Внешняя политика Ивана IV Грозного 4 страница
20. Меры первых Романовых по ликвидации последствий смуты.
Земский Собор 1613 г. утвердил на русском престоле Михаила Федоровича (1613-1645) из боярского рода Романовых. Новому царю было всего 16 лет, он слыл человеком кроткого и незлобивого нрава, в лихолетье Смуты Михаил был слишком молод, чтобы участвовать в политических событиях, его имя не ассоциировалось у современников ни с придворными интригами, ни с преступлениями. Михаил был компромиссной фигурой, не имея опыта управления государством, он должен был считаться с мнением всей земли, что ограждало подданных от произвола, но гарантировало политическую стабильность. Романовы не принадлежали к наиболее знатным фамилиям, но всячески старались подчеркнуть свое родство с Иваном Грозным - одна из представительниц рода - Анастасия была первой из жен царя и матерью его сына царя Федора Ивановича. Отец Михаила - Федор Романов активно участвовал в политических интригах против Бориса Годунова, но потерпел поражение, был пострижен в монахи под именем Филарета, а в годы Смуты в лагере Лжедмитрия II провозглашен патриархом. Перпетии Смуты привели Федора в польский плен, в котором он оставался вплоть до 1619 г.
Михаилу досталась тяжелейшая задача преодоления последствий Смутного времени как в экономике, так и в политике. Страна была разорена. Огромные массивы земель, лишившись жителей, погибших в результате голода или войны, совершенно запустели. Земли, брошенные в начале Смуты, к правлению Михаила, а прошло уже более десяти лет, успевали покрыться лесом, введение их в хозяйственный оборот требовало огромного труда. Но рабочих рук не хватало. Казна была пуста, пополнить ее было не с чего. Соответственно снижались и военные возможности государства.
Россия понесла и большой территориальный урон. Были потеряны Смоленские земли, страна лишилась выхода к Балтийскому побережью. Остро стояла задача борьбы с многочисленными разбойничьими шайками, казачьими ватагами и польскими отрядами, промышлявшими грабежами и нередко нападавшими даже на крупные населенные пункты. Государство нуждалось в сильной армии, но дворяне, составлявшие к тому времени основную ударную часть армии, совершенно оскудели и не могли нести военную службу. В условиях острой нехватки рабочих рук, мерилом богатства владельца земли была не столько ее общая площадь, сколько населенность крестьянами. Даже крупное, но безлюдное поместье не обладало ценностью - земля без работника не давала дохода.
В годы Смуты, когда государственная власть отсутствовала, многие крестьяне, стремясь получить покровительство, или платить более легкие повинности, переселялись с поместных земель на монастырские или боярские. Этот процесс продолжился и после Смуты. Повинности, которые несли монастырские или боярские крестьяне, как правило, оказывались легче, чем у помещичьих крестьян. Многие монастыри и вотчины имели большие налоговые льготы, их крестьяне не несли целый ряд государственных повинностей.
Дворяне повели упорную борьбу за восстановление и усиление крепостного права, то есть, фактически, за запрет крестьянам покидать землю своего господина. Государство, понимая опасность дальнейшего оскудения служилых людей, шло навстречу их требованиям. На Земском соборе 1637 г. по дворянской челобитной были установлены девятилетние "урочные лета", - так назывался срок сыска беглого крестьянина, на протяжении которого господин, обнаружив беглеца, имел право вернуть его на свою землю. В 1641 г. "урочные лета" были увеличены до 10 лет.
В правление Михила часто собирались Земские соборы. Новый царь еще не чувствовал себя достаточно прочно, по важнейшим вопросам ему приходилось заручаться одобрением всей земли. Возросла роль так называемой Ближней Думы, собиравшейся из лиц, пользовавшихся особым доверием царя, в ней готовились предложения, затем обсуждавшиеся в более широком составе в Боярской Думе. Когда в 1619 г. из польского плена вернулся отец Михаила патриарх Филарет, авторитет новой династии значительно укрепился. Сложилась уникальная ситуация - светская и духовная власть сосредоточилась у представителей одной фамилии. Филарет был опытным политиком, много повидавшим и во многом поучаствовавшим, человек твердой воли, он способствовал укреплению центральной власти.
