК-1 – владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОК-2 – уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
ОК-9 – использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
ОК-10 – использовать в профессиональной деятельности основные законы естественно-научных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;
ОК-17 – быть способным учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни;
ПК-10 – быть способным осуществлять оценку качества социальных услуг на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации;
ПК-14 – владеть способностью анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп;
ПК-16 – быть способным определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия;
ПК-18 – быть способным составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований;
ПК-19 – быть готовым представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений;
ПК-20 – быть способным к осуществлению прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений в области психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи;
ПК-22 – владеть высокой социальной культурой управленческой деятельности работников учреждений социальной защиты, кадров, содействующих социальному благополучию граждан своей страны;
ПК-31 – быть способным учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы;
ПК-33 – быть способным участвовать в пилотных проектах по созданию инновационных площадок учреждений в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы;
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
ЗНАТЬ | – методы исследования и измерения в социальной статистике; – систему сбора, обработки и обобщения статистических данных; – системы показателей социальной статистики; – современную организацию статистики. |
УМЕТЬ | – использовать систему знаний о социальной статистике для разработки и обоснования учетной политики предприятия; – решать в конкретных ситуациях вопросы сбора статистической информации, ее обобщения, обработки и анализа; – уметь строить математические модели общественно-социальных процессов, прогнозировать развитие процессов, готовить и представлять необходимые статистические материалы в вышестоящие статистические органы и в органы законодательной и исполнительной власти. |
ВЛАДЕТЬ | – статистическими методами и практическими навыками расчета основных показателей; – навыками научного статистического анализа показателей социальной статистики в динамике и взаимосвязи их; – навыками прогнозирования развития экономических и социальных процессов. |
Быть компетентным | – во владении культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; – в умении логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; – в умении использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; – в умении использовать в профессиональной деятельности основные законы естественно-научных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; – в способности учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни; – в способности осуществлять оценку качества социальных услуг на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации; – во владении способностью анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп; – в способности определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия; – в способности составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований; – в умении быть готовым представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений; – в умении быть способным к осуществлению прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений в области психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи; – во владении высокой социальной культурой управленческой деятельности работников учреждений социальной защиты, кадров, содействующих социальному благополучию граждан своей страны; – в умении быть способным учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы; – в способности участвовать в пилотных проектах по созданию инновационных площадок учреждений в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы; |
4. Объём дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
Количество часов по учебному плану
(очная форма обучения)
Всего 72 часа
Аудиторные занятия 36 часов, в том числе интерактивных занятий 18 часов
Самостоятельная работа 36 часа
№ п/п | Раздел, тема | Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации | ||||||||||||
Всего | Самос- тоят. работа | Аудиторные занятия | |||||||||||||
Всего | Лекционные | Групповые (семинары, практические) | Лабораторные | Конт. раб. | Рефераты / эссе | Курсов. раб/ проект | Расчетно-графическая работа | Зачет | Экзамен | Контр. точки по мод.-рейтинг. системе | |||||
1. | Предмет и задачи социальной статистики. Изучение состава населения и структуры семей. | Р | |||||||||||||
2. | Уровень жизни. Статистика доходов и потребления населением товаров и услуг. | Р | |||||||||||||
3. | Статистика жилищных условий, свободного времени, занятости и безработицы населения. | Р | |||||||||||||
4. | Санитарная статистика. Статистика уровня образования, политической и общественной жизни населения. | Р | |||||||||||||
