Легитимность политической власти и ее виды.
Легитимность – это признание обществом данной власти и ее права на управление.
В настоящее время существует два подхода к определению критериев легитимности власти. Либерально - демократический, иногда его называют рационально - законный, признает только такую власть, которая сформирована в результате демократических процедур. Прагматический - исходит из того, что главное состоит не только в выборности власти, но и в ее способности овладеть сложной ситуацией в обществе, поддерживать в нем стабильность.
В научный обиход термин «легитимность» ввел М. Вебер. По его мнению «сущность легитимности выражается в том, что все те, кто находится у власти, ожидают полного повиновения их приказам, а те, кто повинуется, что приказ будет иметь тот характер, какой ими, повинующимися, ожидается». Исходя из этих методологических позиций, М. Вебер анализирует типы легитимного господства власти в политической системе общества.
Первый тип – традиционная легитимация, то есть господство на основе традиционного авторитета. Такое господство основано на уважении к традициям, вере в святость и справедливость древних установлений, в то, что власть выражает «дух народа», соответствует его обычаям, отразившимся в качестве стереотипов сознания и поведения. Традиционная легитимация связана с долговременной практикой ее существования в том или ином государстве.
Второй тип – харизматическая легитимация («харизма» в переводе с греческого божественный дар). Под харизмой понимается качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими, или, по меньшей мере, специфическими особыми силами и свойствами, не доступными другим людям. Харизматическое господство основано на вере в личные качества вождя, его особые способности, его исключительное предназначение. Этот тип легитимации не связан с разумом, разумными суждениями и. логическими умозаключениями. Харизматическая легитимность опирается на чувства, это сенсорная по своему характеру легитимность.
Третий тип – рациональная легитимация, то есть господство, основанное на воспринятом умом убеждении в целесообразности и оправданности существующего режима, законов, принятых в данном обществе для руководства им, вере в функциональную компетентность руководителя государства. Здесь в качестве мотива подчинения выступают соображения интереса. При таком типе господства индивиды подчиняются не личности, а установленным законам: им подчиняются и управляемые и управляющие, то есть правовое, рациональное начало – это принцип, лежащий в основе данной легитимации.
Д. Истон, в зависимости от объекта, времени, содержания, различает следующие типы легитимности:
1. «Диффузную». Она характеризуется общей, фундаментальной, долговременной поддержкой идей и наиболее важных принципов функционирования политического режима независимо от результатов его деятельности:
2. «Специфическую». Ее особенность состоит в ориентированности на результат, кратковременности, и, в основном, сознательном характере поддержки политического режима и способов его деятельности.
Считая основными источниками легитимности идеологию, структуру и личные качества, Д. Истон выделил следующие типы легитимности:
1. Идеологический. Основывается на ценностях и нормах, которые разделяет политический режим и которыми он руководствуется. Следовательно, чем больше граждан разделяют ценности и нормы режима, тем большей легитимностью он обладает, и наоборот.
2. Структурный. В основе его лежит убежденность граждан в «ценности» данного политического режима, характера распределения властных полномочий, отношений между ветвями власти.
3. Персональный. В основе его лежат убеждения граждан в обоснованности возложенных на конкретное лицо выполняемых им властных функций, в соответствии личностных характеристик политического деятеля требованиям, возлагаемых на него властью. Данный тип легитимности персонифицирует власть, придает ей большую эмоциональную окраску.
Легитимность власти — это не постоянное, застывшее состояние, а подвижная переменная. В обществе происходят колебания легитимности власти. Эти колебания связаны с процессами легитимизации и делегитимизации власти. Легитимизация — это процесс роста общественного признания лидеров и институтов политической власти. Делегитимизация — процесс падения авторитета лидера и институтов политической власти.
Признаки делигитимации:
1) Критика властных структур
2) Коррумпированность высших эшелонов власти
3) Противоправность в поведении чиновников
4) Обнищание народа
Особую роль в процессах легитимизации, очевидно, играет интеллигенция. Когда интеллектуальная элита в целом доверяет режиму, то можно предсказать ему оптимистическое будущее. И, соответственно, наоборот: если интеллектуалы противостоят режиму, легитимность последнего представляется крайне хрупкой. Поэтому власть в реформируемом обществе всегда должна уделять особое внимание настроениям в интеллектуальной и студенческой среде.
В посттоталитарных обществах важное значение в процессе легитимации режима может играть рабочий класс, еще сохраняющий свои воспоминания и претензии на исключительное положение, которое хотя и было в коммунистических системах в значительной степени иллюзорным; но во многом воспринимается как стереотип.
Между тем, существенно более важным фактором делегитимации является армия, которая, как правило, обладая высокой степенью организованности и вооружением, в состоянии произвести военный переворот в случае широкого распространения в ее рядах недовольства существующей властью. В отдельных случаях важным фактором делигитимации может выступать и духовенство, однако это зависит от конкретно-исторической ситуации в стране.
Иными словами, ограничения легитимности и потеря доверия могут объясняться как дурной политикой, так и трудностями управления в плохо регулируемом обществе.
Существуют два противоположных типа неуправляемости:
1) Правительство слишком перегружено требованиями со стороны общества с очень сложной структурой и берет на себя множество обязательств, как это бывает в государствах с большим числом социальных программ;
2) Государство в ситуации экономического кризиса или экономической недоразвитости просто не обладает необходимыми ресурсами для оказания позитивного влияния на общество.
По-видимому, — оба случая вполне применимы к современной России. Таким образом, важнейшим условием функционирования власти является ее авторитет в глазах граждан, ее легитимность. Легитимность власти является гарантом ее стабильности.