В правление Михаила продолжилось освоение земель "дикого поля" - территории лесостепного региона Центрального Черноземья. Русских переселенцев привлекали плодородные почвы этих мест. При вложении таких же трудовых усилий черноземы "дикого поля" давали значительно более высокие урожаи. Главная трудность в освоении этих территорий заключалась в постоянной опасности, угрожавшей со стороны татар Крымского ханства, вассала Турции, пользовавшегося покровительством султана. Ослабление государства в годы Смуты облегчило грабительские набеги. Для защиты южных границ пришлось укреплять старые и возводить новые крепости, строить засеки - укрепления, состоявшие из поваленных деревьев, мешавших проходу конницы, рвов и валов снабженных сторожевыми башнями. Одной из важнейших была Белгородская засечная черта. Освоение земель "дикого поля", продолжавшееся на протяжении всего XVII и в XVIII вв., способствовало расширению территории государства, введению в хозяйственный оборот плодородных земель, увеличению государственных доходов.
В правление Михаила были сделаны первые шаги по созданию промышленности. В XVII в. решающее значение в европейских войнах стало играть огнестрельное оружие. Россия нуждалась в большом числе пушек и ручного огнестрельного оружия, но не имела опыта устройства серийного производства вооружений. В 1632 г. голландец Андрей Виниус получил грамоту на устройство железноделательных заводов под Тулой, положивших начало тульским оружейным предприятиям.
Несмотря на ощутимый прогресс - восстанавливалось хозяйство страны, укреплялись границы и внутренний порядок, Россия в правление Михаила еще недостаточно окрепла для решения сложных внешнеполитических задач. В 1632-1634 гг. Россия вела Смоленскую войну с Польшей. Главной целью войны было освобождение Смоленска. Однако осада города не принесла успеха. Согласно Поляновскому мирному договору Смоленск остался за Польшей.
В 1637 г. казаки без санкции Москвы самовольно захватили крепость Азов, имевшую важное стратегическое значение - она прикрывала устье Дона и подступы к Крыму. Крепость считалась турецким владением. До 1642 г. казаки, несмотря на ожесточенные попытки турок вернуть крепость, удерживались в Азове. Казаки отправили в Москву просьбу выслать им подкрепление, но это означало для Москвы войну с могущественной Турцией. Казаки как вольные люди не считались собственно московским войском, и Москва могла отказаться нести ответственность за их действия перед Турцией, но появление под Азовом стрелецких полков или дворянского ополчения означало, фактически, объявление войны султану. Специально созванный для обсуждения просьбы казаков Земский собор отказался оказывать им поддержку, казаки были вынуждены оставить крепость. Нежелание портить отношения с Турцией было следствием слабости Русского государства, не позволявшей проводить активную внешнюю политику.
21. Бунташный век. Социальные движения в 17 в.
Время правления царя Алексея Михайловича в истории называется “бунташным веком”. В этот период произошло огромное количество различных восстаний и бунтов, которые были вызваны усилением налогового гнёта и ужесточением государственной политики. Причины: складывание посадского тяглого сословия (горожане заговорили о своих интересах во весь голос); усиление централизации и крепостничества, злоупотреблений власти; непосильность налогового бремени (строительство государства при скудности природных богатств, суровом климате, бедности и относительной малочисленности населения, низких урожаях и частых стихийных бедствиях). правительство иногда пускалось на откровенные финансовые авантюры (пример – замена серебряной монеты медной при той же стоимости); 1613—1633 гг. – 7 раз собирались чрезвычайные налоги (государству требовались средства для содержания армии и возвращения утраченных земель); правительство стремилось включить в состав тяглого населения все новые категории жителей. Борьба населения: Бунты Хитрости и уловки, массовое расхищение государственного имущества, казнокрадство. Однако ослабление государства грозило россиянину еще худшим – анархией, гибелью во внутренних распрях, нашествием чужеземцев. 1648г. – московское восстание (соляной бунт); действия восставших были направлены против всей правительственной верхушки, соединились устремления различных социальных сил и слоев жителей Москвы и провинции. Причины: рост «соляного налога», злоупотребления и алчность московской администрации. 1650г. – восстание в Пскове и Новгороде, толчком к нему послужила попытка правительства рассчитаться со Швецией за перебежчиков из областей, захваченных ею у России, хлебом, скупленным на псковском рынке→резкий подъем цены на хлеб. Социальной базой движения в обоих случаях были рядовые, «молодшие», посадские люди и приборные чины. 25 июля 1662г. – восстание в Москве (медный бунт); неумеренный выпуск медных денег, а также появление «воровских» медных монет привели к их обесцениванию→рост цен и голода. 1666г. – восстание донского казака Василия Уса. Конец 60х-начало 70х – «бунт Стеньки Разина»; действия восставших считали антигосударственными (С.М.Соловьев), объясняя их причину столкновением удельно-вечевого и единодержавного укладов русской жизни (Н.И.Костомаров). Главное значение – в ограничении эксплуатации, злоупотреблений властей. Но в целом, они подталкивали государство к централизации и укреплению госаппарата.