5. | Моральная статистика. Статистика культуры, искусства и отдыха. | Р | |||||||||||||
Общая трудоемкость | часы | ||||||||||||||
з.е. | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | |||
Содержание дисциплины
№ п/п | Наименование разделов и тем дисциплины | Содержание темы |
Тема 1 | Предмет и задачи социальной статистики. Изучение состава населения и структуры семей. | Предмет и задачи социальной статистики. Понятие «Социальная статистика». Взаимосвязь социальной статистики с другими науками. Предмет исследования. Актуальность социальных проблем. Основные задачи. Практическое использование данных. Объекты социальной статистики. Характеристика состава населения. Группировки населения и система показателей. Современная организация статистики. Методы и измерения в социальной статистике. Система показателей социальной статистики. Методы изучения динамики состава населения. Статистика численности, состава и движения населения. Семья в системе общественных отношений. Статистика личности и семьи. Семья в домохозяйстве как элементы структуры населения. Типология семей и домохозяйств. Система показателей и прогнозирование структуры домохозяйств. |
Тема 2 | Уровень жизни. Статистика доходов и потребления населением товаров и услуг. | Понятие и уровень жизни населения и его составляющие. Социальные нормативы жизни. Статистика производственных сил, уровня и качества жизни населения, социальных условий и характера труда, доходов населения. Система показателей. Общая оценка уровня жизни. Состав доходов. Показатели доходов. Дифференциация доходов. Индексация доходов. Потребление населения и его законодательное регулирование Показатели потребления. Бьем и структура потребления товаров и услуг, его дифференциация и эластичность. Потребительский бюджет и потребительская корзина. Динамика потребления населения и потребительских цен. Проблемы формирования, обработки и анализа результатов выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств. |
Тема 3 | Статистика жилищных условий, свободного времени, занятости и безработицы населения. | Статистика потребления материальных благ и услуг, национального дохода, социального обеспечения населения, природоохранной деятельности, общественного мнения. Источники данных. Характеристика жилищных условий. Показатели обслуживания и финансирования жилищного фонда. Статистика развития бытового и транспортного обслуживания населения, услуг связи. Рынок жилья. Бюджет времени населения, его структура. Показатели использования свободного времени. Источники данных. Уровни занятости и безработицы. Трудоустройство населения. Состав безработных. Состав занятых. Содержание труда. |
Тема 4 | Санитарная статистика. Статистика уровня образования, политической и общественной жизни населения. | Задачи статистики. Источники данных. показатели здоровья населения. Характеристики здравоохранения, медицинских услуг, производственного травматизма. Клиническая статистика. Источники информации. Уровень образования. Система обучения. Дошкольное воспитание и школьное образование. Профессиональное образование. Виды деятельности по распределению информации, культуры, искусства и отдыха. Обеспеченность населения информацией. Потребление населением услуг культуры искусства и туризма. |
Тема 5 | Моральная статистика. Статистика культуры, искусства и отдыха. | Понятие моральная статистика, ее задачи. Методические основы. Правовая статистика. Задачи и структура. Источники данных. Показатели статистики. Характеристика общественного мнения. |
Планы групповых занятий и образовательные технологии
«Круглый стол».Тема: Предмет и задачи социальной статистики. Изучение состава населения и структуры семей
Цель: научиться определять источники данных для решения той или иной проблемы, овладеть способностью сбора данных, культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
Вопросы для обсуждения:
1. Предмет и задачи социальной статистики.
2. Понятие «Социальная статистика». Взаимосвязь социальной статистики с другими науками.
3. .Предмет исследования. Актуальность социальных проблем.
4. Основные задачи. Практическое использование данных.
5. Объекты социальной статистики.
6. Характеристика состава населения. Группировки населения и система показателей.
7. Современная организация статистики. Методы и измерения в социальной статистике.
8. Система показателей социальной статистики. Методы изучения динамики состава населения.
9. Статистика численности, состава и движения населения.
10. Семья в системе общественных отношений.
11. Статистика личности и семьи.
12. Семья в домохозяйстве как элементы структуры населения. Типология семей и домохозяйств.
13. Система показателей и прогнозирование структуры домохозяйств.
Темы рефератов:
1. Из истории социальной статистики (выдающиеся ученые – А.Кетле, В.Петти, Я.Янсон, А.И. Чупров, А.А. Кауфман, А.А. Чупров и др.);
2. Структура населения Курска;
3. Семья – социальный портрет;
4. Семья – как ячейка общества;
5. Основные методы и приемы прогнозирования структуры домохозяйств;
6. Домашнее хозяйство в переходный период: типы и особенности поведения на рынке.
Образовательные технологии: интерактивная форма проведения занятия.