Политическая система общества, ее структура и функции.

Политическая система —комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Структура политической системы:

В структуре политической системы, как правило, выделяют следующие взаимодействующие подсистемы:
1) Институциональная подсистема. Она состоит из политических институтов, каждый из которых может рассматриваться как самостоятельная система. Она включает государство и его органы, политические партии и группы интересов, избирательную систему, СМИ, церковь и т.д. Особая роль принадлежит государству как основному субъекту политики и власти. Этой подсистеме принадлежит ключевая роль, так как здесь создается нормативно-правовая база, определяющая условия, возможность и границы функционирования всей политической системы.
2) Нормативная подсистема. Она опирается на политико-правовые нормы, исторически сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в обществе принципы. Нормативная подсистема регулирует общественные взаимосвязи, формирование и деятельность политических институтов, функционирование политической системы и общества в целом. Она определяет не только цели и направления функционирования всей политической системы, но и желательное и нежелательное, дозволенное и недозволенное с точки зрения ее укрепления.
3) Функциональная подсистема. Она определяется формами политической деятельности, способами осуществления власти, преобладанием среди них насильственных или ненасильственных методов управления. Эта подсистема является основой политического режима, который обеспечивает сохранение существующей власти.
4) Коммуникативная подсистема. Она представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы (отношения по поводу управления обществом, связанные с борьбой за власть, неформальные отношения, не закрепленные в существующих правовых нормах), и включает разнообразные формы и принципы взаимодействия. Данная подсистема устанавливает связи между различными институтами политической системы (например, партии – государство, группы интересов – партии, политическая система – экономическая система и т.п.). К ней относятся каналы передачи информации правительству, СМИ.
5) Культурно-идеологическая подсистема. Она включает в себя политические концепции, теории, взгляды и играет существенную роль в определении политических целей и путей их достижения. Культурно-идеологическая подсистема обеспечивает сохранение и воспроизводство существующей модели общества. В то же время в ней происходят процессы, связанные не только с подтверждением, но и с видоизменением данной модели общественного устройства.
Данная структура прослеживается в политической системе любого общества, но в конкретных условиях разных государств эти подсистемы создаются и функционируют в различных формах. Поэтому реальные политические системы современного мира очень разнообразны.

Функции политической системы:

В современной политологии функции политической системывыделяются по разным основаниям. Одна из самых авторитетных классификаций функций политической системы принадлежит Алмонду.

Он указывает на такие функции «входа» этой системы, как:

1) Агрегирование интересов – придание однородности множеству разнохарактерных требований и интересов, выработка общих требований и их иерархизация, соединение требований в партийные программы.

2) Артикуляция интересов – процесс формулирования и выражения требований, предъявляемых к политическим структурам, принимающим властные решения.

3) Политическая коммуникация – распространение и передача политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой.

4) Политическая социализация – процесс приобщения индивидов к нормам и ценностям политической системы.

5) Рекрутация – отбор лиц для осуществления властных функций в политической системе.

Перечисленные функции выполняют ряд политических структур: группы интересов, партии, законодательные органы власти.

В функции «выхода» были включены: нормотворчество, исполнение законов, правил и норм, а также контроль за их соблюдением.

Наши рекомендации