21. Петр 1 и его реформы.
Реформы Петра I были подлинной революцией. Они охватывали широкий спектр общественной, государственной и хозяйственной жизни, они были проведены в суровой борьбе с внутренней оппозицией - боярством, духовенством.
Первые реформы касались армии. До Петра I в России не было регулярной армии. Она набиралась только для войны. Первые регулярные полки - Преображенский и Семеновский были созданы в 1691 г. из потешных отрядов Петра. В 1705 г. Петр I ввёл (впервые в Европе) обязательный рекрутский набор, от которого освобождались только гражданские чиновники, духовенство и некоторые категории крестьянства. В конце 1699 г. было сформировано 27 пехотных полков и два драгунских.
В первой четверти XVIII в. происходит коренная реорганизация вооруженных сил. В России создаётся мощная регулярная армия и в связи с этим ликвидируется поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско. Некоторые виды иррегулярных и полурегулярных войск, таких, как казачество, ландмилиция в Черноземье и слободской Украине, сохраняются, но их роль в составе вооруженных сил страны падает. Основу армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку в соответствии с общеармейскими уставами. Главными были - Воинский (1716 г.) и Морской (1720 г.) уставы, в разработке которых непосредственно участвовал Петр I.
В начале XVIII в. впервые в истории России на Дону и Балтике был создан военно-морской флот. Флот Петр I стал строить еще до войны со шведами, которая началась осенью 1700 г. и длилась 21 год (Северная война). Первую российскую эскадру спустили на воду в 1703 г., она состояла из шести фрегатов (фрегат - трёхмачтовый военный парусник). В 1725 г., к концу царствования Петра I, русский регулярный флот на Балтийском море имел 48 линейных кораблей и 800 галер и других мелких судов, а на Каспийском флоте до 100 различных судов. На флоте служило 28 тысяч моряков.
Основные офицерские кадры для армии и флота готовились в Навигацкой школе и Морской академии. Обучение, введённое в русской армии, отличалось простотой и практичностью, от солдат требовались осмысленные, а не механические действия. Победу приносят, записано в Уставе 1716 г., «добрые порядки, храбрые сердца, справное оружие».
В 1708 - 1715 гг. была проведена губернская реформа. Вместо воеводского управления Россия была разделена на восемь (затем на 11) губерний: Московскую, Санкт - Петербургскую, Киевскую, Казанскую, Азовскую, Смоленскую, Архангелогородскую и Сибирскую (затем Воронежскую, Рижскую, Нижегородскую и Астраханскую). Губернии, возглавляемые генерал-губернаторами и губернаторами, делились на провинции (около 50), во главе которых назначались коменданты, провинции подразделялись на дистрикты, управляемые земскими комиссарами. Позднее эта система неоднократно изменялась.
В 1711 г. вместо упраздненной Боярской думы создается Сенат из девяти членов и обер - секретаря как временная комиссия по управлению страной в период отсутствия царя. В последующие годы Сенат реорганизуется, учреждается должность генерал - прокурора (1722 г.) для надзора за его деятельностью, Сенат сохраняется как высшее административное и судебное и судебное учреждение. Одновременно с организацией Сената Петр I ввел в стране институт фискалов - учреждение, до этого неизвестное на Руси.
