Понятие и структура политического процесса..
Понятие политического процесса используется обычно в двух отношениях, условно обозначаемых как его макро- и микроизмерения. В макроаспекте его определяют как ход развития вообще, воспроизводство политической
системы под влиянием действующих на нее факторов, т.е. как ее универсальную динамическую характеристику. В микроаспекте под политическим процессом понимается совокупность субпроцессов, т.е. политический процесс сводится к деятельности людей в различных группах по поводу борьбы за власть и ее использования для достижения своих индивидуальных и групповых интересов.
Структура политического процесса:
1) Субъекты политики – это те, кто принимает активное, осознанное участие в политической деятельности: индивиды и их группы, реализующие самостоятельно выработанные программы действия, осуществляющие свою сознательную цель и обладающие способностью проявлять себя как совокупные субъекты. Любые действия субъектов политики в конечном счете преследуют одну цель: повлиять на принимаемые государственной властью решения. Собственно политический процесс начинается с выявления проблемы, поиска ее решения во взаимодействии всех заинтересованных политических сил и завершается тем или иным результатом, который выражается в действиях властей.
2) Объект должен быть создан или достигнут как цель политического процесса.
3) Средства, методы, ресурсы исполнителей процесса связывают субъект и объект-цель. Ресурсами политического процесса могут служить его идеальные и материальные основы – наука, знания, технические и финансовые средства, настроения масс, участников процесса, идеология и другие факторы.
Современный этап эволюции концепций политического процесса открывается в XX в. микротеориями, связанными с именами Артура Бентли и Вильфредо Парето.
1) На основе изучения истории Европы, Вильфредо Парето сформулировал теорию циркуляции элит: постепенно элита, которой принадлежит власть, деградирует – ей на смену приходит новая контр-элита … Через некоторое время цикл повторяется. Деление на способную к управлению «элиту» и «контр-элиту» Вильфредо Парето считал «… существенной чертой всех человеческих обществ, а «круговорот» элит, то есть их стабилизацию и последующую деградацию, - движущей силой общественного развития, лежащей в основе всех исторических событий. Вера в прогресс или эволюцию бессмысленна, ибо человеческое общество обречено на циклическое движение властных структур: от правления «львов» к правлению «лис» и обратно. В понимании Парето политикой и экономикой руководят две основные группы лидеров: «лисы», способные на эксперимент и открытия, но лишенные преданности принципам, которые гарантируют стабильность социальной жизни, а также «львы», которые представляют консервативные силы, но имеют также глубокое чувство преданности ценностям семьи и нации. «Львы» отстаивают классовую солидарность, патриотизм и религиозные ценности. При этом они в отличие от склонных к постоянным интригам «лис» не боятся использовать силу, если это необходимо. Парето считал, что он живет во времена «лис» (имея в виду Италию и Францию). Политическая и экономическая сцена заполнена политически недобросовестными юристами и интеллектуалами-софистами, манипулирующими сознанием людей. Если это состояние оставить бесконтрольным, то социальное равновесие будет фундаментально подорвано. Однако он видел в истории доказательства тому, что всегда в подобной ситуации люди консервативных «львиных» качеств начинают набирать силу и отодвигают господство «лис». Они создают уверенность в том, что социальная стабильность установится, а вера, патриотизм и национальная гордость вновь заявят о себе».
2) Настоящую революцию в развитии теории политического процесса произвела книга Бентли«Процесс управления», в которой подробно была разработана концепция групп интересов, или «заинтересованных
групп». Именно ему — одному из первых — принадлежала трактовка динамики политического процесса как борьбы и взаимного давления социальных групп в соперничестве за государственную власть.В его исследования заложена идея о том, что именно группа является базовой единицей общества.
Новаторским подходом А. Бентли в исследовании политического процесса стало его утверждение о том, что изучение политики не должно сводиться к описанию законодательных норм и формальных моментов политической организации общества, а прежде всего оно предполагает изучение действий людей, добровольно объединяющихся в группы, направленные на достижение политических целей. «Поведение, личность, убеждение индивида могут рассматриваться только в контексте его деятельности в какой-либо группе». А. Бентли считал, что «группа — это объединение граждан, рассматриваемых не как абстрактная физическая единица общества, а как массовая деятельность, которая не связывает индивида участием только в одной группе, но допускает его деятельность и во многих группах. Нет такой группы, у которой не было бы своего интереса. Группа без интереса не существует. Общество — это не что иное, как совокупность различных групп интересов, а их количество ограничивается лишь одним показателем — интересами, ради которых они созданы и действуют».
Начиная с А. Бентли понятие «политический процесс» включает в себя два типа отношений:
1) неформальные, реальные групповые, поскольку «группа интересов» является его первичным субъектом,
2) производные, официально-институциональные, представляющие собой лишь проекцию групповых интересов, в силу чего государственные институты выступают лишь как один из многих видов «групп интересов».
3) Важной вехой в развитии теории групп интересов стало исследование Дэвида Трумэна.Развивая идеи А. Бентли, Д. Трумэн определил политический процесс как процесс групповой конкуренции в борьбе за власть над распределением ресурсов, а само общество — как множество групп, взаимодействующих друг с другом.
Вместе с тем Д. Трумэн более конкретно определил понятие «группа интересов». Под ней он понимал любую группу, имеющую один или несколько общих интересов и выдвигающую ряд требований к другим группам для установления, поддержания или укрепления норм поведения, которые определяются общностью взглядов данной группы. По мнению американского ученого, группы интересов могут переходить в определенное новое состояние, если они в своем стремлении достичь цели действуют через правительственные структуры. Такие группы Трумэн называл политическими. По сути дела, у него речь идет уже о группах давления.
Группа давления — это та же самая группа интересов, но обладающая некоторыми специфическими чертами или находящаяся в некотором специфическом состоянии и осуществляющая определенную деятельность в сфере политических отношений. По существу, группа давления есть дополнительное качество группы интересов, которая оказывает давление на властные структуры. Таким образом, Д. Трумэн обогатил теорию политического процесса обстоятельной разработкой идей смены равновесия и неустойчивости интересов, а также «стабильности» общества, определяемого им как устойчивый тип группового взаимодействия. Динамика политического процесса в концепции Д. Трумэна представляется как волнообразный цикл перехода от нестабильных взаимодействий к установлению относительного равновесия между группами и восстановлению старой модели стабильности или созданию новой.
4) Существенной попыткой создать некую универсальную модель трактовки и исследования политического процесса явилась разрабатывавшаяся с начала 1950-х гг. теория функционирования политических систем Дэвида
Истона. (вопрос 11)
5) Габриэль Алмонд(1911-2002) заложил основы динамическоймодели процесса как адаптации политической системы к изменяющимся условиям социальной среды. В своей схеме он попытался соединить деятельность отдельных групп с функционированием данной системы в целом. К функциям «входа» он отнес:
1) Агрегирование интересов – придание однородности множеству разнохарактерных требований и интересов, выработка общих требований и их иерархизация, соединение требований в партийные программы.
2) Артикуляция интересов – процесс формулирования и выражения требований, предъявляемых к политическим структурам, принимающим властные решения.
3) Политическая коммуникация – распространение и передача политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой.
4) Политическая социализация – процесс приобщения индивидов к нормам и ценностям политической системы.
5) Рекрутация – отбор лиц для осуществления властных функций в политической системе.
Перечисленные функции выполняют ряд политических структур: группы интересов, партии, законодательные органы власти.
В функции «выхода» были включены: нормотворчество, исполнение законов, правил и норм, а также контроль за их соблюдением.
Эти функции реализуются законодательными, исполнительными и судебными органами власти.