Лекция 2. Действие в политике
Лекция 1.Институты политики
Термин «политические науки» в 19 веке был применен впервые. Они понимались как науки социального «штаба».
Polytics – борьба за доступ к власти, завоевание правительственных функций в государстве.
Policy — это осуществление мер, принятых правительством, различные уровни управления, а так же любые акции, предпринятые потому, что они выгодны или полезны.
Институциональное структурирование политики являет собой сложное и массовое явление, понимание которого требует совокупного аналитического подхода.
Инстинкт и институт
Инстинкт | Институт |
иерархия | Подчинение |
общение | Язык |
орган | орудие труда |
Группа | Общество |
Природа | Культура |
Потребность | желание |
Инстинкт и институты являются двумя способами удовлетворения стремлений у живых существ.
Институт – совокупность опосредованных связей, обладающих относительной стабильностью и предлагающих субъекту обязательные для него пределы и инструменты собственного поведения.
Языковой знак и его произвольность
Знак – единица, состоящая из двух элементов – означаемое и означающее. Означающее не обладает ни одним из свойств того понятия, к которому отсылают.
Фердинанд де Соссюр говорил о симметричном дуализме знаков (слово «друг» означает для каждого что-то свое)
Политика как условие человечности человека
Аристотель: политика позволяет достичь высочайшего блага
Платон, Протагор: для удовлетворения потребностей человек тяготеет к общественной жизни. Но перед существенными угрозами вынужден строить для этого город.
Лютер и Августин: существование политической власти спасает человечество от уничтожения.
Лютер: помешать уничтожению мира может политическое принуждение (сверх-легитимность).
Гоббс: государство завершает войну всех против всех.
Гоббс выделял 3 типа агрессии:
1. соперничество
2. недоверие
3. любовь к власти
Пока люди не подчинены общей власти, они от природы наделены правами, но естественные права вступают во множество противоречий.
Политика согласно Гоббсу превращает животное в человека (примерно так же думал Жан Жак Руссо - диктат государства неизбежен и необходим, хотя этот процесс носит негативный характер.)
Карл Шмидт: Государство как политическая целостность и центр принятия решений удерживает и концентрирует власть: у него есть возможность вести войну и открыто распоряжаться жизнью человеческих существ. В войне видится сущность политики.
Маркс: государство – паразит гражданского общества
Небо = | Политика = | Государство |
Земля = | Экономика = | Гражданское общество |
Маркс отводит гражданскому обществу место базиса, а государство (право и религия) ставит на место институтов, порождаемых дифференциацией и логикой и вынужденной иллюзией. Маркс отождествляет гражданское общество с градом земным, а государство – с градом божьим.
_________________________________________________________________________________________
По Фрейду развитие цивилизации и культурная эволюция – это первопричина самого лучшего и самого худшего.
Война – противоположность цивилизации и политики.
Политика – это не сублимация насилия, а одно из проявлений либидо.
Хайдеггер – группа и субъект
Хайдеггер выделяет понятие диктатуры неопределенного субъекта.
Неопределенный субъект – это некая социальная безликость, навязываемая личности, которая разрушает аутентичность «я» в пользу ложной мысли и ложного бытия.
В неопределенном субъекте мое «я» лишается самого себя.
Противопоставление демонстраций и восстаний
Демонстрации | Восстания |
Театр | Политика |
Гамлет | Клаузевиц |
Бессилие | Сила |
Меньшевики | Большевики |
Буржуазная демократия | Диктатура пролетареата |
Лекция 3.
Гражданское общество.
1)Понятие феномена гражданского общ.
2)Политическая власть и гр. Общество.
3)Гр. Общество в РФ.
Гражданское общество- совокупность горизонтальных социальных связей, автономных от гос. Институтов и объединений, созданных свободными и ответственными индивидами для защиты своих интересов.
Признаки.
1)Социальность.
2)Автономность от государства.
3)Гражданственность- умение существовать с другими, учитывая правовые рамки.
4)Горизонтальность, добровольственность, подвижность связей, свобода от принуждения.
Аристотель.
Гражданское общество – одна из форм общностей выше, чем семья и этнос.
Августин Блаженный.
Земное общество (гр. Общество) противостоит граду Божьему. Обеспечение мира стоит на 1-ом месте.
Гегель.
Госувдарство область удовлетворения потребностей.
Маркс.
Финал развития гражданского общества это диктатура пролитариата. Анатомией его гражданского общества являетсяполит-экономия, но не капитализм.
Государство и церковь.
Ав. БИ. утверждали законность государства подчиняя его церкви.
В западном обществе не было слияния церковной и светской власти.
Гирц.
1)Король одновременно я вляется и первосвященником (Египет, Китай , Шумер)
2)Король- условная фигура. Священники устанавливают связь с другим миром.
3)Король- религиозно-монархический центр мира. Священники являются признаком святости.
Гражданское общество отделение от государства.
Результатом протестанской реформы на западе утверждается автономия гражданского общества в церкви.
Лютер отмечае смесь небесного и земного , но возрождает идею всеобщего блага (на светских основах).
Государство как регулятор гражданского общества.
Государство- организация организаций элементами которой является семья и само гражданское общество. Однако это не целостный подавляющий организм. Личность сохранят собственное пространство .
Эгоистичный интересы личности могут утверждатся, при этом общество интегрирует личность в себяв рамках общественных условий.
Государство предшествует гражданскому обществу. Государство я вляется условием существования гражданского общества.
Кластер.