Петр I стремился создать в России аппарат власти по образцу западноевропейского государства. До него центральные учреждения назывались приказами, их было около полусотни. Прежние приказы в 1718 г. он заменил коллегиями. Сначала коллегий было девять. Три из них были главными, получившие название первейших, - Иностранных дел, Военная и Адмиралтейская. Были созданы также Камер - коллегия, Юстиц - коллегия, Коммерц - коллегия, Берг - коллегия, Мануфактур - коллегия, и др. Коллегии не охватывали всех сторон управления. Дворцовые, ямские, строительные, медицинские дела и другие по-прежнему находились в ведении специальных приказов.
В интересах развития промышленности и торговли городское управление было передано непосредственно в руки городских верхов. В связи с этим помимо 12 коллегий в 1720 г. был создан Главный магистрат, направляющий деятельность городских магистров по сбору налогов и судебных разбирательств среди граждан. В 1722 г. был образован институт прокуратуры, во главе которого стоял генерал - прокурор Сената.
Осуществлением административных преобразований было завершено оформление абсолютной монархии в политическом строе России. Принятие Петром I в 1721 г. титула императора подтверждало, что в России утвердился абсолютизм.
В1700 г. умер патриарх Андриан, Петр I запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции «Местоблюстителя патриаршего престола». В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан Святейший правительствующий Синод, или Духовная коллегия, подчинявшаяся Сенату. Глава Духовной коллегии - обер - прокурор назначался императором из высокопоставленных светских чиновников.
Сторонник петровских преобразований архиепископ Феофан Прокопович написал «Правда воли Монаршей» и «Духовный регламет»,изданные как законодательные акты. В них обосновывались право монарха назначать преемника престола по-своему усмотрению, церковная реформа.
Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье - бюрократического аппарата абсолютистского государства. Эти меры вызвали недовольство духовных иерархов, что стало главной причиной их участия в оппозиции к царю.
Боярство совершенно исчезает, слившись с новым служилым дворянством, для которого устанавливается строгая иерархия в соответствии с Табелем о рангах (1722 г.), насчитавшем 14 классов (рангов). Этот законодательный акт устанавливал ранги по трём видам: военные (армейские и морские), гражданские и придворные. Высшим гражданским чином был канцлер. Он приравнивался к чину генерала - фельдмаршала. На 14-й ступеньке находились коллежский регистратор (гражданский чин) и фендрик (в инфантерии) и корнет (в кавалерии).
В условиях России ликвидация технико – экономической отсталости была возможна только путём государственного вмешательства сверху в развитие промышленности. Ремесленное и мелкотоварное производство посада и крестьян уже не могло удовлетворить возросших потребностей внутреннего и внешнего рынка. И на базе ремесла, путем его превращения в мелкотоварное производство и последующего укрупнения, выросла мануфактурная промышленность. Своеобразие состояло в том, что мануфактуры содержали в себе одновременно признаки и нового капиталистического развития, и отношений крепостничества. Если в XVIII в. В России было около 70 мануфактур, то к 1725 г. около 240.
Такое быстрое развитие промышленности обеспечивалось протекционистской политикой Петра I, ограждающей русскую мануфактуру от конкуренции с иностранными товарами. Правительство предоставляло мануфактурам льготы, разрешило использовать подневольный труд крестьян. Мануфактуры делились по использованию различных категорий работных людей на казенные, купеческие и помещичьи.
Главными отраслями мануфактурного производства были металлургия, металлообработка, судостроение, оружейная, текстильная, суконная, парусно-полотняная и кожевенная промышленность. Основным центром металлургии стал Урал, богатый полезными ископаемыми. К середине XVIII в. здесь производили более трети металла, выплавляемого в России, к концу века эта цифра увеличилась на 40 процентов. К середине XVIII в. Россия по выплавке чугуна вышла на первое место в мире. По добыче железа Россия намного обогнали Англию и другие западноевропейские страны. С 1712 г. был прекращен ввоз в страну оружия из Европы. К концу петровского правления экспорт русских товаров вдвое превышал импорт. Высокие таможенные пошлины (до 40 процентов в валюте) ограждали внутренний рынок.
