Понятие, происхождение власти, её ресурсы, виды, субъекты
Не существует определенного понятия власти в виду многозначности данной категории.
Власть, по Парсонсу, понимается как аналогичный деньгам символический посредник, циркулирующий внутри политической системы, но способный перемещаться оттуда во все три соседние функциональные субсистемы
общества— экономическую («конвертируясь» в те самые деньги), интегративную (совокупность социальных общностей с посредником в виде влияния) и строеподдерживающую (культурную с посредником в виде ценностей).
Концепции к проблемам власти:
1) Биологический подход рассматривает власть как естественное состояние в обществе, предопределяемое самой природой. Власть не является специфичной только для человека, а имеет предпосылки в биологической структуре, общей у человека и животных. Основа власти заключена в природе человека.
2) Психологический подход исследует власть под углом зрения восприятия ее человеком. Субъективное восприятие основывается либо на особых качествах непосредственного носителя власти, либо вытекает из особенностей психологической природы человека, которая у одних людей проявляется в чувстве слепого повиновения, а у других, наоборот, в чувстве неповиновения и непокорности всяким атрибутам внешнего воздействия.
3) Антропологический подход имеет некоторые общие черты с биологическим подходом. В антропологическом подходе распространение власти происходит на все социальные образования. Все действия, опирающиеся на власть и авторитет, признаются политическими, и на этом основании говорится о существовании политической власти во всяком обществе. Носителями политической власти являются вожди, советы старейшин, собрания общины и т.д.
4) Социологический подход состоит в сведении власти к политическому влиянию одной социальной группы на другую. В его рамках выделяются следующие направления исследований:
• бихевиористское - власть является особым типом поведения, основанным на возможности изменения поведения других людей;
• телеологическое - власть толкуется как достижение определенных целей, получение намеченных результатов;
• инструменталистское - власть трактуется как возможность использования определенных средств, в том числе насилия;
• структуралистическое - характеризует власть как особого рода отношение между управляющим и управляемым;
Проблема власти — одна из центральных в политологии. Власть появляется вместе с человеческим обществом как механизм регулирования совместной деятельности людей, политическая власть — с появлением государства.
Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. В отечественной политологии наиболее распространенной является классификация ресурсов власти в соответствии со сферами общественной жизни
1) Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.
2) Социальные ресурсы – это понижать или повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации. Это возможность воздействовать на такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, льготы и т.д.
3) Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки и образования, СМИ и др. Как считает известный американский социолог О. Тоффлер, теперь факторы власти — по-прежнему насилие и богатство, но главным становится знание, ибо
именно оно лежит в основе по-современному понимаемых силы и богатства.
4) Политико-силовые ресурсы – это оружие и средства физического принуждения, а также специально подготовленные для их применения люди. Их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества.
Виды власти:
Типы власти по Максу Веберу:
1) Индивидуализированнаявласть, которая обычно осуществляется одним человеком и во многомзависит от его личных качеств.
2) Институционализированнаявласть – власть политических институтов и государственных учреждений.
2) Персонофицированная власть – когда абстрактная власть институтов воплощается в конкретных людях.
В зависимости от субъектов власть делится на:
— государственную/партийную/профсоюзную/армейскую/семейную и т.п.
По широте распространения выделяются следующие виды власти:
— мегауровень (власть на уровне международных организаций: ООН, НАТО, Европейский Союз и т.п.);
— макроуровень (власть на уровне центральных органов государства);
— мезоуровень (власть на уровне подчиненных центру организаций: региональных, районных);
— микроуровень (власть в первичных организациях и малых группах).
По функциям государственных органов различается власть:
— законодательная/исполнительная/судебная.
По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть:
— тоталитарную/авторитарную/либеральную/демократическую.
По способам осуществления:
— явная (эксплицитная) - когда А совершенно определенным образом, не допускающим разночтений, укажет Б, что ему надлежит делать
— неявная (имплицитная) - Б делает то, что желает А, но без прямого предписания с его стороны
Субъекты власти: С определенной долей условности политических субъектов можно классифицировать на три группы. Первая — субъекты социального и национального уровня (первоисточники власти): социальные общности, классы, группы, элиты, индивиды и др. Вторая — институциональные носители политической власти: государство и его органы, политические партии, общественно-политические организации и движения. Это постоянно действующие субъекты политики, претворяющие ее в жизнь. Третья группа — функциональные политические субъекты: оппозиция, лобби, средства массовой информации и др. Они борются за политическую власть, прямо или косвенно участвуют в ее осуществлении.