Деление общества на классы не порождает государство (классы продукт государства). Власть реализуется 2-мя способами 1)насильственный 2)без принуждения
Аристотель.
Социальный мир рассматривается как совокупность групп, логически определенных. Определяются они родом и классом.
Вебер.
Анализ политики государства опирается с одной стороны на анализ сил, с другой на аппарат насилия.
Фуко. Говорит ознании как опоре для власти.
Государство- нация.
В 11 в этот термин начинает напрямую означать этнические группы.
Рождение нации как инструмента организации связано с экономическим кризисами в Европе.
Нация как вление призвано строить массы перед угорозорйиз вне.
С точки зрения Маркса нация является переходным этапом.
Ленин. Социальный класс определяется, иходя из партийной принадлежности.
Нация на постсовременном этапе относится к «великим сказаниям» которые завершаются.
Постсовременность отличает: 1)Стоимость инфрмации2)Сфера услуг.
Роккан.
3 переменные.
1)Экономическая. Черезэлитпозволят составлять представления о государствообразовании.
2)Культурная. В соответствии с природой элит определяет нациобразования.
3)Территориальная. Определяет понятие центрообразования.
Государство требует монополию на несправедливость.
Дюркгейм. Государство как сознание нации.
Гражданское общество- сфера острой конкуренции и одновременно государственно-генеральная структурирующая сила возвышающаяся над обществом.
Дух государства.
Демократия является политической формой существования христианства, а государство является религиозной ценностью.
Лекция 1.Институты политики
Термин «политические науки» в 19 веке был применен впервые. Они понимались как науки социального «штаба».
Polytics – борьба за доступ к власти, завоевание правительственных функций в государстве.
Policy — это осуществление мер, принятых правительством, различные уровни управления, а так же любые акции, предпринятые потому, что они выгодны или полезны.
Институциональное структурирование политики являет собой сложное и массовое явление, понимание которого требует совокупного аналитического подхода.
Инстинкт и институт
Инстинкт | Институт |
иерархия | Подчинение |
общение | Язык |
орган | орудие труда |
Группа | Общество |
Природа | Культура |
Потребность | желание |
Инстинкт и институты являются двумя способами удовлетворения стремлений у живых существ.
Институт – совокупность опосредованных связей, обладающих относительной стабильностью и предлагающих субъекту обязательные для него пределы и инструменты собственного поведения.
Языковой знак и его произвольность
Знак – единица, состоящая из двух элементов – означаемое и означающее. Означающее не обладает ни одним из свойств того понятия, к которому отсылают.
Фердинанд де Соссюр говорил о симметричном дуализме знаков (слово «друг» означает для каждого что-то свое)
Политика как условие человечности человека
Аристотель: политика позволяет достичь высочайшего блага
Платон, Протагор: для удовлетворения потребностей человек тяготеет к общественной жизни. Но перед существенными угрозами вынужден строить для этого город.
Лютер и Августин: существование политической власти спасает человечество от уничтожения.
Лютер: помешать уничтожению мира может политическое принуждение (сверх-легитимность).
Гоббс: государство завершает войну всех против всех.
Гоббс выделял 3 типа агрессии:
1. соперничество
2. недоверие
3. любовь к власти
Пока люди не подчинены общей власти, они от природы наделены правами, но естественные права вступают во множество противоречий.
Политика согласно Гоббсу превращает животное в человека (примерно так же думал Жан Жак Руссо - диктат государства неизбежен и необходим, хотя этот процесс носит негативный характер.)
Карл Шмидт: Государство как политическая целостность и центр принятия решений удерживает и концентрирует власть: у него есть возможность вести войну и открыто распоряжаться жизнью человеческих существ. В войне видится сущность политики.
Маркс: государство – паразит гражданского общества
Небо = | Политика = | Государство |
Земля = | Экономика = | Гражданское общество |
Маркс отводит гражданскому обществу место базиса, а государство (право и религия) ставит на место институтов, порождаемых дифференциацией и логикой и вынужденной иллюзией. Маркс отождествляет гражданское общество с градом земным, а государство – с градом божьим.
_________________________________________________________________________________________
По Фрейду развитие цивилизации и культурная эволюция – это первопричина самого лучшего и самого худшего.
Война – противоположность цивилизации и политики.
Политика – это не сублимация насилия, а одно из проявлений либидо.
Лекция 2. Действие в политике
Политическое действие понимается как реакция на ситуацию, в которой находится субъект акта.
Самосоздающееся пророчество – феномен особенности структуры действия, о котором достаточно просто сообщить, чтобы оно произошло.
Теория политического поведения основана на парадигме (в рамках которой можно выделить различные варианты), согласно которой поведение связано с установкой.
______________________________________________________________
От борьбы рабочих к классовой борьбе пролетариата по Марксу
· Разобщенностьрабочих
· Борьба на местном уровне против хозяев
· Мобилизация рабочих против политических врагов буржуазии Воспитание—образование, осуществляемое буржуазией
· Конкуренциямеждурабочими
Развитие крупной промышленности и средств сообщения
· Господствобуржуазии
· Концентрация, объединениерабочих
· Централизация и национализацияборьбы
· Непосредственнаямобилизацияпротивбуржуазии
· Осознаниепролетариатомсвоей силы
· Боевыеотряды
· Воспитание—образование, осуществляемоебуржуазией
· Организация пролетариев в класс и — тем самым — в политическую партию
· Внутренний расколбуржуазии
· Распадгосподствующегокласса
· Господствопролетариата
__________________________________________________________________________________________