23. Дворцовые перевороты в России 18 века.
Со времен В.О. Ключевского период с 1725 (смерть Петра I) по 1762 гг. (восшествие на престол Екатерины II) называют «эпохой дворцовых переворотов», поскольку проблема преемственности власти решалась с помощью насилия и гвардии. С 1725 по 1761 гг. на русском престоле побывали вдова Петра Екатерина I (1725-1727 гг.), его внук Петр II (1727-1730 гг.), его племянница герцогиня курляндская Анна Иоанновна (1730-1740 гг.) и внук ее сестры младенец Иван Антонович (1740-1741 гг.), его дочь Елизавета Петровна (1741 – 1761 гг.). Замыкает этот перечень преемник Елизаветы Петровны, внук шведского короля Карла XII по отцовской линии и внук Петра I по материнской линии герцог голштинский Петр III. «Дело Петра эти люди не имели ни сил, ни охоты, ни продолжать, ни разрушить; они могли его только портить» (В.О. Ключевский).
В чем же состояла сущность эпохи дворцовых переворотов? Историки обращают внимание на два важных обстоятельства. С одной стороны, это была реакция на бурное правление Петра I, его грандиозные преобразования. С другой стороны, послепетровское время сформировало новое дворянство и дворцовые перевороты XVIII в. осуществлялись дворянской аристократией в интересах своего класса. Их результатом явились рост дворянских привилегий и усиление эксплуатации крестьян. В этих условиях отдельные попытки правительства смягчить крепостной режим не могли иметь успеха, и, таким образом, дворцовые перевороты, усиливая крепостничество, способствовали кризису феодализма.
Причины дворцовых переворотов историки видят в механизме власти, созданном Петром I. Их можно свести к следующему:
1. Бюрократия, обладающая реальной властью в государстве, оказалась не связанной с личностью конкретного монарха и могла приспособиться к любой политической конъюнктуре. Положение чиновников при дворцовых переворотах не изменялось, поэтому чиновники остались к ним равнодушны.
2. Военно-приказной стиль управления при невозможности существования легальной оппозиции порождал интриги и заговоры.
3. Петр I заставил дворян служить. Благосклонность монарха становиться для них главным критерием, смыслом службы, а заговор - дополнительной возможностью карьеры.
4. Петр I подорвал ряд русских традиций, обеспечивавших стабильность режима. Например, в 1722 г. был издан новый устав о престолонаследии, по которому монарх сам назначал себе приемника. Сам же Петр I не успел при жизни назвать имя наследника.
Таким образом, дворцовые перевороты - это естественный способ разрешения противоречий между основными составляющими абсолютизма: самодержавной властью, правящей верхушкой и господствующим классом (дворянством).
Дворцовые перевороты обладали рядом общих черт:
Обязательное участие гвардии;
Дворцовые перевороты не изменяли формы государственного устройства и не посягали на дворянское господство;
К заговорам часто становились причастны иностранные дипломаты, но дворцовые перевороты не сопровождались корректировкой внешнеполитического курса страны.
Некоторые историки говорят о «цивилизирующем» влиянии дворцовых переворотов на верховную власть. Об этом свидетельствуют, по их мнению, следующие две попытки законодательно определить компетенцию верховной власти.
В 1730 г. верховники предъявили герцогине курляндской Анне Иоанновне кондиции. Это условия, согласно которым она вступала на престол. Анна Ивановна не могла выходить замуж и назначать наследника, объявлять войну и заключать мир, вводить новые налоги, дарить вотчины, отнимать у дворян без суда жизнь, имение и честь, и т.д. Реализовать кондиции означало ликвидировать самодержавие и установить господство аристократической олигархии. Широкие слои русского дворянства стали опасаться усиления двух родовитых фамилий Долгоруких и Голицыных, составлявших Верховный тайный совет, и поддержали намерение Анны Ивановны разорвать кондиции.
Вторая попытка приходится на 1754 г., когда И.И. Шувалов (фаворит Елизаветы Петровны) составил проект введения в России фундаментальных законов, предусматривающих ограничение власти монарха. Эти два примера правильнее рассматривать не как попытку «цивилизировать» самодержавие, а как попытку установить всевластие верховников в условиях России.
Характерной чертой послепетровской системы власти становится существование, так называемых, советов при особе государя - высших правительственных органов, стоявших над сенатом. Например: Екатерина I создала Верховный тайный совет, Анна Ивановна - кабинет министров, Елизавета Петровна - Конференцию при высочайшем дворе. Эти органы власти помогали привлекать к управлению людей, лично преданных монарху. На этих же основах существовала власть фаворитов. Они, часто не занимая официальных постов, становились, чуть ли ни главными фигурами в государстве. А их устранение становилось настоящим дворцовым переворотом.
Фактическим властелином страны при Екатерине I становиться А. Меньшиков. Попытки несколько обуздать его властолюбие и корыстолюбие с помощью, созданного при императрице, Верховного тайного совета ни к чему не привели. При правлении 12-летнего Петра II (1727-1730 гг.) влияние Меньшикова при дворе усилилось, и он даже получил чин генералиссимуса. Но, оттолкнув старых союзников и не приобретя новых среди родовитой знати, он вскоре потерял влияние на молодого императора и в сентябре 1727 г. был арестован и сослан со всей семьей в Березово, где вскоре и умер.
Не доверяя русскому дворянству и не имея желания, да и способности самой вникать в государственные дела, Анна Иоанновна окружила себя выходцами из Прибалтики. Ключевая роль при дворе перешла в руки ее фаворита Э. Бирона. Некоторые историки период правления Анны Иоанновны называют «бироновщиной», полагая, что его главной чертой являлось засилье немцев, пренебрегавших интересами страны, демонстрировавших презрение ко всему русскому и проводивших политику произвола по отношению к русскому дворянству.
24. Внутренняя и внешняя политика правительства Екатерины II. Просвещенный абсолютизм.
Просвещенный абсолютизм - это общеевропейское явление. В Европе оно представлено такими яркими правителями, как король прусский Фридрих II, шведский король Густав III, император Австрии Иосиф II. Эта политика сформировалась под влиянием идей Просвещения, осуждавших сословное неравенство, произвол власти, католическую церковь и обосновывающих естественные права человека: свободу, равенство, право на частную собственность, а также принцип разделения властей и верховенство закона. Просвещенный абсолютизм - это политика реформирования, направленная на развитие государственности, местного управления, гарантию свобод отдельным слоям населения. Одной из черт этой политики было стремление ослабить остроту социальных противоречий путем издания законов и совершенствования государственного управления. Просвещенный монарх оказывает покровительство развивающимся торговле и промышленности, поощряет развитие науки, культуры и образования.
Историки по-разному оценивают российский просвещенный абсолютизм. Н.Я. Эйдельман отмечает особо в просвещенном абсолютизме политику европеизации России посредством реформ сверху при сохранении традиционных основ самодержавия. И хронологические рамки «просвещенного абсолютизма» он предлагает определять от преобразований Петра I до 1820-х гг., когда Александра I отказывается от реформ. Крах политики «просвещенного абсолютизма» он объясняет неподготовленностью России к реформам, классовые инстинкты дворянства, не желавшего никаких реформ в период относительной стабилизации.
Н.М. Дружинин, И.А. Федосов и С.О. Шмидт считают, что политика «просвещенного абсолютизма» выразилась в проведении ряда реформ, направленных на ликвидацию наиболее архаичных институтов феодализма и делающих шаг в сторону буржуазного развития. Цель властей - приспособить существующие порядки к формирующемуся капиталистическому укладу. Но эту черту «просвещенного абсолютизма» можно обнаружить не только в правлении Екатерины II, но также в правлении Александра I и даже Николая I.
Но большинство историков, говоря о «просвещенном абсолютизме», ограничивают его только царствованием Екатерины II. При этом среди историков нет единства по поводу характеристики российского варианта просвещенного абсолютизма. С.Б. Окунь и М.Т. Белявский говорят, что Екатерина II спекулировала красивыми фразами из работ французских просветителей. Эта социальная демагогия имела цель укрепить самодержавно-крепостнический строй, ослабить остроту социальных противоречий. При малейшем изменении социальной обстановки правительство отказывалось от внешнего напускного либерализма. Особенно это стало заметно после восстания Е. Пугачева.
Действительно в момент вступления Екатерины II на престол 11 губерний центральной России были охвачены волнениями. Добиться социального спокойствия Екатерина II попыталась наступлением на крестьянские права. Была легализована продажа крестьян в розницу и оптом, узаконен захват помещиками земель однодворцев (при этом последние превращались в казенных крестьян), ужесточаются меры по сыску беглых крестьян, крепостное право распространяется на земли Украины; помещикам было разрешено ссылать крестьян на каторжные работы без суда. Но при этом Екатерина II впервые заявила, что крепостное право - это зло.
Самым крупным мероприятием просвещенного абсолютизма явился созыв в 1767 г. Уложенной комиссии. Сюда вошли представители некоторых сословий (дворяне, мещане, духовенство, казачество, государственные крестьяне). Депутаты на время работы комиссии обеспечивались казенным жалованьем, навсегда освобождались от телесного наказания, пыток и казни. Комиссия должна была выяснить народные нужды и пожелания и составить новый, совершенный для России закон. Императрица подготовила «Наказ» депутатам, в основе которого лежали идеи Ш. Монтескье и других французских просветителей. В наказе подчеркивается необходимость крепкой самодержавной власти и одновременно равенства граждан перед законом. В уголовной области «Наказ» отрицал употребление пыток, выступал против смертной казни. Слабее всего в «Наказе» разработан крестьянский вопрос. Заседания комиссии открылись летом 1767 г. в Москве в Грановитой палате, через полгода Комиссия была переведена в Петербург. Но вскоре работа комиссии приобрела не желательный политический крен и была остановлена Екатериной II.
Несмотря на разгон Уложенной комиссии, некоторые историки полагают, что реформы Екатерины II вели к совершенствованию, централизации и унификации управления, усиливали «регулярное» начало государства. Особенно ярко это проявилось в губернской реформе (1775 г.). В результате реформы страна делилась на 50 губерний, а губернии делились на уезды. Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый императором. Губернатору принадлежала вся власть в губернии, ему подчинялись все воинские части и команды. В уездах управление было отдано дворянам, которые на 3 года избирали капитана-исправника (главу уезда) и заседателей нижнего земского суда, функции которых соответствовали функциям губернатора и губернского правления. Городом управлял городничий, назначавшийся правительством, как правило, из отставных офицеров-дворян. Судебная система была перестроена по сословному принципу. В 1763 г. Сенат был разделен на шесть департаментов, каждый из которых имел определенный круг обязанностей и полномочий. На Украине было уничтожено гетманство. В 1763 - 64 гг. была проведена секуляризация церковных земель, в результате чего духовенство потеряло свою самостоятельность.
Исследователи обращают внимание на такой признак «просвещенного абсолютизма», как деятельность по созданию «правового государства» с сословной структурой общества и с оговоренными в законе правами и обязанностями верховной власти и подданных в отношении друг друга. При этом сословную политику Екатерины II часто сводят к продворянской, поскольку были удовлетворены почти все притязания этого сословия. Екатерина II создает благоприятные условия для приспосабливанию помещичьего хозяйства к новым условиям (капиталистическим отношениям). Создаются условия для дворянского предпринимательства. Утверждается дворянская монополия на эксплуатацию крепостного труда. Укрепляется дворянское землевладение. Подтверждается монопольное право дворян на владение землей. Правительство пытается поддержать дворянство путем популяризации новых форм ведения хозяйства. В Петербурге создается «Вольное экономическое общество». В 1785 г. выходит жалованная грамота дворянству. Она закрепила все сословные права и привилегии дворянства, полученные ими к этому времени. Грамота распространила создание дворянских собраний во главе с предводителем дворянства и на уезды и на губернии. Она включила в российское дворянство прибалтийских баронов, польскую шляхту, казацкую старшину украинских и белорусских помещиков, что окончательно консолидировало сословие дворян в России.